2 кл. 30 ур. "Тембр"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Ярковская Юлия Николаевна

К учебнику: «Музыка. 1 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Тембр – элемент музыкальной речи
Цели: 1. Создать условия для понимания  важности тембра как выразительного средства в музыке;        

           2. Усвоить важность тембра как средства музыкальной выразительности;            

           3. Воспитание интереса к предмету.

Ход урока

I.

II.

III.

IV.

V.

Организационный момент.

Новый материал, слушание.

   На этом уроке мы переходим к важному выразительному средству музыки – «тембр». Это слово произошло от французского слова, означает «колокольчик», а также «отличительный знак». Другими словами, тембр и является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента (огромный контрабас и небольшая скрипка сделаны из одного материала, и звук на них извлекается одинаково, но есть разница не только в высоте, но и в тембре звучания).

   Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений (в выборе инструментов).

   Сочиняя оркестровое произведение, композитор представляет его себе Вов сем богатстве разнообразных тембров. Но записывает музыку только мелодией в виде так называемого клавира, помечая около той или иной ноты: это играет гобой, здесь вступают скрипки. Далеко не случайно поручает автор те или иные эпизоды своей музыки одному или другому инструменту (эпизод – часть музыки).

   Совсем не все равно, какой инструмент будет играть мелодию, сопровождение к ней, какой-то подголосок или длинные выдержанные аккорды. Можно ли, например, поручить тяжеловесной и неповоротливой трубе быстрые пассажи? А нежную поэтическую мелодию фаготу в низком регистре? Конечно, с этой ролью лучше справятся скрипки, флейты или гобои.

    Зато труба необходима для того, чтобы создать в звучании басовую опору, а несколько тромбонов блестяще исполняют торжественные аккорды.

   Композитор всегда точно учитывает характер звучания особенности тембра и силу звука различных инструментов. После того как музыка сочинена, композитор пишет для каждого инструмента партию - партитуру.

   Процесс создания оркестровой партитуры называется инструментовкой. Инструментовка – очень важное выразительное средство музыки, которое глубоко индивидуально у каждого композитора.

   Н.А. Римский-Корсаков, выдающийся русский композитор, определил ее как «одну из сторон души самого сочинения». Инструментовка – это инструментирование музыки. Есть особенности у каждого инструмента, есть законы сочетания инструментов. У некоторых инструментов тембры хорошо сливаются, сочетаются друг с другом, а некоторые соединять не рекомендуется – это учат студенты, когда готовятся стать композиторами. Они учат, как распределить между инструментами звучность, чтобы все хорошо прослушивалось, чтобы одни инструменты не заглушали другие.

   Русский композитор М.И. Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» изобразил сцену похищения Людмилы.

   Злым волшебником Черномором со свадебного пира похищена красавица Людмила. Гремит гром, сцена во мраке… (появление Черномора) Постепенно гром утихает. Все действующие лица замерли в оцепенении… Звучит сцена из оперы.

   Сравните сцену похищения Людмилы в «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина и М.И. Глинки.

   Гром грянул, свет блеснул в тумане.

   Лампада гаснет, дым бежит,

   Кругом все смеркло, все дрожит,

   И замерла душа в Руслане.            А.С. Пушкин

- Как вы думаете, можно ли выразить все эти чувства в тембре гармошки, трещотки, рожков, балалайки? (нет)

- Какие инструменты вы смогли услышать в этой музыкальной сцене? (инструменты симфонического оркестра, но не оркестра народных инструментов)

- И композитор выбрал симфонический оркестр (трубы, литавры и т.д.)

- Какие тембры вы можете вспомнить (голоса или инструменты) (медведь – низкий голос, густой бас; «Монтер» - густые звуки, певучие, протяжные, когда не получилось у мишки; «Перепелочка» - ласковый, нежный тембр; «Уж как шла лиса» - тембр бархатный, мягкий); тембр рисует музыкальный образ.

- Сейчас я загадаю вам загадку. Посмотрите на доску. У нас два рисунка; один черно-белый, другой – цветной (солнечный пейзаж).

- Что вы можете сказать на это. Я даже не буду задавать наводящие вопросы. Ответьте, сравнивая, сами (рисунок остался тем же, но изменился цвет, окраска).

- Одна и та же мелодия в музыке может звучать по-разному на разных инструментах. Звучит «Во поле береза стояла» на ф-но, баяне, металлофоне.

- Что меняется, а что нет? (мелодия одна и та же – меняется окраска, тембр в зависимости от инструмента)

- А изменится ли с изменением тембра характер музыки?

- Давайте проследим это на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

   С. Прокофьев один из замечательных русских композиторов. Его сказку «Петя и волк» уже много лет во всем мире с одинаковым интересом и удовольствием слушают и дети и взрослые. В сказке вы встретите различные инструменты, послушаете тембр их звучания и научитесь определять по слуху героя, партию которого исполняет какой-либо инструмент.

   Флейта – высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого, что в находящиеся сбоку отверстия вдувают воздух. Поэтому и называют флейту духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом. Звучит флейта.

