Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Музыкальная живопись"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Карина Виктория

Музыка,4 класс, "Музыкальная живопись"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: музыка

Тема: Музыкальная живопись

Цель: познакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина в произведениях мастеров различных видов искусств

Задачи: 

Образовательные: формировать эмоционально-смысловое содержание музыки, уметь находить общее в музыке и природе, сопоставляя их объекты; развивать у учащихся интерес к творчеству А. Пушкина; воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских поэтов, композиторов, художников; развивать творческие способности школьников; эмоционально откликаться на музыку, определять образное содержание и характер музыки, выказываться о ее звучании;

Воспитательные: воспитывать умение слушать классические произведения, уважительное отношение к культурному наследию искусства; интерес к музыке; эмоциональную отзывчивость; формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Развивающие:

Регулятивные: планировать свои действия в течение урока; оценивать правильность выполнения заданий; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; анализировать музыкальные произведения, учиться слушать их и воспринимать;

Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе рассуждений и обсуждений; анализировать изображения;

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; принимать другую точку зрения; уважительно относиться к позиции другого человека; составлять небольшие устные монологические высказывания; умение слушать и слышать другого человека.


Этапы

Образовательные задачи

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФО

УМО, МТО

Способы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Психологический настрой

Формировать положительное отношение к учебной деятельности

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (Соприкасаются большими пальцами)

Успеха (Указательными)

Большого (Средними)

Во всём (Безымянными)

И везде (Мизинцами)

Здравствуйте (Прикасаются всей ладонью)

-Здравствуйте, меня зовут Виктория Николаевна, и сегодня урок музыки у вас проведу я.

Взаимодействуют

Фронтальная, парная

К: создание атмосферы сотрудничества и готовности работать

Эмоционально-положительный настрой на урок

Актуализация знаний

Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности

Рассказ

Беседа

-Сейчас я прочитаю небольшой текст, а вы должны угадать, о ком идет речь.

Она  не только пела Пушкину песни, но и рассказывала сказки. Весь сказочный мир был ей известен. И передавала она его чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Ее сказки, ложились в основу некоторых сказок Пушкина. «Подруга юности моей» - так ее называл поэт.

-Итак, кто же описывается в тексте? (Няня Пушкина – Арина Родионовна)

-А с какой песней мы познакомились на прошлом уроке, которая передает весь уют тех вечеров, которые Пушкин проводил у своей няни? (Зимний вечер)

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Фронтальный

К: адекватно использовать коммуникативные средства

Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности

Целеполагание

Определять тему и цель учебной деятельности

Беседа

-Так как сказки Арины Родионовны были основой для многих сказок, которые написал Пушкин, в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

-Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока? (Что за прелесть эти сказки)

-А какую цель перед собой поставим? (Познакомиться с музыкальным исполнением сказок Пушкина)

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Слайд с темой урока

Фронтальный

Определять цель учебной деятельности

К: адекватно использовать коммуникативные средства

Работа по теме

Воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских поэтов, композиторов

Открывать новые знания

Развивать у учащихся интерес к творчеству А. Пушкина

Анализировать музыкальные произведения, учиться слушать их и воспринимать

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских художников

Рассказ

Наглядный метод: композиция

Беседа

Беседа

Практический метод: композиция

Беседа

Рассказ

-А как начинаются музыкальные сказки? (Таинственно, завораживающе, торжественно)

-Многие сказки Пушкина получили вторую жизнь в музыке русских композиторов М.И.Глинки, Н.А. Римского - Корсакова. В 1899г. Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся.

-А вы что-нибудь знаете о композиторе Николае Римском – Корсакове?


Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.
В шесть лет Ника, как звали его родные, начал заниматься музыкой, но учительницы попадались неинтересные, и занятия его не увлекали.
Нике было 12 лет, когда отец привёз его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Николай усердно. И всё же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий "фрунтом". В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. Занятия сводились, главным образом, к совместной игре в четыре руки. В 1858 году Николай начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. А тут ещё осенью 1861 года произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка. А уже осенью 1862 года Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание.
Радостным было возвращение на родину, где его ждали друзья-единомышленники. Дружеское внимание, поддержка старших членов "Могучей кучки" помогли Николаю Андреевичу почувствовать себя их товарищем. 
В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату "Песнь о вещем Олеге" и оперу "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди". 
Октябрьским вечером 220 лет назад сказка ожила на сцене Частной оперы. Она предстала в чудесных декорациях и костюмах Врубеля. Зал был полон. В Москве Римского-Корсакова любили, считали своим. Овациям и венкам не было конца.


-Сейчас мы с вами услышим, как могут начинаться музыкальные сказки-оперы.

Слушание музыкального фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане».
-Чем же открывается опера? сказка? (Опера-сказка открывается праздничными фанфарами)

-А какой инструмент исполнял фанфары? (Труба со своим звонким голосом)
- А как вы считаете, почему именно этот инструмент использует композитор. (Потому, что у трубы призывное звучание)

Труба со своим звонким голосом, как будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается» Так в старину перед началом ярмарочных представлений кричали зазывалы, привлекая народ к своим балаганам.


-Сейчас мы с вами послушаем вступление ко 2 действию оперы и ваша задача внимательно следить за развитием музыки и поэтического текста.
Слушание оркестрового вступления ко 2 действию оперы.
-Что объединяет литературный текст и музыку? (Картина морской стихии)
-Что изобразила музыка? (Музыка изображает движение волн, передаёт блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку, плач царицы)
-А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов. (Шум волн – мелодия струнных, то вздымается вверх, то снова падает; мерцание, блеск звёзд- звуки флейты, арфы; плач царицы- резкое звучание струнных и деревянных духовых инструментов)


-В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Назовите их. (Чудо первое - белочка, второе - тридцать три богатыря, третье - царевна – Лебедь)
-Последней картине оперы предшествует симфоническое вступление, которое композитор назвал «Три чуда». И у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками. 
Послушайте, как Римский-Корсаков изображает «Три чуда»
Слушание симфонической картины « Три чуда»
-Что вы услышали и представили? Какое первое чудо? (Трижды звучит трубная фанфара, извещая о чуде. Оркестр исполняет праздничный перезвон колоколов сказочного города. Первое чудо- белочка)
-Какую песенку поёт белочка, как она звучит? (Для характеристики белочки Римский-Корсаков использовал песню  «Во саду ли, в огороде»)
-Какие инструменты придают сказочный характер? (Её присвистывает самый высокий инструмент оркестра – флейта, поочерёдное присоединение к флейте ксилофона придаёт ей сказочный характер)


- Итак мы с вами познакомились с первым чудом, а теперь послушаем и представим Второе чудо.
Слушание Чудо второе - тридцать три богатыря.
- Ребята, что вы представили, слушая музыку? Каков характер? (В оркестровом сопровождении слышен грозный шум, кипенье морского прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш)


-Верно. Теперь послушаем третье чудо. Слушайте внимательно. Как и кого композитор изобразил в этом чуде?
Слушание. Чудо третье - прекрасная Царевна - Лебедь .
-Что вы представили, слушая Третье чудо? (Музыка рисует чудесное превращение Лебедь - птицы в красавицу царевну)
Каков характер музыки? (Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню)
Какие инструменты услышали? (В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос, флейты, кларнеты, арфа)

-Соответствует ли картина художника Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь» звучащей мелодии? (И в музыке и на картине мы видим трогательный образ Царевны - Лебедя, слышим тоску)
-В произведениях какого композитора сказки Пушкина получили вторую жизнь? (Римского – Корсакова)
-Фрагменты какого произведения мы сейчас прослушали с вами, ребята? (Фрагменты из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»)


