Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по музыке (2 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по музыке, соответствующей Федеральному государственному стандарту (ФГОС), и авторов программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой УМК "Школа России".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

D:\тит\33.jpg

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по музыке, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемым результатам начального общего образования и авторской программе авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной УМК «Школа России».

Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2021 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41»

г. Саранска Республики Мордовия 2021-2022 учебного года.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2021-2022 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Музыка» образовательной области «Искусство» в начальной школе:

  • духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности;
  • развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений;
  • понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония), в опоре на ее интонационно-образный  смысл;
  • накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;
  • накопление первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности).

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуются цели рабочей программы по предмету «Музыка» образовательной области «Искусство» в начальной школе:

•        воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине;

• уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

•        воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

•        развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

•        накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» относится к образовательной области «Искусство».

На изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов. Во 2 классе на уроки музыки отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в год).

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранск Республики Мордовия на 2021-2022 учебный год на изучение курса «Музыка» во 2 «Б» классе отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели, 35 часов:

1) в I четверти – 9 часов,

2) во II четверти – 7 часов,

3) в III четверти – 11 часов,

4) в IV четверти – 8 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Музыка» УМК «Школа России» для 2 «Б»  класса МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранск обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. Г.П. Сергеева, Е Д. Критская, Т.С. Шмагина. - Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2021.

2. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2021.

3. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2021.

4. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 2 класс. - М.: Просвещение, 2021.

Для учащегося:

1. К.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2021.

Коррекция программы за I четверть

Программный материал за I четверть скорректирован в связи с досрочными каникулами с 25.10.2021 г.

Коррекция программы за II четверть

Программный материал за II четверть пройден (без коррекции).

Коррекция программы за III четверть

Программный материал за III четверть пройден (без коррекции).

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Музыка»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение определённых результатов в начальной школе.

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Музыка» в начальной школе:

•        чувство гордости за свою Родину, российский  народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

•        целостный,  социально  ориентированный  взгляд  на  мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий;

•        умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

•        уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•        развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

•        ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

•        формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

•        развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения учебного курса «Музыка» в начальной школе характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

•        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

•        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

•        продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

•        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

•        овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

•        приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

•        формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;

•        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных

сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

•        умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты

Предметные результаты изучения учебного предмета «Музыка» в начальной школе должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. При освоении курса «Музыка» достигаются предметные результаты:

•        формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

•        формирование общего представления о музыкальной картине мира;

•        знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

•        формирование основ музыкальной культуры,  в  том  числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса  и  интереса  к  музыкальному  искусству и музыкальной деятельности;

•        формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

•        умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

•        умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, — понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений  разных  жанров и стилей;

•        умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

2 класс

Планируемые результаты обучения по курсу «Музыка»,

авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Планируемые результаты изучения курса («Музыка», авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.

Личностные результаты

Обучающийся во 2-ом классе получит возможность для формирования личностных УУД изучения предмета «Музыка».

У обучающегося будут сформированы:

  • эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения;
  • образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
  • интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
  • первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
  • этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
  • выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • нравственно-эстетических переживаний музыки;
  • восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
  • позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
  • первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;
  • представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения предмета «Музыка» во 2-ом классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
  • выбирать способы решения проблем поискового характера;
  • планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
  • уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
  • выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
  • узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради;
  • выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
  • устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения);
  • рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • преобразовывать познавательную задачу в практическую;
  • составлять план и последовательность действий;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
  • применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
  • использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
  • самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях;
  • определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
  • узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;
  • передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен;
  • осуществлять собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять и выделять необходимую информацию;  осуществлять поиск необходимой информации;
  • осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
  • ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы);
  • участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
  • аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
  • участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  • формулировать свои затруднения.
  • проявлять активность в решении познавательных задач.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы предмета «Музыка» во 2-ом классе:

Обучающийся научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-
  • творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
  • сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
  • ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
  • воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
  • определять виды музыки;
  • формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать творческий потенциал, осуществляя музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мир.

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

I четверть (9 ч)

Раздел «Россия – Родина моя» (3 ч)

Урок 1. Мелодия  

Интонационно-образная природа музыкального искусства.  Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная. Песенность.

