Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Ткачева Юлия Анатольевна

Конспект урока в 3 классе

Тема: «Образы животных в музыке»

Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.

Задачи:

1. Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.

2. Закрепление знаний и умения определять на слух музыкальные средства выразительности.

3. Продолжение знакомства с творчеством французского композитора К.Сен-Санса.

4. Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе, всему живому.

Материал к уроку:

1. Портрет композитора К.Сен-Санса.

2. Иллюстрации с изображением карнавала.

Музыкальный материал к уроку:

1. К.Сен-Санс. “Карнавал животных”

2. «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков

3. “Зверобика”. (Фонограммы (+1) и (-1) или нотная запись музыки и текст песни).

4. Фонограмма шума дождя, пения птицы, звуков улицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_3_klasse.docx18.33 КБ
Файл muz.docx35.14 КБ
Файл obrazy_zhivotnyh11.pptx2.79 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3 классе

Тема: «Образы животных в музыке»

Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.

Задачи:

1. Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.

2. Закрепление знаний и умения определять на слух музыкальные средства выразительности.

3. Продолжение знакомства с творчеством французского композитора К.Сен-Санса.

4. Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе, всему живому.

Материал к уроку:

1. Портрет композитора К.Сен-Санса.

2. Иллюстрации с изображением карнавала.

Музыкальный материал к уроку:

1. К.Сен-Санс. “Карнавал животных”

2. «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков

3. “Зверобика”. (Фонограммы (+1) и (-1) или нотная запись музыки и текст песни).

4. Фонограмма шума дождя, пения птицы, звуков улицы.

Ход урока

1. Организационный момент

У.:- Я начну наш урок с музыкальной загадки. А вы внимательно послушайте и отгадайте о ком идет речь. Подумайте, как мы назовем наш урок?

В этой сюите – увидите сами,

Ноты живые, с хвостами, усами!

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать, кусать и хватать!

Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и ноты горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные.

Кто же они, догадались?

 Д – Животные

У.: - Какова же тема нашего урока?

Д.:- Образы животных в музыке.

У.:  – А откуда появилась музыка? Где она живет?

Д.: - Она вокруг нас, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках…

2. Постановка проблемного вопроса

У – Действительно, мир наш наполнен звуками, в которых можно услышать и музыку. А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать картины, как настоящий художник?

У.: -   А какими красками пользовалась музыка-художник?

Д.: -  Музыкальными.

У.: -   Давайте их перечислим.

Д.: -   Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, движение мелодии.

Темп

Быстрый, средний и медленный.

Движение мелодии.

Плавная или “прыгающая”

Лад

Мажорный(веселый) и минорный(грустный)

Динамика(громкость)

Громко, тихо

Тембр

Тёплый, холодный, глубокий, мужественный, суровый, бархатистый, матовый, блестящий, легкий, тяжелый, насыщенный.

Ритм

Разный, постоянный (не меняющийся) ритм,

У.: -  это основные музыкальные “краски”, а точнее музыкальные средства выразительности, которые используют композиторы для создания своих произведений.

- А знаете ли вы, что такое карнавал?

3. Основная часть урока

У.: - Представьте, что мы с вами попали на карнавал, но не людей, а животных.

Такое карнавальное шествие разных животных изобразил в музыке французский композитор Камиль Сен-Санс. Знакомо вам это имя?

Камиль Сен-Санс был не только композитором, он был пианистом, органистом и писателем, Сен-Санс родился в Париже в 1835 году. Музыку начал сочинять с пяти лет. Родители мальчика — были музыкантами. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось десять лет.

Сюита «Карнавал животных», создана в 1886 году. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки.. Сюите автор дал подзаголовок: «Большая зоологическая фантазия».

У.: -  Перед нашими глазами на карнавале “предстанут” слоны, черепахи, антилопы, кенгуру, львы, рыбки в аквариуме, куры и петухи и другие животные. А мы с вами попробуем их “увидеть” и узнать.

Физминутка

У.: - А теперь мы сами попробуем изобразить животных и их повадки в веселой песенке “Зверобика”.

Слушание “Карнавала животных” и определение музыкального “портрета” того или иного животного или птицы.

У.: -  Какую особенность, повадку этого животного подчеркнул, выделил композитор? Какую музыкальную “краску”, музыкальное средство выразительности использовал композитор? Какой хорактер животного сумел показать композитор?

Д.: -  отвечают на вопросы после прослушивания каждого фрагмента – быстрый или медленный темп, разный ритм, плавное или “прыгающее” движение мелодии, громкое или тихое звучание музыки и т.д.

