Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный час"
рабочая программа по музыке (1 класс)

Цыганкова Татьяна Геннадьевна

Программа внеурочной деятельности «Музыкальный час» рассчитана для учащихся начальной школы, учитывает возможность сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneur_deyat_avtosohranennyy.docx57.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

для учащихся 1-2 классов

Название: «Музыкальный час» 

Направление: общекультурное

Ф.И.О. педагога – разработчика программы: Цыганкова Татьяна Геннадьевна

                                       2020 год

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика программы.
  3. Место программы в учебном плане.
  4. Планируемые результаты освоения программы.
  5.  Содержание программы.
  6. Тематическое планирование.
  7. Материально – техническое обеспечение (цифровые образовательные ресурсы).
  8. Литература.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Музыкальный час» составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения, направлена на развитие творческого потенциала формирующейся личности художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность. Программа внеурочной деятельности «Музыкальный час» рассчитана для учащихся начальной школы, учитывает возможность сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Музыкальное образование в начальной школе должно способствовать повышению культуры личности обучающихся с разными образовательными потребностями на основе выявления и развития его музыкальных творческих и духовных способностей.

Цель программы:

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями в музыкально – сценической деятельности.

Задачи курса:

- формировать представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

- формировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических постановок, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации;

- выявлять и развивать музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, вокальные данные;

- развивать творческие способности младших школьников;

- формировать навыки общения и поведения в коллективе обучающихся с разными образовательными потребностями, создавать комфортный психологический климат.

Общая характеристика программы

В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать детей с особыми образовательными потребностями к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей занятия - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Данная программа помогает приобщить детей к миру прекрасного, реализовать творческий потенциал обучающихся с разными образовательными потребностями, а также реализует потребность в эмоциональном общении, тягу к творчеству. Музыкальная деятельность позволяет эффективно влиять на процесс воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-волевой.

Особенностью данной программы является то обстоятельство, что для ее плодотворного и творческого осуществления приглашаются дети школьного возраста с различными образовательными потребностями, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, а также родители и педагоги.

Новизна программы заключается в том, что детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно-творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.

В основу программы «Музыкальный час» были положены следующие принципы:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу;

- принцип вариативности – предполагает индивидуальный подход в выборе репертуара для обучающихся с разными образовательными потребностями.

Инновационный характер программы раскрывается в разделах и темах занятий, которые отражают духовно-нравственные ценности, способствуют развитию исполнительского и актерского мастерства, развитию эстетического вкуса, дают прекрасную возможность для творческой самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала и самоутверждения. Учитель музыки использует различные игровые приемы и задания, подбирает индивидуальный подход и развивает творческие способности учеников с разными образовательными потребностями, увлекая их в удивительный мир музыки.

В процессе музыкального развития младших школьников в роли основных методов выступают:

творческий метод – важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель её практического воплощения.

системный метод – направлен на достижении и целостности и единства всех составляющих компонентов программы.

метод сценического движения – умение держаться и двигаться на сцене, умелое владение своим телом, голосом во время исполнения, раскрепощённость перед зрителем.

На занятиях используется авторское дидактическое пособие «Музыкальная капель», где в игровой форме дети с разными образовательными потребностями учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Пальчиковые игры, игры-драматизации, музыкальные игры помогают детям научиться выразительному исполнению музыкальных произведений, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия (со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий). Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, встреча с музыкантами-профессионалами г. Таганрога, концерты и праздники. Освоение программного материала происходит через теоретическую (беседы, показ учителя, анализ) и практическую (сценария, игр, танцев, песен) части. В основном преобладает практическое направление. Итог – продукт занятий внеурочной деятельности «Музыкальный час» – премьера новой музыкальной сказки, спектакль, поставленный музыкально-театральным коллективом, где есть дети с разными образовательными потребностями.

Место программы в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Музыкальный час» входит в предметную область «Искусство» и находится в органической связи с учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство», а также с учебными предметами других предметных областей, такими, как «Литературное чтение», «Окружающий мир и др. На занятиях происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, культуры общения со взрослыми и сверстниками, представителями разных национальностей, формируются навыки культуры устной речи.