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального  искусства.  Интонация  как  внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.  Основные  средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М. П.  Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия  

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности  (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру. Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А. Александров, С. Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя.  Музыкальные образы родного края.

Раздел «День, полный событий» (6 ч)

Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано)  

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. Музыкальные инструменты  (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как  внутреннее  озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

Урок 5. Природа и музыка. Прогулка

Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Урок 6. Танцы, танцы, танцы...  

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П. Чайковского и «Детской музыки» С. Прокофьева.

Урок 7. Эти разные марши

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности  (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность,  танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс).

Урок 8. Звучащие картины. Расскажи сказку

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.  

Урок 9. Колыбельные. Мама. Обобщающий урок 1 четверти

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева и П. Чайковского).  

II четверть (7 ч)

Раздел «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч)

Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины  

Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве

композиторов.

Урок 11. Святые земли русской. Молитвы

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.  

Урок 12. С Рождеством Христовым.  Рождественское чудо

Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.  

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 ч)

Урок 13. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных  инструментов. Оркестр народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Урок 14. Музыка в народном стиле. Сочини песенку

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный  и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 15. Проводы зимы. Масленица.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года. Разучивание масленичных песен

Урок 16. Встреча весны. Обобщающий урок II четверти

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и  поэтический фольклор России. Разучивание весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Накопление и  обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

III четверть (11 ч)

Раздел «В музыкальном театре» (6 ч)

Урок 17. Сказка будет впереди. Волшебная палочка

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г. Гладкова (из к/ф «Новогодние   приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Урок 18. Детский музыкальный театр

Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.  

Урок 19.  Театр оперы и балета. Волшебная палочка

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах  музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении.

Урок 20. Опера «Руслан и Людмила»

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки. Опера. Формы построения музыки.

Урок 21. Какое чудное мгновенье!

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Роль  дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.  

Урок 22. Увертюра. Финал

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки движение музыки. Увертюра к опере.

Тема раздела «В концертном зале » (5 ч)

Урок 23. Симфоническая сказка «Петя и волк»  

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в  симфонической  музыке. Основные  средства музыкальной выразительности (тембр).

Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним  видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Урок 24. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление 

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы  в симфонической и фортепианной  музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Урок 25. «Звучит нестареющий Моцарт»

Постижение общих закономерностей музыки: развитие  музыки – движение  музыки.  Знакомство учащихся с творчеством  великого австрийского композитора В.А .Моцарта.

Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А. Моцарта.

Урок 26. Симфония № 40

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство  учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А. Моцарта. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки.

Урок 27. Увертюра. Обобщающий  урок III четверти

Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении  человеческих  чувств,  тем,  художественных образов. Формы построения  музыки: рондо. Знакомство учащихся с  произведениями великого австрийского композитора В.А. Моцарта. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.

IV четверть (8 ч)

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (8 ч)

Урок 28. Волшебный цветик - семицветик

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты.

Урок 29. Музыкальные инструменты (орган)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган).

Урок 30. И всё это – Бах!

Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого композитора И.С. Баха.

Урок 31. Все в движении. Музыка учит людей понимать друг друга

Выразительность и изобразительность в музыке. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Урок 32. Два лада. Легенда

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад).

Урок 33. Природа и музыка. Печаль моя светла

Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Урок 34. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).  Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского). Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского).

Урок 35. Обобщение знаний по курсу «Музыка» за 2 класс

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен всего учебного года.

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:

«Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства»,

«Музыкальная картина мира».  Такое построение программы допускает разнообразные

варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного

материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного

времени - 18 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв даѐт возможность разработчикам

авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению. В 1

классе сокращение часов осуществляется за счѐт резерва учебного времени.

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения  музыки. Рождение музыки как

естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы,

настроений, чувств и характера человека.

Обобщѐнное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о

многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.

Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата,

мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.

Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,

игры- драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и

профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная

музыка в творчестве композиторов.  

Основные закономерности музыкального искусства

Интонационно-образная  природа музыкального искусства. Выразительность и

изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник

музыкальной речи. Основные средств; музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,

динамика, тембр, лад и др.).

    Музыкальная речь как способ общения между людьми, еѐ эмоциональное воздействие.

Композитор – исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях ком-

позиторов, еѐ выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.

Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных  интонаций, тем, художественных образов. Основные приѐмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщѐнное выражение художественно-образного

содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трѐхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие

представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые,

симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (Сй, й\/0).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.

Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие

этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические

традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Раздел 1. «Россия – Родина моя» (3 ч)

Музыкальные образы родного края.

Песенность как отличительная черта русской музыки.

Песня. Мелодия и аккомпанемент. Мелодия.

Задачи:

  • знакомство детей с творчеством русских композиторов (М.П.  Мусоргский);
  • знакомство с сочинениями отечественных композиторов о Родине.

Музыкальный материал

М. П.  Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».

«Гимн России» А. Александров, С. Михалков.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности  (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев).

Раздел 2. «День, полный событий» (6 ч)

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева.

Музыкальный материал - фортепиано.

Задачи:

  • знакомство детей с творчеством русских композиторов П. Чайковского и С. Прокофьева;
  • обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта;
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей, эстетическое развитие.

Музыкальный материал

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.

«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.

«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.

«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.

«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм» (3 ч)

Колокольные звоны России.

Святые земли Русской.

Праздники Православной церкви. Рождество Христово.

Молитва. Хорал.

Задачи:

  • эстетическое развитие;
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию Родины.

Музыкальный материал

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)

Мотив, напев, наигрыш.

Оркестр русских народных инструментов.

Вариации в русской народной музыке.

Музыка в народном стиле.

Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны.

Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Задачи:

  • знакомить детей с особенностями русского фольклора;
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей;
  • эстетическое развитие;
  • воспитание бережного отношения к истории Родины.

Музыкальный материал

Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».

«Наигрыш». А. Шнитке.

Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».

«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.

«Камаринская». П. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков, слова народные.

Масленичные песенки.

Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 ч)

Опера и балет.

Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Симфонический оркестр.

Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля.

Темы-характеристики действующих лиц.

Детский музыкальный театр.

Задачи:

  • расширять представления учащихся о балете и опере;
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей;
  • эстетическое развитие;
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию Родины.

Музыкальный материал

«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.

«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.

«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале» (5 ч)

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст.

Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Задачи:

  • расширять представления учащихся о балете и опере;

•        эстетическое развитие;

•        воспитание внимательного слушателя.

Музыкальный материал

Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.

«Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (8 ч)

Композитор - исполнитель - слушатель.

Музыкальная речь и музыкальный язык.

Выразительность и изобразительность музыки.

Жанры музыки.

Международные конкурсы.

Задачи:

  • знакомство учащихся со средствами музыкальной выразительности;
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностей;
  • эстетическое развитие;
  • воспитание внимательного слушателя.

Музыкальный материал

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»;

Менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского;

Токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.

«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.

«Колыбельная». Б. Флис - В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

«Песня жаворонка». П. Чайковский.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.

«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.

«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.

«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.

«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайт

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

По предмету «Музыка» учебные достижения учащихся проводятся по итогам учебных четвертей и учебного года, что отражает качественный уровень освоения рабочей учебной программы.

В качестве форм контроля могут использоваться устные ответы учащихся, творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, кроссворды, терминологические диктанты, защита проектов, рефератов, презентаций.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизации, коллективного музицирования.

Функция оценки - учет знаний. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.  

Критерии оценки

1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

1. Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

- самостоятельность в разборе музыкального произведения;

- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

«4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

«3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

«2»

Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

2. Хоровое пение

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Знание мелодической линии и текста песни;

чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

выразительное исполнение.

«4»

Знание мелодической линии и текста песни;

в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

пение недостаточно выразительное.

«3»

Допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

пение невыразительное.

«2»

Исполнение неуверенное, фальшивое.

3. Теория музыки

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2. Кроссворды.

3. Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4. Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7. Ведение тетради по музыке.

Нормы оценок

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

«4»

Ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

«3»

Ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

«2»

Ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

4. Устный ответ

Нормы оценок

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Учащийся правильно излагает изученный материал; анализирует произведения музыки, живописи, графики, архитектуры, дизайна, скульптуры; выделяет особенности образного языка конструктивных видов искусства, единства функционального художественно-образных начал и их социальную роль; знает основные этапы развития и истории музыки, архитектуры, дизайна, живописи и т.д., тенденции современного конструктивного искусства.

«4»

Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

«3»

Учащийся слабо справляется с поставленным вопросом; допускает неточности в изложении изученного материала.

«2»

Учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

5. Музыкальная викторина

Нормы оценок

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Все музыкальные номера отгаданы учащимся верно.

«4»

Два музыкальных произведения отгаданы не верно.

