ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ. 1 КЛАСС. "И МУЗА ВЕЧНАЯ СО МНОЙ"
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Нестерова Екатерина Викторовна

Тема урока: «И Муза вечная со мной!»

Класс: 1

Цель урока: знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.

Задачи урока:

Дидактические:

  • сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия «шумовые звуки» и «музыкальные звуки»;
  • познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета «Щелкунчик», обратить внимание на образную связь музыки танца Феи Драже с содержанием сказки Э.Гофмана и хореографией;
  • побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;
  • научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;

Развивающие:

  •  развивать внимание, слуховую память, воображение;
  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать детский голос.

Воспитательные:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
  • формировать музыкальный вкус;
  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx39.34 КБ
Файл muzyka.pptx1.65 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.:    Нестерова Екатерина Викторовна

Тема урока: «И Муза вечная со мной!»

Класс: 1

Цель урока: знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.

Задачи урока:

Дидактические:

  • сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия «шумовые звуки» и «музыкальные звуки»;
  • познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета «Щелкунчик», обратить внимание на образную связь музыки танца Феи Драже с содержанием сказки Э.Гофмана и хореографией;
  • побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;
  • научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;

Развивающие:

  •  развивать внимание, слуховую память, воображение;
  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать детский голос.

Воспитательные:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
  • формировать музыкальный вкус;
  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Урока

Образовате льная задача этапа урока

Методы

и

приемы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

Обучающихся

Форма

организации

учебной

деятельности

(Ф-

фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г - групповая)

Дидактические

средства,

интерактивное

оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-

познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

Организация класса

Создавать мотивацию на учебную деятельность

Словесный

Приветствие, знакомство с классом.

Разрешаю тихо сесть.

Тссс, секреты мира есть.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок-

Интересная наука

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш-…музыка!

Приветствуют учителя стоя.

Ф

ИД

Наблюдение учителя за поведением обучающихся

Устойчивый интерес к музыке и её различным видам музыкально-творческой деятельности

Р- понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

Учебно-познавательный интерес к новой теме, стремление познавать самого себя

Актуализация знаний

Назвать тему четверти. Узнать, для чего и зачем нужна музыка, где дети с ней встречались.

Словесный, наглядный

-Назовите тему четверти.

-Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней? 

-А знаете ли вы, как и когда появилась музыка?  

-Приглашаю вас заглянуть в далёкое прошлое.(Показ на ИД)

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Ф

ИД

Проверка всех ответов на ИД

Устойчивый интерес к музыке и её различным видам музыкально-творческой деятельности

П- осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Р - учитывать конкретику вопроса учителя и находить точный ответ

К- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Сообщение темы, целей и задач урока

Узнать тему урока, названия музыкальных произведений для слушания на уроке

Словесный, наглядный

Прочитайте тему урока. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Кто сможет определить задачи сегодняшнего урока? Для этого давайте пролистаем страницы учебника и посмотрим, какие произведения мы рассмотрим в этой теме.

Отвечают:

Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками.

Отвечают:

История происхождения слова «музыка»;

знакомство с понятиями «композитор, исполнитель, слушатель».

Слушание «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Знакомство с песней «Песня о школе» Д. Кабалевского

Исполнение песни «Песня о школе» учителем.

Ф

ИД, учебник

Проверка ответов на ИД

Общее понятие о значении музыки в жизни человека

П- определять основную и второстепенную задачу

Р- понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

К- отстаивать свою точку зрения тактично, путем приведения аргументов

Широкая мотивационная основа учебной деятельности

Открытие новых знаний

Обратиться к личности композитора Н.А. Римского-Корсакова, познакомить с особенностями певческих голосов, исполняющих фрагменты из его оперы

Словесный, наглядный, наглядно-слуховой

Чтение сказки «Путешествие в прошлое»:

Вот представьте на мгновение: жили-были люди древние...

Мимо мамонты шагали, в чаще чудища рычали.

