Внеурочная деятельность как фактор формирования музыкальной культуры младших школьников
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Цибульская Елена Владимировна

     Вопрос о важности внеурочной музыкальной кружковой работы в школе сегодня актуален как никогда, так как именно в музыкальной деятельности младший школьник может познать свои возможности и раскрыть таланты. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Это в полной мере относится к музыкальному искусству и к формированию культурного поля у младшего школьника. Внеурочная кружковая работа должна способствовать формированию музыкальной культуры у учащихся младших классов [1,6].

     В своей практике мы используем музыкально-театральную деятельность и считаем, что именно она формирует социальный опыт, который неразрывно связан с общением. Включение музыкального компонента обогащает театральную деятельность детей и в результате происходит формирование участия учащегося во всех доступных видах деятельности. В ходе исследования стало понятно, что существует ряд проблемных вопросов связанных с поиском путей формирования музыкальной культуры ребенка во внеурочной деятельности. Поэтому важно, чтобы стержнем каждого из занятий стали свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на формирование индивидуальных способностей у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья18.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Е.В. Цибульская 

МБОУ СОШ №25 г. Смоленск

Внеурочная деятельность как фактор формирования музыкальной культуры младших школьников

     Вопрос о важности внеурочной музыкальной кружковой работы в школе сегодня актуален как никогда, так как именно в музыкальной деятельности младший школьник может познать свои возможности и раскрыть таланты. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Это в полной мере относится к музыкальному искусству и к формированию культурного поля у младшего школьника. Внеурочная кружковая работа должна способствовать формированию музыкальной культуры у учащихся младших классов [1,6].

     В своей практике мы используем музыкально-театральную деятельность и считаем, что именно она формирует социальный опыт, который неразрывно связан с общением. Включение музыкального компонента обогащает театральную деятельность детей и в результате происходит формирование участия учащегося во всех доступных видах деятельности. В ходе исследования стало понятно, что существует ряд проблемных вопросов связанных с поиском путей формирования музыкальной культуры ребенка во внеурочной деятельности. Поэтому важно, чтобы стержнем каждого из занятий стали свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на формирование индивидуальных способностей у младших школьников.

     Целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к искусству прекрасного [3].

     Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Творческие задания в кружковой музыкальной работе способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. За первые четыре года учения в школе достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющих судить об их одаренности [6]

      Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе и в музыке, является уровень художественно-образного мышления. В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Как же вовлечь учеников в процесс творчества? О реальности и даже необходимости раннего творческого развития детей говорят  и психологи,  и педагоги [1,3,4].        

     В настоящее время существует немало новых программ, которые особое внимание уделяют технологии развития творческого начала. Творческая деятельность в рамках кружка «Музыкальный театр» подчинена единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром и происходит освоение, осмысление конкретных понятий. Важно чтобы творческие задания носили системный и развивающий характер. При изучении каждой из тем, сюжетов применяются различные варианты творческих заданий [2,3,5]. Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления. Для оптимального восприятия и усвоения музыкальных средств выразительности в системе творческих заданий важна установка на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения [1,4,6].

     Созданная эмоциональная драматургия на занятиях “провоцирует” ситуацию выбора между личными духовными стремлениями ученика и музыкой. Нужно научиться слушать себя, музыку в себе [4].

     Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Применение проблемных методов требует затраты времени, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть творчески развиваются.

      В музыкальном театре возникает игра-сотворчество, где одни показывают, действуя в воображаемом пространстве, а другие угадывают, что им хотят показать, но здесь театральная игра происходит в реальной жизненной ситуации. Это “театр для себя”, где действующие лица постоянно меняют свои роли, становясь то артистами, то зрителями. В музыкальном театре изменения и преображения происходят, прежде всего, в духовном мире детей, в их восприятии окружающего мира. Основой этих творческих заданий становятся все традиционные упражнения и этюды, выработанные многолетней практикой театральной школы. Но в музыкальном театре они внутренне преобразуются. “Идя от себя” к игровой роли, ребенок приходит к самому себе, в совместной игровой импровизации педагога и ученика рождаются новые виды упражнений и этюдов, побуждающих труд души юной личности, духовное познание связей искусства и жизни [2,3,5].

     Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений [4]. Музыкальный театр должен сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Он не только обогащает человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке, отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество созидается и потенциальный слушатель, и развиваются индивидуальные способности ребенка. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Общение на внеклассном занятии можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений [5,6].

Список литературы

1.Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности: музыкальное воспитание в школе / О.А.Апраксина. - М.:Музыка, 1984.- Вып.3.- С.34-36.

2.Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Ярошевского.- М.: Педагогика,1987.-344с.

3.Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. -  М.:Просвещение,2011-96с.

4.Кузнецов А.Н. О детском музыкальном театре. Интервью руководителей детских музыкальных театров. Фестиваль «Си» 2012 [Электронный ресурс]/А.Н.Кузнецов - Режим доступа:http://fht.ru/Kuznecov-Aleksei-Nikolaevich(0.5п.).

5.Эльконин Д.Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика  / Д.Б.Эльконин. - М.,1995.-280 с.

6.Школяр Л. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребенка: Теория и методика музыкального образования детей / Л.Школяр.-М.,1998. – С.14-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

"Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"

Компетентностно-ориентированное задание моделирует практическую, жизненную ситуацию и  строится на актуальном для учащихся материале....