Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_4.doc333 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
Статус документа

 Рабочая программа по музыке для   4-го класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  • Сборник нормативных документов. Искусство. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. - Москва. Дрофа. 2004.
  • Примерная программа по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90,  [6] с.), рабочая программа  для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 1-4 классы» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак (М.: Дрофа, 2010).

Настоящая программа по музыке для   4-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Сведения о программе

Данная рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений допущенной Министерством образования РФ для 1-4 классов под редакцией В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента ФГОС общего образования, авторского тематического планирования учебного материала.

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. 

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать в позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 Цель:

Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- сформировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

 Информация о внесенных изменениях

Программа содержит традиционные разделы и понятия.

Место учебного предмета «Музыка» в базисном плане

Настоящий курс «Музыка. 1—4 классы» полностью соотносится с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений  Российской  Федерации,  реализующих  основную образовательную  программу  начального  общего  образования.  «Содержание  образования,  определенное  инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирует систему   предметных   навыков   и   личностных   качеств, соответствующих требованиям стандарта».

В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Музыка» в начальной школе изучается в течение четырех лет — с 1 по 4 класс. Количество часов в  неделю —  1. В  первом  классе  курс  рассчитан  на 33 учебные недели; во 2—4 классах — на 34 учебные недели.

Информация о количестве учебных часов

Данная программа рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю в 4 классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Формы организации образовательного процесса:

Коллективные, групповые, индивидуальные, внеклассные

Технологии обучения

В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как:

- личностно ориентированного обучения,

- уровневой дифференциации и индивидуализации;

- информационно-коммуникативной (компьютерной);

- проектной деятельности;

- игровой;

-здоровьесберегающей.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Содержание обучения музыке на базовом уровне в 4 классе структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенции.

Ценностно-смысловая компетенция – видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетенция – знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция – овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывать знания непосредственно из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, уметь отличать факты от домыслов.

Информационная компетенция – при  помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетенция –  овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, в коллективе. Уметь задавать вопросы, вести дискуссию и др.

Социально-трудовая компетенция – овладение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Виды и формы контроля

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. 
В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений.
В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.


Теоретический раздел программы включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель .Необходимые теоретические понятия введены в образные названия содержательных тем ( « Тембры- краски», « Знаки препинания в музыке» ), другие представлены в рисунках и фотографиях, третьи даны в форме текстов на страницах учебника. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

— в  воспитании  нравственного,  ответственного, инициативного и компетентного человека;

— в формировании и воспитании у обучающихся веры  в  Россию,  чувства  личной  ответственности  за Отечество;

— в  формировании  и  воспитании  чувства  патриотизма и гражданской солидарности;

— в  формировании  и  воспитании  эстетического вкуса;

— в формировании основ музыкальной культуры;

— в воспитании эмоциональноценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.

4 класс

В области личностных результатов:

— наличие широкой мотивационной основы учебной  деятельности,  включающей  социальные,  учебно-познавательные и внешние мотивы;

— ориентация    на    понимание    причин    успеха в учебной деятельности;

— наличие  учебно-познавательного  интереса  к  новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

— наличие  способности  к  самооценке  на  основе критерия успешности учебной деятельности;

— наличие   основы   гражданской   идентичности личности  в  форме  осознания  «я»  как  гражданина России,  чувства  сопричастности  и  гордости  за  свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

— наличие  основы  ориентации  в  нравственном содержании  и  смысле  поступков  как  собственных, так и окружающих людей;

— наличие  эмпатии  как  понимания  чувств  других людей и сопереживания им;

— выражение   чувства   прекрасного   и   эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

— развитие этических чувств;

— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

— позитивная  самооценка  своих  музыкально-творческих способностей.

В области метапредметных результатов:

— осуществление  поиска  необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;

— умение строить речевые высказывания о музыке  (музыкальных  произведениях)  в  устной  и  письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);

— умение  ориентироваться  на  разнообразие  способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

— умение   формулировать   собственное   мнение и позицию;

— умение   использовать   знаково-символические средства,  представленные  в  нотных  примерах  учебника, для решения задач;

— понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

— умение  проводить  простые  аналогии  и  сравнения,  устанавливать  простые  классификации  между музыкальными  произведениями,  а  также  произведениями  музыки,  литературы  и  изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

— установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

— осуществление  элементов  синтеза  как  составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

— осуществление  простых  обобщений  между  отдельными  произведениями  искусства  на  основе  выявления  сущностной  связи  (на  примере  материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

— подведение  под  понятие  на  основе  существенных признаков музыкального произведения и их синтеза  (в  соответствии  с  требованиями  учебника  для 4 класса);

— наличие   стремления   находить   продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

— участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

В области предметных результатов:

— наличие  интереса  к  предмету  «Музыка».  Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении  (пение,  игра  на  детских  музыкальных инструментах,  участие  в  импровизации,  музыкально-пластическое  движение,  участие  в  музыкально-

драматических спектаклях);

— знание имен выдающихся отечественных и зарубежных  композиторов:  венских  классиков,  композиторов   —   представителей   «Могучей   кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди;

— умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;

— умение воспринимать музыку различных жанров,   размышлять   о   музыкальных   произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

— умение  соотносить  простые  образцы  народной и профессиональной музыки;

— умение  распознавать  художественный  смысл различных   форм   строения   музыки   (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);

— знание названий различных видов оркестров;

— знание  названий  групп  симфонического  оркестра;

— умение  соотносить  выразительные  и  изобразительные музыкальные интонации;

— проявление навыков вокальнохоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия — фрагментарное  пение  в  терцию,  фрагментарное  отдаление и сближение голосов — принцип «веера»).

 Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник научится:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; 
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); 
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
  • распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации). 

 

Формы реализации программы: фронтальная; парная; групповая; индивидуальная.


Методы реализации программы:


- наблюдение;

- практический;

- объяснительно-иллюстративный;

- информативный;

-частично-поисковый.


Способы и средства:


- технические средства;

- дидактические материалы;

- портреты и таблицы.

УМК

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического  комплекса:

- Музыка. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М.: Дрофа, 2010.

- Искусство. Музыка. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. 4 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2005г.

-Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко,  В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.

Содержание программы

4 класс

Тема года: «Музыкальное путешествие» (34ч)

Урок 1. «Россия – любимая наша страна…» (1ч)

Образы России в творчестве русского композитора С. Рахманинова. Отражение темы  родины в его произведениях.

Музыкальный материал:

А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный Гимн Российской Федерации (слушание).

С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент (слушание).

Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание).

В. Шаинский, стихи В. Шевелёвой. Уголок России (слушание).

Ю. Визбор. Россия (слушание).

Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение).

Знать:

-Биографические данные композитора С.Рахманинова;

Уметь:

-Определять музыкальные приемы, которые использует композитор в музыке для передачи  плавного, мелодичного звучания;

Применять:

-Высказывать свои впечатления, возникающие после прослушивания музыкального произведения;

-Применять музыкальную лексику при ответе.

-Разучить и петь 1 куплет песни.

Урок 2-3. Великое содружество русских композиторов (2ч)

Знакомство по изображениям и материалам  учебника с представителями Балакиревского  кружка. Мотивы творческого объединения членов «Могучей кучки». Исторические идеи, идеи народности в опере  М. Мусоргского  «Хованщина» (на примере  Вступления  к опере). Некоторые особенности стихосложения

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание).

М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание).

М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение).

Знать:

-Основателя русской классической школы М.Глинку;

-Роль в развитии русской классической музыки «Могучей кучки»;

-Кто из композиторов входил в состав Балакиревского кружка, что их объединяло;

-Значение музыкального термина ФОЛЬКЛОР.

Уметь:

-Анализировать музыкальные произведения (мелодия, форма, динамика, звукоподражание);

-Высказывать свои суждения, применяя музыкальную лексику;

Применять:

-Размышлять, соотносить музыку с названием, иллюстрациями, действием.

-Разучить 2 и 3 куплеты песни;

-Исполнять воодушевленно, с чувством.

Урок  4. Тема Востока в творчестве русских композиторов (1ч)

Воплощение восточных сказок, песен и плясок в творчестве композиторов — членов «Могучей кучки».

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Тема Шехеразады. Тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание).

А. Бородин. Половецкая пляска с хором. Их оперы «Князь Игорь» (слушание).

Знать:

-Тема Востока – излюбленная в творчестве композиторов «Могучей кучки»;

-Сюжет сюиты «Шехеразада»;

-Сюжет оперы «Князь Игорь».

Уметь:

-Определять средства музыкальной выразительности, воссоздающий характер моря (ритм, регистры, динамика, акценты), подбирать подходящие словосочетания, распознавать приемы композитора, смену состояний в музыке.

Применять:

-Подбирать образные определения к различным эпизодам Половецкой пляски.

-Рассказывать о картинах, возникших в воображении при прослушивании музыки;

-Петь песню, применяя динамические и темповые оттенки.

Урок 5. Музыка Украины (1ч)

Воссоздание истории, быта, обрядов и праздников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским народным танцем гопаком, а также украинским народным музыкальным инструментом бандурой.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание).

Н. Лысенко. Элегия (слушание).

Нiч яка мiсячна. Украинская народная песня (слушание, участие в исполнении).

Ой, в лесу есть калина. Украинская народная песня (пение).

Знать:

-Музыкальная культура Украины неразрывно связана с жизнью и бытом народа.;

-Сюжет оперы М.Мусоргского «Сорочинская ярмарка»;

-Музыкальные термины:

ГОПАК, БАНДУРА, БАНДУРИСТ, КОЛОРИТ, ЭЛЕГИЯ.

Уметь:

-Определять  лирический характер, темп, динамику музыкального произведения;

-Определять какие черты украинского народного характера выразил в музыке композитор М.Мусоргский;

Применять:

-Рассказывать о содержании музыкального произведения.

-Разучить и петь 1 куплет  и припев песни.

Урок 6. Музыка Белоруссии (1ч)

Белорусская народная музыка: ее характер, условия бытования. Музыка о Белоруссии, посвященная событиям Второй мировой войны. Знакомство с белорусским народным музыкальным инструментом цимбалами.

Музыкальный материал:

А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (слушание).

Бульба. Белорусская народная песня (слушание).

Кума моя, кумочка. Белорусская народная песня (пение).