Музыка дополняет и обогащает картину мира учащегося начальной школы, делает ее полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия «Родина», «Отечество», знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих ее народов, осознает место родного края как неотъемлемой частицы России, открывает окно в мировое культурное пространство, расширяет представления о творчестве народов мира.

Программа         внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Музыкальный час» предназначена для обучающихся 1-2 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.

Программа рассчитана на 2 года.  В 1- 2 классах по 33 часа в год.

Программа рассчитана для детей 7-10 лет.  Количество учащихся в группе составляет 10- 15 человек.

Данная программа рассчитана на два года обучения детей от 7 до 9 лет: 1-ый год обучения – 34 часа в год; 2-ой год обучения – 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа предусматривает использование групповой и индивидуальной форм учебной работы.

Планируемые результаты освоения программы.

«Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе» (Л. С. Выготский).

Важно не столько то, что создадут дети, а важно, как они творят, упражняются в творческом воображении, увлекаются художественным вымыслом, ставят себя в положение вымышленных героев, активно включаются в их жизнь. Творческий процесс развивает природные свойства и способности детей.

Личностные.

У учащихся будут сформированы:

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

могут быть сформированы:

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Предметные.

Учащиеся научатся:

-использовать и развивать музыкальные способности (музыкальную память и слуха), образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; 

-формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

Учащиеся получат возможность научиться:

-использовать правильную певческую установку, развивать и укреплять певческое дыхание, соблюдать динамические оттенки, работать над чистотой интонации и выразительностью звука, выработать ощущения округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции.

-основам музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобрести устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкальной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничеству в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

–воспитать эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью. 

Метапредметные.

Регулятивные.

Учащиеся научатся:

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- планировать собственное участие в музыкально-театральной постановке.

Познавательные.

Учащиеся научатся:

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах

Коммуникативные.

Учащиеся научатся:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учащиеся получат возможность научиться:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе.

Ценностные ориентиры содержания курса «Музыкальный час».

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовное и социально-нравственное.

Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Уважение прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России.

Воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.

Развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой и инструментальной исполнительской деятельности.

Формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства.

Приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку).

Воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального).

Овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.

Содержание программы

Первый год обучения

Актерское мастерство и сценическая речь. (8 часов)

Тема. Развитие фантазии на основе реальных образов природы.

Творческая деятельность, направленная на овладение навыками актерской игры, получение представления об образе.

Тема. Перевоплощение.

Развитие умения работать с воображаемыми предметами, владеть своим телом, «перевоплощаться», верить в предлагаемые обстоятельства. 

Тема. Освоение окружающего пространства.

Сценическое движение. Развитие быстрой эмоциональной реакции на происходящее действие.

Тема. Развитие речевого аппарата.

Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Формирование техники сценической речи. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика и упражнения.

Музыка и движение (10 часов)

Тема. Музыкально-ритмические навыки.

Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Музыкально-ритмические упражнения, позволяющие ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями партнеров.

Тема. Навыки выразительного движения.

Развитие умений ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, регистрами, темпом, метром, динамикой, формой и музыкальными фразами.

Тема. Игровые упражнения без предметов.

Творческие задания для развития танцевально-игровой деятельности, создания игрового образа.

Тема. Игры с пением.

Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Использование фольклорного, песенно-игрового, танцевального материала для развития танцевально-игрового творчества.

Тема. Музыкально-театральная деятельность.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

Вокально-хоровые занятия. (12 часов)

Тема. Детский голос и его развитие.

Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

Тема. Певческие навыки.

Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. Выразительное вокальное исполнение партий героев, чистота интонирования, хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста.

Тема. Формирование детского голоса.

Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Концертная деятельность. (4 часа)

Тема. Подготовка к концертной деятельности.

Подготовительный этап концертной деятельности: сценическое воплощение образа, работа с микрофонами.

Тема. Мы любим выступать!

Выступление солистов и ансамблей, премьеры музыкально-театральных постановок.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Второй год обучения

Актерское мастерство и сценическая речь. (13 часов)

Тема. Развитие произвольного внимания.

Работа над умением распределить и сосредоточить внимание. 

Тема. Развитие фантазии.

Творческая деятельность, направленная на овладение навыками актерской игры, получение представления об образе. 

