урок во 2 классе "ПРИРОДА И МУЗЫКА"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Хохлова Татьяна Александровна

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, а ещё чувственность, эмоциональность и разного творческого воплощения фантазий, ассоциаций и реализации воображений. Творческая работа в лаборатории музыкальных идей создала необычный урок - ярмарка творческих идей "Звучащие картины". Это яркий контраст настроений в выборе цветового фона в предложенных музыкальных произведениях и определении их ладовой краски. Это всеобъемлющее проявление чувства любви человека к миру, природе и людям. Весь урок пронизан тонким эмоциональным лучом, что объединило и захватило, увлекло всех участников творческого процесса. Картины В.Борисова-Мусатова "Цветущие вишни" и "Осенняя песнь" наряду с пьесами Г.Свиридова "Весна и осень" звучат по-разному: светло и мажорно, а также очень тихо, притемнённо. К миру прекрасного прикоснуться с особым вниманием можно с помощью ладового преобразования минора в мажор. Всего один звук изменён, а сколько впечатлений! Картина художественного образа становится другой...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2a_klass.docx24.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  во 2  классе. Раздел: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Тема урока: Природа и музыка

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов и выявление творческого потенциала

Задачи:

Учебные  умение применять логические операции (анализ, сравнение, синтез) относительно музыкальных произведений (анализировать и сравнивать их; уметь объединять по признаку вида и жанра, группировать по определенным характеристикам);

- приобретение знаний об основных закономерностях использования графического обозначением музыки нотами и умение работать с ним;

- развитие умения прогнозировать и оценивать итоговый результат деятельности (в данном случае – художественной)

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, формирование знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Развивающие - духовное развитие личности;

- формирование личностного отношения к искусству;
- формирование адекватной самооценки относительно творческих (прежде всего музыкальных) способностей и желания самосовершенствоваться;

- формирование умения самостоятельно планировать творческие действия;

- развитие креативности, самостоятельности и оригинальности при решении творческих задач.

- развитие целостного восприятия картины мира;

- развитие видеть связь музыкальных явлений с жизнью;

Воспитательные – приобретения навыков общения в диалоге;

- формирование умения работать в группе, команде (например, входе взаимодействия в пении, музицировании, танце);

- умение воспринимать окружающий мир в его  природном, культурном, социальном и художественном  многообразии.

- сформированность эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- умение реализации музыкально-творческого потенциала;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

- развитие интереса к различным видам искусства;

- формирование художественного вкуса;

- умение формулировать собственную оценку произведения музыкального искусства;

- понимание музыкального произведения, как способа выражения внутренних переживаний личности;

- четкое представление о роли музыки в человеческой жизни и художественной картине мира в целом;

- знание основных закономерностей музыкального искусства;

- элементарные умения и навыки при реализации содержания различных видов творческой деятельности.

Тип урока: комплексного освоения искусства, урок-ярмарка творческих идей

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: учебник для учащихся 2 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, репродукции картин В. Борисова-Мусатова «Цветущие вишни», «Осенняя песнь», стихотворение «Просто песня», краски, бумага, тематические сообщения учащихся 5 и 9 классов.

Муз. Инструменты: фортепиано

Муз. Репертуар: песня «Однажды» сл. и муз. О. Лобова, «Всюду музыка живёт» сл. В. Суслов, муз. Я. Дубравин, «Да здравствует музыка!» сл. Н. Найдёнова, муз. Е. Тиличеева, «Вот я вижу» сл. и муз. Г.Гладков.

Аудиозаписи: «Весна и осень» Г.Свиридов и другие пьесы,

Ход урока

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты
  2. Подготовка к усвоению материала

Учитель: У каждого человека своё счастье

… о, Музыка! Душа моя! Твоё небесное звучанье, как нежный ветер в облаках, как голубых небес сиянье!

Ребята, предлагаю вам продолжить это стихотворение строчками знакомыми «Просто песня»

Учащиеся: В поле однажды сказали цветы: «Все мы зовёмся чудом весны».

Ранней весной произнёс рассвет, что в капле росы поместился весь свет.

В зимнюю стужу пропела метель: «Белое облако село на дверь».

Горный ручей зазвенел у окна, словно пропев: «Я бегу в никуда».

Ветер качая зелёной листвой, мне прошептал: «Я с тобой, я с тобой».

Дождик закапал, стуча по крыльцу: «Я всё умею, я всё могу!»

Радуга купол раскрасила неба! Радуйтесь, радуйтесь белому свету!

Туча накрыла полнеба вдали; кто-то промолвил, что всё впереди.

«Что происходит?» - подумала я. Буду ответа я ждать от тебя.