Реченька. Белорусская народная песня (пение).

Знать:

-О природе Белоруссии;

-Народная музыка Белоруссии представлена хороводными, плясовыми, шуточными песнями;

-Исторические события Белоруссии во время ВОВ;

-Музыкальные термины: ЦИМБАЛЫ, ЦИМБАЛИСТ.

Уметь:

-Различать лирическую, хороводную и плясовую песню;

-Подбирать словосочетания, близкие характеру музыки, объяснять свой выбор;

 Применять:

-Высказывать свое мнение  о содержании музыкального произведения, рассуждать;

-Разучить 2 куплет песни;

-Закрепить 1 куплет и припев песни;

-Петь плавно, связно.

Урок 7. Музыкант из Желязовой Воли (1ч)

Гений мировой музыкальной культуры Фридерик Шопен. Фортепиано в творчестве Шопена. Знакомство с польским народным танцем краковяк.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II и III части. Фрагменты (слушание).

О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение).

В. Серебрякова, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение).

Урок 8. Блеск и мощь полонеза (1ч)

Национальный польский танец полонез: его  происхождение, условия бытования и исполнения. Соотнесение и сравнение двух полонезов — «Прощание с родиной» М. Огиньского и Полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» на уровне жанра, характеров. Установление причин их сходства и отличий.

Музыкальный материал:

М. Огиньский. Полонез (слушание).

М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).

Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, музыкально-ритмические движения).

Знать:

-Сюжет оперы М.Глинки «Жизнь за царя»;

-Исторические события, которым посвящен полонез Огиньского;

-Музыкальный термин: ПОЛОНЕЗ;

-Ритмический рисунок полонеза.

Уметь:

-Сравнивать характеры полонезов, находить сходства и отличия, размышлять, обосновывать свой ответ.

Применять:

-Высказывать свое мнение  о содержании музыкального произведения, рассуждать;

-Разучить 2 куплет песни;

-Закрепить 1 куплет и припев песни;

-Петь всю песню в легком, подвижном темпе, особое внимание уделяя распевам.

Урок 9. Музыкальное путешествие в Италию (1ч)

Италия — страна-хранительница величайших культурно-исторических ценностей (краткий художественно-исторический экскурс). Италия — родина оперы, родина бельканто. Чудо-город Венеция. Музыкальное посвящение М. Глинки — романс «Венецианская ночь». Знакомство с жанром баркаролы.

Музыкальный материал:

М. Глинка. Венецианская ночь (слушание).

Санта Лючия. Итальянская народная песня (пение).

  • Знать:

-Италия – хранительница величайших исторических и художественных ценностей;

-Италия – родина великих гениев художественной мировой культуры;

-Венеция – город на воде;

-Музыкальные термины: БАРКАРОЛА;

-Особенности БАРКАРОЛЫ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (что происходит с мелодией, какие звучат регистры, что наблюдается в динамике, можно ли назвать пьесу музыкальным пейзажем, какие картины природы можно «увидеть» в этом произведении, что изображает ритм в романсе).

Применять:

-Петь песню в концертном исполнении, с динамическими оттенками, интонационно верно, с четкой дикцией.

Урок 10. «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди (1ч)

Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии австрийскими войсками. Важнейшие отличительные особенности произведений Верди — сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе.

Музыкальный материал:

Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание).

В путь. Итальянская народная песня (пение).

Знать:

-Традиции, темперамент, любовь к опере итальянцев;

-Сведения о биографии и творчестве композитора Д.Верди;

Термины: ГАЛЕРКА, МАЭСТРО, ОПЕРНЫЙ ТЕАТР «ЛА СКАЛА».

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (что происходит с мелодией, какие звучат регистры, что наблюдается в динамике, какие картины можно «увидеть» в этом произведении, какую огромную силу заключает в себе музыка Д.Верди).

Применять:

-Разучить и петь 1 куплет  и припев песни.

Урок 11. Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики (1ч)

Австрия — крупнейший музыкальный центр Европы. Композиторы — венские классики: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет ряда жанров в их творчестве. Знакомство с жанром квартета. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»).

Музыкальный материал:

Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч.76 № 2. IV часть (слушание).

В.А. Моцарт. Ария Царицы ночи. Из оперы «Волшебная флейта» (слушание).

Й. Гайдн, русский текст П. Синявского. Мы дружим с музыкой (пение).

Знать:

-Значение Австрии для мировой музыкальной культуры;

-Имена выдающихся Венских классиков: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен;

-Расцвет жанров: опера, симфония, квартет, концерт, соната;

-Состав классического струнного квартета;

-Музыкальные термины: ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ, КВАРТЕТ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку;

-Анализировать музыкальное произведение (Что отличает звучание квартета Й.Гайдна – единство, слаженность или их отсутствие? Черты песенности, танцевальности или маршевости очевидны в музыке Й. Гайдна? Только ли драматический характер присущ арии Царицы ночи?);

-Размышлять, приводить доводы, отстаивать свою точку зрения.

Применять:

-Разучить 2 куплет песни,  петь  в спокойном, умиротворенном характере;

-Закрепление 1 куплета и пр.

