Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Федорова Юлия Олеговна

Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_opery_i_baleta.docx44.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»

Конспект открытого урока музыки во 2 А классе

по теме:

«Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра»

Выполнила: учитель музыки

Федорова Юлия Олеговна

с. Ленинское 2021г

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Образовательная программа: Программа курса музыки

Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка-2» Учебник для общеобразовательных учреждений

Класс: 2

Тема: «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра», раздел «в музыкальном театре» урок 3

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: преподавание нового материала

Цель: формирование целостного представления о театре оперы и балета, деятельностное знакомство с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят». 

Задачи:

Развивающая:

            через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка;

Образовательная:

  1. Расширить представления о музыкальном театре.
  2. Дать определение жанру «опера».
  3. Познакомить с понятиями симфонический оркестр, солист, дирижер.
  4.  Научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты.
  5. Определять характер героя.

Воспитательная: 

             Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества, воспитывать уважение к мнению своих одноклассников.

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомить детей с оперными театрами, закрепить понятия опера, балет, афиша, дирижер, симфонический оркестр, уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, проводить сравнительный анализ музыки, исполнять в хоре вокальные произведения.

Метапредметные

Личностные УУД:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  2. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

  1. ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в  громкоречевой и умственной форме,
  2. осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

  1. Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в  учебнике.
  2. Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие.

Коммуникативные:

  1. уметь слушать и слышать учителя;
  2. строить речевые высказывания в устной форме;
  3. задавать вопросы;
  4. использовать речь для регуляции своих действий;
  5. умение формулировать собственное мнение и позицию.

Оснащение (Оборудование и информационные источники): ноутбук, колонки, иллюстрации.

Музыкальный материал: Опера М.Коваль «Семеро козлят» mp3; П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» mp3. «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка mp3.

План-структура урока:

1. Организация начала урока

1.1.Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку, проверка домашнего задания

2. Актуализация опорных знаний, повторение пройденного материала

3.Целеполагание
4.Открытие

4.1Исполнение песни «Семеро козлят» с танцевальными движениями.

4.2Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением каждого из козлят.

4.3 Физминутка

5. Введение новых знаний в опыт
5.1 Беседа

5.2 Работа с учебником

5.3 Слушание и пластическое движение. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

6. Введение знаний в систему опыта

Игра «Снежок»

7.Подведение итогов. Рефлексия

7.1 Домашнее задание

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

1.Организация начала урока

(5 мин)

1.1. Музыкальное приветствие

-Здравствуйте ребята.

1.2. Проверка готовности к уроку

Проверим готовность к работе на уроке.

- Проверьте правильность своей посадки.

-Молодцы, правильно сели.

- Сейчас я предлагаю проверить домашнее задание.  (Покажите свои рисунки)

Формируются певческие навыки и мотивация на музыкальную деятельность.

Регулятивные:    Умение

самостоятельно   ставить   новые

учебные задачи на основе развития

познавательных   мотивов   и

интересов.

Ответственное отношение к учению.

Личностные:

развитие доброжелательности и эмоционально

отзывчивости

2.Актуализация знаний

(2 мин)

1. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)

2. Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ...(Певец.)

3.  Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

4. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

5.  В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, существует,

Площадка особая - …(Сцена)

 -Молодцы!

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

находить ответы на заданные вопросы личностные: осознанное и ответственное

отношение к учебе.

Коммуникативные: сотрудничество  с учителем и одноклассниками

Личностные:

развитие доброжелательности и эмоционально

отзывчивости

3.Целеполагание

(3 мин)

-Ребята, если взять все эти ключевые слова, то скажите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

-Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!

- Тема нашего сегодняшнего урока «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера»

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

находить  ответы  на  вопросы с помощью своего жизненного опыта,

уметь  точно  и  в  полном  объёме

воспринимать   и   осознавать

получаемую информацию

4. Открытие нового знания

(15 мин)

-Ребята, скажите какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

-Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет». А что такое опера? (это спектакль, где действующие лица поют)

-Назовите известные оперы.

-А что такое балет? (спектакль, где действующие лица танцуют)

-Назовите известные балеты

-Но прежде чем мы пойдем в театр, нам необходимо узнать, как же надо себя там вести. Какие существуют правила поведения в театре?  

-Молодцы, с правилами мы определились.

-А как мы узнаем о предстоящем спектакле?

-Посмотрите, перед входом в театр висит что?

-А кто знает, что такое афиша? (афиша – это красочное объявление о спектакле).

(смотрим иллюстрации)

-А какую информацию мы можем узнать из афиши?

-Давайте внимательно посмотрим на эту афишу.

-Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?  («Волк и семеро козлят»)

-Знакомо ли вам это название? (Да, это сказка)

-Правильно в основе оперы лежит сказка. А

- кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль)

-Абсолютно верно!

-Давайте войдем в театр….

-Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

-Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят» (мама Коза, козлята, Волк).

-В сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные. Как звали козлят? (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш)

Звучит общая песенка козлят:

Семеро, семеро, семеро козлят,

Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке,

Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке.

Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться.

4.1Исполнение песни «Семеро козлят» с танцевальными движениями

- Сейчас мы с вами попробуем исполнить песню «Семеро козлят», но прежде нам нужно подготовить свой голос.

- Сели ровно, спина к спинке стула, распевка гаммы, закрытый слог «м», скороговорка «Ехал Грека».

