Развитие певческих навыков у детей школьного возраста
презентация к уроку по музыке (2, 3, 4 класс)

Кривоносов Александр Петрович

Поделюсь основными принципами развития певческих навыков у младших школьников  и своим опытом работы в данном направлении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие певческих навыков у детей школьного возраста . 11.06.19 http://aida.ucoz.ru Подготовил педагог дополнительного образования Кривоносов А,П.

Слайд 2

Пение — один из ведущих видов детского исполнительства. Певческие навыки включают в себя: 11.06.19 http://aida.ucoz.ru ХОРОВЫЕ НАВЫКИ ВОКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ Р Звуко- образо-вание Дикция Дыха- ние Строй (чисто- та интонации) Ан- самбль ( слаженность)

Слайд 3

11.06.19 http://aida.ucoz.ru 1. Певческая установка – правильное положение корпуса при пении. 2. Дирижёрский жест 3. Дыхание и паузы. 4. Звукрообразование. 5.Дикция. 6. Строй, ансамбль.

Слайд 4

Певческий диапазон - объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. ТАБЛИЦА ДИАПАЗОНОВ ДЕТСКИХ ГЛОСОВ ГОЛОС СОПРАНО (ДИСКАНТ) диапазон: ДО-РЕ(1) - ФА-СОЛЬ(2) ГОЛОС АЛЬТ диапазон ;ЛЯ-СИ (малая) – ДО-РЕ(2) 11.06.19

Слайд 5

Программные задачи по возрастным группам. 1 класс Вызвать активность при подпевании и пении, петь по фразам под плюсовую фонограмму или вместе с педагогом. Постепенно приучать ребенка к сольному пению и работой с микрофоном, вносить элементы сценического движения. 2 класс Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне до(ре) – ля(си),в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни. Использовать некоторые вокальные приемы , например, пение канона. 3-4 классы Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно ( в пределах до– си первой октавы). Учить петь диатонические секвенции. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно. Напоминать, что лицо должно говорить о чем поется в песне. Развивать способности работы с микрофоном и движение на сцене . 11.06.19

Слайд 6

5 – 6 классы 7 – 8 классы Учиться быть артистом на сцене. Понимать, что на тебя смотрит зритель и мысленно рисует картину «Кто ты?», слушает, как ты исполняешь песню, благодарит аплодисментами. И тогда ты понимаешь, что все получилось, что надо работать дальше, совершенствовать все свои певческие навыки. Нужно научиться понимать, что не надо выходить за характерные, динамические рамки исполняемого произведения, не проявлять чрезмерные эмоции. 11.06.19 http://aida.ucoz.ru Совершенствовать певческий голос и вокально – слуховую координацию. Применять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до (1) до ми (2) октавы, брать дыхание и удерживать его до конца фразы, иметь правильную артикуляцию, дикцию. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Постоянно участвовать в концертах , смотрах и конкурсах-фестивалях.

Слайд 7

Характеристика певческого репертуара 11.06.19 Репертуар для школьного ансамбля подбирается по следующим критериям

Слайд 8

Этапы работы над песне й 11.06.19 Песня должна нравиться в первую очередь – самому руководителю, и, непременно, детям. Перед тем, как приступить к разучиванию, необходимо заинтересовать и вдохновить детей выбранной песней: -может быть, текст несет в себе какую-то интересную тему, которая связана с жизнью; -возможно, эта песня связана с каким-то случаем из жизни. Песню надо разнообразить . При этом можно ввести: соло; двухголосое пение; использование ударно-шумовых инструментов; динамические акценты (например: 1-й куплет - piano, 2-й куплет - forte).

Слайд 9

11.06.19 http://aida.ucoz.ru Песню лучше разучивать по фразам . Обратите особое внимание на дикцию (скороговорки, перенос последней буквы на следующее слово, проговаривание шёпотом). Правильность звучания выработается в процессе распевания. При распевании обратите внимание на: дыхание; округление звука (ни в коем случае не позволяйте кричать или петь "на горле"); свободу звука, незажатость; то, чтобы научить детей понимать жесты рук. Этапы работы над песне й

Слайд 10

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ 11.06.19 Основы игрового обучения пению –учение с увлечением . На музыкальных занятиях, как подготовительный к певческому, был введен речевой этап. Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, умений изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний, речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса Методика базируется на современных концепциях и теоретических трудах Б.Асафьева, К.Орфа, К.Тарасовой, О.Леонтьевой, на знании авторских методик Г.Струве, В.Емельянова, на знакомстве с опытом работы музыкальных педагогов – новаторов Т.Тютюнниковой, Т.Боровик.