Урок 12. Знаменитая Сороковая (1ч)

Индивидуально-характерные стилевые особенности творчества композиторов — венских классиков. Лирические образы в музыке В. А. Моцарта. Роль мелодического начала в его сочинениях. Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр).

Музыкальный материал:

В.А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Экспозиция (слушание).

В.А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты. Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение).

Знать:

-Особенности творчества Венских классиков;

-Мелодичность произведений В.А.Моцарта;

-Музыкальные термины: СИМФОНИЯ;

-Из скольких частей состоит симфония (4 части).

Уметь:          

-Внимательно слушать музыку;

-Анализировать музыкальное произведение (В чем заключаются главные отличительные особенности произведений композиторов-классиков? Какое средство музыкальной выразительности определяет сороковую симфонию?);

-Размышлять, соотносить эпиграфы с музыкой.

Применять:

-Разучить и петь 2 куплета и припев песни.

Урок 13. Героические образы Л. Бетховена (1ч)

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена. Фортепиано — ведущий солирующий инструмент в эпоху венского классицизма.

Знакомство с жанром сонаты.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая» для фортепиано.  I часть. Экспозиция (слушание).

Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение).

Знать:

-Биографические данные композитора, сведения о его творчестве;

-Героика – главный образ произведений композитора;

-Музыкальный термин: СОНАТА (определение термина).

Уметь:

-Внимательно слушать музыку;

-Анализировать музыкальное произведение (Соответствует звучание музыки названию «Патетическая»? Ощутимы ли контрасты в произведении?  Для какой цели они применяются?);

-Размышлять, соотносить образные выражения, цитаты и эпиграфы с музыкой и личностями композиторов.

Применять:

-Разучить 3 куплет песни;

-Закрепить 1, 2 куплет и припев песни;

-Петь весело, радостно.

Урок 14. Песни и танцы Ф. Шуберта (1ч)

Знакомство с песенными и танцевальными жанрами в творчестве Шуберта. Знакомство с простой двухчастной формой  в музыке. Особенности ее строения, неконтрастность разделов.

Музыкальный материал:

Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание).

Ф. Шуберт. Вальсы, соч. 9 № 1, 9 № 2 (слушание).

Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94 № 3 (слушание).

Ф. Шуберт, стихи В. Скотта. Ave Maria (пение).

Знать:

-Биографические данные композитора, особенности творчества;

-Главные жанры творчества композитора – ПЕСНЯ и МИНИАТЮРА;

-Австрия – родина вальса;

-Музыкальные термины: ПЕСНЯ, МИНИАТЮРА, ВАЛЬС, ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА, МОМЕНТ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (О чем рассказывает песня? Какое настроение господствует в музыке? Чему подражает аккомпанемент?  Почему композитор назвал музыку – МОМЕНТОМ? Черты какого известного музыкального жанра явно ощутимы в музыке?);

-Размышлять о словесных выражениях известных людей. Соотносить их с реальностью.

Применять:

Разучить и петь 1-2 куплет и припев песни.

Урок 15. «Не речей – море ему имя» (1ч)

Содержательные особенности композиторского творчества И. С. Баха. Роль и место органа в музыке Баха; органные импровизации. Знакомство с жанром токкаты.

Музыкальный материал:

И.С. Бах. Токката  ре минор. «Токката и фуга» для органа (слушание).

И.С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение).

И.С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение).

Знать:

-Биографические данные композитора, сведения о творчестве;

-Музыкальные термины:

ИМПРОВИЗАЦИЯ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ТОККАТА.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное, сравнивать, оценивать, соотносить высказывания с музыкой и личностью композитора.

Применять:

-Разучить и петь 3 куплет песни;

-Закрепить 1-2 куплеты и припев;

-Петь умеренно, нежно.

Урок 16. Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига (1ч)

Темы и персонажи в произведениях искусства Норвегии. Содержательные особенности творчества Э. Грига.

Музыкальный материал:

Э. Григ. Песня Сольвейг. Танец Анитры. В пещере горного короля. Из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание).

Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение).

Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение).

Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение).

Знать:

-Особенности культуры Норвегии;

-Биографические сведения о композиторе Э.Григе;

-Сюжет драмы «Пер Гюнт»;

-Новые слова: ФЬОРД, ТРОЛЛИ, ПРЕДАНИЕ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (О чем рассказывает пьеса «В пещере горного короля»? Как осуществляется ее развитие: что происходит в динамике, как изменяется темп? С чем это связано? Каким предстает образ Сольвейг в звуках музыки. По какому признаку мы определяем смену первой и второй части?)

Применять:

-Разучить и петь песню воодушевленно, душевно, неторопливо.

Урок 17. «Так полюбил я древние дороги…» (1ч)

Полисемичность слова дорога. Духовные и исторические события в «памяти» русских дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грёзы». I часть. Фрагмент (слушание).

А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение).

Знать:

-Духовные и исторические события о известных дорогах России: Ямской тракт, Владимирка;

-Тема дороги отражена во многих произведениях искусства (художественного, музыкального и поэтического).

Уметь:

-Анализировать картины и поэтический текст;

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Что воспроизводят звуки аккомпанемента в симфонии?);

-Соотносить поэтический текст с картинами и музыкой.

Применять:

Разучить и петь 1-й  куплет песни исполняя умеренно, спокойно, плавно.

