Конспект урока обучения грамоте "Праздник Букваря"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Адамбаева Людмила Анатольевна

 Урок "Праздник Букваря"  раз работан для учащихся 1 класса и является итоговым при изучении дисциплины "Обучение грамоте". Содержание, формы и методы,  использованные на уроке, соответствуют программному материалу 1 класса и требования к совремнному уроку. Деятельностный подход к разработке данног урока позволил мотивировать учащихся к конструктивному взаимодействию на протяженири всего учебног часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_bukvarya.rar602.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование « Город Ирбит»

Управление образованием Муниципального образования город Ирбит

Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

 Муниципального образования город Ирбит

«Основная общеобразовательная школа №5»

       623856, Свердловская область                                                                                     тел, факс.(34355) 3-74-17

       г.Ирбит,  ул.Советская, 41                                                                                       эл. почта: irbitschool5@rambler. ru


«ПРАЗДНИК   БУКВАРЯ»

В 1 КЛАССЕ

                                                                                Составитель:

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                     Адамбаева Л.А.

                                                                                   I квалификац. категория

ИРБИТ 2011

ЦЕЛЬ:

  1. создав атмосферу восторга, удивления, развивать коммуникативные способности, интеллектуальные  возможности учащихся  1 класса.

Задачи:

  1. мотивировать учащихся к сотрудничеству;
  2. формировать умение   построения осознанного речевого действия;
  3. привлекать читательский опыт для решения практических  задач;
  4. формировать  рассудительную деятельность;
  5. развивать навык работы в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор, куски медной проволоки, разрезные карточки,  карточки -  таблицы, строчки пословиц.

                                                   Ход мероприятия

1 слайд

  1. Мотивация класса и гостей.

Учитель: Сегодня, уважаемые гости, нас пригласил к себе на праздник Букварь. Все наши дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник. Это – наш первый большой успех. А успех – это всегда замечательное настроение! Встречайте своих первоклассников!

 (входят первоклассники под музыку)

Учитель: Сияньем глаз лучистых

                Наполнен зал притихший,

                И светятся улыбки,

                И песня рвется ввысь.

                Сегодня в школе праздник!

                И всем гостям мы рады!!!

Хором: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!!!»

 2 слайд (девиз на экране «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!!!») 

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Учитель: Сегодня у нас радостный день — наш первый школьный праздник! Шесть месяцев  мы вместе  поднимались первыми самыми трудными ступеньками лестницы знаний. Учились читать, писать, считать,  дружить, жить по правилам нашего родного школьного дома.  И  многому научились.  Вы сегодня  такие  нарядные, красивые, а главное  уже умные  ученики. Помогла   в этом ваша первая книга, которую вы взяли в руки.

Ученик:

(3 слайд)

А помните, как в самый первый раз

Пришли мы в школу в первый класс?

Как первому учителю цветы дарили,

Как нас за парты эти рассадили?

Ученик:

        Вы помните, как мы вначале,

        Бывало, и шумели, и кричали?

        Учитель много приложил усилий,

        Чтоб мы сидеть спокойно научились.

Ученик:

        Вот первое знакомство с букварём.

        Всё больше букв мы узнавали с каждым днём,

        Чертили в наших прописях крючочки,

        Зигзаги, полочки и точки.

Ученик:

        Красиво буквы выводили,

        К словам потом переходили.

        Не всё, конечно, получалось гладко -

        Ошибки, недочёты, грязь в тетрадках

        У нас бывали, нас за них ругали,

        Но мы их сразу исправляли.

Ученик:

4 слайд

        И научились мы не только лишь читать,

        Теперь умеем правильно писать.

        И мы давно уже не малыши,

        Ведь мы напишем грамотно жи - ши,

        Ча - ща, чу - щу, чк - чн, нщ -

        Здесь трудностей не видим вообще.

Ученик:

      Поставим верно точку, мягкий знак.

      Нас в этом не запутаешь никак.

      Да, изменились мы за это время.

      И выросли, и повзрослели,

      И в знаниях продвинулись вперёд,

      Узнать друг друга мы успели.

Ученик:

      Мы собрали пап и мам,

      Но не для потехи.

      Мы сегодня рапортуем

      Про свои успехи.

5 слайд

Ученик:

      Мы в нарядах нынче новых,

      И у всех счастливый вид –

      Ведь сегодня мы досрочно

      Изучили алфавит!

Ученик:

         Весь букварь мы одолели,

      Потрудились мы не зря.

      Здравствуй, праздник!

      Школьный праздник!

      Славный праздник Букваря!

6 слайд

3. Конструирование и моделирование.  Игра «Собери букву».

     Учитель:  Итак,  1 сентября мы с вами отправились в страну Книголюбию за ключом от страны Литературии. А чтобы получить ключ, нам необходимо пройти  несколько испытаний. Готовы?

