Методическая разработка урока по русскому языку "Русский Алфавит, или Азбука"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Шамыгина Юлия Стефановна

урок интеграции православия в предмет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx140.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

ЧОУ «Православная гимназия во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского №38»

учитель начальных классов: Шамыгина Юлия Стефановна

Тема урока: Русский алфавит, или Азбука.

Цель урока: повторить порядок букв в русском алфавите, названия букв; познакомиться с историей создания первой азбуки, алфавита.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии - первых создателях славянской письменности, об истории алфавита;  научатся называть буквы алфавита (церковнославянского и русского алфавитов), сравнивать церковнославянский алфавит с русским; записывать слова в алфавитном порядке; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы.

Ход урока

  1. Организационный момент. Молитва.

Слайд 1     II.Актуализация знаний.

  1. Орфографическая минутка.

Слайд 2                              Ангел Хранитель

Ангела Бог при Крещенье мне дал.

Пусть я его никогда не видал,

Знаю и верю, что день изо дня

Он от беды защищает меня!

Е. Санин

- Прочитайте выразительно.

- Кто это «Ангел Хранитель»?  (Ангел Хранитель - ангел, добрый дух, данный человеку Богом при крещении для помощи и руководства.)

- Что такое «Крещение»? (Крещение – таинство, необходимое, чтобы войти в Царствие Божие)

- Прочитайте эти строки несколько раз про себя.

Слайд 3- Напишите эти строки по памяти.

- Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

(Гимназисты записывают строки по памяти самостоятельно. Взаимопроверка с оцениванием)

 

Слайд 2 - Выделите слова, в которых букв больше, чем звуков. (Хранитель, пусть, день).

- Почему в этих словах букв больше, чем звуков? Обоснуйте. (В русском алфавите есть буквы, которые звуков не обозначают – Ь, Ъ знаки)

  1. Самоопределение к деятельности.

Слайд 4 – Где мы с вами первый раз встречали алфавит? (в Азбуке)

 - Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы. 10 букв – обозначают гласные звуки, 21 буква – обозначает согласные звуки, ъ и ь – звуков не обозначают)

- Что такое буква? (Буква – это знаки, которые служат для обозначения звуков на письме. Когда мы читаем, видим буквы и  переводим их в звуки)

- Вспомните, что такое алфавит? Какие буквы встречаются в алфавите? (10 букв – обозначают гласные звуки, 21 буква – обозначает согласные звуки, ъ и ь – звуков не обозначают)

- С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся, почему наши буквы пишутся именно так, а не иначе.

- Как вы думаете, когда появился русский алфавит? (Ответы учеников)

- Как и когда возникла у нашего народа своя письменность? (Ответы учеников)

- Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Примерные ответы учащихся: вспомнил, что такое алфавит, буквы алфавита) Слайд 5

  1. Работа по теме урока.

Слайд 6 - В учебнике – на с. 81. Есть определение. (Алфавит – это буквы русского языка расположенные в определённом порядке.)

- Прочитайте несколько раз определение. Кто уже запомнил? (Ответы ребят) 

- Назовём все буквы русского алфавита по порядку. С 81 (Хором называем)

- Знаете ли вы, что Азбука и алфавит обозначают одно и тоже – это буквы, расположенные в определенном порядке.

Слайд 7 Слово алфавит – греческое, слово азбука – славянское. Первые две буквы греческого алфавита – «альфа» и «вита».

Слайд 8 Первые буквы славянского алфавита – «азъ» и «буки».

Слайд 9Для просвещения славян Православной верой Господь избрал святых праведных братьев Кирилла и Мефодия.

Святой Кирилл составил азбуку, чтобы прославляли Господа Бога на родном языке 

Слайд 10. Эта азбука называлась глаголицей. Затем он перевёл христианские священные книги с греческого языка на славянский.

После этого Кирилл и Мефодий пошли в славянские земли, научили славян Православной вере и привели их ко Христу Спасителю.

Впоследствии святой Климент Охридский, ученик святых братьев, заменил буквенные знаки азбуки, созданной Кириллом.

Слайд 11 Эта азбука была названа кириллицей. На Святой Руси она стала называться церковнославянской азбукой.

Слайд 12 - В учебнике Русский язык 1 класс на с.164 представлена церковнославянская азбука, в которой буквы имели другие названия.  Назовём все буквы церковнославяского алфавита по порядку. (Читаем)

 

 - Сколько букв в церковнославянском алфавите? (40 букв)

- Попробуйте сравнить русский алфавит и церковнославянский.

- Перед вами карточки с цекровнославяской азбукой, обведите в кружок те буквы, которые по написанию практически не отличаются от букв русского алфавита. (Прохожу по рядам, проверяю)

- Назовите эти буквы. (Зачитывают несколько  учеников)

- Кто были первыми создателями славянской письменности?

Слайд 13  - Запишите в тетрадь:

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

- Молодцы, ребята. Нашли сходство с русским алфавитом. Продолжим теперь работу по русскому алфавиту.

  1. Физкультминутка.

Слайд 14  . Коллективное выполнение.

  1. Закрепление изученного.

Слайд 15  Работаем по учебнику с 82, упр. 122, 123, 125.

  1. Рефлексия

Слайд 16 – 17   Оценивание себя за выполнение задания.

  1. Подведение итогов урока.
  1. Слайд 18  Почему алфавит называют азбукой?
  2.  Что обозначают слова «азбука» и «алфавит»?
  3. Как образовались эти слова в русском языке?
  4. Кто создал славянскую азбуку?
  5. Для нужна азбука?

  1. Домашнее задание

Рабочая тетрадь 36-37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе

Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...