Урок 18. Ноктюрны Ф. Шопена (1ч)

Знакомство с жанром ноктюрна: значение слова ноктюрн, особенности содержания, воплощение содержания в средствах музыкальной выразительности. Жанр ноктюрна в творчестве Ф. Шопена.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор, соч. 27 № 2 (слушание).

Ф. Шопен, стихи С. Витлицкого. Весна (пение).

Знать:

-Понятие НОКТЮРН;

-Величайший мастер ноктюрна – Фридерик Шопен;

-Биографические сведения из жизни композитора Ф. Шопена.

Уметь:

-Анализировать музыкальное произведение (Какое музыкальное средство является главным выразителем лирического настроения ноктюрна?);

-Охарактеризовать звучание музыки, применяя пометки композитора в нотах;

-Соотносить поэтический текст с музыкой.

Применять:

-Разучить и петь 2-й  куплет песни исполняя умеренно, спокойно, плавно.

-Закрепление 1-го куплета песни.

Урок 19. Музыка Шопена – Это пушки, прикрытые цветами» (1ч)

«Революционный этюд» Ф. Шопена как пламенный отклик на события национально-освободительного восстания в Польше 1830 г. Сравнение двух произведений Шопена — ноктюрна ре-бемоль мажор и «Революционного этюда» — с точки зрения воплощения контрастных музыкальных образов.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12 (слушание).

Б. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (слушание, пение).

Знать:

-Исторические события 1830 года в Варшаве;

-Биографические сведения из жизни композитора Ф.Шопена;

-Музыкальный термин: ЭТЮД.

Уметь:

-Анализировать музыкальное произведение (Какие средства выразительности придают музыке драматический характер?

-Доказать правильность слов Р.Шумана, используя слова для справок;

-Соотносить свои впечатления с поэтическим образом.

Применять:

-Разучить и петь 3-й  куплет песни исполняя умеренно, спокойно, плавно.

-Закрепление 1-го и 2 -го куплета песни.

Урок 20. Арлекин и Пьеро (1ч)

Народный танец-шествие карнавал. Карнавал в Италии: его характер, атрибутика, персонажи. Тема карнавала в одноименном  фортепианном произведении Р. Шумана (на примере пьес «Арлекин» и «Пьеро»). Психология образа в романсе К. Дебюсси «Пьеро».

Музыкальный материал:

Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).

К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание).

Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).

Знать:

-Определение слова КАРНАВАЛ;

-Традиции, участники и персонажи карнавала;

-«Карнавальная» тема в творчестве немецкого композитора Роберта Шумана.

Уметь:

-Анализировать музыкальное произведение (Можно ли считать пьесы «Арлекин» и «Пьеро» музыкальными портретами? Какими показаны персонажи? Что отличает их  характеры, походку, движения? Только ли потешным комедиантом предстает главный герой в пьесе К. Дебюсси «Пьеро»? В чем причина несчастья Пьеро? Случайно ли присутствие ночного пейзажа в пьесе? Усиливает он состояние грусти Пьеро?).

Применять:

-Разучить 1 куплет и припев песни.

Урок 21. В подводном царстве (1ч)

Воплощение сказочных (фантастических) образов подводного царства в музыке. Сравнение музыкальных образов — Н. Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» и Р. Щедрин «Золотые рыбки» — с точки зрения воплощения в них процесса и результата музыкального развития.

Музыкальный материал:

Н.А. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание).

Р. Щедрин. Золотые рыбки. Из балета «Конёк-горбунок» (слушание).

Г. Фиртич, стихи Е. Черновецкого. Песня о названиях кораблей (пение).

Знать:

-Сюжет оперы-былины «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Сравнивать музыкальные образы, подбирать подходящие образу слова и характеристики;

-Анализировать музыкальное произведение (Каким предстает образ океана-моря синего? Что присуще музыке «Шествия» - выдержанность одного состояния или изменчивость состояний? Какие картины возникают в воображении при прослушивании фрагмента «Золотые рыбки»?).

Применять:

-Разучить 2 куплет и припев песни;

-Повторить и закрепить 1 куплет и припев песни.

Урок 22. Цвет и звук: «музыка витража» (1ч)

Витражи в области изобразительных искусств и в музыке. Эффекты «музыкального витража» в музыке О. Мессиана. Игра красок в музыке органного цикла Мессиана «Рождество Господне».

Музыкальный материал:

О. Мессиан. Пастухи (№ 2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание).

Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение).

Знать:

-Об искусстве витража;

-Определение слова ВИТРАЖ;

-Присущий музыке «эффект витража» французского композитора Оливье Мессиана;

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Каков характер музыки? Ощущается ли присутствие изобразительности в музыкальном звучании?).

Применять:

-Разучить 3 куплет песни,;

-Повторить и закрепить 1-2 куплеты песни;

-Исполнять песню весело, задорно, душевно.

Урок 23. Вознесение к звездам (1ч)

Тема Востока в творчестве О. Мессиана: «Турангалила-симфония». Смысловые грани названия произведения, особенности композиции, оригинальность инструментовки. Грандиозность музыкального действия в кульминационной части симфонии «Ликование звезд».

Музыкальный материал:

О. Мессиан. Ликование звёзд. V часть. Из «Турангагилы-симфонии» (слушание).

