Методическая разработка по музыке Тема: Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева.
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Михайлова Вероника Васильевна

Учить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки. Воспитание слушательской культуры учащихся, любви к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18_05.docx24.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке

Тема: Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Цель: познакомить детей с симфонической сказкой «Петя и волк» С.С. Прокофьева;

Задачи урока: -  Учить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.

- Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

- Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

- Воспитание слушательской культуры учащихся, любви к музыке.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Музыкальный материал: Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С. Прокофьева, «Песня-спор» Г. Гладкова.

Оборудование: презентация , плакаты с изображением инструментов симфонического оркестра с героями сказки, музыкальные темы персонажей .        

Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

УУД

Примечание

Вход в класс под музыку

( музыку «Песня-спор»  Г.Гладкова.)

-Встречает детей под музыку

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать

Входят в класс

Актуализация знаний

 - Сегодня мы с вами окунемся в мир сказки. Но не простой, а симфонической, музыкальной.

-Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

- Ее играет симфонический оркестр. Симфоническая от слова симфония. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Учитель обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр»

- Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

На доске – определение тембра – окраска звука

\

ответы детей/

Постановка темы и целей урока

- Вы любите сказки?

Сообщаю название сказки и композитора.

На экране портрет С.С. Прокофьева.

- Что вы знаете о композиторе, какие произведения С. Прокофьева звучали у нас в классе?

- Вернемся к названию сказки, как вы думаете, какие персонажи могут присутствовать в сказке?

- Сказка музыкальная и поэтому у каждого героя сказки своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

Как вы думаете, чему мы с вами сегодня научимся?

да

Волк,петя,утка идр.

Дают свои ответы

Слайд

Содержание музыкального материа

игра «Угадай мелодию»

 Слушание темы Пети

 

Слушание темы Дедушки

Повторное слушание темы Дедушки

Слушание темы птички.

Повторное слушание темы птички. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

Слушание темы кошки ( под музыку изображают кошку.)

Повторное слушание темы кошки

Слушание темы уточки

Слушание темы волка

Слушание темы охотников

Повторное слушание темы охотников.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию»

Описание игры: Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций.

-Молодцы!

- Давайте остановимся на каждой теме поподробнее:

Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник.

Прослушаем тему Пети  С.С. Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка? Сядьте как слушатели.

(включаю тему Пети)

 - Какой же характер у Пети? Что изображает музыка?

- В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

- Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

Дети встают,  под музыку имитируют игру на скрипках.
- Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Учитель обращает внимание детей на изображения с музыкальными инструментами: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

- Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

 - Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер.

Слушание темы дедушки.

- Какой же характер у дедушки?
- Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

- Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.

Учитель обращает внимание детей на изображение фагота.

-Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?  Сядьте как слушатели.

Повторное слушание темы дедушки
- какой же « голос» у фагота?

Физическая минутка. Выходит ученик, желающий провести упражнения, проводит физическую минутку.

- Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

Слушание темы птички.

- Кого изображает эта музыка?

-Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
- Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Повторное слушание темы птички. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

- Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

Учитель предлагает ребенку указать на изображениях на этот музыкальный инструмент.

На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк. Звучит тема кошки.

- Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

Под музыку изображают кошку.

- Почему вы решили, что это кошка?


- Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? Какой инструмент исполняет тему?
Повторное слушание темы кошки.

- Какой тембр? Какой инструмент?

 

Учитель обращает внимание детей на изображения  кларнет

На экране изображения – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

- Кого из героев сказки изображает эта мелодия?

 Слушание темы уточки.

 


 - Инструмент, исполняющий тему уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов относится гобой?

 

Учиель обращает внимание детей на изображение гобоя.

На экране Волк и Охотники. 

-Кого изобразила музыка?

Слушание темы волка

 - Как вы узнали Волка?

- Тему Волка изображают валторны. Какой голос у валторны? К какой группе инструментов он относится?