Тема. Приговорки-заклички.

Владение собой, своими чувствами. Создание своего «рисунка» роли.

Тема. Перевоплощение.

Развитие умения работать с воображаемыми предметами, владеть своим телом, «перевоплощаться», верить в предлагаемые обстоятельства.

Тема. Развитие речевого аппарата.

Формирование техники сценической речи. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика и упражнения.

Тема. Распределение звука и слова в сценическом пространстве.

Развитие умения распределять дыхание по слогам, словам, фразам, предложениям, распределять силу звука.

Тема. Совершенствование техники сценической речи.

Приобретение навыков логического анализа литературного и поэтического текста. Владение художественным словом. Развитие фантазии, воображения.

Музыка и движение (5 часов)

Тема. Хороводы.

Использование фольклорного, песенно-игрового, танцевального материала для развития танцевально-игрового творчества.

Тема. Танцевальные импровизации.

Самостоятельный подбор и использование знакомых танцевальных движений для передачи заданного образа.

Тема. Музыкально-театральная деятельность.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

Вокально-хоровые занятия. (12 часов)

Тема. Детский голос и его развитие.

Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

Тема. Формирование детского голоса.

Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

Тема. Певческие навыки.

Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Выразительное вокальное исполнение партий героев, чистота интонирования, хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста.

Тема. Приемы пения.

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Умение петь в штрихах легато, стаккато, нон-легато, умение петь фальцетом, умение использовать грудной регистр в пении. Умение петь в ансамбле: ритмическом, тембральном, дикционном, темповом.

Тема. Виды пения.

Понятие о разных видах исполнения музыкальных партий и умение их применить.

Концертная деятельность. (4 часа)

Тема. Подготовка к концертной деятельности.

Подготовительный этап концертной деятельности: сценическое воплощение образа, работа с микрофонами.

Тема. Мы любим выступать!

Выступление солистов и ансамблей, премьеры музыкально-театральных постановок.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар:

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

«Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский

«Мы – казаки» Л. Семенова, О. Безымянная

«Казачья рассветная» С. Муратов, Е. Меркулов

«Полюшко поле» степная кавалерийская

«Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин

«Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов

«Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы

«Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая

«Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин,  А.Островский

«Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский

«Хомячок» сл и муз. Г. Абелян

Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная». «Медведи». «Танго».

Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном цветке.

Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка.

Музыкальный материал

Видео:

Ансамбль «Rivers Dance» Ирландия

П.И.Чайковский.  Балет «Лебединое озеро»

«Танцевальные ритмы» Стэп.

Фестиваль русских народных оркестров в г.Челябинске

Фильм – сказка «Мама»

Аудио:

«Сказка о дружбе» А. Фоминцев

«Синяя птица» музыкальная сказка. М.Метерлинк

«Елка» новогодняя сказка-мюзикл. Сергей и Вера Железновы

«Маша и Витя против диких гитар» муз.сказка. Г.Гладков, В.Луговой

Сборник классической музыки «Classic world»

«Музыка Голливуда» инструментальная музыка

James Last – инструментальная музыка

«Избранное» Классическая музыка для детей

«Танцевальные ритмы народов мира» от Кадрили до Кантри

«Танцевальные ритмы народов мира» от Барыни до Сиртаки

«Я с комариком плясала» Русские народные танцы

Ванесса Мэй – инструментальные композиции

Тематическое планирование.

1 год обучения.

№ П/п

Наименование тем уроков

Количество часов

Формы работы

Вокально-хоровые занятия

1

Детский голос и его развитие.

1

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

2

Певческие навыки

1

Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях, хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

3

Детский голос и его развитие.

1

Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса, пение в неподходящих помещениях. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель»)

4

Певческие навыки

1

Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель»)

5

Формирование детского голоса.

