Музыка в жизни ребенка
статья по музыке (3 класс)

Машошина Ирина Анатольевна

Музыка в жизни детей

«Гимнастика выпрямляет тело, а музыка душу человека»

В.А. Сухомлинский

 

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные раннее стороны жизни.

Именно ей дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами. Музыка позволяет осознать сложные проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать.

Люди, которые занимаются творческой деятельностью – более успешные, счастливые и кроме того физически здоровее.

Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и

этим воздействием можно управлять. Она положительно влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

 

Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия, в центре этих произведений стоят нравственные проблемы.

Слушая классическую музыку, ребенок учится чувствовать настроение, улавливать вибрации, исходящие из авторских эмоций, подмечать разные тонкости, которые нельзя получить в обычной жизни.

Современные  дети отличаются от детей прошлых  лет своей активностью, любознательностью  и продвинутостью. А как они танцуют? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.

Поэтому особенно важно воздействие музыки на человека на ранних этапах развития - в дошкольном возрасте.

Сегодня современные песни и музыка становились все более и более однородными, однотипными - это означает, что современная музыка деградирует (содержит в себе намного меньше музыкальной информации и не особо различается между собой). Как разобраться в этом детям? Мы педагоги должны помочь в этом детям.

Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Чтобы ребенок рос чутким, внимательным, заботливым, рекомендуют использовать музыку из репертуара детской классической музыки, которая несет как нравственную так и эстетическую красоту. Например это произведения : В. А. Моцарта , А. Вивальди, С.С. Прокофьева, П. И. Чайковского и мн.др.

Поэтому детям полезно слушать музыку, способную к развитию тонкой эмоциональной сферы, пробуждающая целую гамму человеческих чувств: радости, или недовольства, счастья и разочарования.

Слушать музыку предпочтительнее в спокойной, доброжелательной атмосфере, и желательно не в наушниках, они приводят к искажению звука, что может способствовать появлению усталости органов слуха, привести к раздражению.

Музыкальное воспитание помогает вовремя выявить и развить имеющиеся у ребенка музыкальные способности. Чем раньше ребенок начинает заниматься музыкой, тем раньше у него откроются музыкальные способности. Это доказывает нам и творчество великих музыкантов, которые проявляли свои дарования еще в младшем возрасте.

Поэтому нелишним будет записать ребенка пяти-шести лет в музыкальную школу. Быть может, он и не станет великим музыкантом, зато он поймет, что ему действительно нужно в жизни. Музыка поможет ему найти свое предназначение.

Музыка также влияет на умственное развитие ребенка. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию.

Словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу детей. Эмоциональная

восприятие музыки - одна из важнейших музыкальных способностей. Успехи в музыкальном развитии детей зависят от методов и приемов обучения, форм

организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего, от качества используемого репертуара, т. е. от содержания музыкального воспитания.

Важно использовать в работе с детьми не объемные, а яркие по содержанию произведения, они могут быть разного характера: спокойная, бодрая, ласковая, шутливая радостная. Например: с удовольствием они слушают такие пьесы как : «Великаны и гномы» Д. Львов - Компанеец, «Полька» П .Чайковский«Гусеница» В. Агафоников

«На слонах в Индии» А. Гедике, «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Шёл козёл по лесу» РНП, «К нам гости пришли» А. Александров и т. д. Классическая музыка ненавязчива, она не подчиняет волю человека, она естественна, как журчание ручья, как звуки природы  и воспринимается органично.

На первом этапе, музыкальному педагогу требуется пробудить интерес, детское любопытство к исполняемой музыки, оставить глубокое впечатление, поэтому очень важна подготовка самого музыкального руководителя: проигрывание музыкального текста, прорабатывание сложноисполняемых фраз, «живое» исполнение, без фальши, очень важно для детского восприятия детей.

Второй этап подготовки будет заключаться в подготовке интересной содержательной беседы, яркой наглядности, используя высокохудожественный материал.

Как показывает опыт, уже после первого прослушивания,

по мимике, по выражению лиц детей в процессе слушания можно судить

об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности. По окончанию прослушивания дети обычно делятся своими впечатлениями друг с другом и руководителем.

Впечатления бывают, как положительными, так и отрицательными. Это связано с различной восприимчивостью дошкольников и культурным уровнем их семей.

При повторном прослушивании , используются игровые приёмы

обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием

произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно прослушанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

Дети стали более заинтересованно воспринимать музыку.

При прослушивании этого-же произведения, на следующем занятии дети, не все конечно, но многие уже узнают его, и говорят точное название и имя композитора, им очень нравиться отгадывать то, что им уже известно.

При прослушивании музыки у детей вырабатывается устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств.

Внимание детей становиться более устойчивым, они подготовлены слушать музыкальные произведения.

Таким образом, системное прослушивание музыкальных произведений

вызывает у детей положительные чувства, которые влияют на их внутреннее мироощущение.

