"Наша слава - русская держава!"
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наша слава-русская держава!»
Цель урока – формирование у учащихся патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину и историю России на примере русских народных песен «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Марш Преображенского полка»
Художественно-педагогическая идея:
Любовь к отечеству рождает героев (Петр Чаадаев)
Задачи урока
Образовательные.
- На примере песен «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Марш Преображенского полка» способствовать формированию навыков вдумчивого, осмысленного слушания музыки.
- На примере музыкальных тем песен «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Марш Преображенского полка» формировать у учащихся вокально-хоровые навыки: вместе начинать и заканчивать песню, слушать паузы, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.
Развивающие.
- Развивать интерес к историческим событиям и культурному достоянию России. Развивать способность вслушиваться в характер и смысл музыкального произведения. Развивать творческое мышление, внимание, память.
Воспитательные
- Через знакомство с русскими народными песнями «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Марш Преображенского полка» воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны.
Методы, применяемые на уроке:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод создания художественного контекста;
- метод пластического интонирования как своеобразный бессловесный анализ «проживания» музыкального образа.
Технологии:
- развивающего обучения;
- педагогики сотрудничества;
- здоровьесберегающие.
Музыкальный материал | Оборудование |
|
«деды», «отцы», «матки», «сестры», «братцы», «детки», «слава»;
|
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых популярных песен в XIX веке.
В. – Послушайте, пожалуйста, песню и скажите, какая она по настроению, характеру?
О. – Боевая, веселая, задорная, торжественная, маршевая, победная.
В. – О чем в ней поется?
О. – В песне поется о солдатах, о победе, о славе, перечисляются члены семьи.
В. – В форме чего строится песня?
О. – Вопрос-ответ, диалог.
Давайте обратимся к тексту песни.
Отцы – русски полководцы, слава – русская держава, матки – белые палатки и т.д.
В. – Какой художественный прием здесь использует автор песни?
О. – Сравнение. (Табличка «сравнение»)
В. – А как вы думаете, ребята, кто написал эту песню? Народ или композитор?
В. – Почему вы так решили?
О. – Устаревшие слова, смещение ударений.
Вы совершенно правы. Это русская военная строевая песня.
Давайте разучим эту песню. И в процессе разучивания составим интеллект карту песни.
В. – Кто помнит, как она начинается с какого вопроса?
«Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши….?»
(Пение запева – вокализом и со словами. Пластическое интонирование. Обратить внимание на роспевы. Разобрать значение устаревших слов).
Разбор содержания песни и составление интеллект-карты.
(Табличка «роспевы»).
В. – Что значит «бравы»? – бравые, храбрые, смелые, мужественные.
В. – А почему автор использовал краткое прилагательное «бравы», а не полное «бравые»?
О. – Для рифмы, чтобы удобно было петь.
В. – Почему смещается ударение в слове «отцы»? (Табличка «смещение ударений»)
О. – Для рифмы, чтобы удобно было петь.
В. – Как вы думаете, ребята, почему солдаты сравнивают русских полководцев со своими отцами? Называют их отцами? Любят их как отцов?
О. – Потому что, они были для них как их собственные отцы. Воспитывали, учили, подавали пример для подражания, заботились об их пропитании, одежде, ночлеге.
В. – Можете ли вы назвать имена известных русских полководцев?
О. – Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, Михаил Васильевич Кутузов и т.д.
(Аналогично разбираем:
О. – «матки – белые палатки» (как мать закрывает ребенка, согревает, оберегает, так и палатка для солдата в походе), (табличка «устаревшие слова»);
О. – «жёны – пушки заряжены» (с пушкой в обнимку спит, как с женой, ухаживает, заботится о чистоте оружия, много времени проводит; жена ворчливая);
О. – «сёстры – пики, сабли востры» (сестры воспитывают; колкие, острые на язык);
О. – «братцы – за спиною ранцы» ( );
О. – «детки – штык и пули метки (как дети помогают отцу, так и оружие в бою; быстрые как дети);
О. – «деды – славные победы» (деды сражались и побеждали);
О. – «слава – русская держава» ( );
В. – Можем ли мы с вами спеть эту песню целиком? Или нам потребуется несколько уроков, чтобы её выучить?
О. – Сможем. В ней слова часто повторяются. (Табличка «повторы»)
(Исполнение песни).
В. – А как вы думаете, каково отношение (композитора) народа к своим героям?
О. – Автор относится с юмором, по-доброму.
В. – Зачем на уроках музыки мы знакомимся с русскими народными песнями?
О. – Это наша история, это сохраненная в музыке доблесть и верность Родине наших дедов.
В. – В какой момент вашей жизни могла бы звучать эта музыка?
О. –
Давайте вспомним песни, с которыми мы познакомились на прошлых уроках.
«Марш Преображенского полка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слава русского штыка не померкнет никогда. Рассказы С. Алексеева о Суворове.
Урок направлен на воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и форми...
Праздник для учащихся 1-4 классов «Армии нашей – слава!» ко Дню Защитника Отечества
Праздник для учеников и родителей,посвященный 23 февраляВ сценарии праздника: песни,стихи,танцыПрезентация "Вооружённые силы России сегодня"...
презентация "Слава русской стороне, слава русской старине"
Презентацию использую на уроках на тему "Русские богатыри"....
Методическая разработка занятия "Кремль - наследник нашей славы"
Цель : Развитие общих трудовых навыков и умений. Знакомство с материалом « спички», с их свойством, структурой.Задачи : Развитие - умений и навыков , приобретенных на уроках и ...
План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»
План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»...
Классный час «Их имена – наша слава!»
Классный час Тема: «Их имена – наша слава!»Пояснительная запискаМероприятие проводится в форме игры – разгадывания кроссворда. Данная форма используется в связи с тем, что учас...
Методическая разработка урока "Наша слава - Русская держава. Песня хранит память".
Раскрытие героических образов истории Отечества на материале произведений искусства, посвящённых блокаде Ленинграда. В ходе урока используются экспонаты музея "А музы не молчали"....