В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение).

Знать:

-Тема Востока в творчестве О.Мессиана;

-Значение слов: ТРАКТАТ, МИРИАДЫ;

-Какие смыслы заключает в себе древнеиндийское слово Турангалила;

-Сюжетный замысел композитора при создании симфонии;

-Электронный музыкальный инструмент ВОЛНЫ МАРТЕНО.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (За счет каких средств музыкальной выразительности достигается эффект грандиозности звучания?);

-Соотносить музыкальные образы с приведенными словами для справок;

-Озвучивать ритмический рисунок индийских ритмов.

Применять:

-Записать в тетради свои мысли о прослушанной музыке, о том, что больше всего в ней понравилось и запомнилось. Рассказ о музыке можно представить в виде рисунка;

-Разучить 1 куплет песни.

Урок 24-25. Симфонический оркестр (2ч)

Группы музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.  Родство инструментов внутри каждой группы. Тембровые особенности (возможности) звучания инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный материал:

Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Пёрселла (Путеводитель по оркестру для молодёжи) (слушание).

А. Сальери. Втроём как один (пение).

Е. Адлер, стихи В. Семернина. Наш оркестр (пение).

Знать:

- Инструментальные группы, которые входят в состав симфонического оркестра;

-Почему можно назвать инструменты внутри каждой группы родственными;

-Определение слова ПАРТИТУРА;

-В каких музыкальных жанрах важна роль симфонического оркестра.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Какие группы инструментов больше схожи по тембру, какие отличаются?).

Применять:

-Разучить 2 куплет песни;

-Повторить и закрепить 1 куплет песни;

-Петь песню мягко, нежно, плавно.

Урок 26. Поэма огня «Прометей» (1ч)

Претворение мифа о Прометее в поэме огня  А. Скрябина «Прометей». Прометеев аккорд.  Введение световой строки в партитуру поэмы. Воплощение «громадного лучезарного подъема» средствами симфонического оркестра и хора.

Музыкальный материал:

А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание).

Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение).

Знать:

-Характеристику  образа мифологического героя Прометея;

-Миф о Прометее;

-Значение названия ПРОМЕТЕЕВ АККОРД;

-Значение СВЕТОВОЙ СТРОКИ в музыке.

Уметь:

-Отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Какие группы симфонического оркестра усиливают главную кульминацию произведения?).

Урок 27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана (1ч)

Продолжение начатого в 3 классе знакомства с важнейшими правилами, адресованными  Р. Шуманом юным музыкантам.

Музыкальный материал:

Повторение песенного материала по выбору учителя (учащихся).

Знать:

-Определение слова ЭНТУЗИАЗМ;

-Почему композитор назвал свои правила ЖИЗНЕННЫМИ.

Уметь:

-Обсуждать правила в ходе коллективной беседы, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. 

Применять:

-Разучить 1 куплет и припев песни.

Урок 28. Джазовой оркестр (1ч)

Рождение джаза в Америке. Ритм как первооснова джазовой музыки. Группа солирующих инструментов и ритмическая группа

Джаз-банда. Претворение джазовых ритмов, интонаций, тембров в опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс».

Музыкальный материал:

Дж. Гершвин. Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание).

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение).

Знать:

-Определение слова ДЖАЗ, ОРКЕСТР ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ;

-Где зародилось искусство джаза;

-Какие инструменты входят в состав джазовой музыки;

-Сюжет оперы «Порги и Бесс»;

-Музыкальный инструмент БАНДЖО.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Группа каких «звенящих» инструментов выделяется в звучании оркестра? Обратить внимание на звучание БОНДЖО, образующее ритмический аккомпанемент песне).

Применять:

-Разучить 2 куплет и припев песни;

-Повторение и закрепление 1 куплета и припева песни;

-Петь песню в характере музыки (закрепление).

Урок 29. Что такое мюзикл? (1ч)

Знакомство с жанром мюзикл: специфика содержания, особенности композиционного строения.

Музыкальный материал:

Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Музыкальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки» (слушание).

В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла «Том Сойер и другие»

Знать:

-Сюжет мюзикла Р.Роджерса «Звуки музыки»;

-Определение слова МЮЗИКЛ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Отражает ли музыка жанр музыкальной комедии? Почему?).

Применять:

-Разделять солирующие и хоровые партии;

-Петь ноты гаммы в характере музыки;

-Разучить 1 куплет и припев песни.

Урок 30. Под небом Парижа (1ч)

Культурно-исторические памятники Парижа. Музыкальный Париж: многообразие стилей и жанров. Роль песни в исполнительском творчестве Э. Пиаф.

Музыкальный материал:

Я ни о чём не жалею. Под небом Парижа. Гимн любви. Песни из репертуара

Э. Пиаф (слушание).

В. Косма. Музыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание).

Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал»  (слушание).

Кадэ Руссель. Французская народная песня (пение).

Пастушка. Французская народная песня (пение).

Знать:

-Географическое расположение Франции;

-Памятники архитектуры, достопримечательности Парижа;

-Роль песни в жизни Парижа;

-Почему парижане называли Э.Пиаф – «Великая Эдит».

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Что в исполнении запоминается и поражает больше всего – сила голоса, красота тембра, эмоциональность? Есть ли черты сходства в музыке из французских кинофильмов и песнями Э.Пиаф?).

Применять:

-Разучить 2 куплет и припев песни;

-Повторить и закрепить 1 куплет и припев песни.

Урок 31. Петербург. Белые ночи (1ч)

Междисциплинарная тема. Отражение явления белых ночей в произведениях искусства: прозе, поэзии, музыке. Соотнесение и сравнение образов художественных произведений.

Художественный материал:

П р о з а

К. Паустовский. Белая ночь. Фрагмент.

П о э з и я

А. Пушкин. Медный всадник. Фрагмент.

М у з ы к а

П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репуртуар:

Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи (пение)

Знать:

-Дату и основателя города Санкт-Петербурга;

-Явление природы – белые ночи;

-Произведения А.Пушкина и К.Паустовского, посвященные СЛАВНОМУ ГОРОДУ;

-Определение слова ДЕРЖАВНЫЙ.

 Уметь:

-Сравнивать образные выражения, используемые авторами при описании белых ночей;

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Созвучен ли характер музыки характеру литературных произведений? Какие образные выражения наиболее точно передают содержание музыки?),

Применять:

-Разучить 1 куплет и припев песни.

Урок 32. «Москва! Как много в этом звуке…» (1ч)

Москва — крупнейший исторический, научный и культурный центр России и в мире (краткий культурно-исторический экскурс).

Страницы истории, связанные с Москвой, запечатленные в произведениях литературы и искусства.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Кантата «Москва». № 3. Хор (слушание, пение).

О. Газманов. Москва, звонят колокола (слушание, пение).

А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я иду, шагаю по Москве (пение).

Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о Москве (пение).

М. Ротерштейн, стихи И. Бурсова. У Кремлёвской стены (пение).

Знать:

-Историю города Москва (основание, главные вехи, героические события, связанные с Бородинским сражением);

-Литературные произведения А.Барто, М.Лермонтова;

 Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Что придает торжественность характера музыкального произведения? Какие звукоизобразительные эффекты используются в оркестре? С какой целью П.Чайковский использует мелодию Марсельезы в своем сочинении?).

Применять:

-Разучить 2 куплет и припев песни;

-Повторить и закрепить 1 куплет и припев песни.

Урок 33. «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» (1ч)

Гимн Российской Федерации — звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание).

Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение).

Н. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение).

Знать:

-Главные символы каждого государства;

-Определение слова ГИМН;

-Авторов Гимна Российской Федерации;

-Гимн Российской Федерации.

 Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Каков характер гимна?

Почему в музыке преобладают громкие оттенки звучания? Группы каких музыкальных инструментов выделяются в оркестре? Почему? Что придает характеру музыки пунктирный ритм? Почему государственный гимн принято исполнять и слушать стоя?).

Применять:

-Разучить 3 куплет и припев песни;

-Повторить и закрепить 1-2 куплеты и припев песни;

-Петь всю песню весело, задорно, бойко с четкой дикцией, легким звуковедением.

Урок 34. «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» (1ч)

Гимн Российской Федерации — звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание).

Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение).

Н. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение).

Знать:

-Музыка – язык, понятный всем;

-Лучшие театры мира;

-Выдающихся дирижеров мира;

-Выдающихся оперных исполнителей;

-Лучшие образцы музыкального искусства.

 Уметь, Применять:

-Петь интонационно верно, с четкой дикцией, правильно распределяя дыхание во фразах.

-Уметь петь легко, в быстром темпе песни веселого, задорного характера;

-Петь плавно, связно песни лирического, спокойного характера.

Требования к уровню подготовки учащихся

По итогам 4 класса:

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
  • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
  • музицирование, импровизация и др.)

обучающиеся должны уметь:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; 
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); 
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; 
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное

Список используемой литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.


Учебно - тематический план   4 класс

№  урока

Раздел, тема

Количество часов

Тема года: «Музыкальное путешествие»

34

1.

«Россия – любимая наша страна...»

1

2-3.

Великое содружество русских композиторов

2

4.

Тема Востока в творчестве русских композиторов

1

5.

Музыка Украины

1

6.

Музыка Белоруссии

1

7.

Музыкант из Желязовой  Воли

1

8.

Блеск и мощь полонеза

1

9.

Музыкальное путешествие в Италию

1

10.

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

1

11.

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

1

12.

Знаменитая Сороковая

1

13.

Героические образы Л. Бетховена

1

14.

Песни и танцы Ф. Шуберта

1

15.

«Не ручей – море ему имя»

1

16.

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига

1

17.

«Так полюбил я древние дороги…»

1

18.

Ноктюрны Ф. Шопена

1

19.

«Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами»

1

20.

Арлекин и Пьеро

1

21.

В подводном царстве  

1

22.

Цвет и звук: «музыка витража»

1

23.

Вознесение к звёздам

1

24-25.

Симфонический оркестр

2

26.

Поэма огня «Прометей»

1

27.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

1

28.

Джазовый оркестр

1

29.

Что такое мюзикл?

1

30.

Под небом Парижа

1

31.

Петербург. Белые ночи

1

32.

«Москва! Как много в этом звуке…»

1

33-34.