Музыка оказывает мощное влияние на мозговую деятельность. Она улучшает общее состояние детей, в том числе снижает стресс, повышает IQ, а также улучшает способность к концентрации. Кроме того, музыка помогает детям чувствовать себя более позитивно и улучшает их творческое мышление.

 

Использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание ключевых фраз при разучивании какой-либо песни, или танца, и облегчает усвоение информации дошкольниками.

У дошкольников на музыкальных занятиях формируются такие важные качества, как коллективизм, развитие «чувства товарищеского локтя», бережное отношение к природе, духовная чуткость. Так во время исполнения песни, дети слушают внимательно вступление, что бы потом вступить одновременно и никого не подвести, тоже самое происходит таких видах деятельности как: музыкально- ритмические движения, музыкально-игровое творчество.

Индивидуальный  подход обучения не всегда  может дать желаемый результат, как коллективная форма обучения. Коллективная деятельность обладает  большими воспитательными возможностями. Дети объединены единым стремлением  при выполнении заданий. Этот  коллектив  (дети) подталкивает  к  активности неуверенных детей. А  это очень важно чтобы ребенок  почувствовал себя еще увереннее  в этом коллективе.

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке.

При неоднократном прослушивании музыки у детей возникают такие изменения, как: появление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливание деталей исполнения, более глубокие и содержательные высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, активное пополнение словарного запаса.

Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках. Они начинают понимать, что музыка-это мы все, это и есть наша жизнь!

Хочется обратиться к музыкальным руководителям, с таким стихотворением :

«Не растет в огороде сосиська,

Бублик с маком, башмак, и портфель

А растет в огороде фасоль и редиска,

Да и то замерзает в метель.

Но зато и весной и зимою,

Даже если пурга во дворе

могут крылья расти за спиною,

могут мысли расти в голове,

так давайте нажмем на педали

и не будем скучать на мели,

что-бы мысли, и крылья росли и летали

что- бы летали все мы и росли!!!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыка в жизни ребенка19.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка в жизни детей

«Гимнастика выпрямляет тело, а музыка душу человека»

В.А. Сухомлинский

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные раннее стороны жизни.

Именно ей дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами. Музыка позволяет осознать сложные проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать.

Люди, которые занимаются творческой деятельностью – более успешные, счастливые и кроме того физически здоровее.

Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и

этим воздействием можно управлять. Она положительно влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Самая сложная область музыкального искусства - классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьезное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия, в центре этих произведений стоят нравственные проблемы.

Слушая классическую музыку, ребенок учится чувствовать настроение, улавливать вибрации, исходящие из авторских эмоций, подмечать разные тонкости, которые нельзя получить в обычной жизни.

Современные  дети отличаются от детей прошлых  лет своей активностью, любознательностью  и продвинутостью. А как они танцуют? И ведь их никто не учит. Маленькие дети одного года жизни живо реагируют на подвижные ритмы, кружась и маша потешно ручками, они творят свой первый танец, пропуская музыку через свое сердце. Музыка и дети – неразделимы, потому, что музыка была и будет не только видом искусства, а потребностью человека, и человек к ней инстинктивно тянется.

Поэтому особенно важно воздействие музыки на человека на ранних этапах развития - в дошкольном возрасте.

Сегодня современные песни и музыка становились все более и более однородными, однотипными - это означает, что современная музыка деградирует (содержит в себе намного меньше музыкальной информации и не особо различается между собой). Как разобраться в этом детям? Мы педагоги должны помочь в этом детям.

Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Чтобы ребенок рос чутким, внимательным, заботливым, рекомендуют использовать музыку из репертуара детской классической музыки, которая несет как нравственную так и эстетическую красоту. Например это произведения : В. А. Моцарта , А. Вивальди, С.С. Прокофьева, П. И. Чайковского и мн.др.

Поэтому детям полезно слушать музыку, способную к развитию тонкой эмоциональной сферы, пробуждающая целую гамму человеческих чувств: радости, или недовольства, счастья и разочарования.

Слушать музыку предпочтительнее в спокойной, доброжелательной атмосфере, и желательно не в наушниках, они приводят к искажению звука, что может способствовать появлению усталости органов слуха, привести к раздражению.

Музыкальное воспитание помогает вовремя выявить и развить имеющиеся у ребенка музыкальные способности. Чем раньше ребенок начинает заниматься музыкой, тем раньше у него откроются музыкальные способности. Это доказывает нам и творчество великих музыкантов, которые проявляли свои дарования еще в младшем возрасте.

Поэтому нелишним будет записать ребенка пяти-шести лет в музыкальную школу. Быть может, он и не станет великим музыкантом, зато он поймет, что ему действительно нужно в жизни. Музыка поможет ему найти свое предназначение.

Музыка также влияет на умственное развитие ребенка. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию.

Словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу детей. Эмоциональная

восприятие музыки - одна из важнейших музыкальных способностей. Успехи в музыкальном развитии детей зависят от методов и приемов обучения, форм

организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего, от качества используемого репертуара, т. е. от содержания музыкального воспитания.