-В любом музыкальном спектакле (опере или балете) существует перерыв.
Как он называется? (Антракт)
ФИЗМИНУТКА

-А если бы вы были художниками, какие бы вы картины нарисовали? (Рассуждают)
-Не только композиторы обращались к сказочным сюжетам, но и художники. Многие художники обращались к Пушкину и его творчеству, отображали его образ и героев его сказок в своих произведениях. Портреты Александра Сергеевича писали русские художники Кипренский, Тропинин. Особенно интересно творчество Ивана Билибина, художественный талант которого проявился в его иллюстрациях к русским народным сказкам. В 1907 году в свет выходит книга «Сказки Пушкина» с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «сказка о Царе Салтане».
-Откройте учебник а странице 49 и посмотрите, как с помощью красок художник И. Билибин создал образ бушующего моря.
Созвучна ли она с музыкой? (Картина созвучна с музыкой своим настроением, тёмными красками, сюжетом)

-Знакомясь со сказками Александра Сергеевича и рассматривая иллюстрации И. Билибина возникло желание зарисовать картины, возникающие в нашем воображение от прочитанного.

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

Анализируют

Анализируют музыкальную композицию

Отвечают на вопросы

Слушают музыкальную композицию

Отвечают на вопросы, рассуждают

Слушают учителя

Анализируют музыкальное произведение, рассуждают

Формулируют ответы на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение

Слушают учителя, анализируют

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Композиция

Композиция

Композиция

Композиция

Композиция

Иллюстрация

Слайд

Учебник

Фронтальный

Фронтальный

Комбинированный

Фронтальный

Комбинированный

Фронтальный

Комбинированный

Развивать у учащихся интерес к творчеству А. Пушкина

Формировать эмоционально-смысловое содержание музыки

Развивать у учащихся интерес к творчеству А. Пушкина

Воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских поэтов и композиторов

Эмоционально откликаться на музыку

Определять образное содержание и характер музыки, выказываться о ее звучании

Воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских поэтов и художников

П: проявлять познавательную инициативу

Р:

понимать информацию, представленную разными способами

П: выделять существенную информацию из устных сообщений

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

Р: учитывать установленные правила; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей 

П: проявлять познавательную инициативу, строить монологи

Р: учитывать установленные правила; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей 

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Проявление заинтересованности в познавательной деятельности и расширение знаний

Элементарные представления об культурном наследии

Нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Элементарные представления об культурном наследии

Нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Элементарные представления об культурном наследии

Первичное закрепление знаний

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Практический метод

-Давайте представим себя художниками и попробуем нарисовать картины к музыкальному произведению, с которым мы сегодня познакомились.

Выполнение работ с музыкальным сопровождением: сказка о царе Салтане.

Выставка работ.

Рисуют картины

Индивидуальная

Бумага, карандаши

Комбинированный

П: планировать контроль и способ

решения,

Формирование чёткого следования установленных правил

Итог

Составлять небольшие устные монологические высказывания

Беседа

-Итак, какая была цель нашего урока? (Познакомиться с музыкальным исполнением сказок Пушкина)

-Достигли мы ее?

-С каким композитором познакомились? (Римский – Корсаков)

-А с иллюстрациями какого художника? (Ивана Билибина)

Формулируют ответы на вопросы

Фронтальная

Фронтальный

К:адекватно использовать речевые обороты

Формулировать собственное мнение и позицию

Рефлексия

Развивать навыки самооценки

Объяснение

-Ребята, если сегодня на уроке у вас все получилось и вам было все понятно, сложите руки перед собой, если у вас есть какие-то вопросы, у вас что-то не получилось, поднимите руку.

Оценивают собственную деятельность

Индивидуальная

Адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Проявлять положительное отношение к учебному процессу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.

Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...

конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"

Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....

Конспект урока по музыке "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы

Конспект урока музыки. Тема: "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы.Слушание произведения Римского-Корсакова "Океан-море синее". Использование дидактического пособия - к...