«3»

Четыре музыкальных номера не отгаданы.

«2»

Пять и более музыкальных номеров не отгаданы учащимся.

6. Тестовая работа

        

Нормы оценок

Отметка

Критерии оценивания

«5»

При выполнении 100-90% объёма работы.

«4»

При выполнении 89 - 76% объёма работы.

«3»

При выполнении 75 - 50% объёма работы.

«2»

При выполнении 49 - 0 % объёма работы.

7. Проектная работа

Нормы оценок

Отметка

Критерии оценивания

«5»

Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

Соблюдена технология исполнения проекта.

Проявлены творчество, инициатива.

Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

«4»

Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

Проявлено творчество.

Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

«3»

Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.

Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.

«2»

Проект не выполнен или не завершен.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. Тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Россия – родина моя

3

2

День, полный событий

6

3

О России петь – что стремиться в храм

3

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4

5

В музыкальном театре

6

6

В концертном зале

5

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

8

Итого:

35

2. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

план.

факт.

I четверть (9 ч)

Россия – родина моя

3

1

02.09

02.09

Мелодия

1

2

09.09

09.09

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия

1

3

16.09

16.09

Гимн России

1

День, полный событий

6

4

23.09

23.09

Музыкальные инструменты (фортепиано).

1

5

30.09

30.09

Природа и музыка. Прогулка.

1

6

07.10

07.10

Танцы, танцы, танцы…

1

7

14.10

14.10

Эти разные марши.

1

8

21.10

21.10

Звучащие картины. Расскажи сказку.

1

9

28.10

11.11

Колыбельные. Мама.

9

8

Программный материал пройден, скорректирован

8

II четверть (7 ч)

О России петь – что стремиться в храм

3

10 (1)

11.11

28.10

11.11

Колыбельные. Мама.

1

11 (2)

18.11

11.11

18.11

18.11

Великий колокольный зон. Святые земли Русской. Молитвы.

1

12.(3)

25.11

25.11

С Рождеством Христовым. Рождественское чудо.

1

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4

13 (4)

02.12

02.12

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

1

14 (5)

09.12

09.12

ДО. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

15 (6)

16.12

16.12

Проводы зимы. Масленица.

1

16 (7)

23.12

23.12

Встреча весны. Обобщение пройденного.

1

7

7

Программный материал пройден(без коррекции).

7

III четверть (11 ч)

В музыкальном театре

6

17 (1)

13.01

13.01

Сказка будет впереди. Волшебная палочка.

1

18 (2)

20.01

20.01

Детский музыкальный театр.

1

19 (3)

27.01

27.01

Театр оперы и балета. Волшебная палочка.

1

20 (4)

03.02

03.02

Опера «Руслан и Людмила».

1

21 (5)

10.02

10.02

Какое чудное мгновенье!

1

22 (6)

17.02

17.02

Увертюра. Финал.

1

В концертном зале

5

23 (7)

24.02

24.02

Симфоническая сказка «Петя и Волк».

1

24 (8)

03.03

03.03

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

1

25 (9)

10.03

10.03

Звучит нестареющий Моцарт.

1

26 (10)

17.03

17.03

Симфония №40.

1

27 (11)

24.03

24.03

Увертюра.

1

11

11

Программный материал пройден (без коррекции).

11

IV четверть (8 ч)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

8

28 (1)

07.04

07.04

Волшебный цветик-семицветик.

1

29 (2)

14.04

14.04

Музыкальные инструменты. Орган.

1

30 (3)

21.04

21.04

И всё это – Бах!

1

31 (4)

28.04

28.04

Все в движении. Музыка учит людей понимать друг друга.

1

32 (5)

05.05

Два лада. Легенда.

1

33 (6)

12.05

Природа и музыка. Печаль моя светла.

1

34 (7)

19.05

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

1

35 (8)

26.05

Обобщение знаний по курсу «Музыка» за 2 класс.

1

Итого:

35

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочие программы для 1 класса (ФГОС, УМК "Школа России").

Рабочие программы разработаны на основе ФГОС (второго поколения) и авторских программ УМК "Школа России"....

Рабочая программа ИЗО 3 класс ФГОС УМК Школа России

Рабочая программа составлена на основеФГОС НОО 2009 г.;Сборника рабочих  программ по учебным предметам. «Школа России» 1-4 классы.. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколен...

Рабочие программы 1-4 классов (ФГОС. УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Рабочие программы 1-4 классы ФГОС (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...