"Наша слава - русская держава!"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Ильина Юлия Александровна

конспект урока музыки в 3 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Солдатушки, бравы ребятушки".24.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наша слава-русская держава!»

Цель урока – формирование у учащихся патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину и историю России  на примере русских народных песен «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Марш Преображенского полка»

Художественно-педагогическая идея: 

Любовь к отечеству рождает героев (Петр Чаадаев)

Задачи урока                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Образовательные.

  • На примере песен «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Марш Преображенского полка» способствовать формированию навыков вдумчивого, осмысленного слушания музыки.
  • На примере музыкальных тем песен «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Марш Преображенского полка»  формировать у учащихся вокально-хоровые навыки: вместе начинать и заканчивать песню, слушать паузы, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест. 

Развивающие.

  • Развивать интерес к историческим событиям и культурному достоянию России. Развивать способность вслушиваться в характер и смысл музыкального произведения. Развивать творческое мышление, внимание, память.

Воспитательные 

  • Через знакомство с русскими народными песнями  «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Марш Преображенского полка» воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны. 

Методы, применяемые на уроке:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод создания художественного контекста;
  • метод пластического интонирования как своеобразный бессловесный анализ «проживания» музыкального образа.

Технологии:

  • развивающего обучения;
  • педагогики сотрудничества;
  • здоровьесберегающие.

Музыкальный материал

Оборудование

  • «Солдатушки, бравы ребятушки»
  • «Марш Преображенского полка»

  • нотная хрестоматия 3 класс;  
  • фонохрестоматия;
  • карточки «русская народная песня»;
  • карточки:

«деды», «отцы», «матки», «сестры», «братцы», «детки», «слава»;

  • видеоклип  песни.

 

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых популярных песен в XIX веке.

В. – Послушайте, пожалуйста, песню и скажите, какая она по настроению, характеру?

О. – Боевая, веселая, задорная, торжественная, маршевая, победная.

В. – О чем в ней поется?

О. – В песне поется о солдатах, о победе, о славе, перечисляются члены семьи.

В. – В форме чего строится песня?

О. – Вопрос-ответ, диалог.

Давайте обратимся к тексту песни.

Отцы – русски полководцы, слава – русская держава, матки – белые палатки и т.д.

В. – Какой художественный прием здесь использует автор песни?

О. – Сравнение.  (Табличка «сравнение»)

В. – А как вы думаете, ребята, кто написал эту песню? Народ или композитор?

В. – Почему вы так решили?

О. – Устаревшие слова, смещение ударений.

Вы совершенно правы. Это русская военная строевая песня.

Давайте разучим эту песню. И в процессе разучивания составим интеллект карту песни.

 В. – Кто помнит, как она начинается с какого вопроса?

«Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши….?»

(Пение запева – вокализом и со словами.  Пластическое интонирование. Обратить внимание на роспевы. Разобрать значение устаревших слов).

Разбор содержания песни и составление интеллект-карты. 

(Табличка «роспевы»).

В. – Что значит «бравы»? – бравые, храбрые, смелые, мужественные.

В. – А почему автор использовал краткое прилагательное «бравы», а не полное «бравые»?

О. – Для рифмы, чтобы удобно было петь.

В. – Почему смещается ударение в слове «отцы»? (Табличка «смещение ударений»)

О. – Для рифмы, чтобы удобно было петь.

В. – Как вы думаете, ребята, почему солдаты сравнивают русских полководцев со своими отцами? Называют их отцами? Любят их как отцов?

О. – Потому что, они были для них как их собственные отцы. Воспитывали, учили, подавали пример для подражания, заботились об их пропитании, одежде, ночлеге.

В. –  Можете ли вы назвать имена известных русских полководцев?

О. – Александр Невский, Александр Васильевич Суворов, Михаил Васильевич Кутузов и т.д.

 (Аналогично  разбираем:

О. –  «матки – белые палатки» (как мать закрывает ребенка, согревает, оберегает, так и палатка для солдата в походе),  (табличка «устаревшие слова»);

О. –  «жёны – пушки заряжены» (с пушкой в обнимку  спит, как с женой, ухаживает, заботится о чистоте оружия, много времени проводит; жена ворчливая);

О. –  «сёстры – пики, сабли востры» (сестры воспитывают; колкие, острые на язык);

О. –  «братцы – за спиною ранцы» (                                                                );

О. –  «детки – штык и пули метки (как дети помогают отцу, так и оружие в бою; быстрые как дети);

О. –  «деды – славные победы» (деды сражались и побеждали);

О. –  «слава – русская держава» (                                                                        );

В. – Можем ли мы с вами спеть эту песню целиком? Или нам потребуется несколько уроков, чтобы её выучить?

О. –  Сможем. В ней слова часто повторяются. (Табличка «повторы»)

 (Исполнение песни).

В. – А как вы думаете, каково отношение (композитора) народа к своим героям?

О. –  Автор относится с юмором, по-доброму.

В. – Зачем на уроках музыки мы знакомимся с русскими народными песнями?

О. –  Это наша история, это сохраненная в музыке доблесть и верность Родине наших дедов.

В. – В какой момент вашей жизни могла бы звучать эта музыка?

О. –  

Давайте вспомним песни, с которыми мы познакомились на прошлых уроках.

«Марш Преображенского полка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слава русского штыка не померкнет никогда. Рассказы С. Алексеева о Суворове.

Урок направлен на воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и форми...

Праздник для учащихся 1-4 классов «Армии нашей – слава!» ко Дню Защитника Отечества

Праздник для учеников и родителей,посвященный 23 февраляВ сценарии праздника: песни,стихи,танцыПрезентация "Вооружённые силы России сегодня"...

презентация "Слава русской стороне, слава русской старине"

Презентацию использую на уроках на тему "Русские богатыри"....

Методическая разработка занятия "Кремль - наследник нашей славы"

Цель : Развитие общих  трудовых навыков и умений. Знакомство с материалом « спички», с их свойством, структурой.Задачи : Развитие  - умений и навыков , приобретенных на уроках и ...

План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»

План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»...

Классный час «Их имена – наша слава!»

Классный час Тема: «Их имена – наша слава!»Пояснительная запискаМероприятие проводится в форме игры – разгадывания кроссворда. Данная форма используется в связи с тем, что учас...

Методическая разработка урока "Наша слава - Русская держава. Песня хранит память".

Раскрытие героических образов истории Отечества на материале произведений искусства, посвящённых блокаде Ленинграда. В ходе урока используются экспонаты музея "А музы не молчали"....