Важно использовать в работе с детьми не объемные, а яркие по содержанию произведения, они могут быть разного характера: спокойная, бодрая, ласковая, шутливая радостная. Например: с удовольствием они слушают такие пьесы как : «Великаны и гномы» Д. Львов - Компанеец, «Полька» П .Чайковский«Гусеница» В. Агафоников

«На слонах в Индии» А. Гедике, «Болезнь куклы» П. Чайковского, «Шёл козёл по лесу» РНП, «К нам гости пришли» А. Александров и т. д. Классическая музыка ненавязчива, она не подчиняет волю человека, она естественна, как журчание ручья, как звуки природы  и воспринимается органично.

На первом этапе, музыкальному педагогу требуется пробудить интерес, детское любопытство к исполняемой музыки, оставить глубокое впечатление, поэтому очень важна подготовка самого музыкального руководителя: проигрывание музыкального текста, прорабатывание сложноисполняемых фраз, «живое» исполнение, без фальши, очень важно для детского восприятия детей.

Второй этап подготовки будет заключаться в подготовке интересной содержательной беседы, яркой наглядности, используя высокохудожественный материал.

Как показывает опыт, уже после первого прослушивания,

по мимике, по выражению лиц детей в процессе слушания можно судить

об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности. По окончанию прослушивания дети обычно делятся своими впечатлениями друг с другом и руководителем.

Впечатления бывают, как положительными, так и отрицательными. Это связано с различной восприимчивостью дошкольников и культурным уровнем их семей.

При повторном прослушивании , используются игровые приёмы

обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием

произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно прослушанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

Дети стали более заинтересованно воспринимать музыку.

При прослушивании этого-же произведения, на следующем занятии дети, не все конечно, но многие уже узнают его, и говорят точное название и имя композитора, им очень нравиться отгадывать то, что им уже известно.

При прослушивании музыки у детей вырабатывается устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств.

Внимание детей становиться более устойчивым, они подготовлены слушать музыкальные произведения.

Таким образом, системное прослушивание музыкальных произведений

вызывает у детей положительные чувства, которые влияют на их внутреннее мироощущение.

Музыка оказывает мощное влияние на мозговую деятельность. Она улучшает общее состояние детей, в том числе снижает стресс, повышает IQ, а также улучшает способность к концентрации. Кроме того, музыка помогает детям чувствовать себя более позитивно и улучшает их творческое мышление.

Использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание ключевых фраз при разучивании какой-либо песни, или танца, и облегчает усвоение информации дошкольниками.

У дошкольников на музыкальных занятиях формируются такие важные качества, как коллективизм, развитие «чувства товарищеского локтя», бережное отношение к природе, духовная чуткость. Так во время исполнения песни, дети слушают внимательно вступление, что бы потом вступить одновременно и никого не подвести, тоже самое происходит таких видах деятельности как: музыкально- ритмические движения, музыкально-игровое творчество.

Индивидуальный  подход обучения не всегда  может дать желаемый результат, как коллективная форма обучения. Коллективная деятельность обладает  большими воспитательными возможностями. Дети объединены единым стремлением  при выполнении заданий. Этот  коллектив  (дети) подталкивает  к  активности неуверенных детей. А  это очень важно чтобы ребенок  почувствовал себя еще увереннее  в этом коллективе.

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке.

При неоднократном прослушивании музыки у детей возникают такие изменения, как: появление произвольного внимания, умение сосредотачиваться, улавливание деталей исполнения, более глубокие и содержательные высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, активное пополнение словарного запаса.

Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках. Они начинают понимать, что музыка-это мы все, это и есть наша жизнь!

Хочется обратиться к музыкальным руководителям, с таким стихотворением :

«Не растет в огороде сосиська,

Бублик с маком, башмак, и портфель

А растет в огороде фасоль и редиска,

Да и то замерзает в метель.

Но зато и весной и зимою,

Даже если пурга во дворе

могут крылья расти за спиною,

могут мысли расти в голове,

так давайте нажмем на педали

и не будем скучать на мели,

что-бы мысли, и крылья росли и летали

что- бы летали все мы и росли!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Классическая музыка в жизни детей» Автор: Солина Марина,4 «А» класс Учитель начальных классов Баринова Н.Н. Учитель музыки Саратцева О.И.

В настоящее время наблюдается низкий интерес детей школьного и дошкольного возраста к произведениям классиков, концертам и просто классической музыке. Классическая музыка повышает интеллект так как, п...

"Образ жизни семьи - образ жизни ребенка"

презентация к родительскому собранию...

Консультация для родителей " музыка в жизни ребенка".

Консультация для родителей " музыка в жизни ребенка"....

Консультация "Значение музыки в жизни ребенка"

В.Г Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, н...

Консультация "Музыка в жизни ребенка"

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют &laq...

Статья о роли музыки в жизни ребенка.

Данная статья расскажет о роли, важности музыки в жизни ребенка. О том как в разное время детей приобщали к музыкие и как можно увлечь ребенка музыкой в наше время....