А вот «Аквариум» (пьеса № 7) — одна из красочных пьес «Карнавала животных». Здесь звуками челесты, фисгармонии, флейты выразительно переданы переливы света в воде аквариума, скользящие движения ярких рыбок.

Пьеса «Лебедь» (№ 13) является одним из популярнейших произведений композитора. На ее основе создан вдохновенный балетный номер «Умирающий лебедь».

Дальше представлен музыкальный портрет «персонажа с длинными ушами», крики которого переданы взвизгиваниями скрипок. Не трудно догадаться, что это осел (пьеса № 8 «Осел»).

***Сюиту открывает «Королевский марш львов» (пьеса № 1). Четкая, маршевая, восточного характера тема время от времени прерывается грозным рычанием властелина зверей. Просто и внушительно хроматические волны фортепианных аккордов рисуют образ могучего царя зверей.

У.:- но не только Сен-Санс изображал в своей музыке животных. Прослушайте еще несколько произведений и попытайтесь узнать, что за животные скрыты в нем.

 Звучит «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков

4. Итог урока

У.: -  Итак, удалось ли нам узнать в прозвучавшей музыке “портрет” того или иного животного или птицы?

Д.: -  Да, удалось.

У.: -  Одинаковые ли средства выразительности использовал для создания своих карнавальных портретов композитор Камиль Сен-Санс?

Д.: - Разные.

У.: - Почему разные?

Д.: -  Потому что композитор изображал разных животных, со своими повадками.

У.: - А если бы Сен-Санс для портрета черепахи использовал быстрый темп, а для антилопы медленный? Правдивые ли портреты бы получились?

Д.: -  Нет. Мы бы их не узнали.

У.: -  Как же вы ответите на главный вопрос урока?

Д.: -  Музыка может изображать, а мы можем представить, “увидеть” того, о ком она нам рассказывает. Музыка может изображать не только людей, но и животных, используя свои музыкальные “краски”.

Домашнее задание: нарисовать любимое животное.

У.: -  Можно выйти из класса в образе любого животного.



Предварительный просмотр:

Тема: «Образы животных в музыке»

Тип урока: комбинированный

Цель и задачи урока:

  • Расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.
  • Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.
  • Знакомство с музыкальными средствами выразительности, творчеством К.Сен-Санса.
  • Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе, всему живому.

Оборудование: колонки, компьютер, проектор, презентация, карточки.

Музыкальный материал: К.Сен-Санс. «Карнавал животных», «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков, «Зверобика».

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Целеполагание;
  3. Изучение нового материала;
  4. Первичное закрепление;
  5. Рефлексия учебной деятельности.

Этапы

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап,

1-2 мин.

Словес.: слово учителя.

Нагляд.: презентация

Я начну наш урок с музыкальной загадки. А вы внимательно послушайте и отгадайте о ком идет речь. Подумайте, как мы назовем наш урок.

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Целеполагание

2-3 мин

Нагл.: презентация

Словес.: учебный диалог

В этой сюите – увидите сами,

Ноты живые, с хвостами, усами!

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать, кусать и хватать!

Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и ноты горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные.

Кто же они, догадались?

- Какова же тема нашего урока?

- А откуда появилась музыка? Где она живет?

Животные

Образы животных в музыке.

Она вокруг нас, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках…

П.: извлечение необходимой информации.

Изучение нового материала.

10-15 мин.

Словес.: устная работа с упражнением, чтение

Словес.: учебный диалог

Практич.: выполнение задания в паре

– Действительно, мир наш наполнен звуками, в которых можно услышать и музыку. А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать картины, как настоящий художник?

 -   А какими красками пользовалась музыка-художник?

У.: -   Давайте их перечислим.

Темп

Быстрый, средний и медленный.

Движение мелодии.

Плавная или “прыгающая”

Лад

Мажорный(веселый) и минорный(грустный)

Динамика

Громко, тихо

Тембр

Тёплый, холодный, глубокий, мужественный, суровый, бархатистый, матовый, блестящий, легкий, тяжелый, насыщенный.

Ритм

Разный, постоянный (не меняющийся) ритм,

-  это основные музыкальные «краски», а точнее музыкальные средства выразительности, которые используют композиторы для создания своих произведений.

- А знаете ли вы, что такое карнавал?

- Представьте, что мы с вами попали на карнавал, но не людей, а животных.

Такое карнавальное шествие разных животных изобразил в музыке французский композитор Камиль Сен-Санс. Знакомо вам это имя?

