Урок музыки Опера "Хованщина" М.П.Мусоргский.
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Дадоева Эльвира Шевкетовна

Опера "Хованщина" рассказывает о событиях на Руси. Вопере композитор использует рус. нар. песню

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hovanshchina.docx23.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект урока по музыке

Учитель Дадоева Эльвира Шевкетовна.

Дата   21.01.21.г.                                Класс   4 В.Г                           № Урока 18

Тема: «М. Мусоргский  Опера «Хованщина», «Исходила младёшенька»

Цели(  образоват. воспит. Развивающие) 1.Образовательные: Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов

- показать как и какими музыкальными средствами композиторы передают в своих поизведениях муз. образы - развитите вокально – хоровых навыков пения, выработка слитного хорового звучания, чистоты интонирования, выразительности, фразировки, дикции.

2.Воспитательные:

- содействовать духовно – нравственному развитию учащихся, уважению к ценностям отечественной культуры.

- приобщить к русскому народному творчеству.

3.Развивающие:

- формирование самостоятельности мышления;

- развитие навыков анализа, синтеза;

- развитие эмоциональной сферы.

Планируемые результаты(ФГОС):

Метапредметные : формулировать и удерживать учебную задачу; узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. 

Предметные : приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Личностные : укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование проектор ноутбук.

                                                                 Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний(проверка д.з. разминка ,фронтальный опрос.)

 А как вы думаете, почему П.И, Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням?

Не только П. И. Чайковский, но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле.

         Почему же композиторы, обращались к истокам  русской народной музыки  мы попытаемся сегодня выяснить.

Чтобы ответить на этот вопрос,  давайте вспомним, с какими видами  русской народной песни мы уже с вами знакомы. (хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые ит.д.)

Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди, чтобы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли. Семь нот, но сколько они сохранили нам песен.

         «В песне душа народа»- слова великого просветителя А.И.Радищева

«Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и печалях».   Песня - это настоящий друг, который разделит радость и печаль.

Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы ребят)

Прослушайте русскую народную песню  «Исходила младёшенька».

( прослушивание произведения)

Какие чувства отражает песня?   (Чувство горести, печали, одиночества, обиды)

Охарактеризуйте песню с точки зрения средств музыкальной выразительности: мелодия, тембр, регистр, темп, лад, звуковедение, ритм, динамика.

  1. А теперь внимательно прослушайте музыкальное  произведение «Рассвет на Москве реке» - вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского. Целеполагание .(мотивация)

( прослушивание произведения)

 Определите, какая это музыка -  народная  или композиторская?

Какой звучит оркестр – народный  или симфонический? (Симфонический)

Есть ли в музыке что – то общее с народной песней?

Если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным инструментам.

Какое время дня изобразил в музыке композитор?  (Утро)

  1.          «Рассвет на Москве реке» так назвал композитор данное музыкальное произведение  М.П.Мусоргский, вступление  к опере «Хованщина».Его музыку называют гениальной. Родился он 150 лет назад, в детстве любил слушать колокольные звоны. Основная часть урока(Новый материал) Либретто М. П. Мусоргского  Действующие лица         

Князь Иван Хованский, начальник стрельцов

Князь Андрей Хованский, его сын

Князь Василий Голицын

Досифей, глава раскольников

Боярин Шакловитый

Марфа, раскольница

Сусанна, старая раскольница

Подъячий

Эмма, девушка из немецкой слободы

Пастор

Варсонофьев, приближенный Голицына

Кузька, стрелец

1-й стрелец

2-й стрелец

3-й стрелец

Стрешнев, боярин

Бас

тенор

тенор

бас

баритон

меццо-сопрано

сопрано

тенор

сопрано

баритон

бас

баритон

бас

бас

тенор

тенор

Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ.

Физминутка.

Место действия: Москва.  Время действия: 1682 год.    СЮЖЕТ Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.

Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.

Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.

  1. Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом. Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании. Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым. Первичное усвоение новых знаний

Вы прослушали произведение,  на душе у вас от рассвета легко или тревожно?   Если тревожно, то почему? (Ответы ребят) Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском Государстве. Отражает  исторические события 17 века: уходящая феодальная Русь  и начало славных дел Петра 1 .

Главная героиня оперы – Марфа.

  1. Какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами. Закрепление изученного материала

(Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» песня Марфы)

Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню?

Что он хотел сказать этим, что хотел показать?  Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская?

  1. Домашнее задание

Домашнее задание будет следующим: нарисовать рисунок к произведению   « Рассвет на Москве – реке»

  1. Итог урока.
  2. Рефлексия

Не только М.П.Мусоргский сочинял музыку в народном стиле. С какими операми русских композиторов мы с вами уже знакомы?  

(Исполнение хора «Уж как по мосту, мосточку» П.И.Чайковский, опера «Евгений Онегин», «Прощай. зимушка», опера «Снегурочка» Н.А.Римский –Корсаков)

Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна, как и русская народная песня.

Русская народна песня - бездонный кладезь для композиторов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...