Был опасен каждый куст, каждый крик и каждый хруст.

Птеродактили от страха мчались прочь из леса в лес.

Змеи в зарослях шипели: «Подойди поближе!.. Съем!»

Серебром ручьи звенели не приметные совсем.

Налетали грозы, ливни с шумом падали с небес.

Вот и лев... Довольный вид, ведь охотник древний спит!

Всё бы было по-другому, если б люди жили в доме:

Никакой упрямый дятел не сумел бы разбудить,
Но случилось, как случилось...

Ничего не изменить!

Может сто раз, может, двести возвращалась птица к месту...

Но оставим ненадолго папу древнего семейства.
Есть герой помладше. Вот! Что же он в руках несёт?

Древний мальчик взял тростиночку,
Посмотрел, а в ней две дырочки.
- Вот удача! Буду брать и за природой наблюдать!

Сквозь тростинку видно солнце, и травинку, и ромашку.

Это кто ещё смеётся?! Здравствуй, добрая букашка!

А козявка в трубку нырь! Мальчику обидно:
Заняла собой всю ширь, ничего не видно!
Он подумал: «Ну, держись!». Взял и дунул внутрь. Брысь!

Вдруг из трубочки обычной звук раздался мелодичный.

Подхватили птицы трель. Стало радостней теперь!

Солнце весело смеётся: папа древний с птицей бьётся,

Сын, шагая по тропинке, дует в тонкую тростинку!

Из пещеры мама вышла корешки к обеду мыть.

Удивилась: «Что я слышу? Что за зверь в лесу шумит?»

Осмотрела всё вокруг: «Нет, не зверь. Приятен звук!

Тук-тук-тук - так сердце бьётся, вторит свист ему... Он льётся,
Как прозрачная вода... Так и хочется слова растянуть, как змейку...»
Не заметила сама, как пришла к семейке...

Понравилась ли вам сказка? Почему?

- А ведь и правда, совсем скоро древние люди научатся мастерить самые настоящие музыкальные инструменты: по одним нужно будет стучать палочкой, в другие дуть. Посмотрите, есть ли на моём столе музыкальные инструменты, которые могли бы поучаствовать в сказке?

Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками.

-А какой музыкальный инструмент есть у каждого человека? 

- А похоже ли пение на то, как мы привыкли разговаривать?

- Вокруг нас с вами огромное количество разных звуков. Запомните! Звуки, которые гремят, шуршат, гудят, кричат, топают, булькают, свистят, пищат называются шумовыми. Они совсем не похожи на музыку, и вы вряд ли захотите подпевать им или танцевать в их сопровождении. Свой «шумный» голос есть у всего на свете. Он помогает всему живому разговаривать друг с другом, передаёт окружающим очень важную информацию, например, предупреждает об опасности. Прислушайтесь. Подумайте, что вы слышите за окном?.. А теперь обратите внимание на звуки внутри нашей школы... Но с каждым новым веком мир становится всё громче и громче, заставляя нас уставать от его шума. Очень громкие звуки способны навсегда отнять у нас слух. Не приближайтесь к источнику такого звука, старайтесь как можно меньше слушать музыку в наушниках, ведь громкая музыка тоже превращается в опасный шум. Запомните, если вы стали плохо слышать тихие звуки (шелест листьев, журчание ручья, шёпот человеческого голоса), то это уже повод обратиться к врачу.

Музыкальные звуки другие: мелодичные, приятные на слух, они могут нарисовать в воображении человека целую историю, рассказать о чувствах человека, его душевных переживаниях. Слушая музыку, мы вместе с её героями и плачем, и смеёмся. И ещё одна очень важная особенность музыкальных звуков - их можно записать специальными значками - нотами! (показ на плакате).

А теперь, проверьте себя!

Викторина «Музыкальные и шумовые звуки».

-Сейчас вы увидите картинки, у каждой свой голос. Мы должны разделить их на две группы – музыкальные звуки слева, шумовые - справа. Будьте внимательны!

Проводится викторина.

-Молодцы! Вы хорошо поработали! Примите аплодисменты - главную награду для музыкантов! Пришло время музыкальной переменки.

Физкультминутка.

-Давайте встанем!  Музыка - особенное занятие, потому  внутри него случаются музыкальные переменки, но даже на перемене мы продолжаем учиться! Сегодня мы познакомимся с песенкой-игрой, состоящей из шумовых и музыкальных звуков. Называется эта песенка-игра - «Сказка берёзового леса».

(Приложение 1).

Спрячьте руки за спину. Как только в сказке появятся новые герои или события, нужно будет повторять за мной движения, но затем снова руки спрятать. Давайте попробуем.

Показ принципа игры на 1 куплете без сопровождения.

- В конце сказки я буду считать до трёх, после чего вы должны сказать «Апчхи!» Давайте попробуем: раз, два, три, апчхи!

Дети повторяют.

- Будьте здоровы! Возвращайтесь на места.

История происхождения слова «музыка».

-А вы знаете, почему музыку назвали музыкой?

- Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств - Апполон и его 9 спутниц - муз. В греческом языке слово «музыка» звучало немного иначе – «мусике», что означало «искусство муз». До сих пор существует легенда о том, что людям, которые что-то создают, сочиняют, придумывают, помогают эти добрые феи - музы.

Знакомство с понятиями «композитор, исполнитель, слушатель».

-А знаете ли вы, как называют человека, который сочиняет музыку? 

- Верно. Именно композитор создаёт музыкальное произведение, где при помощи музыкальных звуков передаёт нам свои впечатления и воображаемые картины. Как вы думаете, без кого не может обойтись композитор? 

-Правильно. В отличие от композиторов, исполнителей у одного музыкального произведения может быть очень много – целый оркестр или хор. Но и это ведь не всё, потому что музыка должна найти людей, которым она будет интересна. Именно для них её сочиняют композиторы, и выступают на сцене исполнители. Кто же эти люди?

- А знаете ли вы имена каких-нибудь композиторов? 

- Среди многих композиторов есть замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский.

- Давайте посмотрим на экран и найдём портрет Петра Ильича. Чайковский жил в 19 веке и очень любил театр. Среди его известных на весь мир произведений – музыкальные спектакли-сказки «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

Но спектакли эти необычные. Не случайно рядом появилось изображение древнегреческой музы Терпсихоры - покровительницы танцев. Запомните это имя. Терпсихора будет с нами всегда, когда мы будем говорить о балете - спектакле, в котором все герои разговаривают на языке танца.

- Известна ли вам сказка о Щелкунчике - заколдованном Принце королевства сластей? 

- Пётр Ильич Чайковский тоже однажды прочёл эту сказку Эрнста Гофмана, после чего сочинил музыку к балетному спектаклю «Щелкунчик». Сочинил и передал её исполнителям - музыкантам оркестра и танцорам, и слушатели теперь могли не только слушать сказку, но и смотреть. А на сцене происходили настоящие чудеса! Вот представьте, в Конфетном королевстве Принца были леденцовые луга, лимонадные реки, сладкие замки, шоколадные деревья и даже сахарная фея по имени Драже. Драже - это сахарная конфета-шарик. Давайте послушаем фрагмент музыки к спектаклю «Щелкунчик», в котором танцует эта замечательная героиня! Но сначала, внимание! Вы видите значок в левом верхнем углу экрана с золотым восклицательным знаком? 

- Он напоминает школьникам о первом золотом музыкальном правиле - «Музыка начинается с тишины», поэтому во время слушания музыки разговаривать запрещается. Давайте дождёмся тишины... А теперь, в Конфетное королевство!

  • Слушание «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

- Расскажите о своих впечатлениях. Подумайте и ответьте, какие движения пригодились бы балерине, чтобы исполнить танец Феи Драже? Почему вы так считаете? 

- А теперь сюрприз от музы Терпсихоры - видеофрагмент балета «Щелкунчик».