1

Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель»)

Актерское мастерство и сценическая речь

6

Развитие фантазии на основе реальных образов природы

1

Созерцание, наблюдение (форма камней, раковин, паутины, движение облаков, воды, повадки животных и т.д.) Пальчиковые игры (дидактическое пособие «Музыкальная капель»)

7

Перевоплощение

1

Через пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий: растения дышат, чувствуют, живут (этюды-превращения). Пальчиковые игры (дидактическое пособие «Музыкальная капель»)

8

Освоение окружающего пространства

1

Через формирование элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений. Пальчиковые игры (дидактическое пособие «Музыкальная капель»)

9

Развитие речевого аппарата

1

Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (упражнения типа: «Точилка», «часики», «качели», «кружочки», «покусывание»… образы букв (на что похоже). Скороговорки (дидактическое пособие «Музыкальная капель»)

10

Развитие речевого аппарата.

1

Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Формирование техники сценической речи. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика и упражнения. Скороговорки (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

Музыка и движение

11

Музыкально-ритмические навыки.

1

Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Музыкально-ритмические упражнения (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

12

Навыки выразительного движения.

1

Ритмичная ходьба спокойным шагом с высоким подниманием ног. Ритмичный бег, поскоки с ноги на ногу. Легкий, свободный прямой галоп. Пружинящие движения. Поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке. Шаг на всей стопе с продолжением вперед и в кружении. Закрепление умения выставлять ногу поочередно на носок и пятку. Музыкально-ритмические упражнения (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

13

Игровые упражнения без предметов.

1

«Пружинки». «Вертушки».

Правильно и ритмично пружинистым бегом, кружиться в парах на бегу.

«Полетаем на самолете».

В соответствии с легкой подвижной музыкой передавать образы летящих самолетов.

Чувствовать постепенное ускорение музыки и усиление ее звучания в начале произведения. Различать направление мелодии вниз, вверх.

«Петушок».

Передавать в движении простейший ритмический рисунок. Перевоплощаться «в Петушка». 

14

Игры с пением.

1

«Ворон». Двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни.  Дробный шаг. Игры-драматизации (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

15

Музыкально-театральная деятельность.

1

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Игры- драматизации, театрализация. Игры-драматизации (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

Вокально-хоровые занятия

16

Приемы пения

1

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Изучение песен донских казаков.

17

Певческие навыки.

1

Певческое дыхание: смешанное дыхание; дыхательная гимнастика; вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха; быстрый вдох, медленный вдох; ощущение легкого зевка при вдохе. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

18

Певческие навыки.

1

Певческое дыхание. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

19

Виды пения.

1

Виды пения: кантилена-поэзия, вокал; речитатив (мелодический), сближение пения с речевыми интонациями. Изучение песен донских казаков.

20

Приемы пения.

1

Умение петь в штрихах легато, стаккато, нон-легато, умение петь фальцетом, умение использовать грудной регистр в пении. Умение петь в ансамбле: ритмическом, тембральном, дикционном, темповом. Изучение песен донских казаков.

Актерское мастерство и сценическая речь

21

Развитие речевого аппарата

1

Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (упражнения типа: «Точилка», «часики», «качели», «кружочки», «покусывание» образы букв (на что похоже). Формирование техники сценической речи. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика и упражнения. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

22

Развитие фантазии на основе реальных образов природы

Творческая деятельность, направленная на овладение навыками актерской игры, получение представления об образе.

23

Перевоплощение

1

Через пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий: передача состояний природы в движении «Я – ветер, облако, волна, арбуз, трава…», превращения рук (руки – трава, цветы, бабочки, собаки…). Игры-драматизации (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

Музыка и движение

24

Музыкально-ритмические навыки.

1

Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Музыкально-ритмические упражнения, позволяющие ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями партнеров. Выделение в движении сильной доли такта, смена движений в соответствии с формой музыкального произведения. Передача ярко выраженных акцентов в движении. Определение мало контрастных частей музыки. Самостоятельная ориентировка в характере музыки. Точное начало движения после вступления. Передача в движениях частей и фраз музыкального произведения, динамических оттенков. Передача хлопками простого ритмического рисунка. Музыкально-ритмические упражнения (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

25

Навыки выразительного движения.

1

Закрепление умения выставлять ногу поочередно на носок и пятку. Самостоятельные действия в играх, поиск выразительных движений, не подражая друг другу; придумывание движений в соответствии с характером музыкального произведения. Использование знакомых движений в свободных плясках, импровизациях. Изучение песен донских казаков.

26

Игровые упражнения без предметов.

