Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1.doc354.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

 Рабочая программа по музыке для   1-го класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  • Сборник нормативных документов. Искусство. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. - Москва. Дрофа. 2004.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
  • Примерная программа по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90,  [6] с.), рабочая программа  для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 1-4 классы» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (М.: Дрофа, 2012).
  • Настоящая программа по музыке для   3-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Сведения о программе

Данная рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений допущенной министерством образования РФ для 1-4 классов под редакцией В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента ФГОС общего образования, авторского тематического планирования учебного материала.

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. 


В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.


Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать в позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Цели и задачи

Цель предмета:

Формирование основ духовно- нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

Информация о внесенных изменениях

Программа содержит традиционные разделы и понятия.

Место учебного предмета  «Музыка» в базисном плане

Настоящий курс «Музыка. 1—4 классы» полностью соотносится с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений  Российской  Федерации,  реализующих  основную образовательную  программу  начального  общего  образования.  «Содержание  образования,  определенное  инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирует систему   предметных   навыков   и   личностных   качеств, соответствующих требованиям стандарта».

В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Музыка» в начальной школе изучается в течение четырех лет — с 1 по 4 класс. Количество часов в  неделю —  1. В  первом  классе  курс  рассчитан  на 33 учебные недели; во 2—4 классах — на 34 учебные недели.

Информация о количестве учебных часов

Данная программа рассчитана на 33 часа при 1 часе в неделю в 1 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Формы организации образовательного процесса:

Коллективные, групповые, индивидуальные, внеклассные

Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как:

- личностно ориентированного обучения,

- уровневой дифференциации и индивидуализации;

- информационно-коммуникативной (компьютерной);

- проектной деятельности;

- игровой;

-здоровьесберегающей.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Содержание обучения музыке на базовом уровне в 1 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции.

Ценностно-смысловая компетенция – видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетенция – знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция – овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывать знания непосредственно из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, уметь отличать факты от домыслов.

Информационная компетенция – при  помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетенция –  овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, в коллективе. Уметь задавать вопросы, вести дискуссию и др.

Социально-трудовая компетенция – овладение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Виды и формы контроля

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- устный опрос;

- самостоятельная работа;

- тесты-презентации;

- тест-игра.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

 — в  воспитании  нравственного,  ответственного, инициативного и компетентного человека;

— в формировании и воспитании у обучающихся веры  в  Россию,  чувства  личной  ответственности  за Отечество;

— в  формировании  и  воспитании  чувства  патриотизма и гражданской солидарности;

— в  формировании  и  воспитании  эстетического вкуса;

— в формировании основ музыкальной культуры;

— в воспитании эмоциональноценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.



Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение строить речевые высказывания о музыке ( музыкальном произведении) в устной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериямЭ
- умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

 Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество ( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

 Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты ( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты ( гармонь, баян. Балалайка);
  • проявлять навыки вокально- хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
  • воспринимать музыку различных жанров;
  • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот,темпов( быстро- медленно) динамики (громко- тихо)
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

УМК

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического  комплекса:

- Музыка. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М.: Дрофа, 2010.

- Искусство. Музыка. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко,  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.

Содержание тем учебного материала

Тема года: «Музыка, музыка всюду слышна…»

Урок 1. «Нас в школу приглашают задорные звонки…» (1ч)

Выражение радостных торжественных  чувств в музыке в первый день школьных занятий.

Музыкальный материал:

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики (пение).

Знать:

-Музыкальные термины: НАСТРОЕНИЕ – радостное, веселое, торжественное, серьезное.

Уметь:

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-Воспринимать музыку как важную составляющую жизни каждого человека.

Применять:

Разучить песню, петь плавно, связно.

Урок 2. «Музыка, музыка всюду слышна…» (1ч)

Музыка окружающего мира. Воплощение в музыке детских фантазий, настроений и чувств.

Музыкальный материал:

Г. Струве, стихи В. Викторова. Веселая песенка (пение).

Знать:

- Музыкальные термины: ПЕСНЯ, ХАРАКТЕР МУЗЫКИ.

-Определение музыкального термина: ПАУЗА.

-Определения характера музыки: ЗАДОРНО, ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, ЗВОНКО.

Уметь:

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-Размышлять о звуках окружающего мира.

-Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, как вы будете её исполнять?).

Применять:

Разучить песню, петь в подвижном, задорном характере, точно вступая после паузы.

Урок 3. «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…» (1ч)

Музыка окружающего мира. Воплощение в музыке (искусстве) образов природы. Музыкально-визуальные ассоциации в восприятии образов природы.

Музыкальный материал:

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Так уж получилось (пение).

Знать:

-Определения характера музыки: СПОКОЙНО, НЕЖНО, ЗАДУМЧИВО, ЯРКО, ЗВОНКО, РАДОСТНО.

Уметь:

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-Размышлять о звуках окружающего мира, включаться в поисковую деятельность (Можно ли увидеть музыку? Где можно её увидеть? Что нужно для того, чтобы услышать музыку природы? Какая музыка могла бы выразить настроение, показанное на картинах художников?).

-Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, как вы будете её исполнять?).

Применять:

Разучить песню, петь в подвижном темпе, передавать в своем исполнении различные настроения в каждом куплете.

Урок 4. Краски осени (1ч)

Отражение темы «золотой осени» в музыке, живописи, поэзии. Нежные, спокойные настроения человека при восприятии ранней осенней поры.