Камиль Сен-Санс был не только композитором, он был пианистом, органистом и писателем. Музыку начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика — были музыкантами. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту было 10 лет.

Сюита «Карнавал животных», создана в 1886 году. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки.. Сюите автор дал подзаголовок: «Большая зоологическая фантазия».

Физминутка

- А теперь мы сами попробуем изобразить животных и их повадки в веселой песенке «Зверобика».

Слушание «Карнавала животных» 

У. -  Какую особенность, повадку этого животного подчеркнул, выделил композитор? Какую музыкальную «краску», музыкальное средство выразительности использовал композитор? Какой характер животного сумел показать композитор?

А вот «Аквариум» (пьеса № 7) — одна из красочных пьес «Карнавала животных». Здесь звуками челесты, фисгармонии, флейты выразительно переданы переливы света в воде аквариума, скользящие движения ярких рыбок.

- Какие рыбки вам представились?

- Как они себя ведут, в каком аквариуме они находятся?

Пьеса «Лебедь» (№ 13) является одним из популярнейших произведений композитора. На ее основе создан вдохновенный балетный номер «Умирающий лебедь».

Каким характером наделил автор лебедя, какой он, как передвигается, что его окружает?

Дальше представлен музыкальный портрет «персонажа с длинными ушами», крики которого переданы взвизгиваниями скрипок. Не трудно догадаться, что это осел (пьеса № 8 «Осел»).

- Что за животное изобразил композитор? Какие особые черты животного сумел передать?

У.:- но не только Сен-Санс изображал в своей музыке животных, но и в песнях воспевались наши друзья животные. Какие песни вы знаете где встречаются животные?

Исполнение песни грустный

***Прослушайте еще несколько произведений и попытайтесь узнать, что за животные скрыты в нем.

 Звучит «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков

***Сюиту открывает «Королевский марш львов» (пьеса № 1). Четкая, маршевая, восточного характера тема время от времени прерывается грозным рычанием властелина зверей. Просто и внушительно хроматические волны фортепианных аккордов рисуют образ могучего царя зверей.

 

-  Музыкальными.

-   Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, движение мелодии. 

Карнавал — праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами и красочными шествиями.

Внимательно слушают рассказ учителя.

-  отвечают на вопросы после прослушивания каждого фрагмента – быстрый или медленный темп, разный ритм, плавное или “прыгающее” движение мелодии, громкое или тихое звучание музыки и т.д.

Варианты ответов детей на вопросы направленные на развитие фантазии. воображения, более полного проникновения в музыкальную суть произведений.

Р.: выполнение учебного действия

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Р.: выполнение учебного действия

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Рефлексия, итог урока,

2-3 мин.

Словес.: учебный диалог.

Нагл.: презентация

-  Итак, удалось ли нам узнать в прозвучавшей музыке «портрет» того или иного животного или птицы?

У.: -  Одинаковые ли средства выразительности использовал для создания своих карнавальных портретов композитор Камиль Сен-Санс?

- Какое произведение вам понравилось больше всего?

-  Да, удалось.

- Разные. Потому что композитор изображал разных животных, со своими повадками.

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образы животных в музыке

Слайд 2

Тембр Динамика Ритм Движение мелодии Лад Темп

Слайд 3

Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» Большая зоологическая фантазия

Слайд 4

«Аквариум» (пьеса № 7)

Слайд 5

Музыкальные инструменты 1 – Флейта, 2 – Стеклянная гармоника, 3 – Скрипка, 4 - Фортепьяно 3 2 1 4

Слайд 6

«Лебедь» (Пьеса № 13)

Слайд 7

« персонаж с длинными ушами » (пьеса №8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект урока в 1 классе "Дикие и домашние животные"

План - конспект урока для 1 класса по окружающему миру к учебнику Плешакова....

Конспект урока для 3 класса по теме " Дикие животные. Повторение времени Present Simple Tense. Безглагольные предложения в данном времени"

На данном уроке учащиеся учатся составлять безглагольные предложения, закрепляется время Present Simple Tense, активизируется лексика...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки на тему "Произведения о животных В. В. Бианки « Еж - спаситель» ( 2 класс).

Интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе. Цели: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки. Способствовать воспитанию любви к природе. Воспитание любви к при...

Конспект урока технологии 1 класс УМК "ПНШ" Дикие животные. Изделие «коллаж»

Цели деятельности учителя: ознакомление с техникой коллажа; развитие навыка составления композиции их журнальных вырезок; навыка  работы с клеем, ножницами, с шаблоном.Планируемые результаты:Пред...