Дети поют хором песню «Семеро козлят» с танцевальными движениями.

-Обратите внимание, какие необычные имена у козлят.

-О чем они говорят?  (О характере козлят).

4.2 Физминутка

- Мы немного устали, я предлагаю нам встать и немного поиграть; Упражнение «Жирафик», зарядка с элементами развития речи на звук (Брр) губы сомкнуты, но расслабленны, рисуем жирафа.

4.3Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением  каждого из козлят.

-Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь.

 (Идет поочерёдное прослушивание и исполнение  песен).

1.Песенка Всезнайки.

-Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:

 А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает. (разучивают слова песни с сопровождением)

2. Песенка Топтушки.

-Козлёнок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом Объезжаю всё кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, Ну, догонишь или нет?

-Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

3. Песенка Бодайки.

-Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

4. Песенка Болтушки.

-Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка Говорят, что я Болтушка, говорят, что много вру, а я правду говорю.

-Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

-Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш?

-Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.

-Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья, Командиром стал я.  По команде сдвойте ряд. Начинаем наш парад.

-После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

-Молодцы! Итак, мы познакомились с козлятами, узнали какие они разные по характеру.

-А вот и мама Коза пришла. Послушаем ее песню.

Спи, дочурочка, Болтушка, Спи, забавник, Топотушка, Не бодайся мой Бодайка, Баю-баюшки, Всезнайка, Перестань шалить Дразнилка  Не мешай уснуть Мазилке,  Крепко спи меньшой Малышка, Тише, детки, тише, тише.

-Скажите,  какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев.

-Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной

Самостоятельное создание способов

решения   проблем   творческого

характера.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

находить  ответы  на  вопросы с помощью своего жизненного опыта,

уметь  точно  и  в  полном  объёме

воспринимать   и   осознавать

получаемую информацию;

владеть опытом обобщения по теме

урока;

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность   на   уроке под руководством учителя и определять

её последовательность;

анализировать  свою  творческую

деятельность,

выполнять учебные действия, ставя

задачи, определяя этапы выполнения

заданий.

Личностные: осмысление взаимодействия искусств  (музыки и изобразительного искусства)

Регулятивные:

-выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя;

-выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

Познавательные:

ставят вопросы, формулируют проблемы;

осуществляют сбор информации;

применяют и представляют информацию

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии;

умеют вести диалог;

слушают собеседника;

задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

определяют цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

5.Введение новых знаний в опыт

(10 мин)

5.1 Беседа

-Ребята мы говорили с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).

-что мы видим? Кто изображён на фотографии?

-На фотографии изображён симфонический оркестр.

-Что такое симфонический оркестр?  (Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения).

-А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?

5.2Работа с учебником. 

-Откроем учебник на стр.80.  А кто стоит во главе симфонического оркестра?

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

-Кто такой дирижёр? (Дирижёр – это руководитель оркестра).

-А как он руководит оркестром? С помощью чего?

-Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.

-Посмотрите на фотографию дирижёра.

-Как вы думаете, какую музыку исполняет дирижёр на фотографии?

-Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?

-Какие у него движения?

-Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.

-Что за помощница в руке у него?

-А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра.

5.3 Слушание пластическое движение. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

-Что прозвучало? 

-Что вам подсказало, что это  марш?

-Откуда к нам пришел марш?

-А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? Как звучит мелодия? В чём особенность?

-Кто композитор? (П.Чайковский)

-А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с маршем П.Чайковского, похожа ли музыка или она отличается. (Слушание «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка)

-Чем отличается?

-Какими жестами вы показали музыку?

-Почему ваши жесты были разными?

Познавательные: осуществлять поиск информации, самостоятельно

предполагать.  Какая  информация нужна  для  решения  предметной учебной  задачи;  

Регулятивные: планировать  свою учебную деятельность.

Коммуникативные: овладевать способностями  сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать  на  вопросы, делать выводы.

Личностные: иметь  мотивацию  к учебной деятельности,  развивать эмоциональное    восприятие произведений искусств

Коммуникативные:

умение  с  достаточной  полнотой  и

точностью выражать свои мысли;

Личностные: умение оценить свою работу на уроке, свои знания.

Познавательные: понимание особенностей музыкального театра

Регулятивные: умения анализировать и оценивать  свою  деятельность;

осознание  качества  и  уровня усвоения знаний.

6.Введение знаний в систему опыта

(5 мин)

Игра «Снежок»

Учитель бросает снежок, дети называют ключевые слова  урока: театр, опера, солист, хор, балет, марш, дирижер, оркестр, жесты

7.Подведение итогов. Рефлексия

Домашнее задание

(5 мин)

-Наш урока подошел к концу!

Скажите, что вам больше все понравилось на уроке?

- Что нового в сегодня узнали?

-Оцените свою работу (На доске предложенные фразы)

- Вы сегодня очень хорошо поработали, собенно мн понравилось, как вы рассуждали, отвечали на вопросы, пели.

Запишем домашнее задание.

Спасибо за урок!

Личностные: формирование

ответственности и самостоятельности в выполнении д/з, расширение музыкального и общего культурного кругозора. Умение оценить свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Опера "Снегурочка"

Конспект урока разработан в технологии Способа диалектического обучения...

Конспект урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"

На моейм сайте можно найти презентацию к этому уроку....

конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...

Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы....

Музыка: "Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»". 3 класс

Конспект урока по музыке 3 класс по теме "Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»"...