Музыкальный материал:

В. Иванников, стихи Т. Башмаковой. Осенняя сказка (пение).

А. Филиппенко, стихи В. Кукловской. Мы на луг ходили (пение, музыкально – ритмические движения).

Знать:

-Определения характера музыки: СПОКОЙНО, СВЕТЛО, НЕЖНО, ПЛАВНО, НАПЕВНО, ПРОТЯЖНО.

Уметь:

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, с каким настроением её нужно исполнять?).

-Внимательно рассматривать картины, определять основные тона и краски.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Какой показана осень на картинах художников? Какие чувства вызывает осенняя природа? Почему композитор назвал песню сказкой?).

Применять:

-Разучить песню «Осенняя сказка», петь протяжно, напевно, плавно.

-Исполнить закличку «Осень» с игровыми движениями.

-Разыграть песню «Мы на луг ходили» по ролям, играть на воображаемых инструментах – дудке, барабане.

Урок 5-6. «Что ты рано в гости, осень к нам пришла?» (2ч)

Выражение в музыке грустных, печальных настроений, воплощающих состояние прощания с летом (данная тема дается как  контраст предшествующей теме).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Ноктюрн, соч. 19 № 4. Фрагмент (слушание).

В. Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения).

В. Николаев, стихи Н. Алпатовой. На прогулку под дождем (пение, музыкально – ритмические движения).

Знать:

-Определения характера музыки: ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО, ЖАЛОБНО, УНЫЛО, ВЕСЕЛО.

Уметь:

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, с каким настроением её нужно исполнять? Изменяется ли настроение в музыке припева? Каким оно становится?).

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Чем отличается осень на рисунках от осени, изображения которой мы рассматривали на прошлом уроке (ранняя осень, поздняя осень)? Как звучит мелодия: напевно, протяжно или отрывисто? Можете ли вы назвать песню, у которой был бы такой же характер?).

Применять:

-Разучить песню «Песенка об осеннем солнышке», исполнять в подвижном темпе, изменяя настроение (грустно, радостно).

-Прохлопать ритм мелодии песни об осени.

Урок 7. Музыкальное эхо (1ч)

Первое знакомство с теорией музыки. Динамика (громко — тихо). Воплощение в музыке громких и тихих звучаний как подражание эффекту эха.

Музыкальный материал:

Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация).

Знать:

-Определения динамики музыки: ГРОМКО, ТИХО.

Уметь:

-Определять динамику музыкального произведения.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Приходилось ли слышать эхо? Где его можно услышать? Как отвечает эхо: громко или приглушенно, тихо?).

Применять:

-Разучить шутливую песню «Эхо», исполнять бодро, правильно передавать в своем исполнении звучание эхо, сопровождать пение двумя хлопками в ладоши, по коленям.

-Разучить песню «Камышинка-дудочка», петь только повторяющиеся звуки «ду-ду», импровизировать.

Урок 8-9. «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» (2ч)

1. Что такое каникулы? 2. Знакомство с понятием темп в музыке. Темпы быстрые и медленные.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский.  Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка (пение).

Повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся).

Знать:

-Определение и происхождение слова КАНИКУЛЫ.

-Определения темпа музыки: ТЕМП, БЫСТРЫЙ, МЕДЛЕННЫЙ.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах, сопоставлять качества героев, нарисованных на картинках с качествами личности ребят из класса.

-Определять темп музыкального произведения.

-Рассказывать о прослушанном произведении (Кого из персонажей на рисунках напоминает музыка? В каком темпе написана музыка?).

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Как думаете, в каком темпе звучала бы музыка, изображающая шаг черепахи, - быстром или медленном?).

Применять:

-Разучить песню, исполнять задорно, в темпе польки, соблюдая ударения, выделенные в тексте.

-Закрепить знания, умения и навыки по теме.

-Проверить уровень знаний, умений и навыков за 1 четверть.

Урок 10. «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…» (1ч)

Многообразие танцев. Характерные особенности некоторых танцевальных жанров: вальса (кружение, плавность), польки (оживленность, задор).

Музыкальный материал:

Д. Шостакович. Вальс – шутка (слушание).

А. Спадавеккиа, стихи Е. Шварца. Добрый жук (слушание).

Потанцуй со мной, дружок. Немецкая народная песня (пение, музыкально – ритмические движения).

Гусята.  Немецкая народная песня (пение).

Знать:

-Музыкальные термины: ТАНЕЦ, ВАЛЬС, ТИХО, НЕЖНО, ПЛАВНО, ГРОМКО, БЫСТРО, ПОЛЬКА, КАРНАВАЛ.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Определять танцевальный жанр (вальс, полька), характеристики танца.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Почему у вальса Д. Шостаковича есть второе название – «шутка»? Какая из картин художников более всего схожа по настроению с этой музыкой? Какой характер у музыкального произведения? Как под эту музыку лучше танцевать: одному, вдвоём или всем вместе?).

Применять:

-Исполнять песню «Потанцуй со мной, дружок» с игровыми движениями.

-В песне «Гусята» изобразить в пении маленьких гусят и важно шагающего сапожника. Использовать для этого тихое и более громкое звучание своего голоса.

Урок 11. Ноги сами в пляс пустились 1ч)

Русская народная пляска, ее связь с жизнью и бытом русского народа. Отличительные особенности плясовой и хороводной музыки.

