План-конспект по музыке на тему "Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьев"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Федорова Вероника Владимировна

Конспект урока музыки на тему "Симфоническая сказка "Петя и Волк" С. Прокофьев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_muzyke._fedorova_v.docx36.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

 

План-конспект урока №27

по музыке,  

проведённого во 2 «А» классе

Федоровой В.В.

17.04.2020 г.

                

Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________

г. Черняховск, 2020

Участники (класс): 2

Целевой компонент урока:

Тема: Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьев

Цель урока: знакомство с симфонической сказкой С.С. Прокофьева «Петя и Волк», темами героев сказки; познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), музыкальными портретами и образами в симфонической музыке.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;

- научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание;

- продолжать знакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки;

- научить распознавать тембры отдельных инструментов; 

- формировать компоненты музыкального слуха (тембровый), творческие способности;

- формирование знаний о средствах музыкальной выразительности – «музыкальных красках» через знакомство с музыкальным симфоническим  произведением  С. С.  Прокофьева «Петя и Волк».

Развивающие:

- развивать способность анализировать выразительные и изобразительные интонации героев симфонической сказки С.С. Прокофьева;

- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки, музыкальные и творческие способности учащихся;

- развивать музыкальное мышление и познавательный интерес обучающихся;

- развивать интерес к исполнительской деятельности.

Воспитательные:

- Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

- Воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству;

- воспитывать культуру слушания симфонической музыки; нравственные и эстетические чувства: любовь к родному краю, окружающему миру;

- способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка;

- способствовать формированию потребности в общении с музыкой;

- формирование интереса к изучению творчества композитора С. С. Прокофьева.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам;

- выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

- проявлять  духовно - нравственные качества (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), уважительное отношение к музыкальному наследию своей страны на основе знакомства с музыкой русского композитора, культуру слушания симфонической музыки;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений, интонационных импровизаций.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;

- понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр, лейтмотив;

- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;

- расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной  музыки;

- соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием.

Регулятивные УУД:

- музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов;

- самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- анализировать и оценивать свою деятельность;

-выполнять учебные действия в качестве слушателя, художника и исполнителя.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;

- формулировать  собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении;

- выразительно исполнять музыкальные произведения;

- слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: Сообщение  и  усвоение новых знаний (изучение нового материала)

Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование и оформление: интерактивная доска, презентация к уроку, изображения инструментов, аудиосказка «Петя и Волк».

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская:

-прослушивание музыкального произведения С.С. Прокофьева  «Петя и Волк».

Творчество:

- домашнее задание в качестве рисунка.

Содержательный компонент урока:

Ход урока

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Зовут меня Вероника Владимировна.

«Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал наш весёлый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой,

Вас всех, поздравляю с началом урока!»

2. Проверка готовности:  

У.: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. На вашем столе должна лежать тетрадь и принадлежности для письма (ручка, карандаш) Всё лишнее с парты убираем.  

3. Мотивация к учебной деятельности.

У.: Ребята, наш сегодняшний урок мы начнём со стихотворения о музыке под названием «Что такое песня?».

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!

Что такое звуки?                                                                                                                                       За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.

Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,

Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!

У.: Ребята, понравилось вам стихотворение?

Д.: Да!

4. Повторение предыдущей темы:

У.: На предыдущих уроках вы познакомились с музыкальными понятиями. Давайте вспомним их и дадим определение некоторым понятиям.

Д.: Опера, балет, солист, оркестр.

У.: Верно! А что такое опера и оркестр?

Д.: Опера – это театральное представление, в котором актёры поют в сопровождении оркестра.

У.: Молодец, правильно. А оркестр?

Д.: Оркестр – это группа музыкантов, исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.

У.: Правильно!

5. Актуализация знаний:  

У.: Какие же вы молодцы, всё запомнили.  А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай». 

(Выходит один ведущий и встает спиной к классу.  Ведущий – это учащийся класса, который выбирается по отгаданной загадке.  Остальные ребята по одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз)

У.: Хорошо! Ребята, как  же  удалось ведущему,  не  видя  вас,  точно  определить ваши имена? Ответ принимается по поднятой руке, полным ответом.

Д.: Ведущему удалось точно определить наши имена по голосу.

У.: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить,  чей именно голос прозвучал?

Д.: Голос девочки отличается от голоса мальчика. У кого-то нежный голос, у кого-то громкий и поэтому у всех он разный.  

У.: Хорошо! Какие же вы молодцы! У каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем тетради и запишем в них новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение. (слайд 2) Тембр – это окраска звука.

У.: Теперь  вы  знаете,  что  свой  определенный  тембр  есть  у  каждого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у музыкального инструмента?

Д.: Да, есть.

У.: Правильно! У каждого  музыкального  инструмента есть свой  определенный  тембр. А  музыкальных  инструментов  существует огромное количество. Как вы думаете, почему я начала спрашивать о музыкальных инструментах?

Д.: Сегодня мы познакомимся с ними.  

У.: Верно.

