Рабочая программа по музыке 4 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по музыке (4 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая прграмма по музыке для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по музыке, соответствующей Федеральному государственному стандарту (ФГОС), и авторов программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой УМК "Школа России".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя  школа №41»

Рассмотрена и одобрена                      Согласована                         Утверждена

на заседании методического              с заместителем                      руководителем                  

объединения                                          директора по УВР                образовательного

руководитель ШМО                                                                             учреждения

______________________                      _________________              ________________

   / Е.В. Догадова /                                   /О.П. Забенкова/                     /В.В. Терёхин/

 «29» августа 2019 г.                             «30» августа 2019 г.              «02» сентября 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

УМК «Школа России»

4 «Б» класс

Количество часов: 34

Учитель начальных классов: Горбунова Л.Н.

Учебный год: 2019-2020


Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по музыке, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2019.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия 2019-2020 учебного года.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы;

5) домашнее задание.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели данного курса

Цель, для достижения которой направлено изучение предмета «Музыка» в начальной школе:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, которая наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуется цель рабочей программы по предмету «Музыка»:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественному вкусу, чувству музыки как основы музыкальной грамотности.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» относится к образовательной области «Искусство.

В 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели в год.

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год на изучение курса «Музыка» в 4 «Б» классе отводится 33 часа:

1. в I четверти – 8 часов,

2. во II четверти – 8 часов,

3. в III четверти – 10 часов,

4. в IV четверти – 7 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Русский язык» УМК «Школа России» для 4 класса обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. Г.П. Сергеева, Е Д. Критская, Т.С. Шмагина. - Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.

2. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2016.

3. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019.

4. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс. - М.: Просвещение, 2019.

Для учащегося:

1. К.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 4 класса. Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019.

2. К.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

- образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;

- устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

- представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

- нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

- нравственно-эстетических чувств, понимания  и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

- понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

- представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки..

Регулятивные

 Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

- выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

- выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

- воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Познавательные

 Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

- самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

- использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

- выбирать способы решения исполнительской задачи;

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

- исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным  знаками и нотный текст;

- соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

- соотносить различные произведения по настроению и форме;

- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

- пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- обобщать учебный материал;

- устанавливать аналогии;

- сравнивать средства художественной  выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

- представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Коммуникативные

 Обучающийся научится:

- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);

- выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);

- понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;

- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- проявлять творческую  инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Требования к уровню подготовки учащихся

- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с  музыкой разных

народов, стилей, композиторов;

- совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности;

- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе  ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

- развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,

игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения,

музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

Курс представлен следующими содержательными линиями:

  • «Музыка в жизни человека»,
  • «Основные закономерности музыкального искусства»,
  • «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель  слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одно-, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Раздел 1. «Россия - Родина моя» (4 ч)

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.

Вокальные импровизации на заданный текст.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Музыкальный материал

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.

«Вокализ», С. Рахманинов.

«Песня о России», В. Локтев, слова О. Высотской; 

«Родные места», Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; 

«Колыбельная», обраб. А. Лядова; 

«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли», русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

«Александр Невский», Кантата (фрагменты), С. Прокофьев.

«Иван Сусанин». Опера (фрагменты), М. Глинка.

Раздел 2. О России петь - что стремиться в храм (4 ч) 

Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники в Русской православной церкви: Пасха - «праздников праздник, торжество из торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Музыкальный материал

«Земля Русская», стихира.

«Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.

«Симфония № 2» («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

«Богатырские ворота». Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Величание святым Кириллу и Мефодию», обиходный распев.

«Гимн Кириллу и Мефодию». П. Пипков, слова С. Михайловски.

«Величание князю Владимиру и княгине Ольге»; «Баллада о князе Владимире», сл. А. Толстого.

«Тропарь праздника Пасхи».

«Ангел вопияше». Молитва. П. Чесноков.