1

«Стираем платочки». Выразительно передавать движением рук содержание упражнения, меняя характер движения на каждую вариацию.

«Ловишка» Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать словами и хлопками ритмический рисунок мелодии.

«Зайцы и Лиса» Самостоятельно выполнять движения в соответствии с характером музыки. Побуждать детей к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры. Игры-драматизации (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

27

Игры с пением.

1

Хороводы. «Веснянка». «На горе-то лен». Передавать движением характер музыки. Игры-драматизации (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

28

Музыкально-театральная деятельность.

1

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Игры- драматизации, театрализация. Игры-драматизации (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

Вокально-хоровые занятия

29

Виды пения.

1

Понятие о разных видах исполнения музыкальных партий и умение их применить.

30

Певческие навыки

1

Певческое звукообразование: смыкание и размыкание голосовых связок; ровность звучания певческого голоса; грудной регистр звучания; мискт (соединение грудного и головного резонаторов); примерное звучание голоса; атака звука: твердая, мягкая, придыхательная; кантилена: умение петь легато, связывая звуки; регистр - ряд однородно звучащий звуков, берущихся единым физиологическим механизмом. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

Концертная деятельность.

31-32

Подготовка к концертной деятельности.

2

Сценическое воплощение образа, работа с микрофонами.

33-34

Мы любим выступать!

2

Выступление солистов и ансамблей, премьеры музыкально-театральных постановок.

2 год обучения.

№ п/п

Наименование тем уроков

Количество часов

Формы работы

Вокально-хоровые занятия

1

Детский голос и его развитие.

1

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

2

Певческие навыки

1

Певческая дикция: ясность, разборчивость, правильность произношения текста в пении; артикуляционный аппарат : губы, язык, челюсти, гортань, голосовые связки, зубы. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

3

Детский голос и его развитие.

1

Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса, пение в неподходящих помещениях. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

4

Певческие навыки

1

Слоги с зубными язычковыми согласными д, з, т, р, л, н, а также губные - б, п, в, м; гласные звуки: и, э, а, о, у, ы. Скороговорки (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

5

Формирование детского голоса.

1

Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель).

Актерское мастерство и сценическая речь

6

Развитие произвольного внимания.

1

Развитие произвольного внимания (зрительное, слуховое), парные и групповые упражнения, коллективные действия.

7

Развитие фантазии.

1

Через пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий: растения дышат, чувствуют, живут (этюды-превращения на основе реальных образов природы). Пальчиковые игры (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

8

Перевоплоще-ние. 

1

Через пластические характеристики сказочных героев («Снежная королева», «Добрая Фея», «Баба-Яга», «Карлсон» и т.д.).

9

Развитие речевого аппарата

1

Упражнения: «и, э, а, о, у, э»; звучание простых и йотированных гласных; двойные согласные; твердые и мягкие. Изучение песен донских казаков.

10

Развитие речевого аппарата.

1

Постановка дыхания, массаж мышц, участвующих в дыхании. Выработка носового дыхания. «Погасить свечку». Произношение текста на выдохе. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

Музыка и движение

11

Хороводы

1

«Веснянка», «Заплетись, плетень», « Гулять Катенька пошла», «Со вьюном я хожу». Музыкально-ритмические упражнения (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

12

Танцевальные импровизации.

1

Танец «звездочек», «воды», «огня», «птиц»…

13

Хороводы

1

«Веснянка», «Заплетись, плетень», «Гулять Катенька пошла», «Со вьюном я хожу». Музыкально-ритмические упражнения (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

14

Танцевальные импровизации.

1

Танец «звездочек», «воды», «огня», «птиц»…

15

Музыкально-театральная деятельность.

1

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Игры- драматизации, театрализация. Музыкально-ритмические упражнения (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

Вокально-хоровые занятия

16

Приемы пения.

1

Приемы пения: (штрихи) legato; staccato; markato. Изучение песен донских казаков.

17

Певческие навыки

1

Йотированные гласные е=й+э, я=й+а, ё=й+о, ю=й+у; звонкие согласные: б, в, г, д, з, л, м, н, р: глухие согласные: с, ф, х, ч, ш, щ. Упражнения на дыхание, скороговорки (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

18

Певческие навыки

1

Округление гласных: а - приближается к о, и - приближается к ю,  е - приближается к э; активность артикуляционного аппарата; произношение согласных (кратко, четко), деление на слоги (перенос согласных). Изучение песен донских казаков.

