Технологическая карта урока музыки с самоанализом
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Технологическая карта урока музыки "Народные праздники. Троица" 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyka.docx31.94 КБ
Файл samoanaliz_muzyka.docx14.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Тип урока: «Изучение нового материала»

Тема: «Народные праздники. Троица.»

4класс.

Цель: «Познакомить учащихся с народными праздниками и христианскими православными традициями.»

Задачи: 1) познакомить детей с русскими народным творчеством, народными традициями;

2) Учить исполнять русские народные песни, совершенствовать пение, развивать эмоционально-образную сферу, развивать эстетический вкус;

3) Пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины;

Оборудование для учителя: магнитофон, портреты исполнителей русской песни и композиторов, фонограммы (+ и -) русских народных песен., презентация, компьютер, интерактивная доска.

Оборудование для ученика: тетрадь, ручка, учебник «Музыка» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Просвещение 2015г.

Этап

Деятельность Учителя

Деятельность Учащегося

Методы, приемы, средства

Результаты УУД

1.Организационный момент

Приветствует ребят попевкой «Кто дежурные».Слова Е. Шварца 
Музыка Д. Кабалевского

Мы дежурим первый раз, 
Прибираем свой класс. 
Замечательный класс 
Получается у нас.

Припев: 
- Кто дежурные? 
- Мы дежурные, 
Самые хорошие, 
Лучшие дежурные.

Распевание, исполнение попевки.

Входят в класс под музыку

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Включаются в музыкальное приветствие

Исполняют попевку.

Пение, музыка

Коммуникативные:умение включаться в работу на уроке, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу

2. Актуализация знаний.

1.Назовите один из элементов русской избы?

2. Как называется семья музыкальных инструментов более чем из 12 музыкантов?

3.Как называется народный праздник, который отмечается славянами в конце зимы и наступлении

весны?

4.Как называется рождественская песенка?

5.Назовите главную особенность русской народной песни?  

6Назовите оперу Н.А.Римского-Корсакова,в котором звучит фрагмент «Прощание  

Масленицы»

7.Назовите струнный инструмент- символ России.  

- ставни

- оркестр

- масленица

- колядка

- певучесть

- Снегурочка

- балалайка

опрос

Коммуникативные: формирование умения аргументировать свой выбор

3. Постановка темы и цели урока

Предлагает прослушать музыкальную загадку. Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока. Музыкальный материал: «Вербочки» А.Гречанинова.

Знакома ли вам эта музыка?

-Какому празднику посвящена песенка?

- Что можете рассказать об этом празднике?

- Назовите другие народные праздники, о которых мы говорили на уроках музыки? - О чем будем говорить на уроке?

Учитель: Итак, цель сегоднеш-него урока: познакомиться с народными традициями, чтобы придерживаться их в дальнейшем.

Включаются в беседу.

Делают предположения о предстоящей теме урока.

Да, знакома. Троице.

Троица –очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками берёз, травой, цветами. В Троицу устраивают народные гулянья и как мы видим на картинах Б.М.

Кустодиева и П.Суходольского праздновали по-разному.

О народных праздниках.

Масленица, Рождество, Святки.

Словесная беседа, опрос.

Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора

Регулятивные: формирование музыкальной памяти

4. Работа по новой теме

1) Музыкальный материал: (фонограмма) Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая,

Под тобой березонька, все не мак цветет, не огонь горит –

Красны девушки в хороводе стоят,

Про тебя березонька поют.

 - О каком народном празднике поется в этой песне?

Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. Прочитайте вслух стихотворение Г. Серебрякова.

То ли в поле чистом,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –  

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились.

-В современной науке о фольклоре принято разделять песни на следующие жанры: (Обрядово-календарные песни, трудовые, былины, обрядово-семейно-бытовые). Люди не всегда были уверены в том, что поле принесёт урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.

2) Закличка (презентация):

- Тин-тинка

Подай блинка,

Оладышка – прибавышка,

Масленый кусок!

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Подайте широкой Масленице!

-Послушаем закличку…

-Какой праздник она олицеворяет?

-Расскажите об этом празднике

О Троице.

Слушают учителя, принимают участие в беседе.

Ученик читает стихотворение вслух

Слушают закличку

- Масленницу

Презентация,

фонограмма

Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.

Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции.

Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки

5. Физминутка

Предлагается выполнить упражнения, соответствующие смыслу стихотворения:

-Хомка, Хомка, Хомячок, полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт, ушки моет, лапки трёт.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять. Хомка хочет сильным стать.

Вдох-выдох-вдох-выдох.

Выполняют движения

Игра

Коммуникативные: умение выполнять коллективные действия в соответствии с предложенными критериями.

6. Закрепление изученного материала

Исполнение «Во поле берёза стояла» под минус в записи оркестра народных инструментов.

Какие бывают обряды на Троице:

1.На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри.

2.В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей, которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу: ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.

3.В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем.

4. В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу. Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют – повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.

-Представьте, что вы журналисты и вам нужно сделать репортаж, составленный из ваших заметок, посвященный празднику Троице. На какие темы можно подготовить статьи по теме «Троица»?

Исполняют песню хором.

Примерные темы

«Троица в народной жизни»

«Троица – церковный праздник»

«Моя Троица» и т.д.

Пение,

Рассказ по опорному конспекту.

Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной)

Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

7. Итог урока

-Достигнута цель или нет?

- Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»?

-В чём особенность этого праздника?

- Кому еще вы о нем расскажете?

- Нужен ли этот народный праздник в современной жизни?

- Охарактеризуйте сегодняшний урок. Каким он был для вас?

- Чем он вас удивил?

-Что было сложно? Что особенно удалось на уроке?

Да.

Нет, теперь мы все знаем об этом празднике

Родителям

Да

Урок был очень интересный и познавательный.

Сложного не было ничего. Я запомнила этот праздник. На следующих уроках хочется узнать о других народных праздниках

Ответы на вопросы по изученному, Личное отношение к теме.

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Регулятивные: умение проявлять способность к самоконтролю и саморе-гуляции

Коммуникативные: умение пвыражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

8. Домашнее задание

Вам необходимо в тетради Написать заметку на тему, связанную с народным праздником Троица.

Воспринимают домашнее задание и записывают в дневник

Творческое задание

Познавательные: владение навыком поиска информации;

Регулятивные: способность к самоконтролю.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

        Урок проведение в соответствии с календарно-тематическим планированием. Тема урока входит в раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (На свете каждый миг мелодия родится). Поставленная цель связана с содержанием учебного материала. К постановке образовательных и развивающих задач привлекаются учащиеся. Тип урока соответствует дидактической цели, структура-выбранному типу урока. Временные рамки этапов урока соблюдены. Структурные элементы находятся в логической взаимосвязи: организационный момент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, работа по новой теме, физминутка, закрепление изученного материала, итог урока, домашнее задание.

        Учебный материал урока соответствует программным требованиям. Основной и дополнительный материал опирается на научные положения и факты по предмету. Учитель четко представляет значение учебного материала для достижения цели урока. Рационально организована работа с текстом и иллюстрациями учебника.

        Для активизации учебной и познавательной деятельности учитель применял мультимедийную презентацию. Учитель успешно использовал воспитательные возможности урока и акцентировал внимание учащихся знать, помнить и соблюдать традиции народных праздников.

        Для «открытия нового знания» осуществлялась опора на ранее изученный  материал: детям предлагалось  прослушать музыкальную загадку и ответить на  наводящие вопросы, подводящие к теме урока.

        Методически грамотно использовалась мультимедийная презентация. Показ слайдов был ограничен во времени в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

        Урок проводился в доброжелательной обстановке. Доверительный тон располагал к активной работе, вселял в каждого ученика уверенность в том, что он в силах ответить на заданный вопрос. На уроках была создана рабочая обстановка и установлен необходимый контакт с детьми. Замечания делались в тактичной форме. Культура речи являлась образцом для учащихся.

        Каждая минутка урока была использована рационально. Начало занятия было четким. Его итог был подведен до звонка. Проблемные ситуации создавали атмосферу поиска. Материал, изучаемый на уроке, вызвал интерес у детей, что было отражено на этапе рефлексии.

        Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Все задания были направлены на формирование у учащихся представления о народном празднике Троица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Технологическая карта урока  музыки в 4  классепо программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Сеу4.Шмагиной...

Технологическая карта. Урок музыки.Тема: Цвет и звук:"Музыка витража"

Урок муыки 4 класс, на тему Цвет и звук: "Музыка витража". УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А...