Конспект урока музыки по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк»
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Ильина Юлия Александровна

Конспект урока музыки  по теме:

 Симфоническая сказка «Петя и волк»
2 класс

Программа «Музыка»
 Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2_klass_-_kopiya.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ильина Юлия Александровна,

ГБОУ лицей №395

Красносельского района

Тема урока: симфоническая сказка «Петя и волк».

Художественно-педагогическая идея урока: «Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом. Поэтому нет музыки без развития».

Линии урока:

  • Песни Книппера и Б. Савельева – яркий пример исполнительского развития.
  • Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева – яркий пример композиторского развития.
  • Отображение человеческих характеров в песне Книппера «Почему медведь зимой спит».

Задачи урока:

  1. На примере произведения С. Прокофьева показать изменение характера героя (Пети) в зависимости от жизненных обстоятельств, и отражение этого изменения в музыке, так как музыка есть сама жизнь.
  2. На примере песни Книппера «Почему медведь зимой спит» показать близость сказочных героев песни с образами людей, так как герои песни в своих чувствах, поступках похожи на человека.
  3. Раскрыть мысль о том, что песня Книппера – это маленькая сказка, в которой развитие движется по законам драматургии: экспозиция, завязка, кульминация, развязка-финал. Поэтому предполагается исполнение каждого куплета в зависимости от содержания песни.
  4. Исполняя песню Б.Савельева дать почувствовать ребятам яркий танцевальный характер песни, ведь танцевать можно не только стоя, но и сидя. Танцевальные движения, во время исполнения песни, – яркий пример исполнительского развития.

Музыкальный материал

Оборудование

1. Абелян «Петь приятно и удобно»

- сборник «Как рыжик научился петь»

2. Книппер «Почему медведь зимой спит»

- плакат со словами песни;

-рисунки к песне;

- таблички:

  • «развитие музыки»,
  • «композитор-исполнитель»,
  • «темп»,
  • «динамика»,
  • «интонация»,
  • «инструменты».

- хрестоматия для 2 класса.

3. Симфоническая сказка «Петя и волк»

С. Прокофьев

- портрет С.Прокофьева;

- CD № 2 (2 класс), № 2: развитие тем Пети;

- табличка:

«симфоническая сказка «Петя и волк»

4. Б. Савельев «Танцуйте сидя»

- плакат со словами песни

Учитель:  Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть.  Мы с вами продолжаем разговор о развитии в музыке.

В. – А как вы понимаете, что такое «развитие»?

О. – Это изменение, преобразование в новое качество.

Учитель:   Мы уже знаем, что развитие в музыке может сделать как композитор, так и исполнитель. И от нас, как от исполнителей, зависит очень многое. И чтобы ярче показать характер песни, передать настроение героев, необходимо помнить о культуре исполнения. А поможет нам в этом песня композитора Абеляна.

(исполнение учителем песни «Петь приятно и удобно»)

Итак, давайте исполним эту песню и постараемся выполнить всё, о чём в ней говорится.

( исполнение песни детьми с использованием пластического интонирования)

Учитель:   Молодцы ребята.  Давайте постараемся, чтобы нам с вами было петь приятно и удобно.

В. – А  сейчас мы прослушаем фрагмент знакомой нам песни. И только самые внимательные слушатели смогут узнать, что же прозвучит?

(начало песни  Книппера «Почему медведь зимой спит»)

В. – Что же это за песня?

О. – «Почему медведь зимой спит».

Сейчас я вам напомню первый куплет этой песни.

В. – Послушайте и подумайте, в каком характере я его исполню и почему?

(исполнение песни учителем – 1 куплет)

О. – спокойно, в медленном темпе, неторопливо, негромко.

В. – Почему?

О. – потому что здесь пока ещё ничего не происходит.  Автор рисует картину зимнего леса,  по которому неторопливо идёт  медведь – ленивый, сонный, неуклюжий, тяжёлый.

Учитель:  Давайте вместе с вами изобразим этого медведя.

(пение детьми 1 куплета песни до слов «шёл он шёл…»)

В. – Скажите, пожалуйста, а мы весь 1 куплет песни будем исполнять в таком характере?

О. – Нет. Последнюю строчку мы будем исполнять быстрее, более взволнованно.

В. – Почему?

О. –Произошло происшествие: медведь наступил на хвост лисе и испугался, потому что лиса подняла крик.

Учитель:  давайте попробуем изобразить это в музыке.

( пение со слов «и шагая»)

В.  – А для чего мы с вами здесь выдерживаем паузу?

О. – Чтобы показать, что всё происходит неожиданно, внезапно.

Учитель:  Ребята посмотрите, пожалуйста, внимательно на слова 2 куплета песни.

В. – Можем ли мы с вами исполнить его в таком же характере, как и 1 куплет?

О. – Нет.

В. – А как мы его должны исполнить?

О. – В более быстром темпе, громко. Изобразить панику. Медведь с испугу быстро залез на дерево.

В. – Мы в таком характере будем исполнять весь второй куплет?

О. – Нет, только до слов дятла. Со слов дятла характер исполнения меняется на более спокойный.

