О РАЗВИТИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
статья по музыке (4 класс)

Пасхалова Елена Александровна

Инновационный подход, направленный на развитие личности, основанный на гуманистически-ориентированном научно-педагогическом сознании, заинтересованный в  развитии и актуализации творческой одаренности детей, требует оригинального сочетания комплекса информативных, психологических, художественных, прикладных, физических и социальных условий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.odarennye_deti.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О РАЗВИТИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

(статья)

                                           

В последнее время актуализировалась тенденция перехода от информационной парадигмы образования к парадигме педагогики развития, которая направлена на развитие творческого потенциала детей.  Растущий интерес учащихся к различным направлениям науки и аспектам культуры, готовность принимать участие в проблемно-поисковой деятельности, умение ставить цели, импровизировать и реализовывать собственный творческий потенциал в продуктивной деятельности требует выхода за пределы жестких рамок урока.

        В нашей школе выявление и поддержка одаренных детей является  важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в основной системе и в системе дополнительного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Педагоги школы  создают  условия для творческой самореализации детей, приобщения их к исследовательской и другой творческой деятельности в различных областях науки, техники, культуры и работают  в следующих направлениях:

  • выявление талантливых,  одаренных учащихся в области научного, технического и художественного творчества;
  • привлечение одаренных детей  к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки, техники, культуры;
  • популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, творческого образования одаренных детей.

Целесообразно как можно раньше выявить одаренных детей, помочь им адаптироваться в научно-исследовательской, экспериментальной деятельности, сформировать умение претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт, создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности. Реализация этой цели осуществляется через развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить и т. д.; формирование осознанного мотива, жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе отношение к людям.

Становление индивидуального механизма (способа) освоения социокультурной деятельности предполагает формирование особого стратегического типа мышления, аналитического в своей основе, оптимального по своим действиям и прогностического по установке. Важно диагностировать динамику развития интеллекта, способности к поиску знания, постановке и решения проблем, рефлексии и такие черты характера и ценности, как гибкость, терпение, толерантность, восприимчивость, готовность к риску, адаптивность, последовательность в поиске и достижении конечного результата.

      Следует помнить, что одаренность существует лишь в динамике, в постоянном движении,  для которого необходимо всемерно способствовать развитию творческих способностей учащихся и своевременному их выявлению. Этим задачам служит организация внеурочной деятельности учащихся:

-   удовлетворены  разнообразные интересы детей, лежащие в учебной деятельности;

  • школьникам предоставлена свобода выбора и смены деятельности или ее элементов;
  • досуговая деятельность второй половины дня наших учащихся управляема  и подчинена целям воспитания и самовоспитания;
  • создана гуманная  развивающая  среда  жизнедеятельности детей во внеурочное время;
  • освоены  отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического процесса;
  • школьникам предоставлены дополнительные возможности для самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самореализации в положительной деятельности;
  • осуществлен индивидуальный подход к учащимся, каждому ребенку подобрана деятельность, в которой он наиболее успешен;
  • стимулируются  социально-педагогические пробы ребенка, поддерживается его желание попробовать себя в разных видах деятельности;
  • развивается уверенность школьника  в себе, самоуважение, самоутверждение, творческое раскрепощение.

Все формы внеурочной деятельности образовательной области «Искусство» и музыкальных занятий в нашей гимназии  способствуют творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывают в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, к желанию сделать что-то свое, новое, интересное, лучшее. Одной из задач, стоящих перед учителем музыки, является систематическое накопление у детей интонационно-слухового опыта, формирование на его основе так называемого музыкального тезауруса – интонационного словаря. Решение ее связано со всеми видами музыкальной деятельности школьников, и, конечно же, с творческими импровизациями.

Творчество детей уже не может оставаться беспочвенным (беспредметным), выражаться в чем-то отвлеченном, произвольном, не адекватном жизненному содержанию музыки, т.к. содержательные знания, которые дети приобретают на основе погружения в истоки искусства, и понимание смысла собственной деятельности делают само творчество осмысленным и предметно-конкретным. В исследованиях видного педагога Б.Л. Яворского  высказывается мнение о том, что развитию творческих способностей детей свойственны определенные этапы:

-   накопление впечатлений;

- самопроизвольное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

-   музыкальные, двигательные, речевые импровизации, иллюстративность в рисовании;

- создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления;

-   музыкальное творчество.

Определены критерии  активизации творческих способностей одаренных школьников:

-  нацеленность на вид деятельности;

- эмоциональная отзывчивость;

- уровень активности деятельности;

- нестереотипность мышления (фантазия, творческое воображение, образная память).

Раскрыв свои потенциальные  возможности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, одаренный ребенок будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения и заботиться о дальнейшей карьерной перспективе.

Такой инновационный подход, направленный на развитие личности, основанный на гуманистически-ориентированном научно-педагогическом сознании, заинтересованный в  развитии и актуализации творческой одаренности детей, требует оригинального сочетания комплекса информативных, психологических, художественных, прикладных, физических и социальных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»

Всегда помнить о том, что родители  доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....

"Развитие познавательных и творческих способностей детей"

Всегда помнить о том, что родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

«Талантливому ребенку талантливого педагога, а талантливому учителю – талантливого менеджера-управленца».      Президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Феде...

Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочну...

Выявление, развитие и реализация способностей одаренных детей. Поддержка обучающихся, имеющих трудности в обучении. Из опыта работы

Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. ДидроОдарённый ребенок.… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог св...

Развитие математического мышления у одаренных детей младшего школьного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15997362","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"78","width":"183"}}]]Математическое мышление позволяет ребенку понимать числа и опис...