«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна»

2

Календарно - тематический план   4-е  классы

№  урока

Раздел, тема

Количество часов

Примечание

Планируемые сроки изучения

Фактические сроки изучения

Тема года: «Музыкальное путешествие»

34

1.

«Россия – любимая наша страна...»

1

4 е ж

02.09.14

4 д

04.09.14

4 е ж

4 д

2.

Великое содружество русских композиторов

1

4 е ж

09.09.14

4 д

11.09.14

4 е ж

4 д

3.

Великое содружество русских композиторов

1

4 е ж

16.09.14

4 д

18.09.14

4 е ж

4 д

4.

Тема Востока в творчестве русских композиторов

1

4 е ж

23.09.14

4 д

25.09.14

4 е ж

4 д

5.

Музыка Украины

1

4 е ж

30.09.14

4 д

02.10.14

4 е ж

4 д

6.

Музыка Белоруссии

1

4 е ж

07.10.14

4 д

09.10.14

4 е ж

4 д

7.

Музыкант из Желязовой  Воли

1

4 е ж

14.10.14

4 д

16.10.14

4 е ж

4 д

8.

Блеск и мощь полонеза

1

4 е ж

21.10.14

4 д

23.10.14

4 е ж

4 д

9.

Музыкальное путешествие в Италию

1

4 е ж

28.10.14

4 д

06.11.14

4 е ж

4 д

10.

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

1

4 е ж

11.11.14

4 д

13.11.14

4 е ж

4 д

11.

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

1

4 е ж

18.11.14

4 д

20.11.14

4 е ж

4 д

12.

Знаменитая Сороковая

1

4 е ж

25.11.14

4 д

27.11.14

4 е ж

4 д

13.

Героические образы Л. Бетховена

1

4 е ж

02.12.14

4 д

04.12.14

4 е ж

4 д

14.

Песни и танцы Ф. Шуберта

1

4 е ж

09.12.14

4 д

11.12.14

4 е ж

4 д

15.

«Не ручей – море ему имя»

1

4 е ж

16.12.14

4 д

18.12.14

4 е ж

4 д

16.

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига

1

4 е ж

23.12.14

4 д

25.12.14

4 е ж

4 д

17.

«Так полюбил я древние дороги…»

1

4 е ж

13.01.15

4 д

15.01.14

4 е ж

4 д

18.

Ноктюрны Ф. Шопена

1

4 е ж

20.01.15

4 д

22.01.15

4 е ж

4 д

19.

«Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами»

1

4 е ж

27.01.15

4 д

29.01.15

4 е ж

4 д

20.

Арлекин и Пьеро

1

4 е ж

03.02.15

4 д

05.02.15

4 е ж

4 д

21.

В подводном царстве  

1

4 е ж

10.02.15

4 д

12.02.15

4 е ж

4 д

22.

Цвет и звук: «музыка витража»

1

4 е ж

17.02.15

4 д

19.02.15

4 е ж

4 д

23.

Вознесение к звёздам

1

4 е ж

24.02.15

4 д

26.02.15

4 е ж

4 д

24.

Симфонический оркестр

1

4 е ж

03.03.15

4 д

05.03.15

4 е ж

4 д

25.

Симфонический оркестр

1

4 е ж

10.03.15

4 д

12 .03.15

4 е ж

4 д

26.

Поэма огня «Прометей»

1

4 е ж

17.03.15

4 д

19.03.15

4 е ж

4 д

27.

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

1

4 е ж

07.04.15

4 д

02.04.15

4 е ж

4 д

28.

Джазовый оркестр

1

4 е ж

14.04.15

4 д

09. .04.15

4 е ж

4 д

29.

Что такое мюзикл?

1

4 е ж

21.04.15

4 д

16.04.15

4 е ж

4 д

30.

Под небом Парижа

1

4 е ж

28.04.15

4 д

23.04.15

4 е ж

4 д

31.

Петербург. Белые ночи

1

4 е ж

05.05.15

4 д

30.04.15

4 е ж

4 д

32.

«Москва! Как много в этом звуке…»

1

4 е ж

12.05.15

4 д

07.05.15

4 е ж

4 д

33.

«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна»

1

4 е ж

19.05.15

4 д

14.05.15

4 е ж

4 д

34.

«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна»

1

4 е ж

26.05.15

4 д

21.05.15

4 е ж

4 д

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

Рассмотрена и согласована                                              Утверждена

методическим объединением                                          Директор МБОУ СОШ № 33

Протокол №____________                                               ______________А.А. Балдин

____________________________                                   приказ от___________________№_______                      

                                                                 

Принята на методическом

(педагогическом)   совете

Протокол №______

____________________________                                                                    

Рабочая программа

по музыке

1 класс

на 2014-2015 учебный год

учителя музыки

Хабаровой Елены Николаевны

г. Тамбов

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке (4 класс, В.В.Алеев и др.)

Пояснительная запискаРабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, Концепции духовн...

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 1 класс (Алеев)

Рабочая программа по музыке для 1 класса (Алеев)...

Рабочая программа по музыке 1-4 класс (В.В. Алеев, Т.Н. Кичак)

Рабочая программа 1-4 класс составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка 1-4 класс" авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак....

Рабочая программа по музыке, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Алеев)

Рабочая программа по музыке, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Алеев), 2016-17 уч. год...