Развитие эмоциональной отзывчивости на уроках музыки
методическая разработка по музыке (1, 2 класс)

Эмоциональная активность младших школьников. Методы и приемы на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной отзывчивости

на уроках музыки младших школьников

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством духовного развития личности.

Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является главной целью уроков музыки.

Сложившаяся в условиях отечественного массового музыкального образования практика музыкально-эстетического развития детей исходит из того, что сущностную основу любой музыкальной деятельности составляет ее эмоционально-содержательная сторона. Музыку невозможно воспринимать, понимать, постигать, исполнять без эмоций, которые составляют основу её содержания. Постижение эстетической сферы музыки чисто рассудочным способом, переводом её художественных образов в словесные описания - просто невозможно. Для восприятия сложного мира человеческих эмоций и чувств, отраженных в музыкальных произведениях различных эпох, необходимы не только развитый слух, практические навыки владения инструментом, но и эмоционально развитый воспринимающий субъект. Воспитание эмоционально восприимчивых людей - важнейшая задача музыкальной педагогики.

«В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии  чувств ребенка, его эмоциональной сфер, в формировании музыкальной культуры, а кроме того, влияет на развитие высших психических функций, к которым относятся: мышление, воля, мотивация» (Л.С. Выготский)

Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом.

Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми.

Эмоция - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции -  непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта - в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым воздействиям, вызывающим эмоции, что позволяет заблаговременно к ним подготовиться.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные, ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

Таким образом, эмоции являются особой сферой развития ребенка. В младшем школьном возрасте, когда закрепляется мотив достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека, особенно необходима доброжелательная эмоциональная обстановка.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые в новые стороны. Характерная особенность учащихся I-II классов - ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. Однако учитель должен стремиться и к тому, чтобы дети четко воспринимали и менее яркое, менее увлекательное и занимательное, специально обращая на это их внимание.

 Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по наблюдению тех или иных объектов, учит детей выявлять существенные признаки и свойства, указывает, на что следует специально обратить внимание, учит планомерному и систематическому анализу при восприятии. Все это необходимо делать  в школе при демонстрации различных наглядных пособий, при организации творческих работ.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает возвышенные эмоции. Искусство называют «школой чувств». Научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки.

Музыкальное искусство множеством нитей связано с жизнью. Восприятие музыки, понимание её языка обуславливаются не только собственно музыкальным, но и всем жизненным опытом человека. При этом, однако, есть сферы, значение которых для музыки особенно велико, взаимодействие музыки с которыми особенно тесно и многогранно. Среди них едва ли не первое место занимают две: движение (танец) и речь. Последняя тесно соприкасается с музыкой благодаря своей звуковой природе. Речь и пение (основа музыки) опираются на один и тот же источник - голосовой аппарат человека. Эта изначальная близость особенно важна для вокальных произведений, в которых произносимое, интонируемое слово и собственно музыка сосуществуют в тесном единстве. Звучащая речь, речевая интонация - один из важнейших жизненных прообразов и источников выразительности музыки, её осмысленности для слушателя.

Интонационно-речевой опыт человека участвует (часто в неосознаваемой форме) в процессах музыкального восприятия всегда независимо от характера, жанра, стиля произведения и возраста воспринимающего. Однако в детском возрасте, когда механизмы восприятия только еще формируются, роль этого фактора особенно важна. Воздействие речевого опыта сильно отчасти потому, что наиболее доступная форма освоения музыки - пение - тесно связана со специальным инструментом коммуникации - речью: через голос, через тексты; потому, что «наблюдения над музыкальными проявлениями детей позволяют сравнительно легко выявить некоторые взаимосвязи между восприятием музыки и речи, которые на последующих этапах развития музыкальных способностей как бы уходят вглубь, включаются в более сложный комплекс, действуют более опосредствованно». Итак, в ряду важнейших компонентов жизненного опыта школьника, которые подготавливают почву для формирования у него навыков восприятия музыкального искусства, исследователь называет речевой опыт. Понятие «интонационно-речевой опыт» отражает лишь часть речевого опыта, однако именно ту часть, которая связывает звуковые образы музыки с миром эмоций. Одна из важнейших функций (хотя далеко не единственная) речевой интонации есть функция выражения эмоций голосом. Произнося тот или иной текст (в особенности художественный текст), говорящий придает своему голосу определенную окраску, свидетельствующую о его отношении к произносимому, об испытываемой им эмоции. Причем связь определенного звучания голоса и выражаемой им эмоции носит не случайный, а объективный и закономерный характер.

Активизация интонационно-речевого опыта школьника именно в связи с музыкой, с задачами музыкального воспитания представляется необходимой, так как не только развивает его эмоции, но и формы их выражения голосом (то есть готовит инструмент для одного из важнейших видов детской музыкальной деятельности - пения), а также обогащает и совершенствует интонационный слух - необходимейшую предпосылку полноценного восприятия музыки (столь же необходимую, как и специфически музыкальный, звуковысотный слух).

Созданию специальной методики активизации интонационно-речевого опыта школьников,  для формирования у них эмоциональной отзывчивости на музыку, должна предшествовать выработка четких теоретических предпосылок: необходимо четко и конкретно разобраться в механизмах связи таких видов звуковой деятельности, как речевое интонирование (с одной стороны), пение и слушание музыки (с другой); в том, какое место занимают интонационно-речевые прообразы в системе выразительных средств музыки.

Таким образом, существует тесная связь между эмоциями и способами их выражения голосом, как в речи, так и в пении. Отсюда практический вывод: работая над речевой интонацией, над выразительным чтением, то есть, активизируя интонационно-речевой опыт школьников, мы можем воздействовать на их эмоции (поскольку настройка голосового аппарата и общая физиологическая настройка организма, испытывающего эмоцию, тесно связаны; первое является как бы составной частью второго) и, что особенно важно, формировать физиологические механизмы интонационно-окрашенного голосообразования, которые непосредственно перенесутся в пение, послужат основой той «палитры» интонационных красок, которая обусловливает выразительность вокального интонирования.

Разумеется, инструментальная музыка адресуется к эмоциям не только через интонацию и вокальный опыт, но и этот канал для нее чрезвычайно важен. От развития интонационно-речевого слуха во многом зависит успешность и этого вида детской музыкальной деятельности (слушания), и, прежде всего, сопереживания музыке детьми, подключенности к восприятию их эмоционального опыта.

Таким образом, активизация интонационно-речевого опыта школьников представляется важной частью работы по развитию музыкального восприятия, формированию у них эмоциональной отзывчивости на музыку.

Эстетическое воспитание может быть успешно осуществлено, если педагог учитывает возрастные психологические особенности школьников, а также возможности их восприятия.

           Все музыкальные способности объединяются единым понятием - музыкальность. «Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (Радынова О.П.«Музыкальное развитие детей»).

       Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

     Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

      Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении, чувство ритма – для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

       Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

      Необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно.

Для развития и формирования эмоциональной отзывчивости можно использовать следующие методы: метод активизации творческих проявлений ребенка, т.е. педагог создает ситуации для творчества: в пении, в слушании, в движениях, в игре (Приложение № 1), а также метод моделирования элементов музыкального языка, который позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде, особенности средств музыкальной выразительности. Формирование осуществления средств музыкальной выразительности происходит через движения и игру: музыкальных темпов (быстро – медленно); контрастной динамики (форте – пиано); контрастной звуковысотности (высоко – низко); контрастных ладов (мажор – минор). К следующим методам, которые способствуют более эмоциональному восприятию, относятся: вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусств и т.д. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия музыки, способствуют развитию интересов обучающихся, формированию их музыкальных потребностей. Современная детская педагогика рекомендует соединять восприятие музыки с какими-либо движениями. К примеру: это могут быть различные виды деятельностного и инструментального тактирования, свободное движение в пространстве, исходя из образа музыки, всевозможные движения рук и координация с речевым движением и т.д. (Приложение 2) Все эти приемы способствуют активизации эмоционального отношения к воспринимаемому.

Для ребят характерен небогатый словарный запас. Отсюда следует, что формированию более полного словаря способствует использование приемов, направленных на расширение словарного запаса («Назови одним словом», «Если бы я был композитором», «Выбери слово»), театрализованная форма музицирования, пантомимический опыт. С этой целью на уроках проводятся различные музыкальные игры  «Музыка для игрушки» (Приложение № 2)

Для обогащения словарного запаса также проводятся игры: «Четвертый лишний» (среди перечисленных определений, ученик должен «убрать» одно слово, не соответствующее эмоционально-образному содержанию данной группы: добрая, приветливая, суровая, мягкая); «Подбери характер» (из нескольких слов - определений составить предложение, характеризующее данное произведение).

        На уроках происходит постоянное знакомство с музыкальными терминами. Для лучшего их усвоения используются карточки с соответствующим изображенным рисунком: «Спящий медвежонок» – пиано (тихо), «Зайчик, играющий на трубе» – форте (громко) и т.д.

В дальнейшем необходимо развивать умение устанавливать зависимость между своими эмоциями, чувствами и звучащей музыкой, чтобы дети могли достаточно содержательно рассказать: почему у них возникают именно     эти      эмоции,   а     не   другие.   Для  постижения этой цели могут  проводиться различные игры, активизирующие слуховое восприятие и помогающие почувствовать выразительность услышанного. Методика «Выбери музыку».

Для формирования глубины личного отношения и восприятия детьми музыки на уроках необходимо продолжить введение элементов инсценирования инструментальных произведений.         Предлагать детям свободное движение под инструментальную музыку. Главное здесь выбрать произведение, которое вообще поддается движению, то есть хотя оно и вполне художественно, но не так уж философски глубоко, или слишком фантастично, слишком удалено от жизни, что как бы исключает жест. Такое произведение проигрывается несколько раз, чтобы дети вошли в него, осознали. Затем детям предлагается под эту музыку двигаться так, чтобы это выходило ровно, по возможности соразмерялось с тактом, а главное, детям предлагается всецело поддаваться действию музыки в своем движении и делать те жесты, которые музыка подскажет сама.

Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательная активность, тактильные ощущения помогают детям получить первые представления об особенностях музыкального языка.

Для того, чтобы музыкальная деятельность вызывала эмоциональный отклик, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) были доступны детям, на ряду с традиционными, на музыкальных занятиях можно использовать следующие методы и приемы.

При слушании музыки («Графическая музыка»). Под музыку в течение

3 – 4 минут на листе бумаги дети с закрытыми глазами рисуют произвольные линии простым карандашом. Музыка заканчивается. Дети пытаются найти в нарисованных линиях осмысленные изображения, которые выделяют заштриховывая. Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие творческого мышления, эмоционального отображения музыки графически.

        «Нарисуй песню». Учитель предварительно интересуется, какие песни больше всего нравятся детям и почему? Затем просит передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

        «Музыкальная линия». Под звучанием музыкального произведения дети рисуют на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые и изогнутые – под решительную; прерывистые – под легкую, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который по их мнению подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

Очень действенными для развития эмоций являются упражнения, разработанные О.Н. Никольской. Они основаны на эмоциональной окраске каждой гласной и сопровождаются движениями рук и соответствующей мимикой.

«А» - это выражение радости (большие распахнутые глаза, руки широко расходятся в стороны).

«О» - это удивление (поднятые брови, поднятые плечи, руки с открытыми ладонями опущены вниз и слегка разведены в стороны).

«У» - это зовущий звук (губы вытягиваются вперед, руки тоже).

«Ы» - выражение гнева (брови нахмурены, руки уперты в бока).

«И» - улыбка (глаза ласковые, рот растягивается в улыбке, движения рук как бы помогают растягивать губы в улыбке).

«Я» - полное любование собой (нос приподнят кверху, руки показывают всего человека от макушки до пят - сверху опускаются вниз).

Подобные задания предоставляют ребятам необходимую для них возможность творческого самовыражения. Наряду со всеми выше перечисленными методами и приемами используются краткие образные рассказы о музыке, наглядные пособия, проблемные ситуации, выразительное, яркое исполнение произведений.

На фоне переживаний музыки у ребенка зарождается любовь, интерес, потребность в ней. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое отношение к ней.