Учитель: Ребята, а споёмте-ка песенку «Однажды»

Ответы учащихся: 5-6 минут

  1. Подача нового материала

композитор

художник

грусть

радость

нежность

печаль

Откройте учебник на странице 120-121. Композитор и художник – каждый по-своему выразил своё отношение к временам года. Обратите внимание на эти репродукции. Что на них изображено. Дайте им свои названия. Что вы чувствуете глядя на них. Какие тона художник использовал???

Ответы учащихся:

Учитель: А теперь ребята послушаем музыку Г.Свиридова. Прошу вас с помощью этих подсказок (на доске) охарактеризовать эти пьесы.

/ «Весна и осень» 2 пьесы в миноре и мажоре/

Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Какую ладовую принадлежность имеют?

Ответы учащихся:

Учитель: Хочу напомнить вам о том, как вы сочиняли песенки, создавали звуковые картины (воспроизводили голос леса, перезвон дождевых капель, шум ветра и др.) Ваши музыкальные впечатления и новые знания отражались в рисунках. А к этому уроку вы приготовили свои наблюдения? Как интересно проявляла себя природа? Что вас в ней особенно порадовало или огорчило? Прошу вас озвучить свои впечатления. /наблюдения учащихся/

  1. «Хорошая погода»
  2. «Улыбка солнца»
  3. «Облако»
  4. «Весёлое солнце»
  5. «Я в лесу»
  6. «Плачущий лес»
  7. «Музыка леса»

Отличная работа! А сейчас мы послушаем, какие яркие творческие идеи возникли у учащихся 5 класса. Наши гости расскажут, как познакомились на уроках музыки с творчеством нашего художника В.Борисова-Мусатова, а ещё и о том, что музыку можно увидеть и рисовать, а живопись можно услышать и сочинять. Итак для вас «Осенняя песня».

/выступление пятиклассников/

Спасибо пятиклассникам, а мы продолжаем и приглашаем учащихся 9 класса, которые в прошлом году знакомили своих одноклассников со своими исследовательскими проектами. Синтез искусств, музыки и живописи в творчестве малоизвестного композитора В.Шишкарева. «Весенние мотивы»

Итак, слово девятиклассникам.

  1. Выполнение творческих заданий по образцу и в сходных условиях

Учитель: Ребята хочу предложить вам разделиться на 2 творческих группы «Композиторы» и «Художники». С 1й группой творческими идеями обмениваются 9тиклассники, а со 2й – 5тиклассники. Задание для «Композиторов» - они рисуют музыку, пластически интонируя её, т.е. в движении, возможно в пластическом этюде.

Задание для «Художников» - они рисуют музыку красками на бумаге.

Группы, приготовились, начинаем работу./в записи звучат разные пьесы Г.Свиридова/

Присутствующим родителям предлагаю познакомиться с рисунками Анастасии Дергуновой. Как интересно девочка воплощает музыкальные образы и волшебно превращает их в художественные произведения.

  1. Анализ и оценка

Ярмарка творческих идей учащихся, гостей и родителей

Песни «Вот я вижу…» и «Да здравствует музыка!»

  1. Подведение итогов урока:

Учитель: Счастье – это может быть и подарки, и конфеты, и куклы и машинки…А ещё: счастье – когда никто не плачет, когда тебя любят…

У нас с вами общий поиск пути к счастью, к его пониманию, к жизни наполненной красотой. Мы вместе слушали, исполняли музыку, любовались облаками, мы рисовали, размышляли и придумывали свои стихи, рассказики, говорили о грусти и радости, о красках и звуках.

Музыка свободна и прекрасна! Я рада, что этот урок комплексного освоения искусства заложены неисчерпаемые возможности для вашего развития, тончайшего слуха души. Именно это помогает нам всем даже среди кризисов и потрясений всё же собраться с силами для жизни творческой, интересной, увлекательной. Музыка учит нас воспринимать этот мир как мирную гармонию!

Песня «Всюду музыка живёт»

На этом урок окончен. До новых встреч с искусством в мире прекрасного!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Интегрированный урок: литературное чтение,изо,музыка

ТЕМА: И ВОТ САМА ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА Интегрированный урок: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка. ♦ Цель Создание образного представления о зиме на основе вос¬приятия поэтических, жи...

Интегрированный урок английского языка и музыки в 3 классе по теме: «Чудеса времен года» « The Magic of the Seasons»

Цель урока: Ввести учащихся в образный мир музыки, показать возможность отражения в нем мира музыки, совершенствовать навыки монологической речи.Учебная задача: Совершенствовать  лексико - ...

Интегрированный урок Окружающий мир и музыка "Урок Байкала"

Знакомство с природой Байкала, сохранение чистоты Байкала, слушание и пение песен о Байкале...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...