Музыкальный материал:

Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание).

Во поле береза стояла. Русская народная песня (в сольном исполнении, слушание).

Ах, вы сени.  Русская народная песня, обработка В. Агафонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

Знать:

-Музыкальные термины: ХОРОВОД, ПЛЯСКА, ВЕСЕЛО, БЫСТРО, ЗАДОРНО.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Определять танцевальный жанр (хоровод, пляска), характеристики танца.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Какой изображена русская народная пляска на картине художника? Как звучит Камаринская пляска? Что означает: водить хоровод? Чем отличается хороводная музыка от плясовой?).

Применять:

-Разучить песню.

-Выполнять музыкально-ритмические движения, имитируя игру на русских народных инструментах балалайке, дудке, трещотках, бубне.

Урок 12. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов (1ч)

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами по изображениям, представленным в учебнике. Художественно-выразительные возможности оркестра русских народных инструментов.

Музыкальный материал:

Светит месяц. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание).

Во поле береза стояла. Русская народная песня  (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание).

Коробейники. Русская народная песня  (игра на детских музыкальных инструментах).

Знать:

-Музыкальные термины, их значение и определение: ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

-Музыкальные инструменты: ГАРМОШКА, БАЯН, БАЛАЛАЙКА, БУБЕН, СВИРЕЛЬ, РОЖОК, КОЛОКОЛЬЧИКИ, ЛОЖКИ.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Определять и называть музыкальные инструменты.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Какое настроение выразили народные умельцы в своих работах? Звучание каких инструментов слышится в музыке?

Как думаете, песню «Светит месяц» можно только лишь петь? Как понимаете слова из стихотворения про народный оркестр: «То он плачет, то хохочет…»?).

Применять:

-Находить на рисунках русские народные инструменты, отмечать их знаком.

-Разучить песню.

-Выполнять музыкально-ритмические движения, имитируя игру на русских народных инструментах балалайке, дудке, трещотках, бубне.

Урок 13. Марш деревянных солдатиков (1ч)

Многообразие маршей. Роль маршевой музыки в жизни человека. Сказочный марш в балете П. Чайковского «Щелкунчик».

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» (слушание).

Встанем в круг. Английская народная песня (пение, музыкально – ритмические движения).

Знать:

-Музыкальные термины, их значение и определение: МАРШ.

-Музыкальные инструменты: БАРАБАН, ТРУБА, ТАРЕЛКИ.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Определять и называть музыкальные инструменты.

-Определять типы марша: спортивный, военный, игрушечный.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Приходилось ли слышать марши? Где их слышали?).

Применять:

-Разучить песню, исполнять с танцевальными движениями.

Урок 14. «Детский альбом» П.И. Чайковского (1ч)

Знакомство с фортепианным циклом П. Чайковского «Детский альбом». Сравнение пьес «Болезнь куклы» и «Новая кукла» на уровне настроений, переживаний, чувств.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Болезнь куклы. Новая кукла. Из «Детского альбома» (слушание).

Г. Струве, стихи В. Семернина. Маленькая мама (пение, импровизация).

Знать:

-Музыкальные термины, их значение и определение: КОМПОЗИТОР.

-Характеристики определения музыкального настроения, характера музыки: ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО, ГОРЕСТНО, РАДОСТНО, ВОСТОРЖЕННО.

Уметь:

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Чем отличаются пьесы «болезнь куклы» и «Новая кукла»? Какие в них выражены чувства? Какой танец исполняет новая кукла?).

Применять:

-Разучить песню, исполнять в умеренном темпе. Попытаться придумать свои слова в запеве песенки о маме, спеть их любимой игрушке.

Урок 15. Волшебная страна звуков. В гостях у сказки (1ч)

Знакомство с литературно-музыкальной композицией (В. Одоевский. «Городок в табакерке» — А. Лядов. «Музыкальная табакерка»). Обращение внимания на воспитательный аспект, касающийся бережного отношения к музыкальному инструменту.

Музыкальный материал:

А. Лядов. Музыкальная табакерка (слушание).

Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Пёстрый колпачок (пение, импровизация).

Р. Шуман. Дед Мороз. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание).

Г. Вихарева. Ёлочка любимая (пение, музыкально – ритмические движения).

Знать:

-Музыкальные термины: ЗАКЛИЧКА, ПРИБАУТКА.

-ЛЮБОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИМЕЕТ СВОЙ МЕХАНИЗМ. НУЖНО БЕРЕЖНО С НИМ ОБРАЩАТЬСЯ!

Уметь:

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Оценивать и сравнивать музыкальные характеристики.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Назвать обитателей волшебного городка. Почему в табакерке звучала музыка? Какой представляете себе сказочную музыкальную табакерку? Похож ли Дед Мороз на картинке художника на Деда Мороза из музыкальной пьесы?).

Применять:

-Разыграть песню «Пестрый колпачок»: придумать движения, передающие содержание. Исполнить эти движения во вступлении, после каждого куплета и в заключении.

-Разучить песню «Ёлочка любимая».Исполнять в подвижном темпе, в хороводе.

Урок 16.  «Новый год! Новый год! Закружился хоровод…» (1ч)

Выражение волшебного новогоднего настроения в музыке балета П. Чайковского «Щелкунчик». Выразительные и изобразительные свойства тембра челесты.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание).

Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Новогодний хоровод (пение, музыкально – ритмические движения).