Слайд 11

Основные виды деятельности на речевом этапе Артикуляционная гимнастика Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание Развивающие игры с голосом Речевые игры и упражнения Ритмодекламация Речевые зарядки Их общая цель: - Легко и незаметно подготовить голоса детей к пению; - Разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата; - Обострить интонационный слух; - Подвести детей к воспроиз- ведению музыкальных звуков. 11.06.19 http://aida.ucoz.ru

Слайд 12

Учимся петь, играя. На этом этапе и в дальнейшем очень важно применять игровые моменты: «Перед пением, друзья, разогреем голоса: Высоко мы будем петь, средним - тоже бы суметь! Ну, а низким петь не будем, и о низком позабудем! Петь красиво начинаем и к распевкам приступаем!» Распевки должны быть не сложные, интересные, шуточные. 11.06.19 http://aida.ucoz.ru

Слайд 13

Песенки чудесенки Для того, чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропеть ритмический рисунок песенки, используются игры – упражнения из пособия И.М. Каплуновой «Этот удивительный ритм»: «Паровозик», «Гусеница», «Топотушки» и другие… 11.06.19 http://aida.ucoz.ru

Слайд 14

Песенки- чудесенки Песенка «Солнышко, солнышко, посвети в окошечко…» – это распевка на дыхание, на дикцию (шечк), на динамику. Лицо ученика показывает, как светит солнце, руки его -лучи. Песни-упражнения – это распевки, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонирования ив пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчётливого произношения текста песен. 11.06.19 http://aida.ucoz.ru

Слайд 15

11.06.19 http://aida.ucoz.ru Чистота интонирования – это чистота пропевания интервалов, составляющих любую мелодию. Освоение интервалов необходимо вести также в интересной, игровой форме.

Слайд 16

11.06.19 http://aida.ucoz.ru Литература: Т.М. Орлова, С.И. Бекина. Учите детей петь. – М.: Просвещение, 1987г.-144с И.М. Каплунова, И.А Новоскольцева. Этот удивительный ритм. Издательство «Композитор». Санкт Петербург. Г.С. Самсонова. Как развить частоту интонации у дошкольников. Музыкальная палитра – 2013г №7. М.А. Варинская. Формирование навыком правильного звукообразования. Музыкальная палитра – 2008г №6. 5. Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики / Ю. А. Барсов // Вопросы вокальной педагогики: сб. статей/ред. Л. Б. Дмитриева. - Л.: Музыка, 1982. - Вып. 6 - С. 6-23. 6.Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М.: Рипол Классик, 2012 – 64с. 7.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов. – 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с. 8.Егорова Е.А. Современные авторские концепции развития детского голоса (70-2000-е годы). Г.Стулова, В.Емельянов, Д.Огороднов // Вестник МГУКИ - 2007. - №4 - С.201-205. 9.Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1999. – 65с.

Слайд 17

11.06.19 http://aida.ucoz.ru Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Развитие певческих навыков у детей школьного возраста.

Опыт работы педагога дополнительного образования

Кривоносова А.П.

Уважаемые коллеги, я сегодня имею возможность поделиться с вами основными принципами развития певческих навыков у младших школьников  и своим опытом работы в данном направлении.

Слайд 2.

 Пение — один  из ведущих видов детского исполнительства. Певческие навыки включают в себя:

      хоровые  навыки                                                        вокальные навыки

строй                ансамбль                                  дикция     дыхание      звукообразование (чистота             (слаженность)

интонации)            

Слайд 3.

Чтобы развитие  школьника в вокальном ансамбле, хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. Я много внимания уделяю следующим видам работы с ребятами. Самое главное здесь - это

-певческая установка (это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания..)

Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала. Следующее-

 - дирижёрский жест

Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов, которые я буду постоянно использовать на наших занятиях:

- внимание

- дыхание

- начало пения

- окончание пения

- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи.

3.Немаловажную роль имеют постановка дыхания и паузы

Я учу  детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар включаю песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее ввожу  песни с более продолжительными фразами. Постоянно объясняю учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания использую русские народные песни , которые лучше всего подходят для этого упражнения.

4. Звукообразование подразумевает  формирование мягкой атаки звука. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.

