Программа по музыке
рабочая программа по музыке (4 класс)
программа по музыке для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_muzyke_4_klass_2016-2017.docx | 65.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10. 2009 №373 (от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 классы/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: «Просвещение», 2010 год);
- Примерной образовательной программы основного общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ №569.
Данная рабочая программа ориентирована на учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка. 4 класс» (Музыка: 4 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.)
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Рабочая программа имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, и способствует решению следующих задач:
- воспитание эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
Краткая характеристика контингента учащихся.
В 4А классе основными особенностями контингента являются:
- средний уровень развития познавательной активности и учебной мотивации;
- учащиеся достаточно владеют устной речью;
- уровень внимания средний;
- класс достаточно дисциплинированный, за исключением нескольких человек с невысокой мотивацией к обучению;
- некоторым учащимся необходим дополнительный стимул к изучению музыки.
Количество часов, в том числе контрольные, лабораторные и т.д.
В Федеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение музыки отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). Контролем знаний являются устные опросы, проверка знаний в форме викторин, кроссвордов, тестирований.
Учебно-методическое (литература основная и дополнительная) и материально- техническое обеспечение
Дидактическое обеспечение. | Методическое обеспечение |
4 класс | |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 4 кл. учеб.для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2012. Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2012. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2012. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2012. |
Список научно-методической литературы.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2012г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2013г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2009г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2010г.
- Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе У.Д. Крупской, Г.П.Сергеевой/авт. сост. А.П. Сигаева, С.Н. Сидорова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 2010г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2012г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2013г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,2014г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,2012г
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», М., Просвещение, 2012г.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2013г.
20. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
21. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2012г.
Максимова Т.С. «Поурочные планы», Волгоград, Учитель, 2004г.
22. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 1-4 класс», Волгоград, Корифей, 2013г.
23. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
24. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
25. Песенные сборники.
26. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
27. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.
28. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
29. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Печатные пособия
- Портреты композиторов.
- Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
- Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
- Карточки с признаками характера звучания.
- Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
- Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
- Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
- Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
- CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения
- Музыкальный центр.
- Компьютер.
- Экран, проектор.
Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
- Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
- Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
- Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
- Нотный и поэтический текст песен.
- Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
- Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Оборудование кабинета
- Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
- Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
- Стол учительский с тумбой.
- Фортепиано
Содержание предмета
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (4 ч.)
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен.
Урок 4.«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)
Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер. Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 8. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле (Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Тема раздела: «В музыкальном театре» (3ч).
Урок 10. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 11.Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Урок 12. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч.)
Урок 13.Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 14. Оркестр русских народных инструментов. Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов.
Урок 15. «Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Урок 16. «Музыкант-чародей».
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.
Тема раздела: «В концертном зале» (6ч.)
Урок 17.Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 18. Старый замок. Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
Урок 19. Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух- и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 22. Царит гармония оркестра. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Тема раздела: «В музыкальном театре»( 2ч.)
Урок 23. Балет «Петрушка»Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Урок 24. Театр музыкальной комедии.Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» ( 4ч.)
Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Урок 26.Кирилл и Мефодий. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Урок 27.Праздников праздник, торжество из торжеств. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
Урок 29. Народные праздники. Троица. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»( 5ч.)
Урок 30.Революционный этюд. Мастерство исполнителя. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен, («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий). Развитие музыкального образа.
Урок 31. Музыкальные инструменты (гитара).
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей).
Урок 32. В каждой интонации спрятан человек. Музыкальный сказочник. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 33-34. Резервные уроки. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. Выразительность и изобразительность в музыке.
Результаты изучения курса
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты:
- восприятие музыки и размышление о ней, открытое и эмоциональное выражение своего отношения к искусству, проявление эстетических и художественных предпочтений, позитивная самооценка, самоуважение, жизненный оптимизм;
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- реализация собственного творческого потенциала, применение музыкальных знаний и представлений о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развиты музыкально-эстетические чувства, проявляющие себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- умение встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- понимание роли музыки в жизни человека, применение полученных знаний и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты:
