Методическая разработка "Свидание с любимым городом. Работа над двухголосием в вокальном ансамбле"
методическая разработка по музыке (3 класс)

Матвеева Анна Петровна

Пояснительная записка

Тема занятия: «Свидание с любимым городом. Работа над двухголосием в вокальном ансамбле» 

Это занятие в образовательной общеразвивающей программе Вокального ансамбля «Вдохновение» занимает место в разделе «Пение произведений под аккомпанемент (одноголосие, двухголосие)». Занятие предназначено для 2 и 3 года обучения, возраст обучающихся 8-10 лет.

Тип занятия: Совершенствование и закрепление навыка двухголосного пения  в вокальном ансамбле.

Вид занятия – обучающий

Продолжительность занятия – 100 мин. (с учетом перерыва - 10 минут).

Цель занятия: Совершенствование и закрепление навыка двухголосного пения на основе исполнения двух фрагментов из цикла « Четыре мелодии о любимом городе» - «Песня о моем городе» и «Мой любимый город» (аранжировка для вокального ансамбля Матвеевой А.П.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2_matveeva_a.p.docx23.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО                                                                      УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете                                                       Директор лицея

Протокол № ____________                                                      _________М.Ю. Кунц

«___»_______  ___________                                                    

                                                                                                   

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 «Свиданием с любимым городом. Работа над двухголосием в вокальном ансамбле»

      Автор разработки: Матвеева Анна Петровна

педагог дополнительного образования

2020 год

Пояснительная записка

Тема занятия: «Свидание с любимым городом. Работа над двухголосием в вокальном ансамбле»  

Это занятие в образовательной общеразвивающей программе Вокального ансамбля «Вдохновение» занимает место в разделе «Пение произведений под аккомпанемент (одноголосие, двухголосие)». Занятие предназначено для 2 и 3 года обучения, возраст обучающихся 8-10 лет.

Тип занятия: Совершенствование и закрепление навыка двухголосного пения  в вокальном ансамбле.

Вид занятия – обучающий

Продолжительность занятия – 100 мин. (с учетом перерыва - 10 минут).

Цель занятия: Совершенствование и закрепление навыка двухголосного пения на основе исполнения двух фрагментов из цикла « Четыре мелодии о любимом городе» - «Песня о моем городе» и «Мой любимый город» (аранжировка для вокального ансамбля Матвеевой А.П.)

Задачи:

Обучающие:

  1. Формирование чистого унисона в одноголосных фрагментах произведений
  2. Формирование гармонического слуха как основы для пения одноголосия и двухголосия
  3. Создание условий для умения вести свою партию при одновременном звучании другой партии
  4. Формирование правильного дыхания  в вокальных фразах
  5. Создание правильного произношения слов на распевах, замыкании окончаний слов.

Развивающие:

  1. Развитие вокально – хорового слуха – интонационного и гармонического
  2. Развитие музыкальной восприимчивости – умения слышать и слушать; анализа и сопоставления
  3. Развитие музыкального кругозора обучающихся через разнообразие репертуара

Воспитательные:

  1.  Воспитание любви к городу, в котором мы живем
  2. Воспитание интереса к теме войны, периода блокады Ленинграда
  3. Воспитание патриотизма, любви к родине
  4. Воспитание активной и эмоциональной отзывчивости у обучающихся

Форма проведения занятия – практическая

Форма работы с обучающимися – коллективная.

Методическое обеспечение занятия

Методы обучения:

  1. Наглядный (слуховой и зрительный)
  2. Словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения)
  3. Проблемно – поисковой
  4. Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом педагога и воспроизведение услышанного обучающимися)

Технологии:

  1. Выстраивание чистой интонации путем задержки звучания на отдельных звуках по руке педагога
  2. Побуждение обучающихся к самоконтролю и самооценке в процессе пения
  3. Представление « в уме» начала вокальной фразы
  4. Представление « в уме»  правильного вступления

Оборудование для педагога:

  1. Рояль
  2. Пульт для нот
  3. Нотный материал
  4. Текстовый материал
  5. Компьютер
  6. DVD

Оборудование для обучающихся:

  1. Нотный материал
  2. Текстовый материал

Использованные информационные источники: Нотный сборник - Яков Дубравин Женский хор поет о любви. Аранжировки Сергея Екимова. Приложение на DVD — запись авторского концерта в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.  СПб.,: Композитор, 2015 http://www.mosconsv.ru/mobile/ru/concert.aspx?id=166452 https://compozitor.spb.ru/catalog/khor/dubravin-ya-zhenskiy-khor-poet-o-lyubvi-aranzhirovki-s-ekimova-dvd/ 

План занятия:

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Упражнения на развитие и укрепление певческого дыхания (10 мин.)
  3. Упражнения для распевания, развития интонационного слуха, певческого аппарата (15 мин.)
  4. Повторение и закрепление изученного ранее музыкального и текстового материала (10 мин.)
  5. Просмотр видеозаписи  исполнения изучаемых произведений профессиональным коллективом для повышения мастерства вокального ансамбля
  6. Перерыв (10 мин.)
  7. Работа с песней «Песня о моем городе» (Я. Дубравин / Я. Голяков) (15 мин.)
  8. Работа с песней «Мой любимый город» (Я. Дубравин / А. Чепуров) ( 20 мин.)
  9. Итог занятия. ( 10 мин.)

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.

Задачи:

  1.  Настроить обучающихся на работу, сконцентрировать внимание
  2.  Создать положительный настрой на занятие вокальным ансамблем

  1. Упражнения на развитие и укрепление певческого дыхания

Подготовка голосового аппарата к пению

- Дорогие ребята, сегодня нас ждет настоящая музыкальная прогулка. Для того, чтобы наша прогулка получилась успешной и продуктивной, нам нужно к ней хорошо подготовиться. Начнем, встаем на ноги,  держим их на ширине плеч, чувствуем опору; руки кладем на ребра. Начинаем дыхательную гимнастику:

Упражнения:

  1. Глубокий вдох носом (следим за тем, чтобы плечи оставались внизу, а ребра немного раздвигались в стороны), медленный выдох ртом на согласную «С».
  2. «Насос» (интенсивные вдох носом и выдох ртом на согласную «С» с легкими наклонами вниз – вверх)
  3. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Упражнение «Гарью пахнет» ( повороты головы в разные стороны; на поворот шумный вдох носом, прямое положение головы – бесшумный выдох ртом

- А теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Переложим руки на мыщцу диафрагму и будем следить за ее активной работой. Для пробуждения диафрагмы подышим, как собачки.

Упражнения:

  1. «Собачка» (интенсивное дыхание с особым внианием к работе диафрагмы)
  2. Чередование согласных букв: с,ц; ч,ш,щ; п,т; к,г; ж,з
  3. «Забивание гвоздей» (чередование слогов: гбда, гбдэ, гбду,гбдо, гбды)
  4. «Топот коней» (чередование слогов : птка, пткэ, птку, птко, пткы. Начиная говорить слоги шепотом, делаем динамическое развитие до громкого звучания, и обратно до тихого звучания).

- Молодцы, ребята! Теперь начнем распеваться. Пожалуйста, следите за голосоведением.

  1. Упражнения для распевания, развития интонационного слуха, певческого аппарата

Задачи:

  1. Развитие однородного звучания
  2. Уметь слышать себя и других участников коллектива
  3. Анализировать свое звучание

Упражнения – распевки:

  1.  Пение на слоги: ма-мэ-ми-мо-му (пение поступенного звукоряда в нисходящем движении)
  2. «Мы перебегали берега – берега» (пение поступенного звукоряда в восходящем, а затем нисходящем движении, в конце ход на интервал – чистую квинту вверх. Сначала исполняем в унисон, затем делим последнее слово «Берега» на два голоса, где первый совершает ход на интервал вверх, а второй голос остается на месте.)
  3. «По дороге Петя шёл…» (Песня – распевка на развитие диапазона)
  4. «Ехал Грека» (песня – распевка на основе скороговорки на внимательность и развитие артикуляции)

- Сегодня вы прекрасно звучите, дорогие ребята! Мы хорошо подготовлены к началу музыкальной прогулки. Предлагаю вам сесть и взять текстовые материалы.

  1. Повторение и закрепление изученного ранее музыкального и текстового материала

- Ребята, на прошлых занятиях мы изучали с вами новые произведения советского и российского композитора, народного артиста Российской Федерации, профессора Якова Дубравина, который так же, как и мы, живет в Санкт – Петербурге и пишет практически всю жизнь песни для детей. Именно он сегодня поведет нас на музыкальную прогулку. Давайте вспомним слова песен «Песня о моем городе»  и « Мой любимый город».

Задачи:

  1.  Вспомнить важные элементы произнесения текстов песен – вступление, окончание, замыкание окончания слов.
  2. Активное проговаривание с последующим пропеванием небольшими фразами  для продуктивной работы в дальнейшем времени
  3. Внимательность и анализ, сопоставление услышанного

  1. Просмотр видеозаписи  исполнения изучаемых произведений профессиональным коллективом для повышения мастерства вокального ансамбля

- Ребята, начинаем музыкальную прогулку по нашему любимому городу Санкт – Петербургу или как его называли раньше Ленинграду. Ведь именно о нем идет речь в изучаемых нами песнях. Наш город уникален, проживает очень насыщенную жизнь. Поэтому тема нашего занятия «Свидание с любимым городом». Сейчас мы перенесемся в большой зал московской консерватории, где посетим концерт, посвященный победе в Великой отечественной войне и услышим знакомые произведения в исполнении женского хора. Внимание на экран.

Просмотр. После просмотра беседа о хоре, исполнении.

  1. Перерыв
  2. Работа с песней «Песня о моем городе» (Я. Дубравин / Я. Голяков)

-Музыкальная прогулка по нашему любимому городу начинается с рассказа о видах и красотах не только города, но и его окрестностей – Ладожского озера, Балтийского моря.

Беседа с обучающимися о городе и окрестностях с целью повышения уровня знаний о Санкт – Петербурге и его истории.

Исполнение песни «Песня о моем городе» (Я. Дубравин / Я. Голяков).

-Итак, начнем работу над этой песней.

  1. Пропевание песни по коротким фразам (одноголосные фрагменты)
  2. Пропевание фраз разными составами: дуэтами, трио, квартетами.
  3. Объединение фраз в периоды и исполнение их малыми составами, затем всем составом.
  4. Разбор двухголосных фрагментов. Сначала отдельно каждым голосом, затем вместе, выстраивая интервалы по коротким фразам и в медленном темпе.
  5. Исполнение всей песни малыми составами, затем всем коллективом.
  6. Работа над интонационными трудностями.
  7. Закрепление нового материала
  1. Работа с песней « Мой любимый город» (Я. Дубравин / А. Чепуров)

Продолжая прогулку нашу музыкальную прогулку мы попадаем на улицы города, наблюдаем бесконечные мосты, времена года и их особенности (белые ночи); вспоминаем великих деятелей , творивших в нашем городе. Анализируя все это, приходим к выводу, что нет лучше места и города, чем тот в котором родились и выросли.

-Итак, начнем работу над этой песней.

  1. Пропевание песни по коротким фразам (одноголосные фрагменты)
  2. Пропевание фраз разными составами: дуэтами, трио, квартетами.
  3. Объединение фраз в периоды и исполнение их малыми составами, затем всем составом.
  4. Разбор двухголосных фрагментов. Сначала отдельно каждым голосом, затем вместе, выстраивая интервалы по коротким фразам и в медленном темпе.
  5. Исполнение всей песни малыми составами, затем всем коллективом.
  6. Работа над интонационными трудностями.
  7. Закрепление нового материала

  1. Итог

Беседа о новых знаниях, полученных на занятии. Исполнение двух песен как в едином цикле.

- Вот и подошло к концу наше свидание с любимым городом. Ребята, вам было интересно узнать новое о Санкт – Петербурге? (да). А петь песни о городе в двухголосном изложении? (да, интересно и увлекательно). Я очень рада и благодарю вас за работу. Наше занятие подошло к концу. До свидания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по вокальному ансамблю «Вокальные навыки: эмоционально-выразительное исполнение музыкальных произведений»

Цель занятия: воспитание личности ребенка средствами вокально-хорового искусства; развитие детского голоса и слуха младших школьников, развитие навыка эмоциональной выразительности при исполнении музы...

Программа вокального кружка "Вокальный ансамбль и сольное пение"

Программа работы с ансамблем "Чудесенка" 1 класс "Вокальный ансамбль и сольное пение"...

Летняя программа по вокальному ансамблю

Летняя программа по вокальному ансамблю...

Методическая разработка сценария Концерта вокального ансамбля Ореховой С.Г. "Вместе дружно мы поём"

Данный сценарий ,является  примером, как можно организовать подбор репертуара для начинающих обучающихся и для более старших воспитанников театрального отделения музыкальной секции. Пример возмож...

План-конспект открытого занятия кружкового объединения «Вокальный ансамбль» Тема: Введение в программу. «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет)

Первое занятие кружкового объединения "Вокальный ансамбль". Тема: «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет). Цель данного занятия вызвать  у детей интерес к занятиям в вокал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Вокальный ансамбль "Вдохновение"

I. Пояснительная записка Данная образовательная программа имеет художественную направленность, является модифицированной, имеет базовый уровень освоения.Новизна, актуальность, педагогическая целе...

Статья - «Размышления о воспитании младших школьников с помощью репертуара на занятиях вокального ансамбля в детском музыкальном театре».

Статья о выборе репертуара, который учит, воспитывает, впечатляет и направляет чувства учащихся творить «Светлое, доброе, вечное»....