В. – А как вы думаете, с какой интонацией дятел обращается к медведю?

О. – С поучительной.

Учитель:  Давайте исполним 2 куплет песни.

( исполнение детьми 2 куплета песни)

В. – Ребята, а что можно добавить, чтобы у нас получилось ещё интереснее?

О. – Инструменты.

В. – Какие?

О. – Например ложки или коробочку.

 Учитель:  А ещё я вам предлагаю выбрать солиста.  Я уверена, что у многих из вас это замечательно получится.

( исполнение детьми 2 куплета песни с солистом)

В. – Молодцы! А в каком же характере мы исполним 3 куплет этой песни?

О. – В том же характере, что и 1 куплет. Всё опять спокойно. Медведь спит в своей берлоге. С интонацией довольства.  Негромко.

О. – И в конце, последнюю строчку, чуть быстрее, выдержав паузу.  С иронией.

(исполнение детьми 3 куплета песни)

Учитель:  Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти рисунки.

( учитель показывает детям рисунки)

В. – Что они вам напоминают?

О. – Киноплёнку.

Учитель:  Давайте представим, что мы с вами находимся в студии звукозаписи. Нам предстоит озвучить мультфильм. Кадры к нему уже сняты. Мы же должны их озвучить так, чтобы всем, кто в первый раз смотрит эту сказку, всё было понятно.

В. – Готовы? Тогда начнём!

(исполнение песни целиком)

Учитель:  Посмотрите, как интересно мы исполнили эту песню. Композитор написал одну и ту же музыку ко всем трём куплетам песни. Но благодаря нашему исполнению она не была однообразной.

Сейчас мы с вами говорили об исполнительском развитии.

В. – А кто же ещё, кроме исполнителя, может развивать музыку?

О. – Композитор.

Учитель:  На прошлых уроках мы с вами познакомились со сказкой, в которой композитор сам сделал развитие музыкальных образов своих героев.

В. – О какой сказке идёт речь?

О. – О симфонической сказке «Петя и волк» С. Прокофьева.

В. – Молодцы! Давайте послушаем фрагмент этой сказки и подумаем, какое настроение у героя, тема которого сейчас прозвучит?

(слушание темы Пети)

О. – Бодрое, задорное, весёлое, жизнерадостное, доброе, легкое. Это Петя.

В. – А как вы догадались?

О. – По характеру музыки. Как будто бы он идёт вприпрыжку или, пританцовывая,  и что-то насвистывает,  или напевает.

О. – Скрипки звучат.

В. – Давайте послушаем ещё один фрагмент. Изменится ли характер Пети?

(слушание 2 темы Пети – финал)

О. – Да. Музыка стала гордая, важная, торжественная, героическая. Исполняют все инструменты оркестра.

О. – Как будто бы генерал идёт с войны. Звучит как марш.

О. – Петя стал героем! Он победил волка!

В. – А что повлияло на изменение характера Пети?

О. – Жизненная ситуация.

Учитель:  Давайте попробуем изобразить Петю таким, каким он был в начале сказки и каким он стал в конце, когда победил волка.

( изображение Пети детьми)

Молодцы ребята!

Учитель:  Сегодня на уроке мы с вами обратили внимание на то, как музыка раскрывается перед нами в развитии. Музыка – есть отражение жизни, а в жизни ни то не стоит на месте. Всё постоянно изменяется, развивается. Даже ваше настроение. В начале урока оно было сонное, вялое, ленивое. А теперь – бодрое, весёлое, живое.

        Мне хочется, чтобы именно с таким хорошим настроением вы ушли сегодня с урока. А поможет нам в этом песня Бориса Савельева «Танцуйте сидя», которая вам очень нравится.

( исполнение песни детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока : С.Прокофьев Симфоническая сказка "Петя и волк"

Симфоническая сказка "Петя и волк" ,Н.И.Сац,Детский музыкальный театр...

Методическое пособие к уроку музыки:Интерактивный тренажер по теме « Симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева» 2 класс

Данное пособие возможно использовать  для групповой или индивидуальной форме работы ,позволяет  закрепить,проверить,оценить полученные по  знания по теме:"Симфоническая сказка...

Сценарий урока музыки во 2 классе на тему "Симфоническая сказка Петя и Волк"

В сценарии подробно описаны сюжетная линия произведения, задумка С.Прокофьева....

План-конспект по музыке на тему "Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьев"

Конспект урока музыки на тему "Симфоническая сказка "Петя и Волк" С. Прокофьев"...

Презентация на тему: "Симфоническая сказка Петя и волк" для урока музыки 2 класс

Презентация на тему: "Симфоническая сказка Петя и волк" для урока музыки 2 класс Симфоническая сказка Сергея Сергеевича Прокофьева "Петя и волк". 2 класс 3 четверть...

Открытый урок на тему "Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк"

На уроке знакомимся со сказкой «Петя и волк» С.С.Прокофьева.С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной фо...

Конспект урока по музыке. Тема: «Симфоническая сказка Петя и волк» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».Планируемые результаты...