Конспект урока по музыке "Народные праздники. Троица."
план-конспект урока по музыке

Цели деятельности учителя: знакомство детей с русскими народным творчеством, народными традициями, народными праздниками.
Планируемые результаты
Предметные: расширить и углубить представления учащихся о народных традициях празднования Троицы.
Личностные: воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны.
Тип урока: открытие нового знания
 
 
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация (приложение №1), муз. центр.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 8. 11. 209                                                                                        ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна

Школа: МОУ Варшавская СОШ                                                                ФИ студента: Ефименко Анастасия

Класс:4                                                                                                ФИО методиста: Шелепова Д. А.

Кабинет: 4

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ

Тема: Народные праздники. Троица.

Цели деятельности учителя: знакомство детей с русскими народным творчеством, народными традициями, народными праздниками.

Планируемые результаты

Предметные: расширить и углубить представления учащихся о народных традициях празднования Троицы.

Личностные: воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, экран - используется слайдовая презентация (приложение №1), муз. центр.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Играет народная музыка.

Под народную музыку дети входят в класс.

– самоопределение (Л);

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

Ты откуда, русская

Зародилась, музыка?

То ли в поле чистом,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –  

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились.

(Геннадий Серебряков.)

В современной науке о фольклоре принято разделять песни на жанры. Попробуйте их назвать.

Сегодня мы поговорим об обрядовых песнях.

Как же появлялись обрядовые песни?

Люди не всегда были уверены в том, что поле принесет урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы все это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, ее нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.

Дети перечисляют жанры русских народных песен.

Ответы детей.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни.

Сегодня мы поговорим об одном из этих праздников. А о каком вы догадаетесь, послушав песню. (Звучит песня № 2)

-О каком празднике идет речь?

С незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа Троицын день. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. (Слайд)

-Что вы знаете или слышали об этом празднике?

-Что бы вы хотели узнать о нем?

-Какая цель нашего урока?

-Как мы ее достигнем?

-Троица

Ответы детей.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);  

– поиск и выделение необходимой информации (П);  

– планирование (П);  

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

Троица – великий праздник. К этому дню в русских деревнях завершались весенние полевые работы, а сенокос еще не начинался. В трудовых буднях получался некоторый перерыв, который заполнялся праздничными гуляньями, традиция проведения которых пришла из глубокой старины.                                                                                  

Другое название праздника Праздник русской березки. Почему?

 С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы.  Березка белая – символ расцвета природы. По библейским преданиям береза укрыла Богородицу и Христа в непогоду.

(Слайд- иллюстрация березового леса). 

-Девушки в старину шли в лес, завивали венки на берёзках, украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Ветки берез свивали в венки с тайным умыслом. Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом.

Надо нам на Троицу

Ребяток угостить.

Не забудьте лентами

Березку нарядить,

Веночки плести,

Хороводы завести...

-Выходите, становитесь в круг. Хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем. А какую песню про березку вы знаете?

Прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Разучивание

Исполнение песни целиком.

Предполагают.

-«Во поле березка стояла»

Водят хоровод под песню, которую будут разучивать.

– познавательная инициатива (Р);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– поиск необходимой информации (П);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Березе на Руси посвящалось много песен. А вы, ребята, знаете песни о березе.

Конкурс (песенная перестрелка)

Кто последний пропоет песню о березке тот и победил.

Участвуют в конкурсе.

– выполнение действий по алгоритму (П);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

-Теперь, подойдите к учительскому столу и возьмите наглядные материалы и шаблоны для выполнения задания.

-Задание такое:

При помощи шаблонов заготовьте детали к своей будущей работе на тему «Наш весёлый хоровод».

Этапы работы:

1.Выберите лист бумаги нужного цвета. Обведите шаблон №1 (сарафан).

2.При помощи ножниц вырежьте деталь сарафана.

3.Возьмите шаблон №2 – платок, обведите на лист цветной бумаги, вырежьте при помощи ножниц.

4.Деталь №3 – рукава следует обвести 2 раза.

Дети приступают к выполнению задания, учитель оказывает помощь в консультации учеников.

– выполнение действий по алгоритму (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

Представьте, что вы художники и вам нужно сделать коллаж, составленный из ваших рисунков посвященный празднику Троице. Разделимся на 3 группы

Первая группа будет рисовать зарисовки по теме «Троица в народной жизни»

Вторая группа: «Троица – церковный праздник»

Третья группа представит, что они журналисты и напишет заметку о празднике в стенгазету (по заготовленным текстам, которые нужно уточнить и исправить)

Делятся на 3 группы.

 Выполняют задание.

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1-2 мин

-Достигнута цель или нет?

- Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»?

- Кому еще вы о нем расскажете?

- Нужен ли этот народный праздник в современной жизни?

- Охарактеризуйте сегодняшний урок. Каким он был для вас?

- Чем он вас удивил?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают мнение.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте "Праздник Букваря"

Урок "Праздник Букваря"  раз работан для учащихся 1 класса и является итоговым при изучении дисциплины "Обучение грамоте". Содержание, формы и методы,  использованные на уроке, соответ...

Конспект урока ОРКСЭ тема "Праздники в религиях мира"

Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля "Основы мировых религиозных культур". Урок составлен в технологии критического мышления....

конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс

конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс...

Конспект урока по ИЗО « Праздник весны» 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе на тему « Праздник весны»...

Конспект урока-викторины"Православные праздники. Пасха"

Обучаясь на курсах в Московском институте открытого образования на курсах "Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» мной был ...

Конспект урока по ОПК "Праздники в нашем доме. День ангела."

Данная разработка может быть использована не только в качестве урока, но и как внеклассное мероприятие....