Г. Вихарева. Дед мороз (пение, музыкально – ритмические движения).

Знать:

-Музыкальные инструменты: ЧЕЛЕСТА.

Уметь:

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Герои каких музыкальных и литературных произведений пляшут в новогоднем хороводе? Что представляется при слушании музыки из балета «Щелкунчик»?).

Применять:

-Выучить новогоднюю песню «Новогодний хоровод», исполнять в новогоднем хороводе.

-Выучить песню «Дед Мороз», исполнять в новогоднем хороводе.

Урок 17-18. Зимние игры (2ч)

Отражение зимних образов природы в музыке. Музыкальная изобразительность в «Вальсе снежных хлопьев» П. Чайковского.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание).

Н. Перунов. Белый пух. Мороз, мороз. Попевки. (пение, импровизация).

М. Красев, стихи С. Вышеславцевой. Зимняя песенка (пение).

Знать:

-Зимние игры детей.

Уметь:

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Оценивать и сопоставлять характеристики определения музыкального настроения.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Как кружатся снежинки? Показать это движением. Можно ли «увидеть» в музыке кружение снежинок?).

Применять:

-Разучить или придумать свой ритм к стихотворению «Белый пух», показать движением рук паузу на слове «пух».

-Хлопками исполнить ритм стихотворения «Мороз, мороз», делать правильные ударения.

Разучить песню, исполнять весело, правильно выполняя ударения.

Урок 19. «Водят ноты хоровод…» (1ч)

Знакомство с нотной грамотой. Названия нот. Начальные представления о звуковысотности.

Музыкальный материал:

В.Герчик, стихи Н. Френкель. Нотный хоровод (пение).

А. Островский, стихи З. Петровой. До, ре, ми, фа, соль… (пение).

Знать:

-Музыкальный термин: НОТЫ.

-Названия и расположение нот на нотном стане.

-Сколько всего существует нот ( 7).

Уметь:

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Находить ноты на нотоносце.

Применять:

-Разучить и петь песню «Нотный хоровод», называя ноты.

-Петь песню «До, ре, ми, фа, соль...».

-Записать знакомые ноты на нотоносце в рабочей тетради, подписать их.

Урок 20.  «Кто – кто в теремочке живёт?» (1ч)

Разыгрывание сюжета русской народной песни «Теремок» с применением детских музыкальных инструментов.

Музыкальный материал:

Теремок. Русская народная песня, обработка А. Агафонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

Знать:

-Сюжет  русской народной сказки «Теремок».

-Музыкальные инструменты: ПОГРЕМУШКИ, КАСТАНЬЕТЫ, БУБЕН, ТРЕУГОЛЬНИК, ДУХОВАЯ ГАРМОНИКА, МЕТАЛЛОФОН, АККОРДЕОН.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, определять характер.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Подобрать каждому герою сказки свой музыкальный инструмент, находить его изображение на рисунке.

Применять:

-Разучить песню, включаться в театрализацию.

Урок 21-22. Весёлый праздник Масленица (2ч)

Знакомство с праздником Масленицы через народное и профессиональное творчество. Сравнение характера музыки «Русская»

И. Стравинского и картин «Масленица» Б. Кустодиева, «Петербургские балаганы» А. Бенуа.

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». » Фрагмент (слушание).

Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение).

Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация).

Перед весной. Русская народная песня. Из сборника «Детские песни» под редакцией П. Чайковского (пение). 

Знать:

-Обряд и традиции русского народного праздника Масленица.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, определять характер.

-Внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать, как веселились на масленицу.

-Рассказывать о прослушанном произведении, определять характер музыки, сравнивать характер музыки с характером картин художников.

Применять:

-Попытаться сочинить собственную песенку на народные масленичные стихи.

-Разучить попевку «Мы давно блинов не ели», придумать ритмический аккомпанемент к песне.

-Петь песню «Перед весной» энергично, радостно. Обратить внимание на распевы.

Урок 23. Где живут ноты? (1ч)

Ноты как знаки фиксации музыкального текста. Запись нот на нотоносце.

Музыкальный материал:

Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Песенка о гамме (пение).

Знать:

-Музыкальные термины, их значение: НОТЫ, НОТОНОСЕЦ, НОТНЫЙ СТАН.

-Где нужно записывать ноты.

Уметь:

-Внимательно слушать сказку, рассказывать о содержании, отвечать на вопросы учителя.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность.

Применять:

-Петь знакомые семь нот, двигаясь вверх и вниз по ступеням гамы.

-Исполнить песню в неспешном, неторопливом темпе.

Урок 24. Весенний вальс (1ч)

Весенний вальс как музыкальное поздравление в день 8 Марта.

Музыкальный материал:

А. Филиппенко, стихи Т. Волгиной. Весенний вальс (пение).

Е. Соколова. Сегодня мамин день (пение).

Знать:

-Традиции праздника, посвященного Международному женскому дню.

-Музыкальные инструменты: ПИАНИНО, РОЯЛЬ.

Уметь:

-Внимательно слушать песню в исполнении учителя, рассказывать о содержании и характере музыкального произведения.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность, сравнивать, сопоставлять (Как лучше исполнять вальс?).

Применять:

-Разучить песню «Весенний вальс», петь песню плавно, ласково, выразительно.

-Петь песню «Сегодня мамин день».

