Рабочая программа по музыке (4 класс, В.В.Алеев и др.)
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Костылева Елена Владимировна

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка 1-4 класс» Москва: Дрофа 2010.

Общая характеристика предмета

Изучение музыки в начальной школе представляет собой заключительного этапа духовно-нравственного развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения музыки в начальной школе обусловлены  спецификой искусства, как социального явления, задачами духовно-нравственного развития личности и воспитания, а так же многолетними традициями отечественной педагогики.

            Большой вклад в достижении главных целей  начального общего образования вносит изучение  музыки, которое направляет на:

- развитие образного восприятия визуального мира и освоении способов духовно-нравственного, музыкального самовыражения личности;

- гармонизация эмоционального, духовно-интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

- развитие способности к духовно-нравственному познанию мира и себя в этом мире;

- подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной деятельности заложенной в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и музыкально-творческой деятельности должны обрести новые качество. Ведущими подходами при изучении предмета является музыкально-творческой  деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета, является деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа  музыкальных произведений, понимания роли искусства в жизни общества.

Изучение музыки даёт возможность выстраивать систему межпредметных связей со смежными межпредметными областями (история, изо, русский язык и литература), осуществлять интеграцию основного и дополнительного образования через реализацию духовно-нравственного потенциала учащегося, синтезу и воспитания реализуемого в проектной деятельности.

Творческая деятельность с использованием музыкальных  материалов  может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий.

Преподавание построено на принципах тематической цельности и последовательности развития курса «Музыка».

В основе лежит эмоционально-деятельностный подход – переживание музыкального образа в форме музыкальных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Поэтому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культуросозидающая роль дисциплины состоит в познании музыкальной культуры своего народа, а также в  воспитании гражданственности и патриотизма.

 Преподавание музыки предусматривает чередование индивидуальных и  коллективных форм деятельности, а также диалогичность и  сотворчества учителя и ученика.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета  в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели, всего— 34 часа

Цель программы по В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак : формирование  музыкальной культуры  как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся.

Цель предмета: формирование основ художественно - нравственного воспитания школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как  к важнейшему компоненту гармонического развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_4_klass.doc135 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка 1-4 класс» Москва: Дрофа 2010.

Общая характеристика предмета

Изучение музыки в начальной школе представляет собой заключительного этапа духовно-нравственного развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения музыки в начальной школе обусловлены  спецификой искусства, как социального явления, задачами духовно-нравственного развития личности и воспитания, а так же многолетними традициями отечественной педагогики.

        Большой вклад в достижении главных целей  начального общего образования вносит изучение  музыки, которое направляет на:

- развитие образного восприятия визуального мира и освоении способов духовно-нравственного, музыкального самовыражения личности;

- гармонизация эмоционального, духовно-интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

- развитие способности к духовно-нравственному познанию мира и себя в этом мире;

- подготовку обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной деятельности заложенной в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и музыкально-творческой деятельности должны обрести новые качество. Ведущими подходами при изучении предмета является музыкально-творческой  деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета, является деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа  музыкальных произведений, понимания роли искусства в жизни общества.

Изучение музыки даёт возможность выстраивать систему межпредметных связей со смежными межпредметными областями (история, изо, русский язык и литература), осуществлять интеграцию основного и дополнительного образования через реализацию духовно-нравственного потенциала учащегося, синтезу и воспитания реализуемого в проектной деятельности.

Творческая деятельность с использованием музыкальных  материалов  может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий.

Преподавание построено на принципах тематической цельности и последовательности развития курса «Музыка».

В основе лежит эмоционально-деятельностный подход – переживание музыкального образа в форме музыкальных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Поэтому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культуросозидающая роль дисциплины состоит в познании музыкальной культуры своего народа, а также в  воспитании гражданственности и патриотизма.

 Преподавание музыки предусматривает чередование индивидуальных и  коллективных форм деятельности, а также диалогичность и  сотворчества учителя и ученика.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета  в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели, всего— 34 часа

Цель программы по В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак : формирование  музыкальной культуры  как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся.

Цель предмета: формирование основ художественно - нравственного воспитания школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как  к важнейшему компоненту гармонического развития личности.