- Почему Петя не дружит с ним? Какой это персонаж – отрицательный или положительный?        

- .Как звучит тема Волка?                

- Ребята, композитор заставил 3 валторны изображать рычание Волка.

- Молодцы, ребята! Вот мы и вспомнили почти всех героев симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и Волк». Почему я сказала «почти всех»? Да потому что, в этой сказке есть еще 2 персонажа. Кто бы это мог быть, как вам кажется?

- Я вам помогу. Только что вы мне сказали, что Волк – это отрицательный персонаж нашей сказки. Но ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Если есть Волк, значит, есть тот, кто может защитить нас от Волка. Кто это?                                - Правильно, ребята. В этой сказке, действительно есть охотники. Как вы думаете, как должна звучать музыкальная тема охотников?                  

- Давайте послушаем, как С.Прокофьев описывает охотников.

 Звучит тема охотников.                                                              - Созвучна ли музыкальная тема охотников нашим предположениям? Композитор изобразил их смелыми, храбрыми или нет?                                                                        

- Почему вы так решили? Как звучит музыка?                          

- Правильно, охотники сами боятся Волка и с испуга стреляют в разные стороны. Изображая выстрелы, С.С.Прокофьев применил специальные инструменты. Это ударные инструменты – большой барабан и литавры. Посмотрите, как выглядят эти инструменты. А пока вы рассматриваете иллюстрации, я предлагаю вам еще раз послушать тему охотников.                                                          

Угадывают персонажа по фрагменту.

Слушают

Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует

марш

Скрипка.

Ответы детей

Недовольный.

Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

Дают свои ответы.

Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Флейта – деревянный духовой инструмент.

Показывают кошку.

Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Кларнет

Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

Страшная, пугающая музыка

Они относятся к медно-духовой группе,

Ответы детей.

Конечно, отрицательный. Ведь он проглотил Утку.                

Грозно, устрашающе, злобно, громко. Музыка изображает рычание Волка.                                                                              

затрудняются ответить

Охотники.                                                                                    

Смело, решительно, воинственно. Они смелые, храбрые и в конце сказки должны победить Волка.                          

Нет, они непохожи на смелых охотников.                                

Музыка звучит неуверенно, осторожно, вкрадчиво. А потом что-то гремит.                                                                                

Слайд

Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.

- Какое произведение прозвучало на уроке?

 - Как вы думаете, чему мы с вами сегодня научились?

- Мы послушали с вами главные темы героев сказки, с какой целью была написана С. Прокофьевым эта сказка? - - Какие бы вопросы вы хотели задать С. Прокофьеву?

- Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки - мажорным или минорным!

- Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали!

перечисляют все средства

Ребята поднимают картинки

Вход в класс под музыку

( музыку «Песня-спор»  Г.Гладкова.)

Наш урок окончен!

Выходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие к уроку музыки:Интерактивный тренажер по теме « Симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева» 2 класс

Данное пособие возможно использовать  для групповой или индивидуальной форме работы ,позволяет  закрепить,проверить,оценить полученные по  знания по теме:"Симфоническая сказка...

Конспект урока музыки по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк»

Конспект урока музыки  по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк»2 классПрограмма «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина...

Сценарий урока музыки во 2 классе на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"

В сценарии подробно описаны сюжетная линия произведения, задумка С.Прокофьева....

План-конспект по музыке на тему "Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьев"

Конспект урока музыки на тему "Симфоническая сказка "Петя и Волк" С. Прокофьев"...

Презентация на тему: "Симфоническая сказка Петя и волк" для урока музыки 2 класс

Презентация на тему: "Симфоническая сказка Петя и волк" для урока музыки 2 класс Симфоническая сказка Сергея Сергеевича Прокофьева "Петя и волк". 2 класс 3 четверть...

Конспект урока по музыке. Тема: «Симфоническая сказка Петя и волк» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».Планируемые результаты...