Урок 25. Природа просыпается (1ч)

Выражение весеннего настроения на картине «Мартовское солнце» К. Юона и в «Песне жаворонка» П. Чайковского: яркие, звонкие,  солнечные краски; преобладание мажорного колорита, оживленный темп, светлые регистры.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание).

Ой, бежит ручьём вода. Украинская народная песня, обработка К. Волкова (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

Знать:

-Картины о весне «Мартовское солнце» К.Юона, «Розовый вечер» Н.Ромадина.

-Музыкальные произведения о весне.

Уметь:

-Внимательно рассматривать картины, определять настроения картин.

-Сравнивать настроения картин с настроением музыкальных произведений (схожесть и различия).

-Подбирать характеристики к определению настроения музыкального произведения.

Применять:

-Разучить песню «Ой, бежит ручьем вода», исполнять весело, в подвижном темпе.

-Разучить песню «Веснянка», исполнять призывно и звонко.

Урок 26. В детском музыкальном театре (1ч)

Знакомство по изображению с главными участниками детского музыкального театра — артистами, дирижером, оркестрантами.

Правила поведения в театре.

Музыкальный материал:

И. Стравинский. У Петрушки. Из балета «Петрушка». » Фрагмент (слушание).

И. Брамс. Петрушка (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация). 

Знать:

-Музыкальные термины: МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР, АРТИСТЫ, ОРКЕСТР, ДИРИЖЕР.

-Правила поведения в театре.

Уметь:

-Внимательно рассматривать картины художников, рассказывать о содержании картин.

-Рассказывать и выполнять правила поведения в театре.

Применять:

-Разучить песню, исполнять, сопровождая пение игрой на бубне.

Урок 27. Мелодии и краски весны (1ч)

Продолжение и развитие темы «Природа просыпается». Светлые, радостные мелодии в музыке («Весенняя песня» В. А. Моцарта, тема «весеннего произрастания» из балета «Весна священная» И. Стравинского) как олицетворение весеннего времени года. Грустные, печальные мелодии в музыке. Их связь с музыкальными образами.

Музыкальный материал:

И. Стравинский. «Тема весеннего произрастания». Из балета «Весна священная» (слушание).

В.А. Моцарт, стихи Кр. Овербека. Тоска по весне (слушание).

П. Чайковский. Старинная французская песенка. Из «Детского альбома» (слушание).

В. Николаев, стихи Н. Алпатовой. Песня ручья (пение).

Я Дубравин, стихи Е. Руженцева. Капли и море (пение).

Знать:

-Музыкальные термины: МЕЛОДИЯ, МУЗЫКАЛЬНОСТЬ.

-Характеристики музыкального настроения: СВЕТЛЫЕ МЕЛОДИИ, РАДОСТНЫЕ МЕЛОДИИ, ГРУСТНЫЕ МЕЛОДИИ, ПЕЧАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Если бы ты был композитором, какими мелодиями выразил бы весеннее настроение? А осеннее? Что напоминает движение мелодии?).

Применять:

-Показать рукой или нарисовать линией движение мелодии в «Песне ручья».

-Раскрасить «весеннюю» картинку. Определить цвета для передачи весеннего настроения.

-Разучить песню «Капли и море», исполнять спокойно, в неторопливом темпе.

Урок 28. Мелодии дня (1ч)

Восприятие разных времен суток через музыкальные и изобразительные ассоциации. Выражение этих ассоциаций в мелодиях музыкальных произведений.

Музыкальный материал:

Р. Шуман. Май, милый май, скоро ты вновь настанешь! Из цикла «Альбом для  юношества». Фрагмент (слушание).

В.А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Колыбельная (слушание).

С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание).

Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Песенка про двух утят (пение).

Знать:

-Название времени суток, природные явления в различное время суток.

-Характеристики музыкального настроения: СВЕТЛО, ЛАСКОВО, РАДОСТНО, ЗВОНКО, СПОКОЙНО, ТИХО, ТАИНСТВЕННО, ЗАГАДОЧНО.

Уметь:

-Внимательно рассматривать картины художников, определять основные цвета и тона.

-Внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.

-Соотносить настроение картин художников с настроением музыкальных произведений.

Применять:

-Разучить песню, исполнять, передавая радостное и грустное настроение двух утят.

Урок 29. Музыкальные инструменты. Тембры – краски (1ч)

Знакомство с музыкальными инструментами — арфой, флейтой, пианино, скрипкой — по изображению и звучанию. Тембровая специфика этих инструментов.

Музыкальный материал:

С. Прокофьев. Тема птички. Из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание).

К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание).

Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (соло скрипки, слушание).

Е. Тиличеева, стихи Гангова. Догадайся, кто поёт (пение).

Г. Левкодимов, стихи Э. Костиной. Весёлые инструменты (пение, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация).

Знать:

-Музыкальные термины: ТЕМБР.

-Музыкальные инструменты: АРФА, ФЛЕЙТА, ПИАНИНО, СКРИПКА.

-Как устроен внутренний механизм пианино.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность ( Знакомо ли вам устройство, изображенное на рисунке в учебнике? В какой сказке вы с ним уже встречались?).

Применять:

-Выразительно исполнять песню «Догадайся, кто поет».

-Быть предельно внимательным, по тембру голоса догадаться, кто поет из друзей.