Задачи предмета:

- привить интерес,  любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- воспитывать и развивать нравственно – патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (литература ,ИЗО, история);

- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;

- научить практическим умениям и навыкам  учебно – творческой деятельности;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-наличие основы гражданской идентичности личности «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

-наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

-выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

-наличие эмоционально – ценностного отношения к  искусству;

-развитие этических чувств;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного(индивидуального) музицирования;

-позитивная самооценка своих музыкально – творческих способностей.

                                                             

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей     тетради для 4 класса;

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме ( в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);

-умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

-умение формулировать собственное мнение и позицию;

-умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;

-понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

-умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями ,а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

-установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

-осуществление элементов синтеза как составление целого из частей ( на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

-подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

-наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

-участие в музыкальной жизни класса (школы,города).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

-знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: венских классиков, композиторов – представителей «Могучей кучки», а также И.С.Баха, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Э. Грига, Дж.Верди; умение воспринимать музыку различных

-умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;

-умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

-умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

-умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (друхчастная, трехчастная, рондо, вариации);

-знание названий различных видов оркестров;

-знание названия групп симфонического оркестра;

-умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;

-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия - фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип «веера»).

Способы контроля и оценивания образовательных достижений

Критерии оценки устной формы ответов учащихся:

1.Активность и участие.

2.Развернутость ответов , их образность, аргументированность.

3.Самостоятельность.

4.Оригинальность суждений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общая тема программы 4 класса: « Музыкальное путешествие»

В 4 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыкальное путешествие». Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстаёт в ориентации на яркие музыкальные стили:

- стиль выдающихся произведений (В.А. Моцарт. Симфония №40; Л. Бетховен. Симфония №5; Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 №12 «Революционный»; А. Скрябин. «Прометей»);

- стиль творчества отдельного композитора (В.А.Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);

- стиль музыкального течения («Могучая кучка»);

- стиль направления (венский классицизм).

1. Музыкальная культура России

Россия – любимая наша страна (А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный Гимн Российской Федерации). Великое содружество русских композиторов – Балакиревский кружок («Могучая кучка»). Тема востока в творчестве русских композиторов (Н.А. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»). «Так полюбил я древние дороги» (П.И. Чайковский симфония №1 «Зимние грёзы»). В подводном царстве (Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»). Поэма огня «Прометей» (А. Скрябин «Прометей»). Петербург. Белые ночи (П.И. Чайковский «Май. Белые ночи» из фортепианного цикла «Времена года»). «Москва. Как много в этом звуке» (П.И. Чайковский кантата «Москва»). «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» (П.И. Чайковский торжественная увертюра «1812 год»).

2. Музыкальная культура Украины

Музыкальная культура Украины. Н.В. Лысенко – выдающийся украинский композитор. Украинский народный танец гопак. Музыкальный инструмент украинского народа – бандура. Элегия.

3. Музыкальная культура Белоруссии

Музыкальная культура Белоруссии. Народная музыка Белоруссии. Песня «Бульба». Белорусский народный музыкальный инструмент – цимбалы. А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова – песня «Белоруссия».

4. Музыкальная культура Польши

Музыкальная культура Польши. Знакомство с творчеством Фридерика Шопена: концерт для ф-но с оркестром №1, ноктюрны, этюды. Польский танец – полонез. М. Огиньский - полонез «Прощание с родиной», М.И. Глинка полонез из оперы «Жизнь за царя».

5. Музыкальная культура Италии

Музыкальная культура Италии. Гении мировой художественной культуры. Итальянская песня – баркарола. М.И. Глинка романс «Венецианская ночь». «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

6. Музыкальная культура Австрии

Музыкальная культура Австрии. Венские музыкальные классики: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет жанров опера, симфония, соната, концерт, квартет. Песни и танцы Ф. Шуберта.

7. Музыкальная культура Германии

Музыкальная культура Германии. Творчество Иоганна Себастьяна Баха, Роберта Шумана. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

8. Музыкальная культура Норвегии

Эдвард Григ – выдающийся композитор Норвегии. Музыка Э. Грига к драме «Пер Гюнт».

9. Музыкальная культура Франции

Оливье Мессиан – французский композитор. Произведения: органный цикл «Рождество Господне», «Турангалила-симфония». Эффект витража и тема Востока в музыке О. Мессиана. Эдит Пиаф и её песни.

10. Виды оркестров

Симфонический оркестр, его группы. Б. Бриттен «Вариации и фуга на тему Пёрселла» («Путеводитель по оркестру для молодёжи»). Возникновение джаза. Джазовый оркестр, его группы. Дж. Гершвин опера «Порги и Бесс».