Понимание содержания музыкального произведения зависит как от общей культуры слушателя, так и от специальной его подготовки, которая в свою очередь влияет на степень активности внимания слушателя. Хорошо известно, что восприятие слушателей, имеющих музыкальную подготовку, содержательнее, оно обогащается ассоциациями, более эмоционально. Круг интереса к музыкальным произведениям школьника, понимающего музыку, менее подвержен влиянию моды, отличается высоким уровнем художественного вкуса. Полноценное восприятие музыкального произведения возможно только на основе понимания специфики музыкальной формы, содержания, истории развития музыки, большого опыта слушания, развитых умений и навыков музыкально-творческой деятельности.

Из всего вышесказанного следует, что музыка, через восприятие, содействует психо-эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка.

                                                                                                    Приложение 1

 "Тряпичная кукла". 

Взрослый и ребенок образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей "кукле".
           В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у взрослого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для "куклы", "задать тон". Ребенок обязательно будет копировать варианты, предложенные взрослым. Характер взаимодействия с "куклой", продемонстрированный взрослым, может без слов воспитывать ребенка в духе партнерских взаимоотношений. Ведь "кукла" должна полностью положиться на своего партнера, довериться ему. Ребенок, играющий с "куклой", подражая взрослому, будет стараться не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.
          Тактильные взаимодействия в этой игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию.
"Точка, точка, запятая". 

Играющие стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и меняются на ходу). Второй участник игры должен точно копировать движения ведущего. Роль ведущего передается друг другу по очереди. Учитывая быстрый темп музыки, игра оказывается прекрасным

упражнением на координацию.

                                                                                               Приложение 2

"Магниты".

 Играющие стоят друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками. Между ладошками находятся "магниты": теннисные мячики, брусочки, кубики и т. п. Под плавную, спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают наклоны и т. д. Важно не уронить "магниты" и чувствовать их "притяжение",

то есть приспосабливаться к движениям друг друга, предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего.

            В играх - двигательных диалогах эффективно развивается эмпатия, сопереживание партеру по игре, умение определять эмоции другого, подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению. Эмпатия - важное качество, необходимое в общении. Проявляя эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние и тем самым устанавливаем с ним активную обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией. Этот навык вырабатывается в играх-диалогах, играх-"зеркалах", условием которых является точное копирование позы партнеров. Яркий в эмоциональном отношении, интересный для детей музыкальный образ вместе с игровой ситуацией поможет вовлечь ребенка в процесс внимательного наблюдения за позой партнера по игровому общению, подстраивания к его жестам, пластике, проникновения в его эмоциональное состояние через собственные телесные ощущения в процессе копирования движений.

"Зеркало". 

Один из играющих - "зеркало", а другой - "дама" или "кавалер", собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). "Зеркало" должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.
Затем включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается "нарисовать" звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения под музыку - рисует ее, а взрослый - "зеркало" воспроизводит движения. При этом руки "художника", воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего "зеркального отражения", хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями ("теперь ты - зеркало").
Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае "зеркалу" нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а "художнику", рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные шарики, цветы и т. д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ, делать его наглядным и тем самым стимулировать двигательное фантазирование.

 «Музыка для игрушки».

Перед детьми разложены разные игрушки (ежик, кукла, кошка, паровозик и т.д.). Звучит музыка. Ориентируясь на характер звучания (нежный, мягкий, грубый, медленный, быстрый, стремительный), дети подбирают игрушку. Сделав выбор, объясняют, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления на уроках музыки

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Статья "Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки"

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.Творчество по п...

Методические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников

На развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников определяющее влияние оказывает целый ряд факторов. Для исследования наибольший интерес представляет воздействие на развитие эмоциональной от...

Педагогический проект "Развитие эмоционально-чувственного восприятия классической музыки младшими школьниками"

Цель проекта: развитие более глубокого эмоционально-чувственного восприятия классической музыки младшими школьниками.Задачи проекта:1) расширять знания детей о классической музыке;2) вызывать и поддер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 1 КЛАССА

Младший школьный возраст оказывается наиболее благоприятный для развития эмоциональной отзывчивости. Важно помнить об этом, чтобы не «пропустить» природной способности ребенка выходить за ...