19

Формирование детского голоса.

1

Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

20

Певческие навыки

1

Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.

Актерское мастерство и сценическая речь

21

Развитие речевого аппарата

1

Массаж лба, верхней и средней части лица, массаж губ, шеи, живота; освоение пространства через звук (навык «посыла»).

22

Распределение звука и слова в сценическом пространстве.

1

Распределение звука и слова в сценическом пространстве: бросая мяч партнеру, произносить слог, слово, предложение. Упражнения на дыхание, скороговорки (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

23

Совершенствование техники сценической речи.

1

Через художественное слово: развитие навыков логического анализа текста (на материале народных и литературных сказок); знаки препинания, грамматические паузы, ударения. Изучение песен донских казаков.

24

Развитие речевого аппарата

1

Скороговорки, тренировка мышц дыхательного аппарата. Дыхательная разминка. Освоение смешанно-диафрагматического дыхания. Тренировка длинного выдоха. Упражнения на дыхание, скороговорки (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

25

Распределение звука и слова в сценическом пространстве.

1

Распределение звука и слова в сценическом пространстве: бросая мяч партнеру, произносить слог, слово, предложение.

26

Развитие речевого аппарата

1

Скороговорки, тренировка мышц дыхательного аппарата. Дыхательная разминка. Освоение смешанно-диафрагматического дыхания. Тренировка длинного выдоха. Упражнения на дыхание, скороговорки (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

27

Совершенствование техники сценической речи.

1

Через художественное слово: развитие навыков логического анализа текста (на материале народных и литературных сказок); знаки препинания, грамматические паузы, ударения.

28

Музыкально-театральная деятельность.

1

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Игры- драматизации, театрализация. Музыкальные игры (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

Вокально-хоровые занятия

29

Формирование детского голоса.

1

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. Упражнения на дыхание (дидактическое пособие «Музыкальная капель)

30

Певческие навыки

1

Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Выразительное вокальное исполнение партий героев, чистота интонирования, хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста.

Концертная деятельность.

31-32

Подготовка к концертной деятельности.

2

Сценическое воплощение образа, работа с микрофонами.

33-34

Мы любим выступать!

2

Выступление солистов и ансамблей, премьеры музыкально-театральных постановок.

Материально – техническое обеспечение ( цифровые образовательные ресурсы).

Для реализации программы по внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо оборудование: музыкальные инструменты, микрофоны, компьютер, записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях.

Перечень Интернет-ресурсов

  1. http://www.zankov.ru/
  2. http://www.n-shkola.ru/
  3. http://www.uchportal.ru/load/46
  4. https://www.maam.ru/
  5. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/25/internet-resursy-dlya-uchitelya-muzyki
  6. https://infourok.ru/
  7. http://x-minus.org/
  8. http://muzofon.com/
  9. http://b-track.ru

Литература

  1. Кошмина, И.В. Музыкальные сказки и игры для детей школьного возраста / И.В. Кошмина, Ю.В. Ильина, М.П. Сергеева.– М.: ВЛАДОС, 2002.–56 с.
  2. Меньших, И.В. С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей / И.В. Меньших.– Ростов н/Д: Феникс, 2007.– 57 с.
  3. Надолинская Т.В. Методические рекомендации к учебным пособиям «Музыка» / Т.В. Надолинская. – Таганрог: Айкэн, 1998.–157 с.
  4. Стародумова О.Б. Мы танцуем и поем: музыкальные сценарии для начальной школы / О.Б. Стародумова.–Ростов н/Д: Феникс, 2007.– 78 с.
  5. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. – М., 1990.–231 с.
  6. Терентьева Н.А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию // Педагогика. 1992.№1-2.– С.38-47.
  7. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л.В. Золина.– М.: Глобус, 2008.–176 с.
  8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников /Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС, 2001.– 160 с.
  9. Рабочая тетрадь «Музыкальная капель» автор Цыганкова Т.Г.
  10. Дидактические материалы для обучающихся с ОВЗ ТНР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...