11. Что такое мюзикл?

12. Урок – концерт.

Календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс)

Календарно-тематическое планирование составлено к учебнику «Музыка.4 класс» для общеобразовательных организаций. Автор учебника: В.В.Алеев, М.Дрофа, 2014 г.

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

проведения

Примечание

1

 «Россия — любимая наша страна...»        

        

1 ч

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критериями, представленными в учебнике.

2-3

Великое содружество русских композиторов.        

 

2 ч

Определять по изображениям имена композиторов — членов «Могучей кучки».Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

4

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

1 ч

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

5

Музыка Украины.

1 ч

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержанию образцы музыкального творчества народов мира.

6

Музыка Белоруссии.

1 ч

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Исполнять различные по образному содержанию образцы музыкального творчества народов мира.

7

Музыкант из Желязовой Воли.

1 ч

Воспринимать на эмоционально-образном уровне про-фессиональное и народное музыкальнее творчество

разных стран мира. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

8

Блеск и мощь полонеза.

1 ч

Воспринимать на эмоционально-образном уровне про-фессиональное и народное музыкальнее творчество

разных стран мира. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Сравнивать характеры разных произведений в рамках одного жанра.

9

Музыкальное путешествие в Италию.

1 ч

Воспринимать на эмоционально-образном уровне про-фессиональное и народное музыкальнее творчество

разных стран мира. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении.

10

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

1 ч

Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное музыкальное творчество народов мира. Распознавать особенности музыкальной речи композиторов (на примере творчества Дж. Верди). Узнавать по характерным стилевым признакам изученные музыкальные сочинения.

11

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.

1 ч

Анализировать жанровостилистические особенности музыкальных произведений. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира (на примере произведений композиторов — венских классиков)

12

Знаменитая Сороковая.        

1 ч

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности композиторов — венских классиков (в соответствии с критериями, представленными в учебнике).

13

Героические образы Л. Бетховена .        

1 ч

Наблюдать за интонационной образностью музыкальных произведений.

14

Песни и танцы Ф. Шуберта.

        

         

1 ч

Различать песенные, танцевальные истоки в музыкальных произведениях Ф. Шуберта. Распознавать художественный смысл простой двухчастной формы. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

15

«Не ручей — море ему имя».

1 ч

Выявлять характерные свойства музыки И. С. Баха.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки. Определять форму музыкального  произведения

16

Суровая красота Норвегии.

Музыка Э. Грига.        

 

1 ч

Выявлять характерные свойства музыки Э. Грига.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.

17

«Так полюбил я древние дороги...»         

 

1 ч

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

18

Ноктюрны Ф. Шопена         

 

1 ч

Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.

19

«Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами».

        

 

1 ч

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.

20

Арлекин и Пьеро.         

         

1 ч

Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Сравнивать музыкальные произведения по заданным в учебнике критериям.

21

В подводном царстве.        

 

1 ч

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

22

Цвет и звук: «музыка витража».         

        

1 ч

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Наблюдать за процессом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в рисунке

23

Вознесение к звездам.        

 

1 ч

Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

24-25

Симфонический оркестр.         

 

2 ч

Узнавать по изображению и определять звучание симфонического оркестра, а также входящих в него четырех инструментальных групп — струнной смычковой, деревянной духовой, медной духовой, ударной. Наблюдать за развитием музыкального образа, представленного в звучании различных музыкальных инструментов симфонического оркестра.

26

Поэма огня «Прометей».         

 

1 ч

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи, взаимодействии. Анализировать стилистические особенности музыкальных произведений.

27

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.         

 

1 ч

Участвовать в коллективном обсуждении «жизненных правил для юных музыкантов».

28

Джазовый оркестр.         

 

1 ч

Узнавать по изображениям инструменты джазового оркестра, а также узнавать на слух их звучание.

Выражать свои зрительные впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке.

29

Что такое мюзикл?         

1 ч

Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, специфические особенности жанра.

30

Под небом Парижа.        

1 ч

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

31

Петербург. Белые ночи.        

        

1 ч

Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву-

чанием природы. Соотносить и сравнивать

содержание произведений литературы и музыки на

уровне образа.

32

«Москва...как много в этом звуке...»         

1 ч

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении. Соотносить выразительные и изобразительные особенности музыки.

33-34

«Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна»

Знать гимн Российской Федерации и участвовать в его хоровом исполнении.