  • Просмотр видеофрагмента «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

- Давайте ещё раз назовём имя композитора, написавшего эту музыку.

- Кто же был исполнителем? 

- А кто же был слушателем и зрителем? 

Знакомство с песней «Песня о школе» Д. Кабалевского

  • Исполнение песни «Песня о школе» учителем.

-Понравилась ли вам песенка? Попробуйте придумать для неё название! 

-Почему вы выбрали такое название? О чём эта песня? Какая она по настроению? Давайте перевернём страничку и узнаем, как назвали эту песенку авторы – поэт и композитор.

  • Разучивание 1 куплета и припева песни.

Слушают сказку

Отвечают:

Да, потому что…

Отвечают:

Да, это барабан и дудочка.

Отвечают:

Голос.

Отвечают:

В пении слова тянутся.

Работают по слайду. Классифицируют шумовые и музыкальные звуки.

Дети встают около своих парт.

Выполняют движения.

Садятся за парты

Отвечают:

Композитор.

Отвечают:

Без исполнителя.

Отвечают:

 Слушатели.

Ответы детей. 

 

Ответы детей. 

Пётр Ильич Чайковский. 

Музыканты и балерина.

Мы.

Ф

ИД, учебник

Проверка ответов на ИД

Развитое художественное восприятие

П-давать эстетическую оценку музыкальным произведениям; находить связь изучаемого с жизнью. Опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией.

Р-применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях

- учитывать конкретику вопроса учителя и находить точный ответ

- понимать позицию слушателя; классифицировать шумовые и музыкальные звуки; самоорганизация отдыха на уроке.

К-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

- строить монологические высказывания в соответствии с задачами и условиями

Знание основных закономерностей музыкального искусства.

Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности; проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии текста; установление обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Рефлексия

Обобщить знания, полученные на уроке

Словесный, наглядный

-Наше первое занятие музыки подходит к концу. Надеюсь, что теперь вы знаете о музыке гораздо больше.

- Какие бывают звуки?

-Проверяем!

-Как называют человека, который сочиняет музыку?

- С творчеством какого композитора мы познакомились?

Поднимите сигнальные карточки и покажите, как вы усвоили материал урока: полностью, частично, не усвоили.

За ответы на уроке получили

отметки:

музыкальные.

Музыку сочиняют композиторы.

П.И.Чайковский

Ф

ИД, сигнальные карточки разных цветов

Проверка ответов на ИД

Способность к оценке своей учебной деятельности

П- осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Р-применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях

- учитывать конкретику вопроса учителя и находить точный ответ

К-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Знание основных закономерностей музыкального искусства



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Музыкальное состязание Цели урока: Познакомиться с понятием «музыкальное состязание» Прослушать произведения, связанные с разделом «музыкальное состязание»

Слайд 4

Конце́рт (лат. concerto — состязаюсь ) — публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадных номеров.

Слайд 5

Композитор - сочинитель музыкальных произведений.

Слайд 6

Исполнитель - физическое лицо, творческим трудом которого создано исполнение: артист-исполнитель

Слайд 7

Слушатель — тот, кто слушает что-нибудь

Слайд 8

Вариацио́нная фо́рма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл , — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

План конспект урока музыки 1 класс "И муза вечная со мной!"

План конспект урока музыки 1 класс "И муза вечная со мной!"...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока для 1 класса "И муза вечная со мной"

И МУЗА ВЕЧНАЯ СО МНОЙВход на урок под музыку П. Чайковского  «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».Слайд 1.Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами начнём путешествие в...

Технологическая карта урока окружающего мира «Проект «Музей путешествий»» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Проект «Музей путешествий»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство обучающихся с некоторыми городами России, с их культурой и дост...

Технологическа карта урока окружающий мир Проект «Музей путешествий» (3 класс, УМК Школа России)

Технологическа карта урока окружающий мир Проект «Музей путешествий» (3 класс, УМК Школа России)...