      Итак,  первое испытание. Ответьте мне на самый легкий вопрос: Вы знаете буквы? (Дети отвечают)  Вам придется  представить свои умения, чтобы гости могли убедиться в этом,  да и Букварю за вас не было стыдно.

      Испытания будем проходить, работая в группах. Такая работа требует особых правил. Познакомьте с правилами групповой работы  наших гостей.

    (Учащиеся называют правила групповой работа.)

      Учитель: Итак, вы получаете  волшебный материал (медная проволока), из которого можно сделать буквы. Задание для групп будет заключаться в том, чтобы сделать как можно больше букв, соблюдая правила начертания. Буквы будут представлены в печатном варианте.

     (Учащиеся выполняют задание и представляют результат.)

    Учитель: Мы все убедились, что вы знаете буквы. Но нас ожидает новое задание. Я вам могу дать некоторую подсказку. Вы знаете самую последнюю букву в алфавите?

       (Дети называют буквы.)

     Учитель: Вот теперь вам придется собрать её, чтобы мы  могли  убедиться, что вы действительно ее знаете.

     (Учащиеся собирают буквы.)

   Инструкция: Четыре  буквы «Я» разрезаны на  части. Дети работают в группах  по 4 человека. По команде ведущего дети по очереди составляют букву «Я». Побеждает та команда, которая первая составит букву «Я».

4. Инсценирование (7 слайд).

    Учитель:  Молодцы, ребята. Справились и со вторым испытанием. Теперь  без букв вам не обойтись. Букв в букваре много, и тот, кто будет с ними дружить, тот быстро запомнит их.

Вбегает Буква «Я».

Учитель: 

Буква «Я», а ты здесь как очутилась? Ведь ты в алфавите последняя!

Ученик:

Нет, не последняя.

Ученик:

Всем известно буква «Я»
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?

Дети: Неизвестно!

Учитель: Интересно?

Дети: Интересно!

Учитель: Ну,  так слушайте рассказ!

Слайд 12

Учитель:

Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я»...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я»:

Буква Я:

– Я, – сказала буква «Я», –
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Буква Ф:

– Фу-ты, ну-ты! – фыркнул «эф»,
От обиды покраснев.

Буква С: – Срам! –

Учитель: Сердито «эс» сказало.

Учитель:  «Вэ» кричит:
Буква В: – Воображала!

Учитель:  проворчало "пэ":
Буква П:  – Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

Учитель: «Я» затопала ногами.

Буква Я:

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!

Учитель:

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

– Хорошо! Идем на спор.

Буква А:

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда, стало быть, твоя!

Буква Я:

– Чтобы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а «Я»!

Учитель:

Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела –
Написать она сумела
Только: «Я – я – я – я – я!»

Учитель: Как зальется буква «ха»:
Буква Х:

– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!

Учитель: «О» от смеха покатилось!

Учитель: «А» за голову схватилось!

Учитель: «Б» схватилось за живот...

Учитель:  Буква «Я»
Сперва крепилась,
А потом как заревет:

Буква Я:

– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю».

Буква Ю:

– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Учитель:

Буква «Я» всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы «Я»!

5. Физминутка

     Учитель: Молодцы, справились и с третьим  испытанием, поставили  букву  «Я» на свое место в алфавите.  Пора отдохнуть.

   Буквой «Л» расставим ноги:

   Словно в пляске - руки в боки.

   Наклонились влево, вправо,

   Влево, вправо…

   Получается на славу.

   Молодцы! Влево – вправо, влево - вправо…

   Встать, присесть,  встать, присесть,

   Встать и дружно всем  за парты  сесть.

6. Работа с текстом. Игра «Буква заблудилась»

   8 слайд

 Учитель: Здорово отдохнули! Но что это?

                   Неизвестно, как  случилось,

                   Только буква заблудилась.

                   Заскочила в чей-то дом

                   И хозяйничает в нем.

    Учитель:  Снова задание для групп – расставить буквы  на свои места.

   (Группам учащихся раздаются листы с напечатанным текстом, в которых они  находят и исправляют ошибку)

7. Игра «Палиндромы и анаграммы»

    9 слайд

    Учитель: Наше путешествие в страну Книголюбию подходит к концу, а это позволит нам найти ключ в Литературию и узнать, что же там за дверью? Нам необходимо вновь пройти испытание на умение работать с палиндромами и анаграммами. Давайте поясним нашим гостям,  какова особенность палиндромов и анаграмм.

    (Учащиеся объясняют)

   Учитель: Всем группам предлагается  найти анаграммы  и получить палиндромы, а  затем закодировать  информацию в таблицу.

