Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_opery_i_baleta.docx | 44.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»
Конспект открытого урока музыки во 2 А классе
по теме:
«Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра»
Выполнила: учитель музыки
Федорова Юлия Олеговна
с. Ленинское 2021г
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Образовательная программа: Программа курса музыки
Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка-2» Учебник для общеобразовательных учреждений
Класс: 2
Тема: «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра», раздел «в музыкальном театре» урок 3
Продолжительность: 45 минут
Тип урока: преподавание нового материала
Цель: формирование целостного представления о театре оперы и балета, деятельностное знакомство с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».
Задачи:
Развивающая:
через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка;
Образовательная:
- Расширить представления о музыкальном театре.
- Дать определение жанру «опера».
- Познакомить с понятиями симфонический оркестр, солист, дирижер.
- Научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты.
- Определять характер героя.
Воспитательная:
Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества, воспитывать уважение к мнению своих одноклассников.
Планируемые результаты:
Предметные:
Познакомить детей с оперными театрами, закрепить понятия опера, балет, афиша, дирижер, симфонический оркестр, уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, проводить сравнительный анализ музыки, исполнять в хоре вокальные произведения.
Метапредметные
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД:
- ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме,
- осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в учебнике.
- Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие.
Коммуникативные:
- уметь слушать и слышать учителя;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своих действий;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Оснащение (Оборудование и информационные источники): ноутбук, колонки, иллюстрации.
Музыкальный материал: Опера М.Коваль «Семеро козлят» mp3; П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» mp3. «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка mp3.
План-структура урока:
1. Организация начала урока
1.1.Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку, проверка домашнего задания
2. Актуализация опорных знаний, повторение пройденного материала
3.Целеполагание
4.Открытие
4.1Исполнение песни «Семеро козлят» с танцевальными движениями.
4.2Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением каждого из козлят.
4.3 Физминутка
5. Введение новых знаний в опыт
5.1 Беседа
5.2 Работа с учебником
5.3 Слушание и пластическое движение. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
6. Введение знаний в систему опыта
Игра «Снежок»
7.Подведение итогов. Рефлексия
7.1 Домашнее задание
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формируемые УУД |
1.Организация начала урока (5 мин) | 1.1. Музыкальное приветствие -Здравствуйте ребята. 1.2. Проверка готовности к уроку Проверим готовность к работе на уроке. - Проверьте правильность своей посадки. -Молодцы, правильно сели. - Сейчас я предлагаю проверить домашнее задание. (Покажите свои рисунки) | Формируются певческие навыки и мотивация на музыкальную деятельность. Регулятивные: Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов. Ответственное отношение к учению. Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости |
2.Актуализация знаний (2 мин) | 1. Под музыку эту проводят парад, Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.) 2. Пел с душою, молодец! Будешь знатный ты ...(Певец.) 3. Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр) 4. Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент Он в оркестре самый главный, Он в оркестре - президент! (Дирижёр.) 5. В кинотеатре – широкий экран, В цирке – манеж иль арена. Ну, а в театре, существует, Площадка особая - …(Сцена) -Молодцы! | Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; находить ответы на заданные вопросы личностные: осознанное и ответственное отношение к учебе. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости |
3.Целеполагание (3 мин) | -Ребята, если взять все эти ключевые слова, то скажите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? -Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный! - Тема нашего сегодняшнего урока «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера» | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию |
4. