Конспект урока музыки по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк»
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
Конспект урока музыки по теме:
Симфоническая сказка «Петя и волк»
2 класс
Программа «Музыка»
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_2_klass_-_kopiya.doc | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ильина Юлия Александровна,
ГБОУ лицей №395
Красносельского района
Тема урока: симфоническая сказка «Петя и волк».
Художественно-педагогическая идея урока: «Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом. Поэтому нет музыки без развития».
Линии урока:
- Песни Книппера и Б. Савельева – яркий пример исполнительского развития.
- Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева – яркий пример композиторского развития.
- Отображение человеческих характеров в песне Книппера «Почему медведь зимой спит».
Задачи урока:
- На примере произведения С. Прокофьева показать изменение характера героя (Пети) в зависимости от жизненных обстоятельств, и отражение этого изменения в музыке, так как музыка есть сама жизнь.
- На примере песни Книппера «Почему медведь зимой спит» показать близость сказочных героев песни с образами людей, так как герои песни в своих чувствах, поступках похожи на человека.
- Раскрыть мысль о том, что песня Книппера – это маленькая сказка, в которой развитие движется по законам драматургии: экспозиция, завязка, кульминация, развязка-финал. Поэтому предполагается исполнение каждого куплета в зависимости от содержания песни.
- Исполняя песню Б.Савельева дать почувствовать ребятам яркий танцевальный характер песни, ведь танцевать можно не только стоя, но и сидя. Танцевальные движения, во время исполнения песни, – яркий пример исполнительского развития.
Музыкальный материал | Оборудование |
1. Абелян «Петь приятно и удобно» | - сборник «Как рыжик научился петь» |
2. Книппер «Почему медведь зимой спит» | - плакат со словами песни; -рисунки к песне; - таблички:
- хрестоматия для 2 класса. |
3. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьев | - портрет С.Прокофьева; - CD № 2 (2 класс), № 2: развитие тем Пети; - табличка: «симфоническая сказка «Петя и волк» |
4. Б. Савельев «Танцуйте сидя» | - плакат со словами песни |
Учитель: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Мы с вами продолжаем разговор о развитии в музыке.
В. – А как вы понимаете, что такое «развитие»?
О. – Это изменение, преобразование в новое качество.
Учитель: Мы уже знаем, что развитие в музыке может сделать как композитор, так и исполнитель. И от нас, как от исполнителей, зависит очень многое. И чтобы ярче показать характер песни, передать настроение героев, необходимо помнить о культуре исполнения. А поможет нам в этом песня композитора Абеляна.
(исполнение учителем песни «Петь приятно и удобно»)
Итак, давайте исполним эту песню и постараемся выполнить всё, о чём в ней говорится.
( исполнение песни детьми с использованием пластического интонирования)
Учитель: Молодцы ребята. Давайте постараемся, чтобы нам с вами было петь приятно и удобно.
В. – А сейчас мы прослушаем фрагмент знакомой нам песни. И только самые внимательные слушатели смогут узнать, что же прозвучит?
(начало песни Книппера «Почему медведь зимой спит»)
В. – Что же это за песня?
О. – «Почему медведь зимой спит».
Сейчас я вам напомню первый куплет этой песни.
В. – Послушайте и подумайте, в каком характере я его исполню и почему?
(исполнение песни учителем – 1 куплет)
О. – спокойно, в медленном темпе, неторопливо, негромко.
В. – Почему?
О. – потому что здесь пока ещё ничего не происходит. Автор рисует картину зимнего леса, по которому неторопливо идёт медведь – ленивый, сонный, неуклюжий, тяжёлый.
Учитель: Давайте вместе с вами изобразим этого медведя.
(пение детьми 1 куплета песни до слов «шёл он шёл…»)
В. – Скажите, пожалуйста, а мы весь 1 куплет песни будем исполнять в таком характере?
О. – Нет. Последнюю строчку мы будем исполнять быстрее, более взволнованно.
В. – Почему?
О. –Произошло происшествие: медведь наступил на хвост лисе и испугался, потому что лиса подняла крик.
Учитель: давайте попробуем изобразить это в музыке.
( пение со слов «и шагая»)
В. – А для чего мы с вами здесь выдерживаем паузу?
О. – Чтобы показать, что всё происходит неожиданно, внезапно.
Учитель: Ребята посмотрите, пожалуйста, внимательно на слова 2 куплета песни.
В. – Можем ли мы с вами исполнить его в таком же характере, как и 1 куплет?
О. – Нет.
В. – А как мы его должны исполнить?
О. – В более быстром темпе, громко. Изобразить панику. Медведь с испугу быстро залез на дерево.
В. – Мы в таком характере будем исполнять весь второй куплет?
О. – Нет, только до слов дятла. Со слов дятла характер исполнения меняется на более спокойный.
В. – А как вы думаете, с какой интонацией дятел обращается к медведю?
