Методическая разработка урока "Наша слава - Русская держава. Песня хранит память".
методическая разработка по музыке (3 класс)

Раскрытие героических образов истории Отечества на материале произведений искусства, посвящённых блокаде Ленинграда. В ходе урока используются экспонаты музея "А музы не молчали".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta.docx22.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Наша слава – Русская держава. Песня хранит память»

Ф.И.О. учителя: Углова Александра Валентиновна

ГБОУ СОШ № 235, район Адмиралтейский

Предмет: Музыка

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 3 

Тип урока: урок-экскурсия.

Образовательные методы, приемы:  наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке и произведениях искусства, метод ассоциаций, метод создания художественного контекста, практический метод, метод сравнения, метод исследования.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор.

Дидактические материалы: хоровые партии, презентация, экспонаты музея «А музы не молчали…»

Методическое обеспечение, ресурсы:

1. Сергеева Г.П., Музыка: 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина, М.,Просвещение, 2018.

2. Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2019.

3. Критская, Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 классы: Пособие для учителя/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2018.-207 с.

4. wwii.space Картины и рисунки СССР часть 10.

5. Artpanorama.su Симонов Л. Статьи о живописи

6. www.redsart.ru 8 января 2007 года. Статья «Память со слезами на галазх»

7. Материалы Музея обороны Ленинграда.

8. Материалы музея «Прорыв».

Тема урока

«Наша слава – Русская держава. Песня хранит память»

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Осмысление подвига жителей блокадного Ленинграда через работу с вокально-хоровыми произведениями, музейными экспонатами и картинами Л. Симонова.

Способствовать осмыслению подвига жителей блокадного Ленинграда через через работу с вокально-хоровыми произведениями, музейными экспонатами и картинами Л. Симонова.

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1.На основе погружения в содержание исполняемых на уроке  песен расширить свои знания о блокаде Ленинграда.

2. Добиваться высокого качества в исполнении музыкальных произведений, яркого воплощения музыкального образа.

3. Ознакомиться с картинами Л. Симонова и «прочитать» их содержание.

4. Ознакомиться с рядом экспонатов музея «А музы не молчали» и соотнести их с исполняемыми песнями.

5. Опираясь на содержательный материал урока, сделать выводы о мужестве жителей блокадного города.

        

Способствовать:

  • формированию интереса к истории Отечества;
  • формированию чувства гордости за свою Родину;
  • осознание подвига жителей блокадного Ленинграда;
  • осознанию понятий «мужество», «героизм»;
  • формированию устойчивого интереса к произведениям музыки и живописи;
  • выражению личного отношения к произведениям искусства;
  • формированию интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
  • формированию коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в организации и участии в музыкально-творческой деятельности);
  • формированию культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);

Расширить представления учащихся о жизни блокадного города.

Повысить качество и осознанность исполнения музыкальных произведений.

Добиться воплощения музыкального образа в исполнении.

Ознакомить учащихся с рядом экспонатов музея «А музы не молчали…» и способствовать эмоциональному восприятию экспонатов.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Настраивает на обстановку урока, вводит в пространство музея.  

Приветствуют учителя. Погружаются в атмосферу музея.

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность).

  1. Актуализация знаний.

Просит перечислить источники, из которых можно узнать о блокаде Ленинграда. Рассказывает о внешнем изменении города в годы блокады.  Предлагает изучить блокадные открытки и фотографии. Просит отметить особенности сохранения памятников в городе.

Руководит художественно-аналитической работой над блокадным плакатом с изображением Суворова.

Перечисляют источники знаний о блокаде Ленинграда. Изучают блокадные открытки и фотографии. Выявляют особенности сохранения памятников в городе. Отмечают, что памятники полководцам осиавались незамаскированными. Выяляют художественные особенности блокадного плаката с изображением Суворова.

Актуализация знаний о блокаде. Выявление роли образов полководцев прошлого в блокадном городе.

Регулятивные: готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы; коммуникативные: умение сотрудничать с другими детьми в организации и участии в музыкально-творческой деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать

свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт;

познавательные: умение анализировать произведение с целью выявления художественного замысла; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера.

  1.  Постановка учебной задачи

Просит вспомнить музыкальное произведение, посвящённое великому полководцу.

Подводит учащихся к формулированию темы урока.

Посредством подводящих вопросов совместно с учениками формулирует тему урока и ставит учебные задачи.

Вспоминают музыкальное произведение, посвящённое великому полководцу. Совместно с учителем формулируют тему урока и ставят учебные задачи.

Выявление роли песни в сохранении памяти о Великой Отечественной войне.

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

1.Руководит вокально-хоровой работой над фрагментом кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

2.Знакомит учащихся с экспонатом музея «Блокадный класс». Отмечает особенности работы школ в блокадном Ленинграде. Руководит исполнением фрагмента песни И. Шварца «В далёком тревожном военном году».

3. Руководит художественным анализом картин Л. Симонова.

4.Руководит вокально-хоровой работой над песней В. Запольсокого.  «Мальчик с Петроградской стороны».

        

5. Организуют поисковую работу в залах музея.

1.Стремятся к высокому качеству исполнения музыкального произведения, к раскрытию художественного образа. Стараются исправить недостатки исполнения, ищут оттенки и краски.

2. Знакомятся с экспонатом музея «Блокадный класс». Отмечают его особенности, погружаются в атмосферу блокадной школы. Стремятся воплотить художественный образ в исполнении фрагмента песни И. Шварца «В далёком тревожном военном году».

3. Внимательно изучают ряд картин художника Л. Симонова. Выявляют тему каждой картины и подбирают своё название. Обращают внимание на важные детали картин. Выявляют особенности цветовой гаммы.

4. Стремятся к высокому качеству исполнения музыкального произведения, к раскрытию художественного образа. Стараются исправить недостатки исполнения, ищут оттенки и краски.

5. Выполняют поисковые задания и сообщают о результате.

Повышение качества исполнения музыкальных произведений и воплощение художественных образов.

Ознакомление с музейными экспонатами.

Расширение представлений о блокаде. 

Закрепление навыка художественного анализа произведений с выходом на авторский замысел.

  1. Подведение итогов по теме урока. Рефлексия.

Просит назвать  наиболее запомнившиеся экспонаты музея, выявить наиболее личностно значимые строки из песен. Проводит связь между современными школьниками и их сверстниками из блокадного Ленинграда. Руководит исполнением песни Л. Назарова «Салют 27 января 1944 года».

Подводят итог урока. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают о том, в чём можно взять пример с их сверстников из блокадного Ленинграда. Под руководством учителя исполняют песню Л. Назарова «Салют 27 января 1944 года».

Расширение представлений о блокаде Ленинграда и о понятии «мужество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Разработка урока музыка «Русская народная песня» с использованием Активных Методов обучения

АМО на уроке музыки."НАРОДНАЯ ПЕСНЯ"Разработка новых АМО методов...

План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»

План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»...

"Наша слава - русская держава!"

конспект урока музыки в 3 классе...

Методическая разработка занятия дополнительного образования "Песня хранит память".

Занятие по хоровому пению. Работа с материалами музея "А музы не молчали"....