Урок 30. Легко ли стать музыкальным исполнителем? (1ч)

В основе содержания рассказ Н. Носова «Как Незнайка был музыкантом». Методом «от обратного» постигается главный смысл содержания урока: «какие качества необходимы музыканту для достижения намеченного результата».

Музыкальный материал:

М. Заливашина, стихи И. Андреевой. Музыкальная семья (пение, театрализация).

Знать:

-Сюжет рассказа Н.Носова «Как Незнайка был музыкантом».

Уметь:

-Внимательно слушать учителя, уметь пересказать главную мысль текста.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность, отвечать на вопросы учителя.

-Уяснить главную мысль текста: Чтоб стать музыкантом, нужно много и упорно трудиться.

Применять:

-Разучить и разыграть песню. Передавать в своем исполнении интонации радости, жалости, вопроса, восклицания.

Урок 31. На концерте (1ч)

Что такое концерт. Участники концерта. Правила поведения на концерте.

Музыкальный материал:

В. Дементьев, стихи И. Векшегоновой. Необычный концерт (пение).

Знать:

-Музыкальные термины: КОНЦЕРТ, ИСПОЛНИТЕЛЬ.

-Правила поведения на концерте.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации, определять на каких известных музыкальных инструментах играют участники концерта.

Все ли герои ведут себя на концерте правильно?

 Применять:

-Разучить песню, исполнять, прохлопывая ритм вступления.

Урок 32. «Но на свете почему-то существует доброта…» (музыка в мультфильмах) (1ч)

Роль музыки в мультфильмах. Выражение средствами музыки характеров главных персонажей в мультфильме «Карандаш и ластик».

Музыкальный материал:

А. Шнитке. Rondo. Из «Concerto grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карандаш и ластик» из мультсериала «Карусель»). Фрагмент (слушание).

Б. Савельев, стихи А. Хайта. Неприятность эту мы переживём. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание).

В. Шаинский, стихи Э. Успенского. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение).

Ю. Тугаринов. Добрые волшебники (пение).

Знать:

-Музыку, написанную для мультфильмов.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев мультфильмов, находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.

-Рассуждать, включаться в поисковую деятельность (Какой мультфильм хотелось бы создать тебе? О чем бы он рассказывал? Какая музыка звучала бы в этом мультфильме?).

Применять:

-Разучить песню, петь легко, оживленно.

Урок 33. «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей (1ч)

В основе содержания идея победы добра над  злом, идея коллективного единения в противостоянии злым силам. Знакомство с понятиями опера, узыкальный образ. Выражение характеров героев в детском музыкальном спектакле через интонационные сферы — лирическую, драматическую, народно-танцевальную.

Музыкальный материал:

В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание или пение, театрализация).

В. Алеев, стихи С. Маршака. Песня синьора Помидора. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание или пение, театрализация).

В. Алеев, стихи С. Маршака. Я – весёлый Чиполлино. Заключительный хор. Из детского спектакля «Чиполлино» (слушание, пение, театрализация).

Знать:

Музыкальные термины: ОПЕРА, ХОР, СОЛИСТЫ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, определять музыкальные интонации образов героев, характер, темп музыкального произведения.

Применять:

-Разучить песню, петь легко, весело, задорно, правильно пропевая ритмический рисунок, четко пропевая все имена, встречающиеся в тексте.

Раскрасить костюмы главных персонажей сказки «Чиполлино» в рабочей тетради.


Учебно-тематический план

№  урока

Раздел, тема

Количество

часов

Тема года: «Музыка, музыка всюду слышна…»

33

1.

«Нас в школу приглашают задорные звонки…»

1

2.

«Музыка, музыка всюду слышна…»

1

3.

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»

1

4.

Краски осени

1

5-6.

«Что ты рано в гости, осень к нам пришла?»

2

7.

Музыкальное эхо

1

8-9.

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

2

10.

«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…»

1

11.

Ноги сами в пляс пустились

1

12.

Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов

1

13.

Марш деревянных солдатиков

1

14.

«Детский альбом» П.И. Чайковского

1

15.

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

1

16.

«Новый год! «Новый год! Закружился хоровод…»

1

17-18.

Зимние игры

2

19.

«Водят ноты хоровод…»

1

20.

«Кто-кто в теремочке живёт?»

1

21-22.

Весёлый праздник Масленица

2

23.

Где ноты живут?

1

24.

Весенний вальс

1

25.

Природа просыпается

1

26.

В детском музыкальном театре

1

27.

Мелодии и краски весны

1

28.

Мелодии дня

1

29.

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

1

30.

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

1

31.

На концерте

1

32.

«Но на свете почему-то торжествует доброта…»

1

33.

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей

1


Требования к уровню подготовки учащихся в 1  классе

  • Наличие интереса к предмету «Музыка». Стремление к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях).
  • Умение определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений, которые представлены в учебнике для 1 класса.
  • Владение некоторыми основами музыкальной грамоты: название нот, темпов (быстро – медленно), динамики (громко – тихо).
  • Узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка).
  • Навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест).