- сформированы представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; общие представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- сформированы основы музыкальной культуры, художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- сформирован устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- освоены вокально-хоровые умения и навыки группового пения при разучивании и исполнении музыкальных произведений;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Учебно - тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Виды учебной деятельности (на основе учебных действий) | Основные требования на уровне знания, понимания, умения | |
Практика | Контроль (диагностика) | |||||
1. | «Россия – Родина моя» | 4 часа | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | Знать/понимать: - основные понятия и музыкальные термины: песня, мелодия, аккомпанемент, народная и композиторская музыка. - жанры народных песен, их интонационно-образные особенности, Уметь: - определять характер и настроение музыкальных произведений, - эмоционально откликаться на музыку разных жанров. | ||
2. | «День, полный событий» | 5 часов | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений, их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Знать/понимать: - черты, присущие музыке русских композиторов, - понятия: лад (мажор, минор), романс, дуэт, ансамбль, - общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, - особенности музыки русского народа, - разновидности колокольных звонов; жанры духовной музыки. Уметь: - сравнивать музыку разных композиторов, - коллективно исполнять песни, -проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, - определять жанровую принадлежность, прозвучавших произведений; коллективно исполнять песни, - дать характеристику прозвучавшей музыке. | ||
3. | «В музыкальном театре». | 5 часов | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнятьсвои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. | Знать/понимать: - линии драматургического развития в опере, (содержание оперы), - процесс воплощения художественного замысла в музыке, - интонационно-образное развитие в звучавшей музыке (контраст), Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, - эмоционально откликаться на музыку, - владеть певческими умениями и навыками. | ||
4. | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 5 часов | Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагатьсобственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей. | Знать/понимать: - понятия: народная музыка, музыка в народном стиле, - название, внешний вид, тембровый окрас русских народных инструментов, Уметь: - сравнивать, находить сходство и отличие музыки разных народов, - выразительно исполнять песни сольно и в коллективе, - определять жанровую принадлежность прозвучавших произведений и уметь их охарактеризовать, - приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах. | ||
5. | «В концертном зале». | 6 часов | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании. импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Знать/понимать: - понятия: ноктюрн, квартет, вариации, сюита, инструментальная музыка, романс, симфоническая увертюра, баркарола, - интонации и особенности различных танцев (полонез, мазурка), - музыкальные инструменты симфонического оркестра, - процесс воплощения художественного замысла в музыке, - что такое оперетта и мюзикл, их особенности, Уметь: - на слух различать тембры скрипки и виолончели, - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, - определять характер музыкальных произведений и настроение, - определять оркестровые тембры, - эмоционально и осознанно относиться к музыке различных жанров и направлений. | ||
6. | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 часа | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Знать/понимать: - о возникновении героического образа Ильи Муромца, - понятия: стихира, величание, гимн, - основные праздники русской православной церкви (Троица), - святых земли Русской, - жанры: тропарь, молитва, величание Уметь: -определять характер музыкальных произведений и настроение, - коллективно исполнять песни. | ||
7. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 часов | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Личностно оцениватьмузыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Самостоятельно работать в дневниках музыкальных впечатлений. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. | Знать/понимать: - понятия: прелюдия, этюд, композитор, исполнитель, слушатель, музыкальные интонации, вальс, гавот, - музыкальные характеристики - портреты, - художественное единство музыки и живописи, - музыкальные жанры, - инструменты симфонического оркестра. Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыки, - владеть певческими умениями и навыками, - владеть сведениями из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях, - давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, - характер музыкальных произведений и настроение, - владеть певческими умениями и навыками. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата прохождения | Количество часов | Тема каждого урока | Виды и формы контроля | Тип/форма урока | |
по плану | факти чески | |||||
«Россия – Родина моя» (4 ч.) | ||||||
1. | 1 | Мелодия «Ты запой мне ту песню…» | ИНМ | Вводный | ||
2. | 1 | Как сложили песню. Звучащие картины. | ОСЗ | Текущий | ||
3. | 1 | Ты откуда русская, зародилась, музыка? | ИНМ | |||
4. | 1 | «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь» | ОСЗ | |||
«День, полный событий» (5 ч.) | ||||||
5. | 1 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | СЗУН | |||
6. | 1 | Зимнее утро, зимний вечер… | ИНМ | Опрос | ||
7. | 1 | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. | ИНМ | |||
8. | 1 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | ОСЗ | |||
9. | 1 | «Приют, сияньем муз одетый…» | КЗУ | Тест | ||
«В музыкальном театре» (5ч.) | ||||||
10. | 1 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». | ОСЗ | |||
11. | 1 | Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» | СЗУН | |||
12. | 1 | Русский Восток. Восточные мотивы. | СЗУН | |||
13. | 1 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | ОСЗ | Опрос | ||
14. | 1 | Оркестр русских народных инструментов. | ИНМ | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (5 ч.) | ||||||
15. | 1 | «Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах. | СЗУН | |||
16. | 1 | «Музыкант-чародей». | ЗИН | |||
17. | 1 | Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо (скрипка, виолончель). | КЗУ | Тест | ||
18. | 1 | Старый замок. | ИНМ | |||
19. | 1 | «Счастье в сирени живет…» | ЗИМ | |||
«В концертном зале» (6 ч.) | ||||||
20. | 1 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, Танцы… | ИНМ | Текущий | ||
21. | 1 | Патетическая соната Л. ван Бетховена. Годы странствий. | СЗУН | |||
22. | 1 | Царит гармония оркестра. | ОСЗ | |||
23. | 1 | Балет Стравинского «Петрушка». | СЗУН | |||
24. | 1 | Театр музыкальной комедии. | ИНМ | |||
25. | 1 | Святые земли русской. Илья Муромец. | ОСЗ | Викторина | ||
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) | ||||||
26. | 1 | Кирилл и Мефодий. | СЗУН | |||
27. | 1 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | КЗУ | Опрос | ||
28. | 1 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | ОСЗ | |||
29. | 1 | Народные праздники. «Троица». | ЗИМ | Тест | ||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.) | ||||||
30. | 1 | Революционный этюд. Мастерство исполнителя. | СЗУН | |||
31. | 1 | Музыкальные инструменты (гитара). | ОСЗ | Викторина | ||
32. | 1 | В каждой интонации спрятан человек. Музыкальный сказочник. | ИНМ | |||
33. | 1 | Резервный урок. | ОСЗ | Концерт | ||
34. | 1 | Резервный урок. | ОСЗ | Концерт |
Принятые сокращения:
ИНМ – изучение нового материала
ЗИМ – закрепление изученного материала
СЗУН – совершенствование знаний, умений, навыков
ОСЗ – обобщения и систематизации знаний
КЗУ – контроль знаний и умений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Планирование для 1 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...
Планирование по музыке для 4 класса на основе примерной программы по музыке в соответствии с авторской программой Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...
Планирование для 2 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...