Опера «Руслан и Людмила»!
методическая разработка по музыке (3 класс)

Прокопенко Лариса Борисовна

Урок  музыки в 3   классе, 3 четверть, 2 урок

Цель урока: Создать условия для понимания обучающимися жанра оперы на примере оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Задачи

Образовательные:

  • Знать определение жанра оперы
  • Знать  номера оперы: ария, дуэт, ансамбль, хор, речитатив
  • Голоса исполнителей: сопрано, бас, баритон
  • определять на слух музыкальные фрагменты оперы:

Воспитательные:

  • показать, как музыка в оперном спектакле помогает глубже почувствовать характер и настроение литературных героев
  • средствами искусства воспитывать осознание  нравственных понятий: добро и зло, совесть, достоинство

Развивающие

  • Развитие ассоциативно-образного мышления на основе        сопоставления музыкального  и литературного  произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опера «Руслан и Людмила»!178.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опера «Руслан и Людмила»!

Урок  музыки в 3   классе, 3 четверть, 2 урок

Цель урока: Создать условия для понимания обучающимися жанра оперы на примере оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Задачи

Образовательные:

  • Знать определение жанра оперы
  • Знать  номера оперы: ария, дуэт, ансамбль, хор, речитатив
  • Голоса исполнителей: сопрано, бас, баритон
  • определять на слух музыкальные фрагменты оперы:

Воспитательные:

  • показать, как музыка в оперном спектакле помогает глубже почувствовать характер и настроение литературных героев
  • средствами искусства воспитывать осознание  нравственных понятий: добро и зло, совесть, достоинство

Развивающие

  • Развитие ассоциативно-образного мышления на основе        сопоставления музыкального  и литературного  произведений.

Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийный проектор

Дидактический материал:

  • презентация
  • фонохрестоматия произведений
  • кроссворд

Ход урока:

I.        Организационный этап

II.        Основной этап

  1. Биографическая справка композитора. Заполнение кроссворда
  2. Слушание: Ария Руслана, Каватина Людмилы, Сцена Наины и Фарлафа
  3. Викторина

III.         Исполнительская деятельность.

  1. Распевание
  2. М. Глинка «Жаворонок»,
  3. М. Минков, Ю. Энтин «Дорогою добра»

IV.        Заключительный этап. Рефлексия (подведение итогов)

I        

И вновь музыкальный театр! (слайд и изображением Мариинского и Михайловского  театров) Театр оперы и балета и значит речь пойдёт об одном из этих жанров.

Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют, если надо танцуют и звучит симфонический оркестр – ОПЕРА!

Я начну, а Вы продолжите:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

А.С.Пушкин! Композитор М.И.Глинка создал оперу на основе поэмы «Руслан и Людмила»

II.1

М.Глинка  – 1804 – 1857г (презентация слайд 2)

Боготворил  А.С.Пушкина,  в пансионе учился вместе с младшим братом поэта. Знакомые для нас произведения: «Камаринская», «Жаворонок», оперы: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

Обращение к поэме «Руслан и Людмила» не случайно.  Яркие,  образные музыкальные характеристики героев.

Светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Женихи на руку Людмилы — витязи Руслан, Ратмир и Фарлаф, которые окружают прекрасную княжну. Людмила подает руку Руслану. Князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. Баян предрекает в своих песнях беду, грозящую Руслану и Людмиле. Народ желает счастья молодым. Вдруг страшный гром потрясает хоромы. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну..

Марш Черномора
          «Какое чудное мгновенье»  (фрагмент)

II.2

Храбрый Руслан отправляется на поиски Людмилы

Слушание: Ария Руслана

Ария – сольная музыкальная характеристика героя. Голос – баритон

Марш, гордая, решительная мелодия.

Партию Людмилы исполняет сопрано – высокий женский голос.

Каватина  танцевальный, лёгкий, грациозный, жизнерадостный характер

«О, мой милый Руслан..»

 Дуэт Наины и Фарлафа. Рондо Фарлафа»

Фарлаф – «крикун надменный, в пирах никем не побежденный, воин скромный средь мечей».

Какими средствами выразительности создаёт образ Фарлафа композитор?  Как он к нему относится?

С юмором, использует приём скороговорки, танцевальные ритм в оркестровой партии, интонация испуга при встрече с Наиной, интонация восторга в рондо (с готовностью принимает предложение Наины).

«Дерзость, хвастовство, безудержная наглость, опьянение собственным «мужеством», зависть и злоба, трусость, сластолюбие, вся низость натуры Фарлафа раскрывались Шаляпиным в исполнении рондо без карикатурного преувеличения, без подчеркивания и нажима. Здесь певец достигал вершины вокального исполнительства, с виртуозной легкостью побеждая технические трудности"   А.А. Гозенпуд

Как в доброй сказке, в этиойопере счастливый финал, в котором хор величает храброго Руслана и красавицу Людмилу, славит родную землю.

II.3  Викторина

  1. М.И.Глинка «Марш Черномора»
  2. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа»
  3. М.Глинка  «Ария Руслана»

Что объединяет, прозвучавшие фрагменты?

Жанр, композитор

II.4  

Кроссворд Опера Руслан и Людмила

По горизонтали

3. Музыкальный спектакль, в котором все исполнители поют.

5. Низкий мужской голос, но выше, чем бас

6. Сольная характеристика в опере

8. Злой волшебник в опере "Руслан и Людмила"

9. Соперник Руслана, Пушкин назвал его "крикун надменный"

По вертикали

1.        Назовите имя героини оперы Глинки

2.        Номер Фарлафа в опере "Руслан и Людмила"

3.        Сцена из оперы  в исполнении Людмилы(4)

4.        Высокий женский голос (7)

5.        Автор поэмы "Руслан и Людмила" (10)

6.        Злая волшебница в опере "Руслан и Людмила" (12)

III.

Распевание.

Разучивание романса М.Глинки «Жаворонок! – 1 куплет.

Работа над кантиленой мелодии, хоровое исполнение.

IV.

Подведение итогов. Оценка деятельности обучающихся.

 

                                       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для 3 классапо программе Е.Д.Критская. Тема "Оперы "Руслан и Людмила", "Орфей и Эвридика", "Снегурочка"

Тест для 3 класса разработан с целью проверки знаний по пройденным операм М.И. Глинки "Руслан и Людмила", К.В. Глюка "Орфей и Эвридика", Н.С. Римского-Корсакова "Снегурочка"...

опера Руслан и Людмила

Данный материал представляет собой учебную презентацию по предмету музыка по программе Критской Е.Д. для 3 класса. Тема урока "М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила". Презентация содержит репродукции К...

опера "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку музыки 2 класс "Школа России"...

В музыкальном театре. Опера "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку музыки, 2 класс....

М.И. Глинка опера "Руслан и Людмила"

презентация М.И. Глинка опера "Руслан и Людмила"...

Опера Руслан и Людмила

Основные цели:1.Показать интонационно-образную природу музыкального искусства на  примере музыки М.И. Глинки, маршевой музыки.2. Развивать умение  использовать полученные знания при прослуши...