К концу 1 класса обучающиеся должны быть знакомы со следующими сведениями из области теории музыки, музыкальной грамоты, музыкальных инструментов:

  • мелодия, музыкальный пульс, ритм (звуки долгие и короткие), темп, тембр, динамика (громко—тихо), аккомпанемент, ноты, нотный стан;
  • настроение в музыке;
  • композитор, исполнитель, слушатель;
  • песня, танец, марш, полька, вальс, хоровод;
  • музыкальный театр, артист, оркестр, дирижер, концерт, опера, хор, солист;
  • музыкальные инструменты — труба, тарелки, челеста, пианино, рояль, скрипка, флейта, арфа;
  • русские народные музыкальные инструменты — гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки;
  • оркестр русских народных инструментов;
  • детский оркестр — погремушки, кастаньеты, бубен, треугольник, металлофон.

Литература и средства обучения:

Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

5. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

Список научно-методической литературы.

  1.  Арсенина  Е.Н.  Музыка  1-4 классы.
  2.  Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  3. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  4. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  5. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  6. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  7. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
  8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  9. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
  10. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г
  11. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  12. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  13. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  14. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  15. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  16. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  19. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  20.  Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г
  21. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  22. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
  23. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  24. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  25. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  26. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  27. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  28. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  29. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
  30. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  31. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  32. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  33. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  34. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

     Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г

  1. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  2. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  3. Учитель,2006г.
  4. Юдина Е.И. «Первые  уроки  музыки  и  творчества», популярная  библиотека  для  родителей  и  педагогов, Москва, «Аквариум» 1999 г.

ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ,  М/МЕДИА

1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13. Уроки  музыки 1-8 классы. Мультимедийное  приложение  к  урокам  ООО  «Глобус»  2008 г.

14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

16. Энциклопедия  Классической  музыки  «Интерактивный  мир»  2002 г.

17. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)


Календарно-тематическое планирование  1-е  классы

№  урока

Раздел, тема

Количество часов

Примечание

Примерные сроки изучения

Фактические сроки изучения

Тема года: «Музыка, музыка всюду слышна…»

33

1.

«Нас в школу приглашают задорные звонки…»

1

08.09.14

04.09.14

05.09.14

2.

«Музыка, музыка всюду слышна…»

1

15.09.14

11.09.14

12.09.14

3.

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»

1

22.09.14

18.09.14

19.09.14

4.

Краски осени

1

29.09.14

25.09.14

26.09.14

5.

«Что ты рано в гости, осень к нам пришла?»

1

06.10.14

02.10.14

10.10.14

6.

«Что ты рано в гости, осень к нам пришла?»

1

13.10.14

09.10.14

17.10.14

7.

Музыкальное эхо

1

20.10.14

16.10.14

24.10.14

8.

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

1

27.10.14

23.10.14

07.11.14

9.

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

1

27.10.14

28.10.14

07.11.14

10.

«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…»

1

10.11.14

06.11.14

14.11.14

11.

Ноги сами в пляс пустились

1

17.11.14

13.11.14

21.11.14

12.

Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов

1

24.11.14

20.11.14

05.12.14

13.

Марш деревянных солдатиков

1

01.12.14

27.12.14

12.12.14

14.

«Детский альбом» П.И. Чайковского

1

08.12.14

11.12.14

19.12.14

15.

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

1

15.12.14

18.12.14

26.12.14

16.

«Новый год! «Новый год! Закружился хоровод…»

1

22.12.14

25.12.14

16.01.15

17.

Зимние игры

1

12.01.15

15.01.15

23.01.15

18.

Зимние игры

1

19.01.15

22.01.15

30.01.15

19.

«Водят ноты хоровод…»

1

26.01.15

29.01.15

06.02.15

20.

«Кто-кто в теремочке живёт?»

1

02.02.15

05.02.15

13.02.15

21.

Весёлый праздник Масленица

1

09.02.15

12.02.15

13.02.15

22.

Весёлый праздник Масленица

1

09.02.15

26.02.15

27.02.15

23.

Где ноты живут?

1

02.03.15

05.03.15

06.03.15

24.

Весенний вальс

1

09.03.15

12.03.15

13.03.15

25.

Природа просыпается

1

16.03.15

19.03.15

20.03.15

26.

В детском музыкальном театре

1

06.04.15

02.04.15

03.04.15

27.

Мелодии и краски весны

1

13.04.15

09.04.15

10.04.15

28.

Мелодии дня

1

20.04.15

16.04.15

17.04.15

29.

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

1

27.04.15

23.04.15

24.04.15

30.

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

1

04.05.15

30.04.15

08.05.15

31.

На концерте

1

11.05.15

07.05.15

15.05.15

32.

«Но на свете почему-то торжествует доброта…»

1

18.05.15

14.05.15

22.05.15

33.

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей

1

25.05.15

21.05.15

22.05.15


Универсальные  учебные  действия

Содержательные линии

Деятельность учащихся

Формирование  универсальных действий

Тема  года: « Музыка, музыка  всюду  нам  слышна…»

Основными содержательными линиями темы являются:

  - место музыки  в  окружающей  жизни ребенка,  картина  звучащего  мира;

-звучание  музыки   повсюду – в  природе, в  дни  праздников,  в  сказках,  обрядах,  в  мультфильмах  и  театральных  постановках;

-песни,  танцы  и  марши – основа многообразных жизненно–музыкальных впечатлений  человека;

-знакомство  с  музыкальными инструментами.

- своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира;

- интонационно-осмысленное воспроизведение  различных  музыкальных образов.

Знакомство  с понятиями: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Изучение  музыкальных  произведений  и создавших  их  авторов.

Знакомство  с  музыкальными   инструментами  и определение  их  звучания   (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка).

Определение  тембров  народных инструментов.