5. Развитие навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата, - дикции- очень важно с самого начала работы.

6. Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя и ансамбля. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитываю ладовое восприятие  через освоение понятий «мажор» и «минор», включаю  в распевки различные звукоряды, главные ступени лада, сопоставляю  мажорные и минорные  последовательности, обязательно - пение a kappella.

В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Постоянно учу поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.

Пение развивает музыкальные способности, пение в хоре тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности школьников, поскольку восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Слайд 4.
Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух

контролирует правильность звукоподражания.  

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Певческий диапазон детей представлен в таблице.

ГОЛОС

ДИАПАЗОН

СОПРАНО (ДИСКАНТ)

ДО-РЕ (1) - ФА-СОЛЬ (2)

АЛЬТ

ЛЯ-СИ (малая) - ДО-РЕ (2)

Певческое звучание голосов детей , ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев,  характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

  • У некоторых детей диапазон может быть немного шире, у других -уже.

Мутация (в переводе с латинского языка, означает перемена, изменение) голоса – это переход детского голоса в голос взрослый. Происходит это в переходном возрасте.

  • У мальчиков, благодаря интенсивному росту частей гортани, процесс мутации в большинстве случаев, приводит к резко выраженным изменениям в голосе. К концу этого периода, а начинается он обычно в 11 лет, голос мальчиков понижается в среднем на октаву и меняется его тембр.
  • У девочек диапазон голоса после мутации остается почти неизменным, однако, становится густым и устойчивым.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Очень бережно отношусь детским голосам. Поэтому  продуманно подбираю музыкальный материал  - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Слайд 5-6.

 В связи с этим у меня, как у педагога,  и задачи работы, разумеется, разные, развивающиеся от класса к классу  в зависимости  от  возрастных  категорий.

 Слайд 7.

Как  же я формирую  певческий репертуар?

 Репертуар для  школьного ансамбля подбирается по следующим критериям:

  •      интерес к песне;
  •   возраст;
  •  воспитательный фактор;
  • сложность текста;
  • сложность мелодии;
  • сложность ритмического рисунка;
  • диапазон голосов поющих;
  • уровень музыкального образования участников;
  • тема дня, когда будет исполняться песня.

 Слайд 8.

Песня должна нравиться в первую очередь – самому руководителю, и, непременно, детям. Перед тем, как приступить к разучиванию,

 -заинтересовываю  и вдохновляю  детей выбранной песней. Если песня известная, обязательно даю видеоряд исполнения. Если песня новая, или моя, объясняю,

что текст несет в себе какую-то интересную тему, которая связана с каким-то случаем или событием из жизни). При разучивании песни дать ее разнообразное исполнение. При этом  ввожу:

  • соло;
  • двухголосое пение.
  • использование ударно-шумовых инструментов;
  • динамические акценты (например 1-й куплет - piano, 2-й куплет - forte).

Произведения, предназначенные для разучивания детьми, подбираю так,  что в своём изначальном подходе они должны соответствовать:

- оптимальным возможностям детей и быть им понятными;

- произведения должны соответствовать уровню вокальной подготовки детей и исполнительскому профилю;

- обладать высокими художественными качествами;

- учитываю  вокальные особенности детей, уровень их профессионально-хоровой обученности, способность справляться с техническими задачами в произведениях.

- произведения не должны быть сложными

-произведения должны нравится преподавателю и детям.

Как  же работаю над песней?              

Слайд 9.

-Прослушиваем всю песню

Прослушиваем первый куплет песни, первую фразу;

- Показываю рукой направление мелодии;

- Медленно споем со словами;

- Прослушиваем вторую фразу, определите, есть ли в ней сходство с предыдущей.

Формулируя задания, стараюсь  быть предельно лаконичен. Каждое предлагаемое мною  задание - это результат активной аналитической работы.  Постоянно анализирую звучание, выявляю  недостатки, выбираю, что нужно устранить в первую очередь, решаю, каким приемом это устранить.

Если песня написана в куплетной форме, начинаю ее разучивание с припева.

Разучивание песни - процесс длительный. Он включает последовательность трех условных периодов:

- Эскизного (ознакомление, разбор произведения);

- Технологического (собственно разучивание, самый продолжительный по времени);

- Заключительного (“впевание”, корректировка элементов вокально-хоровой звучности и достижение художественного образа).

Работа над одним произведением рассчитана на несколько занятий.

Слайд 10 .