   Скрипка – сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей музыки». В глубокой древности человек заметил, что натянутая тетива охотничьего лука может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты с одной, двумя или несколькими струнами. Они-то и были предками нашей скрипки.

   Немало потрудились скрипичные мастера, прежде чем скрипка стала первой певуньей в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные струны.

   Сейчас скрипка выглядит так: у нее четыре струны, которые натянуты на деревянный корпус. Звуки получаются от соприкосновения струны и смычка. Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть, хорошим музыкантом. Звучит скрипка.

Физкультминутка.

1. У меня сосед – скрипач.

Утомительный – хоть плачь.

Весь день он пилит от зари:

Тили-пили, тили-пили.

- Что это за инструмент?

2. У какого инструмента есть и «струны» и «педаль»?

- Что же это? Несомненно, это звонкий наш… (рояль)

3. Приложил к губам я трубку –

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется… (свирель)

4. Громче флейты, громче скрипок,

Громче труб наш великан.

Он ритмичен, он отличен, наш веселый… (барабан)

5. Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив.

Я называюсь… (скрипка)

6. Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень

И услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!

Озорная… (балалайка)

7. Он по виду – брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком… (аккордеон)

   Труба – инструмент сделан из меди и очень похож на знакомый всем горн. Мощный  красивый звук трубы можно услышать издалека. В старинные времена труба предупреждала об опасности, о наступлении врагов, собирала войска. Остались изображения древних музыкальных инструментов и среди них – труба. Трубу называют медным духовым инструментом (от слова «дух», дыхание). На трубе можно играть не только торжественные, маршевые, но и напевные, лирические мелодии. Музыканта, играющего на трубе, называют трубачом. Звучит труба.

   Фортепиано – инструмент клавишный. Палец ударяет по клавише, клавиша поднимает молоточек, а молоточек ударяет по струне. Молоточки и струны скрыты внутри корпуса. Есть два вида фортепиано: пианино – на нем играют дома, в классе, и рояль, который обычно стоит в концертном зале. Если поднять крышку рояля, инструмент звучит ярче, громче. Слово «фортепиано» происходит от сочетания двух слов: «форте» - громко, «пиано» - тихо, так обозначают силу звучания. Музыканта, играющего на фортепиано, называют пианистом.

   Баян – в очень давние времена при дворе русского князя жил певец. Он сам складывал (сочинял) свои песни и так хорошо их пел, что слава о нем пошла по всей русской земле. Звали певца Баяном. В честь него и назвали русский народный инструмент – баян. Музыканта, который играет на баяне, называют баянистом.

   Гармонь и баян – похожие друг на друга инструменты. Гармонь - более простой инструмент, баян – более усовершенственный вид гармони (больше клавишных кнопочек в левой и правой руках).

   Балалайка появилась на Руси давно. Сделана балалайка из дерева. Музыкант кистью руки ударяет по струнам, и мы слышим звонкий и певучий голос балалайки. Называют этот инструмент струнным щипковым, а музыканта – балалаечником.

   В деревнях и селах балалайки делали народные музыканты-самоучки. Хорошо пели деревенские парни и девушки, но еще лучше звучала песня, если ей подыгрывали на балалайке.

   Редкая песня обходилась без пляски. А когда начинались у деревенской молодежи пляски, без балалайки, гармони или баяна вовсе обойтись было нельзя. Издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных инструментах. Так стали постепенно возникать оркестры. В оркестре народных инструментов музыканты играют на балалайках, баянах, рожках, гуслях, домрах и других инструментах.

- Давайте исполним пьесу В. Калиникова «Тень-тень» вместе с оркестром народных инструментов. Звучит пьеса «Тень-тень» (дети подыгрывают на сильную долю на ложках, бубнах, треугольниках).

Прослушивание. Сказка «Петя и волк».

Итоги урока. 

- Что вы узнали на уроке? (что такое тембр – окраска звука; о некоторых инструментах симфонического оркестра и оркестра народных инструментов; послушали сказку)

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайды

5 – 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по формированию умений речевого этикета "Характеристика речи. Тембр голоса".

Урок по формированию умений речевого этикета "Характеристика речи. Тембр голоса"....

Презентация к уроку "Тембр голоса"

Презентация к уроку "Тембр голоса"...

«ТЕМБРЫ – КРАСКИ» 2 класс, IV четверть программа В.В.Алеева, Т.Н.Кичак.

Урок музыки «Тембры-краски» проводится по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак во 2 классе в IV четверти. Цель урока – сформировать понимание роли тембров в развитии музыкального образа. Использование таки...

Высота звуков и тембр музыкальных инструментов на основе лексической темы «Дикие животные».

Конспект интегрированного урока музыки и логопедического занятияучителя музыки Дубровиной Л.А.и учителя-логопеда Кравченко В.Е.Высота звуков и тембр музыкальных инструментов на основе лексической темы...

презентации к урокам в 1 классе "Тембры-краски" и "Балет"

Презентации к урокам в 1 классе "Тембры -краски" и " Балет"...