Определение  тембров музыкальных инструментов  симфонического  оркестра.

Знакомство   с нотами,  определение  темпов (быстро – медленно), динамики (громко - тихо).

Определение на слух основных жанров  музыки (песня, танец, марш).

Определение и сравнение  характера, настроения в музыкальных произведениях.

Передача  настроения музыки и ее изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнение  вокальных  произведений  с сопровождением  и  без сопровождения.

Разучивание  и  исполнение  песен  с  инсценировкой  (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать  дирижерский жест).

Участие  в  коллективном  и сольном пении.

Музицирование  на  детских  музыкальных инструментах.

Передача  музыкальных  впечатлений  пластическими,  изобразительными  средствами.

Личностные УУД

- Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

- Действие смыслообразования,

- Нравственно-этическое

- Оценивание

Коммуникативные  УУД

- Умение выражать свои мысли,

- Разрешение  конфликтов, постановка  вопросов.

- Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

- Планирование  учебного  сотрудничества  с

  учителем и сверстниками

Регулятивные  УУД

- Целеполагание,  

- Волевая  саморегуляция,

-  Коррекция,

- Оценка качества и уровня  усвоения.

Познавательные  УД

Общеучебные

- Умение структурировать  знания,

- Смысловое чтение,

- Выделение и формулирование  учебной  цели

- Планирование  деятельности  для  достижения

   результата.

Логические

- Анализ объектов;

- Синтез, как составление целого из частей

- Классификация объектов.

- Доказательство

- Выдвижение гипотез и их обоснование

- Построение логической цепи рассуждения

- Выявление  родовидовых  и  ситуативно-

   существенных признаков;

- Выбор  оснований, критериев для сравнения,

  оценки и классификации объектов.

Формирование  универсальных учебных    действий

Раздел

Выпускник    научится:

Выпускник получит    возможность     научиться:

1.

Музыка   в жизни  человека

-  воспринимать    музыку  различных   жанров,   размышлять    о  музыкальных    произведениях    как  способе   выражения    чувств  и  мыслей   человека,   эмоционально,     эстетически    откликаться    на

искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему  в  различных  видах  музыкально   творческой    деятельности;

- ориентироваться     в  музыкально   поэтическом    творчестве, в  многообразии    музыкального    фольклора    России,   в  том  числе  родного   края,   сопоставлять    различные    образцы   народной и профессиональной     музыки,   ценить  отечественные    народные музыкальные    традиции;

-  воплощать   художественно   образное   содержание    и  интонационно   мелодические     особенности     профессионального   и народного    творчества    (в   пении,   слове,  движении,  играх, действах   и  др.).

- реализовывать    творческий   потенциал, осуществляя   собственные   музыкально  исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности;

- организовывать  культурный  досуг,  самостоятельную

музыкально  творческую  деятельность,  музицировать  и  использовать    ИКТ в музыкальных     играх.

2.

Основные  закономерности музыкального     искусства

-    соотносить  выразительные  и  изобразительные  интонации,   узнавать   характерные    черты   музыкальной    речи   разных  композиторов,  воплощать  особенности  музыки  в  исполнительской   деятельности    на  основе   полученных    знаний;

-  наблюдать    за  процессом    и  результатом    музыкального  развития  на  основе  сходства  и  различий  интонаций,  тем,  образов  и распознавать  художественный    смысл  различных   форм  построения    музыки;

-  общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения  различных   художественных    образов.

- реализовывать      собственные     творческие     замыслы    в  различных  видах  музыкальной  деятельности  (в  пении  и  интерпретации  музыки,  игре  на  детских  элементарных  музыкальных   инструментах,   музыкально пластическом   движении   и импровизации);

- использовать  систему  графических  знаков  для  ориентации в нотном    письме   при   пении   простейших     мелодий;

- владеть  певческим  голосом  как  инструментом  духовного  самовыражения  и  участвовать  в  коллективной  творческой    деятельности      при   воплощении     заинтересовавших  его  музыкальных     образов.

3.

Музыкальная     картина  мира

- исполнять    музыкальные     произведения     разных   форм   жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение,  инструментальное     музицирование,     импровизация    и  др.);

- определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы  в звучании   различных   музыкальных   инструментов,    в том  числе  и  современных    электронных;

- оценивать    и  соотносить    содержание    и  музыкальный

язык  народного  и  профессионального  музыкального  творчества  разных   стран  мира.

- адекватно     оценивать     явления музыкальной     культуры и  проявлять  инициативу  в  выборе  образцов  профессионального  и музыкально    поэтического     творчества    народов   мира;

- оказывать помощь в организации  и проведении  школьных   культурно массовых   мероприятий,   представлять  широкой  публике  результаты  собственной  музыкально творческой  деятельности      (пение,  инструментальное  музицирование,  драматизация  и  др.),  собирать  музыкальные  коллекции (фонотека,     видеотека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке (4 класс, В.В.Алеев и др.)

Пояснительная запискаРабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, Концепции духовн...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 1 класс (Алеев)

Рабочая программа по музыке для 1 класса (Алеев)...

Рабочая программа по музыке 1-4 класс (В.В. Алеев, Т.Н. Кичак)

Рабочая программа 1-4 класс составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка 1-4 класс" авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак....

Рабочая программа по музыке, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Алеев)

Рабочая программа по музыке, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Алеев), 2016-17 уч. год...