О. – С поучительной.
Учитель: Давайте исполним 2 куплет песни.
( исполнение детьми 2 куплета песни)
В. – Ребята, а что можно добавить, чтобы у нас получилось ещё интереснее?
О. – Инструменты.
В. – Какие?
О. – Например ложки или коробочку.
Учитель: А ещё я вам предлагаю выбрать солиста. Я уверена, что у многих из вас это замечательно получится.
( исполнение детьми 2 куплета песни с солистом)
В. – Молодцы! А в каком же характере мы исполним 3 куплет этой песни?
О. – В том же характере, что и 1 куплет. Всё опять спокойно. Медведь спит в своей берлоге. С интонацией довольства. Негромко.
О. – И в конце, последнюю строчку, чуть быстрее, выдержав паузу. С иронией.
(исполнение детьми 3 куплета песни)
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти рисунки.
( учитель показывает детям рисунки)
В. – Что они вам напоминают?
О. – Киноплёнку.
Учитель: Давайте представим, что мы с вами находимся в студии звукозаписи. Нам предстоит озвучить мультфильм. Кадры к нему уже сняты. Мы же должны их озвучить так, чтобы всем, кто в первый раз смотрит эту сказку, всё было понятно.
В. – Готовы? Тогда начнём!
(исполнение песни целиком)
Учитель: Посмотрите, как интересно мы исполнили эту песню. Композитор написал одну и ту же музыку ко всем трём куплетам песни. Но благодаря нашему исполнению она не была однообразной.
Сейчас мы с вами говорили об исполнительском развитии.
В. – А кто же ещё, кроме исполнителя, может развивать музыку?
О. – Композитор.
Учитель: На прошлых уроках мы с вами познакомились со сказкой, в которой композитор сам сделал развитие музыкальных образов своих героев.
В. – О какой сказке идёт речь?
О. – О симфонической сказке «Петя и волк» С. Прокофьева.
В. – Молодцы! Давайте послушаем фрагмент этой сказки и подумаем, какое настроение у героя, тема которого сейчас прозвучит?
(слушание темы Пети)
О. – Бодрое, задорное, весёлое, жизнерадостное, доброе, легкое. Это Петя.
В. – А как вы догадались?
О. – По характеру музыки. Как будто бы он идёт вприпрыжку или, пританцовывая, и что-то насвистывает, или напевает.
О. – Скрипки звучат.
В. – Давайте послушаем ещё один фрагмент. Изменится ли характер Пети?
(слушание 2 темы Пети – финал)
О. – Да. Музыка стала гордая, важная, торжественная, героическая. Исполняют все инструменты оркестра.
О. – Как будто бы генерал идёт с войны. Звучит как марш.
О. – Петя стал героем! Он победил волка!
В. – А что повлияло на изменение характера Пети?
О. – Жизненная ситуация.
Учитель: Давайте попробуем изобразить Петю таким, каким он был в начале сказки и каким он стал в конце, когда победил волка.
( изображение Пети детьми)
Молодцы ребята!
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами обратили внимание на то, как музыка раскрывается перед нами в развитии. Музыка – есть отражение жизни, а в жизни ни то не стоит на месте. Всё постоянно изменяется, развивается. Даже ваше настроение. В начале урока оно было сонное, вялое, ленивое. А теперь – бодрое, весёлое, живое.
Мне хочется, чтобы именно с таким хорошим настроением вы ушли сегодня с урока. А поможет нам в этом песня Бориса Савельева «Танцуйте сидя», которая вам очень нравится.
( исполнение песни детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока : С.Прокофьев Симфоническая сказка "Петя и волк"
Симфоническая сказка "Петя и волк" ,Н.И.Сац,Детский музыкальный театр...
Методическое пособие к уроку музыки:Интерактивный тренажер по теме « Симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева» 2 класс
Данное пособие возможно использовать для групповой или индивидуальной форме работы ,позволяет закрепить,проверить,оценить полученные по знания по теме:"Симфоническая сказка...
Сценарий урока музыки во 2 классе на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"
В сценарии подробно описаны сюжетная линия произведения, задумка С.Прокофьева....
План-конспект по музыке на тему "Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьев"
Конспект урока музыки на тему "Симфоническая сказка "Петя и Волк" С. Прокофьев"...
Презентация на тему: "Симфоническая сказка Петя и волк" для урока музыки 2 класс
Презентация на тему: "Симфоническая сказка Петя и волк" для урока музыки 2 класс Симфоническая сказка Сергея Сергеевича Прокофьева "Петя и волк". 2 класс 3 четверть...
Открытый урок на тему "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк"
На уроке знакомимся со сказкой «Петя и волк» С.С.Прокофьева.С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной фо...
Конспект урока по музыке. Тема: «Симфоническая сказка Петя и волк» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».Планируемые результаты...