«Богородице Дево, радуйся», № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

«Не шум шумит», русская народная песня.

«Светлый праздник». Финал Сюиты-фантазии № 1 для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 3. «День, полный событий» (6 ч)

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

«Многообразие жанров народной музыки». Святогорский монастырь: колокольные звоны. «Тригорское: музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт)». Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Музыкальный материал

«В деревне». М. Мусоргский.

«Осенняя песнь (Октябрь)». Из цикла «Времена года». П. Чайковский. 

«Пастораль». Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Зимнее утро». Из «Детского альбома». П. Чайковский.

«У камелька (Январь)». Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Сквозь волнистые туманы»; «Зимний вечер», русские народные песни.

«Зимняя дорога», В. Шебалин, стихи А. Пушкина.

«Зимняя дорога», Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.

«Зимняя дорога», М. Яковлева, А. Пушкина.

«Три чуда». Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане», Н. Римский-Корсаков.

«Девицы, красавицы». «Уж, как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

«Вступление», «Великий колокольный звон». Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле.

Приемы развития: повтор, контраст, вариационность,  импровизационность.

Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества.

Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.

Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке.

Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Музыкальный материал

«Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские народные песни.

«Солнце, в дом войди», «Светлячок», «Сулико», грузинские народные песни.

«Аисты», узбекская народная песня.

«Колыбельная», английская народная песня.

«Колыбельная», неаполитанская народная песня.

«Санта Лючия», итальянская народная песня.

«Вишня», японская народная песня.

«Концерт №1 для фортепиано с оркестром (3-я часть)». П. Чайковский.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.

«Ты воспой, воспой, жавороночек». Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

«Светит месяц», русская народная песня-пляска.

«Пляска скоморохов». Из оперы «»Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Троицкие песни.

Раздел 5. «В концертном зале» (5 ч)

Различные жанры и образные сферы:

- вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола),

- камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната),

- симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра).

Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского,

С. Рахманинова, Л. Бетховена).

Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии),

М. Глинки (баркарола, хота).

Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка.

Симфонический оркестр. Известные дирижёры и исполнительские коллективы.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Музыкальный материал

«Ноктюрн». Из Квартета № 2. А. Бородин.

«Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» (фрагменты). П. Чайковский.

«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

«Старый замок». Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.

«Полонез ля мажор»; «Вальс си минор»; «Мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль мажор». Ф. Шопен.

«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.

«Соната № 8» («Патетическая»), (фрагменты). Л. Бетховен.

 «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Арагонская хота». М. Глинка. 

«Баркарола (Июнь)». Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Раздел 6. «В музыкальном театре» (6 ч)

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.

Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц.

Ария, речитатив, песня, танцы и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.

Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.

Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Музыкальный материал

«Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия». Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

«Песня Марфы» («Исходила младёшенька»), «Пляска персидок». Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

«Персидский хор». Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

«Колыбельная», «Танец с саблями». Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

«Первая картина». Из балета «Петрушка». И. Стравинский.

«Вальс». Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

«Песня Элизы» («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.

«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч)

Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.).

Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.).

Интонационная выразительность музыкальной речи.

Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова.

Образ Родины в музыке М. Мусоргского.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Выполнение творческих заданий, помещенных в рабочей тетради.

Музыкальный материал

«Прелюдия до-диез минор». С. Рахманинов.

«Прелюдии №7 и №20». Ф. Шопен.

«Этюд №12 («Революционный»)». Ф. Шопен.

«Соната №8» («Патетическая»). Л. Бетховен.

«Песня Сольвейг», «Танец Анитры». Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Исходила младёшенька», «Тонкая рябина», русские народные песни. 

«Пастушка», французская народная песня в обраб. Ж. Векерлена.

«Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.

«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.

«Сказка по лесу идёт». С. Никитин, слова Ю. Мориц.

«Шахерезада». 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Формы организации учебного процесса

групповые, коллективные, классные и внеклассные

Основные виды урочной учебной деятельности

Виды организации урочной и внеурочной учебной деятельности

  • слушание
  • пение
  • драматизация музыкальных произведений
  • музыкально-пластическое движение
  • самостоятельная работа
  • творческая работа
  • конкурс
  • викторина
  • экскурсия
  • путешествие.

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Контроль образовательных результатов

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Поскольку музыка – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и слушать музыку, анализировать её, петь, музицировать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по музыке:

1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.

2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: размышление о музыке, импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая), творчество в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к полюбившимся операм, балетам, музыкальным спектаклям;

4. В подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку, в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, др.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания, что поможет ему войти в мир  большой музыки. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью ( рисовать, сочинять и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, терминов, интонационно - образных сопоставлений произведений различных стилей (эпохальных, национальных, индивидуальных), многократное возвращение к одним и тем же сочинениям ( вокальным, инструментальным). На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.

Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).

Накопление  отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся применительно к различным формам контроля по музыке

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

- самостоятельность в разборе музыкального произведения;

- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Отметка

Норма выполнения

«5»

- дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности,

- ответ самостоятельный.

«4»

- ответ правильный, но неполный:

- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

«3»

- ответ правильный, но неполный,

- средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно,

- допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

«2»

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Хоровое пение

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Отметка

Норма выполнения

«5»

- наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

- выразительное исполнение.

«4»

- наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

- пение недостаточно выразительное.

«3»

- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

- неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть

ритмические неточности;

- пение не выразительное.

«2»

- исполнение неуверенное, фальшивое.

Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Отметка

Норма выполнения

«5»

Ставится, если верно выполнено 86-100% заданий.

«4»

Ставится, если верно выполнено 71-85 заданий.

«3»

Ставится, если верно выполнено 40-70% заданий.

«2»

Ставится, если верно выполнено менее 40% заданий.

Виды контроля

Формы (приемы) контроля

  • вводный
  • текущий
  • итоговый
  • фронтальный
  • комбинированный
  • устный
  • наблюдение
  • проверочная (самостоятельная) работа
  • работа по карточке
  • тест
  • устный опрос

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Россия – родина моя

4 ч

2

О России петь – что стремиться в храм

4 ч

3

День, полный событий

6 ч

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

3 ч

5

В концертном зале

5 ч

6

В музыкальном театре

6 ч

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

5 ч

Итого:

33 ч

2. Календарно - тематическое планирование

Дата

Название разделов и тем уроков

Кол-во часов

Домашнее задание

план.

факт.

I четверть (8 ч)

«Россия – родина моя» (4 ч)

1

03.09

03.09

Мелодия. Ты запой мне ту песню…

1

Прочитайте  рассказ «Русь».

2

10.09

10.09

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

Нарисовать рисунок.

3

17.09

17.09

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

1

Приготовить  исполнить фрагменты русских народных песен.

4

24.09

24.09

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

1

Приготовить сообщение о святых земли Русской.

«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч)

5

01.10

01.10

Святые земли Русской Илья Муромец.

1

Приготовить сообщение о Кирилле и Мефодии.

6

08.10

08.10

Кирилл и Мефодий.

1

Приготовить сообщение о церковных праздниках России.

7

15.10

15.10

Праздников  праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

1

Приготовить сообщение о празднике Пасха.

8

22.10

22.10

Родной обычай старины. Светлый праздник

1

II четверть (8 ч)

«День, полный событий» (6 ч)

9

05.11

05.11

В краю великих вдохновений…Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

1

Вспомнить стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер». Нарисовать рисунок.

10

12.11

12.11

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

Нарисовать рисунок к сказке.

11

19.11

19.11

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

1

Приготовить сообщение о русской ярмарке.

12

26.11

26.11

Ярмарочное гулянье.

1

Принести изображения монастырей.

13

03.12

03.12

Святогорский  монастырь.

1

Вспомнить краткую биографию композитора М. Глинка.

14

10.12

10.12

Приют, сияньем муз одетый.

1

Приготовить сообщение о музыкальных инструментах России.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)

15

17.12

17.12

На свете каждый миг  мелодия родится… Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

Приготовить сообщение об оркестре русских народных инструментов.

16

24.12

24.12

Оркестр  русских народных инструментов. Музыкант - чародей.

1

III четверть (10 ч)

17

14.01

14.01

Народные праздники. « Троица».

1

Приготовить сообщение о празднике «Троица», «Музыкальный инструмент – скрипка».

«В концертном зале» (5 ч)

18

21.01

21.01

Музыкальные инструменты (виолончель, скрипка). Вариации на тему рококо. Старый замок.

1

Вспомнить биографию С. Рахманинова. Что такое романс?

19

28.01

28.01

Счастье в сирени живёт…

1

Приготовить сообщение о Шопене.

20

04.02

04.02

Не молкнет сердце чуткое  Шопена… Танцы, танцы, танцы.

1

Приготовить сообщение о Бетховене.

21

11.02

11.02

Патетическая соната.

1

Приготовить сообщение «Что такое оркестр».

22

18.02

Годы странствий. Царит гармония оркестра.

1

Приготовить сообщение «Что такое опера».

18.02

ДО. Годы странствий. Царит гармония оркестра.

1

Приготовить сообщение «Что такое опера».

«В музыкальном театре» (6 ч)

23

25.02

25.02

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке  польского короля (2 действие).

1

Приготовить сообщение об Иване Сусанине.

24

03.03

03.03

За Русь мы все стеной стоим…

(3 действие) из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

1

Приготовить сообщение о М. Мусоргском.

25

10.03

10.03

Песня Марфы «Исходила младёшенька…» из оперы «Хованщина»  М. Мусоргского.

1

Приготовить сообщение о композиторе Хачатурян.

26

17.03

17.03

Русский Восток. «Сезам, откройся!». «Восточные мотивы».

1

IV четверть (7 ч)

27

07.04

Балет «Петрушка».

1

Приготовить сообщение о театре Венская опера.

07.04

ДО. Балет «Петрушка».

1

Приготовить сообщение о том, что такое театр музыкальной комедии.

28

14.04

Театр музыкальной комедии.

1

Нарисовать рисунок.

14.04

ДО. Театр музыкальной комедии.

1

Приготовить сообщение о С. Рахманинове и Ф. Шопене.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч)

29

21.04

«Прелюдия». «Исповедь души». «Революционный этюд».

1

Вспомнить сказку «Спящая красавица».

21.04

ДО. «Прелюдия». «Исповедь души». «Революционный этюд».

1

Написать мини-сочинение «Что для тебя значит слово Родина?»

30

28.04

«Мастерство исполнителя». «В интонации спрятан человек».

1

Найти песни о русской природе.

28.04

ДО. «Мастерство исполнителя». «В интонации спрятан человек».

1

Приготовить сообщение о музыкальном инструменте - гитара.

31

12.05

Музыкальные инструменты.

1

Приготовить сообщение о Н.А. Римском - Корсакове.

32

19.05

Музыкальный сказочник.

1

Вспомнить произведение А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

33

26.05

«Рассвет на Москве-реке». Обобщающий урок учебного года.

1

Итого:

33

30

Программный материал: скорректирован и пройден.

Учитель: Горбунова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочие программы для 1 класса (ФГОС, УМК "Школа России").

Рабочие программы разработаны на основе ФГОС (второго поколения) и авторских программ УМК "Школа России"....

Рабочая программа ИЗО 3 класс ФГОС УМК Школа России

Рабочая программа составлена на основеФГОС НОО 2009 г.;Сборника рабочих  программ по учебным предметам. «Школа России» 1-4 классы.. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколен...

Рабочие программы 1-4 классов (ФГОС. УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Рабочие программы 1-4 классы ФГОС (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...