Постоянно использую в работе  игровую методику обучения детей пению. Познакомился с современными концепциями в  теоретических трудах Б.Асафьева, К.Орфа, К.Тарасовой, О.Леонтьевой, на знании авторских методик Г.Струве, В.Емельянова, на знакомстве с опытом работы музыкальных педагогов – новаторов  Т.Тютюнниковой, Т.Боровик.

       Основы игрового обучения пению –учение с увлечением.

На музыкальных занятиях, как подготовительный к певческому, ввожу  речевой этап.

Слайд 11.

Основные виды деятельности на речевом этапе – это:

  • артикуляционная гимнастика;

  • игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

  • развивающие игры с голосом;

  • речевые игры и упражнения;

  • ритмодекламация ;

  • речевые зарядки.

   Их общая цель:

 - легко и незаметно подготовить  голоса  детей к пению;

-разогреть мышцы речевого и дыхательного  аппарата;

  - обострить интонационный  слух;

  - подвести детей к  воспроизведению музыкальных звуков.

Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, умений изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний, речевого и певческого  материала в заданном темпе и ритме, способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.  

Слайд 12.

Мои занятие  проходят  интересно, легко, они зрелищны. Я применяю такие игровые упражнения:  

«Перед пением, друзья, разогреем голоса:

Высоко мы будем петь, средним - тоже бы суметь!
Ну, а низким петь не будем, и о низком позабудем!
Петь красиво начинаем и к распевкам приступаем!»  

Распевки должны быть не сложные, интересные, шуточные.

Слайд 13-14.

НАПРИМЕР: «Песенки – чудесенки»

Песни-упражнения – это распевки, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчётливого произношения текста песен.

   Слайд 15.

Использование распевок – не самоцель. Здесь очень важно добиваться чистоты интонирования.  Чистота интонирования – это чистота пропевания интервалов,        составляющих любую мелодию. Освоение интервалов также ввожу  в интересной, игровой форме.

  •          Например, интервал «прима». Для его освоения применяю упражнение –игру  «Поймай голосок» (автор С.А. Арефьева). Я  нажимаю клавишу, пою звук, говорю: «Я его поймал!». Потом нарочно пою фальшиво. Спрашиваю, поймал или нет. (Нет!) А сейчас?.. Дети понимают, что такое «поймать звук» голосом – чисто спеть его. Затем детям предлагаю поиграть – «Кто хочет поймать звук?» Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поёт точнее.

             Результат не заставляет  себя ждать. Через два месяца занятий мои воспитанники уже участвовали в школьном концерте.  В заключение хочу сказать, что возможности развития музыкальных способностей детей безграничны, и здесь все зависит только от времени и качества обучения. У педагога лишь должно быть достаточно времени для того, чтобы развить в воспитанниках чувство уверенности и привить им любовь к пению и музыке.

Литература:

  1. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. Учите детей петь. – М.: Просвещение, 1987г.-144с
  2. И.М. Каплунова, И.А Новоскольцева. Этот удивительный ритм. Издательство «Композитор». Санкт Петербург.
  3. Г.С. Самсонова. Как развить частоту интонации у дошкольников. Музыкальная палитра – 2013г №7.
  4. М.А. Варинская. Формирование навыком правильного звукообразования. Музыкальная палитра – 2008г №6.
  5. 5. Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики / Ю. А. Барсов // Вопросы вокальной педагогики: сб. статей/ред. Л. Б. Дмитриева. - Л.: Музыка, 1982. - Вып. 6 - С. 6-23.
  6. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой/ С. В. Дубровская. – М.: Рипол Классик, 2012 – 64с.

7.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов. – 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.

8.Егорова Е.А. Современные авторские концепции развития детского голоса (70-2000-е годы). Г.Стулова, В.Емельянов, Д.Огороднов // Вестник МГУКИ - 2007. - №4 - С.201-205.

9.Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению / А. Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1999. – 65с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста с использованием дидактических и музыкальных игр

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно исполнить ее, одновременно начинать и заканчивать пение....

Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста

В пении формируются основные музыкальные способности детей. В младшем школьном возрасте важно найти у ребенка задатки творческих способностей и умело развить их....

Средства работы по развитию графо-моторных навыков у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

В работе представлены средства развития графо-моторных навыков у учащихся младших младших классов с ОВЗ...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Как и для чего необходимо развивать графомоторные навыки...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Для чего необходимо развивать графомоторные навыки...