  1.  Ацво, актилу , яиртун, нолс, набак.
  2.  Кайма, дары, кочан, атлас, парк

Палиндромы

Анаграммы

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

10 слайд  (Проверка групповой работы)

8. Работа с пословицей.

Учитель: Молодцы!  Ваши знания, умение работать в команде  являются доказательством того, что первая книга Букварь   была вам хорошим помощником. В эти дни по всей стране первоклассники отдают салют первой мудрой книге. Мы  поздравляем   вас  с первой школьной победой.

Учитель: Но что это? Дверь нам не открыли в страну Литературию. Я, кажется,  знаю, в чем дело. В эту страну не пускают без знания одной очень важной пословицы. Чтобы прочитать пословицу, её   надо собрать. Наши умные группы быстро справятся с этим  заданием,  и мы узнаем, что открывает нам дверь большой  страны Литературии.

11 слайд

(Группы учащихся занимаются составлением пословицы)

9. Подведение итогов.

   Учитель: Пора подвести итоги! Я попрошу  первоклассников сказать  добрые слова мудрой книге «Букварь».

(Выходят  дети с букварями в руках)

Ученик:

Ну, вот и перевернута последняя страница,

Теперь уже не с Букварем будем мы учиться.

Ученик:

Мы прочли букварь до корки.

Нам по чтению…

(все хором) Пятерки!

Позади нелегкий труд слогового  чтения.

Ученик:

 Нам сегодня выдадут, Людмила Анатольевна, мы думаем, удостоверения.    

 В том, что мы букварь прочли,

 Полный курс наук прошли

 И теперь без передышки

 Мы прочтем любые книжки.

Ученик:

Ты, Букварь наш, отдохни.

Ты на полке полежи.

В школу в сентябре опять первоклассники придут.

И страницами твоими в царство грамоты войдут.

Ученик:

Нам Букварь   заменит «Литературное чтение».

С ним так интересно нам будет с тобою.

И библиотека откроет нам двери,

И самые лучшие книги доверит.

Нас столько чудесного ждет впереди.

Учитель: Раз так, то и я с букварем попрощаюсь. И вместе со всеми, сейчас улыбаясь, скажем очень громко «Прощай, наш Букварь!», хотя расставаться с тобой очень жаль.

(Учащиеся складывают буквари на парту)

Учитель: Вы сегодня молодцы! Я  думаю, что  с этого праздника вы вынесете главную мысль:

Книжки могут рассказать

Обо всем на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

Учитель: Без книги в жизни нельзя. Книга – это кладезь ума, которая вам поможет всегда, когда возникают трудности. Научившись читать, вы сможете посещать нашу школьную библиотеку, в которой найдете самые интересные книги.

Учитель: А сейчас самый звездный момент. Каждому  умному первокласснику вручается  удостоверение  о  том, что он прошел полный курс мудрой книги «Букварь».

(Праздник заканчивается чаепитием)

Использованные источники:

  1. Л.В. Мищенкова. 25 развивающих занятий с первоклассниками. - Ярославль: Академия развития.2005.
  2. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. «35 суббот плюс каникулы». Сценарии школьных праздников. М., Новая школа, 2001
  3. Научно-методическая деятельность учителя: методические исследования, технологические находки/Т.Н. Назарова. - Волгоград: Учитель, 2011.
  4. Развивающее обучение: идеи, практика, опыт, творчество. /Е.Н. Петрова. - Самара: Федоров. 2008.
  5. Насимович Ю.А.. Тридцать три богатыря (Стихи для запоминания алфавита). Начальная школа, 1994, № 6, с.57
  6. Новые занимательные материалы. 1-4 классы. /Сухин И.Г. - М.: ВАКО. 2007.
  7. Математика. 1 класс: поурочные планы по учебнику М.И. Моро/С.В. Савинова. - Волгоград. Учитель. 2008. 
  8. Пустовалова Н.П. « День букваря». Читаем, учимся, играем. Журнал-Сборник сценариев для библиотек. 1998, № 7, с.49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100

Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...

Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100

Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...

План-конспект урока по чтению (Букварь, часть Б) по теме «Игры в слова».

Цель: совершенствовать технику чтения;             развивать внимание, память, речь;    ...

план-конспект урокаобучения грамоте по теме"Знакомство с буквой Оо"

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" с использованием электронных заданий единых образовательных ресурсов(ЕОР). Данный урок можно использовать в работе по любому УМК.Разработка поможет вс...

Конспект внеклассного мероприятия «Букварь, мы говорим тебе, прощай!»

Цели:·       закрепить знание букв алфавита, умения слышать и различать гласные и согласные звуки; развивать речь детей,·       развив...

Конспект урока по букварю

Конспект урока по букварю со презентацией....

Конспект "Прощание с Букварем"

В конспекте содержится разнообразный материал: стихи, песни, сценки....