Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

Сысоева Ольга Владимировна

Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употреблением данной буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 2

Тема урока:

«Большая буква В.

Знакомство с наиболее частотными суффиксами»

1 класс (1-4) общеобразовательной школы

(учебник Бунеев Р. Н.,  Бунеева Е. В.,  Пронина О. В.

«Букварь» стр. 100)

Учитель начальных классов

 Сысоева О. В.

2010 год

Тема урока: «Большая буква В. Знакомство с наиболее

частотными суффиксами».

Цели:  - знакомство с заглавной буквой В в именах собственных;

             - познакомить с суффиксами  - ок-, -ик-;

             - расширять словарный запас учащихся;

             - развивать творческое мышление;

             - вовлечь учащихся в практическую деятельность по охране родной

               природы;

             - воспитывать уважительное отношение к своему организму на

               основе физкультминуток;                

             - воспитывать интерес к чтению, умение работать в парах дружно;

             - пробуждать интерес к чтению с помощью семьи ребёнка.

Оборудование: набор предметов для оргмомента, тренажёры на компьютере,

                            предметные картинки: сова, картинки для буквы В;

                            карточки со слогами.

Актуальность темы: Научить ребёнка читать можно на любом материале. Но как добиться того, чтобы развить у детей интерес к чтению, а затем сделать это потребностью? Решить эту проблему помогает урок. Интерес к уроку есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у детей к учёбе, научить ребёнка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения? Ведь детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Данный урок помогает решить все эти проблемы.

Ход урока:

1. Оргмомент.

1, 2 – выше голова,

3, 4 – плечи шире,

5, 6 – тихо сесть.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

2. Повторение изученного материала.

А какой урок у нас начинается? Правильно, урок чтения.

Проверьте, всё ли вы приготовили?

Всё ль на месте, всё ль в порядке? Азбука, пенал, цветные карандаши, тренажёр.

Хорошо!

Ребята, что вы делаете каждое утро, когда встаёте?

А зачем делать зарядку?

Вот и я вам сейчас предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную.

Сделаем зарядку, чтобы подготовиться к чтению.

а) Речевая разминка.

Перед вами буквенный ряд.

г  п  т  с  м  л  у  о  р  и  к  в  н  ы  д  а

- Делаем вдох и на каждой четвёртой букве – выдох.

- Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос, а выдох делаем не восьмой букве.

(Перед этим над каждой 8 буквой поставить ! знак).

Какие группы вы могли бы выделить?                  (гласные и согласные)

Назовите первую группу.

Назовите вторую группу.

Может быть, вы ещё какие-нибудь группы видите? (состоящие из одинаковых элементов)

Что вы знаете о гласных?

Вот на эти знания мы и будем опираться на сегодняшнем уроке.

Найдите среди этих букв спрятавшееся слово?     (Подсказка: это название птицы).

Молодцы! Действительно наша гостья – сова!       (картинка совы)

Какая схема из данных подойдёт нашей гостье?

О – О О О О                   О – О О О О                О – О О О О

Рассказ о СОВЕ.          (При рассказе пригласить ребят к доске, чтобы лучше было видно).

            С древних времён окружают сов легенды, навеянные их необычной внешностью, жутковатыми голосами, ночным образом жизни. У сов огромные круглые глаза. Они прекрасно видят и днём, и ночью, только мир им представляется чёрно – белым. Для успешной охоты совы неожиданно нападают на жертву. У сов развита способность летать практически бесшумно. Перья очень мягкие и при взмахе рассекают воздух беззвучно. Гнёзд совы не строят, предпочитают жить в дуплах).

Вот какая наша гостья.

б) После нашего знакомства с этой птицей, она хочет проверить, как у вас развито чувство ритма. Сова простучит ритм клювиком, а вы прохлопаете.

! ! !!

!!! ! !

! !! !!

Сове очень понравилось ваше чувство ритма.

в) Давайте поупражняемся в чтении слогов.

(слоги на листочках)

во        вес

ве        тер

ка            гон

да        вос

ва        ход

ро        рок

Положите перед собой тренажёры.

г) Прочитанные слоги сложите и напишите полученные слова.

во+да=

вес+на=

вос+ход=

ве+тер=

ва+гон=

ви+лу-у+ка=

Во+ро+неж=

во+рок-к+бей=

Прочтём то, что получилось.

Читаем хором, а я отстукиваю ритм по слогам.

Читаем с убыстрением, ритм по словам.

Что общего во всех этих словах?            (Все начинаются с согласной буквы в).

С ней-то мы на прошлом уроке и познакомились, что вы знаете про эту букву.

(Буква «в» обозначает звуки (в) и (в,), эти звуки звонкие).

3. Формулирование новой темы.

А какое слово будет лишним?           (Воронеж).

Почему?              (Написано с большой буквы, название города).

Вот это слово и связано с нашей новой темой.

Кто сможет сформулировать тему урока? (Тема нашего урока: «Заглавная буква В»).

Давайте поговорим об этой букве.

Посмотрите на печатные буквы, чем они отличаются?          (Размером).

Встали все.    Физминутка.

Попробуем изобразить в воздухе большую букву В, которую ещё называют заглавной и прописной.

Попробуем изобразить в воздухе маленькую букву в.

Попробуем изобразить в воздухе двумя руками и большую букву, и маленькую.

Найдите спрятавшуюся букву в картинках.         (Бабочка, снеговик, очки, лягушка).

Вот мы и поработали немножко с этой буквой.

А для чего же нужна заглавная буква?           (Для написания имён собственных).

4. Изучение нового материала.

Откройте учебник на странице 100 и в верхней части этой страницы найдите слова, написанные с большой буквы.

Прочитайте, кто какие слова нашёл.

Вернёмся к первому столбику слов.

Прочтём хором.

Что общего у этих слов?

(Это имена мальчиков, они написаны с большой буквы «В», в этих словах по два слога, так как в них по 2 гласных).

Давайте послушаем, как прочтёт Никита.

А какое слово среди этих 3 лишнее?            (Вова).

Почему?                 (Все согласные твёрдые).

Покажем это в учебнике. Какой карандаш возьмём?               (синий)

Что вы можете сказать о словах Вадим и Вадик? (Эти слова обозначают одно и то же имя).

Вадим- это полное имя. Вадик – ласково называют.

Найдём в этих словах мягкие согласные.

Сколько их?         (Два звука (д,).

Что смягчает их?           (Гласный звук и).

 Переходим ко второму столбику слов.

Здесь я хотела бы обратить внимание на то, что рядом стоят 2 согласные буквы, и первая буква будет читаться отрывно.

Потренируемся в чтении таких слов.

В – ла (дивосток)

в – до (гонку)

в – по  (ру)

в – пе  (рёд)

Потренируемся в чтении второго столбика.

(1 раз читает сильный ученик, 2 раз читает слабый ученик).

Что можете сказать про эти слова?   (Это имена мальчиков, начинаются с большой буквы).

Как по-другому называют большую букву?               ( Заглавная, прописная).

Что можно сказать про эти слова?            (Это одно имя).

(Подсказка: Почему в первом столбике вместе объединили 2 слова?).

Где же здесь полное имя? (Владислав).

В дальнейшем к полному имени добавляют отчество.

Как же назвать ласково Владислава? (Владик).

Прослушайте рассказ, следя за текстом глазами. Для этого возьмите карточку с … кружком.

Читают по предложениям хорошо читающие ученики у доски:

У мамы рос сын Владик.

Рос сынок, рос … и вырос.

Прошли годы, и стал Влад учителем. Ученики зовут его Владиславом Ивановичем.

Вот так!

Беседа о прослушанном:

- Как звали мальчика, когда он пошёл в школу?

- Как стали его звать, когда он вырос?

Задания по прочитанному тексту:

- Подчеркните карандашом буквы «в».

- Поставьте над именами «+», а над отчеством «++».

Проверка заданий:

- В каких словах подчеркнули букву «в» и какую (заглавную или строчную)?

- Над какими словами поставили 1 «+», а над какими 2 «+»?

Переходим к третьему столбику слов.

Прочитаем его. Что вы можете сказать про эти слова?

Власта – имя девочки, так называют девочек в Польше, в Болгарии.

Возьмите в руки простой карандаш и разбейте слова на слоги.               (Проверим)

Что общего в этих словах?              (2 слога).

Найдите лишнее слово?          (Виктор – имя мальчика, Власта - нерусское имя, 2 буква согласная, Вика – меньше всего букв).

Молодцы! Внимательны! Каждое слово по-своему может быть лишним.

Что общего во всех 3 столбиках?      (Это имена людей).

А какая буква использовалась для написания имён?               (Заглавная).

А где ещё она может быть использована?

Помни, пишутся всегда

С большой буквы города,

Реки, страны и моря,

И фамилия моя.

Поупражняемся в чтении имён собственных. (с доски):

Волгоград        г

Воронеж          г р

Волга                р

Венера             п

Воронцовка    д р

Вятка               г

Венгрия           с

Виктория         озеро в Америке

Задания:

- Прочтите только города.

- Прочтите только реки.

- Прочтите название планеты.

Итак, мы ещё раз сейчас убедились, что заглавная буква В используется для написания имён собственных.

Давайте немножко отдохнём.

5. Физкультминутка.

Кот Василий жил у нас.

Он вставал с лежанки в час.

В два на кухне крал сосиски.

В три сметану ел из миски.

Он в четыре умывался.

В пять по коврику катался.

В шесть он ел и слушал сказки.

В семь он шёл к лежанке спать.

Потому что в час вставать.

6. Продолжение работы над новой темой.

Как же звали кота?        (Василий).

Как вы напишите кличку животного?     (С большой буквы).

Значит, клички животных – это тоже имена собственные и пишутся с большой буквы.

Давайте понаблюдаем за заглавной буквой «В» в тексте.

Прочтём название текста.    (Наша выставка).

Рассмотрите иллюстрацию к тексту.  Предположите, о чём будет текст.

(Дети принесли на выставку разные поделки).

Давайте проверим наши предположения.

Обратите внимание, из скольких частей состоит наш текст.  (Я думаю, что в тексте 3 части).

Докажите.       (3 раза встречается красная строка).

Прочтём текст.

1 часть читает хорошо читающий ученик.              2, 3 – по слогам читающие дети.

Кто хочет высказать свои впечатления по рассказу? Оправдались ли наши предположения?

Вигвам – это жилище индейцев покрытое шкурой животных.    (На картинке нарисовано).

Обратите внимание на 3 часть.              (В конце стоит многоточие).

О чём оно нам говорит?                (Текст нужно продолжить).

Продолжите рассказ.               (Родители остались довольны увиденным).

Ребята, а выставка – это хорошо или плохо. (Хорошо. Родителям приятно, гостям. В классе красиво).

             Действительно – это очень хорошо, и я надеюсь, гости уже обратили внимание на наши выставки.

Давайте попробуем по нашему рассказу задать друг другу вопросы и проведём конкурс на самого лучшего «Почемучку».

Кто из ребят сам нарисовал и написал книгу? Или …

Что сделал Павлик?

Кто из ребят работал вдвоём?                       (Виктор и Владик).

Что же они сделали для выставки?           Зачитайте в тексте.

Кто вышил коврик с вигвамом?                 (Вика).

Что сделали Клава и Наташа?                     Зачитайте.

Молодцы!

С каждым днём  в классе растёт всё больше и больше «Почемучек».

Вспомним, как называется наша тема?             (Заглавная буква В).

Подчеркните карандашом заглавные буквы в тексте.

Где же вам встретилась заглавная буква В?         (В именах, в начале предложения).

Давайте обобщим наши знания, для чего ещё нужна заглавная буква В?

(Для написания начала предложения).

7. Физкультминутка.

Если услышите имя собственное – хлопаете, если нет, то подпрыгиваете.

                Виктор, ветер, Валя, ведро, витрина, Воронеж, вареник, Волгоград, Виктория, ворона, Василий, дверь, Вова, Владивосток.

8.Проверка полученных знаний.

             Раз вы справились на слух, где строчная буква, а где заглавная, то с заданием, которое вам приготовила сова, справитесь наверняка.

Ваша задача – прочитать словосочетания, и на месте пропусков написать большую или маленькую букву в.

Подойдите к доске (по рядам) и возьмите листочки у совы, работаем самостоятельно.

девочка        .аля  

железные     .илы

город             .оронеж

чистая          .ода

конь              .ерный

сильный       .етер

Проверка:

- Прочитайте словосочетания, где вы напечатали заглавную букву В.

- Какие остались словосочетания с маленькой буквой?

Сова предлагает вам ещё одно задание – найти  слово, которое соответствует данной схеме: О О О О ?  Докажите!     (вилы).

Вы порадовали не только сову, но и меня.

9. Работа с суффиксами. (в учебнике) 

У нас осталась одна нерешённая проблема на уроке. Посмотрите на страницу в рамочке.

Что вы видите?                        (Записаны 2 суффикса).

Наша следующая задача – это познакомиться с суффиксами –ок-, -ик-.

Что вы знаете о суффиксах?         (Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов).  Опора на доске.

Попробуем образовать новые слова с данными суффиксами.

Читаем 1 слово.  Добавляем –ок-.

Домок  - нет такого слова.    Домик.  Что произошло со словом?        (Стало больше).

А как изменилось значение слова?         (Домик стал маленьким и говорим ласково).

Допечатайте –ик-.  

Сынок

Сырок – с учителем.

Слова 2 столбика сделайте самостоятельно.

Дымок

Садик

Плотик

Проверка:

Поменяемся учебниками. Проверяем.

- Если правильно, то +, нет -.

- Поменялись учебниками.   Кто получил +?

А тот, кто допустил ошибку, я надеюсь вы её уже исправили.

Так какое же значение придают эти суффиксы словам?

Вы правы ребята, поэтому эти суффиксы называются уменьшительно-ласкательными и дополняют нами известный суффикс –ушк-.

Опора на доске.

10. Итог урока.

Что на уроке вам сегодня запомнилось, о чём бы вы хотели рассказать дома?

Какие новые слова узнали?        

(Власта, вигвам).

Самоанализ урока по обучению грамоте.

     Был проведён урок обучения грамоте, проходящий в основной букварный период, по теме: «Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами» из учебника Бунеева Р. Н. и др. «Букварь» по традиционной программе с элементами развивающего обучения.

     По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. На прошлом уроке мы познакомились со строчной буквой в, на этом с заглавной буквой В. В данном классе на сегодняшний день все дети читают и урок приближен к уроку чтения. Исходя из этого я ставила следующие задачи: знакомство с заглавной буквой В и случаями её использования, знакомство с суффиксами – ок -, - ик -, расширение словарного запаса учащихся.

     Главный этап урока – это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употреблением данной буквы. Сравнение новой буквы шло через тактильное восприятие (изображение в воздухе), нахождение буквы в картинках. Наблюдение за употреблением буквы шло через чтение имён в столбиках и чтение рассказа. Здесь использовались элементы развивающего обучения – это общие признаки и различие. Чтение чередовалось с постоянными заданиями,  цель которых – подвести детей к самостоятельному выводу в употреблении заглавной буквы В. Здесь две физкультминутки также работали на главную тему. При чтении слов шло обогащение словарного запаса детей, через умение различать имена по полноте, имена с отчеством, знакомство с редким именем, с такими именами собственными как: Венгрия, Венера, Вятка, в рассказе познакомились со словом вигвам.

     При чтении учитывала индивидуальные особенности учащихся: с сильными учениками шло чтение рассказа, карточек. В помощь слабочитающим детям трудные случаи (сочетания двух согласных) предварительно были прочитаны с доски.

     В конце данного этапа детям было предложено самостоятельно в словосочетания вставить, где необходимо строчную и заглавную букву В, чтобы проверить полученные знания детей.

     На новый материал работал и этап повторения изученного, куда входили ритмический счёт, чтение слогов и составление слов из слогов, характеристика букв и звуков, работа со звуковой схемой слов, обогащение знаний о сове.

     Вторая цель урока – это знакомство с суффиксами, шла через моделирование новых слов с помощью суффиксов – ок-, -ик-.

     В ходе урока мной использовались и проблемные ситуации, которые заставляли детей самостоятельно приходить к обобщениям.

     Самостоятельная работа – это составление из слогов слов, дописывание слов с помощью суффиксов. Была проведена самопроверка.

     Задания и упражнения выполненные учащимися на уроке строились с учётом 3-х уровней усвоения знаний:

1 уровень - просто чтение.

2 уровень – выполнение по образцу (суффиксы).

3 уровень – вставить пропущенную букву заглавную или строчную, работа с   физкультминуткой (выбор заглавной и строчной буквы).

     План был реализован полностью.