Конспект урока по букварю
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Саввинова Наталия Петровна

Конспект урока по букварю со презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Класс: 1 б

Предмет: обучение грамоте.

Тема: Обозначение звука [й,] в позиции между гласными звуками.

Тип урока: Урок открытия нового способа действия.

Цель урока:

 Обучающие:

- рассмотреть отношение звук- буква: создать условия для обозначения звука /й/ в  

  позиции между гласными звуками;

- выяснить разные позиции звука /й/;

Развивающие:

- учить устанавливать границы между знанием и незнанием;

- учить выявлять проблему и формулировать вопрос;

- учить составлять модели, показывающие отношения между звуком и буквой;

- учить планировать свои действия, сравнивать, делать выводы;

Воспитывающие:

- умение слушать друг друга, контролировать другого человека, оценивать свои знания.

       1   этап -  организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности.  

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся. Подарите друг другу улыбки. Я хочу, чтобы у нас всё получилось на уроке и вы смогли подняться на ступеньку выше в освоении новых знаний. Садитесь.

  1. этап – этап  актуализации знаний:

Деятельность  учителя

Деятельность  детей

Выводы

 

Давайте составим звуковую модель слова «МАЙ»

А теперь напишем буквенную модель

М     А       Й.

Давайте составим звуковую модель слова «МАЙКА»

М     А    Й      К      А

/м/- согл,тв, зв.

/а/- гл зв

/й/- согл  мягк зв

/м/ обозн буквой М

/а/ после тверд согл обозн буквой А, у буквы А две работы: обозн звук /а/ и указывает, что впереди стоит тверд согл зв

/й/ стоит в конце сл, обозн буквой И краткое

                               

/м/-согл, тв,зв.

/а/- гл зв

/й/-согл, мягк зв.

/к/- согл, гл, зв.

/а/- гл, зв.

        

/м/ обозн буквой М

/а/ после тверд согл обозн буквой А, у буквы А две работы: обозн звук /а/ и указывает, что впереди стоит тверд согл звук;

/й/ обозн буквой И краткое-

потому что стоит перед согласным звуком

;

/к/ обозн буквой К

/а/ после тверд согл обозн буквой А, у буквы А две работы: обозн звук /а/ и указывает, что впереди стоит тверд согл звук.

Обозначение

звука (Й) в

конце слова

Обозначение звука /й/ в середине слова перед согласным звуком

  1. этап – этап разрыва между знанием и незнанием

Деятельность  учителя

Деятельность  детей

Выводы

 

А теперь давайте составим зв. модель слова « МАЯК»

                                ?       ?

Напишем буквенную запись сл

         М       А     ?       ?        К

                         

- Мы знаем такую позицию звука /й/?

- Значит можем написать?

/м/- согл, зв, твердый

/а/- гласный

/й/- согл, мягкий.

/а/- гл., ударный

/к/- согл, глух, твердый

/м/ обозн буквой М.

/а/ после тверд согл обозн буквой А, у буквы А две работы: обозн звук /а/ и указывает, что впереди стоит тверд согл звук.

-звук/й/ стоит перед гл звук.

 

- Нет.

- Нет.

/к/ обозн буквой К.                          

        

М А ? ? К

  1. этап – этап  постановки проблемы:

- Какой вопрос у нас возникает? (Как обозначить звук /й/ в позиции между 2 гласными звуками)

     5  этап - этап  решения проблемы:

           - Чтобы  ответить  на  этот  вопрос,  давайте посмотрим, что предлагают нам Авосик

     и Небойсик. Они тоже пытаются разобраться : как обозначить звук /й/в позиции между двумя гласными.

- Что предлагает Авосик?  ( МАЙАК ) – Что думаете об этом? 

 ( Буква А – не может выйти на работу  после мягкого  согласного.

 Значит, вариант Авосика не подходит.)

- А что предлагает Небойсик? (МАЙЯК) – (После Й написать Я) – Можно так?

( Буква Я – на работу выходит после мягкого согласного, но вспомним, что звук /й/

  согласный звук, всегда мягкий)

Если он всегда мягкий, может на работу выйти буква Я? (Нет)

Значит, вариант Небойсика тоже не подходит.

Те способы, которые уже известны нам, они не подходят.

         

Вывод: Значит, нужен другой способ обозначения звука /й/.

      

- Какую же работу выполняет здесь буква Я?  (Обознач-т 2 звука)

- Давайте составим модель

                                                                                           Я

  1. этап – этап открытия способа действия.

- Давайте, вспомним какую же работу выполняет буква Я ? ( обозн  гласн звук /а/, указ что впереди мягк согл звук.)

- Можем ли мы эту работу буквы Я позаимствовать?  (Да)

Я                        Я

        В позиции в начале слова (ПЕРЕД ГЛАСНЫМ)  звук/й/ обозначается вместе с последующим гласным звуком /а/   одной буквой Я.

- Тогда в буквенной модели слова  «М А Я К»

М        А         ?            ?         К                    

Вывод: Если звук /й/ стоит между двумя гласными звуками, то вместе с последующим гласным звуком /а/ обозначается одной буквой Я

7  этап - этап конкретизации способа действия.

- Какую же работу выполняет здесь буква Я? (Обозначает 2 звука)

- Давайте составим алгоритм обозначения звука /й/.

1. обозначить позицию звука /й/

2. определить работу последующей гласной буквы

3. выбрать букву для обозначения звука /й/

-Давайте напишите буквенную модель слов: заем, уехал, каюта.

              Я                           Ё                        Е                     Ю

                                                                                                                   

  1. этап – этап подведения итога урока.

Знали

/й/. – й

/й/     - й

Узнали

     

     /й/      - я, е, ё, ю            

     /й/      - я, е, ё, е, ю

 

Что нового узнали?

-Что узнали об обозначении звука /й/ буквами?        

Звонкий и всегда мягкий звук /й/, не имеющий пары, буквами обозначается по-разному:

-буквой Й

-буквами Я, Ю, Е, Ё.

- От чего зависит выбор буквы для обозначения звука /й/

От позиции звука в слове

- Звук [й,] может быть в конце слова и тогда он обозначается буквой й,.

- Звук [й,] может находиться перед согласным и тогда он тоже обозначается буквой й.

- Звук [й,] в слове может находиться перед гласным и тогда обозначается буквами е, ё, я, ю.

- Звук [й,] может находиться между двумя гласными и тогда он обозначается буквами е, ё, я, ю


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

м м м й й ? к к ? а а а а

Слайд 5

? / й ?

Слайд 6

майак майяк

Слайд 7

м ая к я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100

Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...

Конспект урока по теме: "Большая буква В. Знакомство с наиболее частотными суффиксами" учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. "Букварь" стр. 100

Урок обучения грамоте был проведён в основной букварный период. По типу урока больше подходит к комбинированному уроку. Главный этап урока - это рассматривание заглавной буквы В и наблюдение за употре...

План-конспект урока по чтению (Букварь, часть Б) по теме «Игры в слова».

Цель: совершенствовать технику чтения;             развивать внимание, память, речь;    ...

Конспект урока обучения грамоте "Праздник Букваря"

Урок "Праздник Букваря"  раз работан для учащихся 1 класса и является итоговым при изучении дисциплины "Обучение грамоте". Содержание, формы и методы,  использованные на уроке, соответ...

Конспект урока обучения грамоте и письму на тему: «Введение букв А, O, как знаков для гласных звуков [a], [o]», учебник (УМК «Букварь» 1 класс, Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., система Эльконина-Давыдова)

Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся с буквами А, О, как знаками для гласных звуков [a], [o];формирование умения обозначать в схемах звуки [a], [o] при составлении...