II. Открытие новых знаний.  

У.: Сегодня мы познакомимся с инструментами симфонического оркестра, но главная гостья нашего урока  -  сказка «Петя и волк», с которой нам также предстоит знакомство. ( слайд 3)

У.: А написал эту сказку русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев в 1936 году. (слайд 3) Это сказка  не  обычная - это  музыкальная, симфоническая  сказка.  А  называется  она  «симфонической»  потому  что написана  для  симфонического  оркестра. Сергей Сергеевич Прокофьев  был  первым композитором,  который  решил  познакомить  ребят  со  звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в тетрадях запишем  еще  один  не  понятный  для  вас термин.  (Слайд- 4 Лейтмотив- краткая музыкальная тема, постоянно звучащая при появлении одного и того же персонажа или при упоминании о нем)                                                                                           Сергей Сергеевич Прокофьев хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети  слышали  эти  лейтмотивы  много  раз  и  учились  различать  тембры инструментов.

У.: Итак,  у  каждого  персонажа  сказки  есть  своя  музыкальная  тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

А сейчас приступаем к работе.

- Петя – главный герой сказки, отважный пионер. Возможно, он ваш ровесник.  Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? (слайд 7) Ответ принимается по поднятой руке.

Д.:  Я бы сочинила радостную, веселую, озорную мелодию.

У.: Спасибо! Слушаем тему Пети, а затем отвечаем на вопрос: Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка? (слайд 6 - видео с 2:52 мин. до 3:24 мин.)

 

Д.: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, и возможно, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда скачущая, как будто Петя подпрыгивает.

У.: Хорошо!  А тема его звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: скрипка, альт и виолончель и контрабас. (слайд 7)

У.: Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (слайд 8) Ее лейтмотив исполняет флейта. (слайд 8) Этот инструмент  относится  к  деревянно-духовой  группе.  Послушайте внимательно  ее  тему,  чтобы  потом  ответить  на  мои  вопросы: Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?  ( видео-слайд 6)

У.: Слушаем тему.

Д.: Настроение у птички веселое, радостное, счастливое. Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

У.: Не плохо! Тему  следующего  персонажа  утки (слайд 9) исполняет  гобой – это  тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» (видео)  Какой изображает утку музыка?

Д.: Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

У.: Но вот появляется кошка! (слайд 10)  Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один  из  семейства  деревянно-духовых  инструментов. Прослушав тему, что вы можете сказать о кошке? (видео)  

Д.: Кошка на мягких лапках как-будто осторожно крадется к птичке.

У.: Я вижу, что вы устали. Давайте немного разомнёмся. Встаём и задвигаем стулья за парту. ( слайд- 5 физминутка  видео «Капитан Краб») Слушаем внимательно и повторяем движения.

У.: Молодцы! Садитесь!

У.: Отлично! Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (слайд 11) Он  обеспокоен  тем,  что  Петя  вышел  за  калитку, ведь  места опасные. «Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент  деревянно-духовой  группы – фагот.  Это  самый  низкий  по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушая, подумайте, похожа ли мелодия на ворчливого дедушку. (видео)  

Д.: Да!

У.: Молодцы!  Еще один персонаж сказки – волк! (слайд 12) Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. После прослушивания ответьте на вопросы: Что  вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? (видео)

Д.: Музыка изображает Волка опасным хищником. Это злой Волк! Слышно как он воет.

У.: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка  Сейчас внимательно послушаем  их  тему  и  попробуем  определить,  какие  инструменты  ее исполняют. (видео)

Д.: Это барабаны!

У.: Правильно, тему Охотников исполняют барабаны, группа ударных инструментов.

У.: Вы большие  молодцы! Сегодня мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки  «Петя  и  волк»,  увидели  и  услышали  музыкальные  инструменты, которые  исполняют  их  лейтмотивы.  Теперь  мы  с  вами  умеем  различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный  фильм - симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы и действующих лиц сказки, о которых говорили сегодня (просмотр мультфильма- в конце первого видео).

III. Рефлексия

У.: Ребята, что вы узнали сегодня в результате нашего урока?

Д.: Сегодня на уроке мы узнали о инструментах симфонического оркестра, записали новые понятия: тембр и лейтмотив, познакомились со сказкой «Петя и Волк».

У.: Правильно! Как же много вы запомнили! Также мы познакомились с темами героев сказки Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и Волк». На следующем уроке мы продолжим знакомиться с инструментами симфонического оркестра, узнаем содержание сказки.

У.: Если вам понравился урок – покажите солнышко (ладошка), если не понравился – тучку (кулачок)  

IV. Домашнее задание.

У.: Нарисовать героя сказки, который вам понравился и его инструмент. (слайд 14) Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.С.Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"

В данной презентации представлено начало сказки с музыкальными темами основных героев и одновременной демонстрацией фото  звучащих инструментов и героев сказки. ...

Конспект урока : С.Прокофьев Симфоническая сказка "Петя и волк"

Симфоническая сказка "Петя и волк" ,Н.И.Сац,Детский музыкальный театр...

С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка "Петя и волк"

конспект открытого урока для 2 класса по теме: Тембр. Тембровые средства выразительности в музыке....

Методическая разработка по музыке Тема: Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Учить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и...

Конспект урока по музыке. Тема: «Симфоническая сказка Петя и волк» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».Планируемые результаты...

Тема: «Симфоническая сказка. Петя и волк» С.С. Прокофьев. 3 класс.

У детей особое отношение к музыке. Так как это искусство временное – его нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким ...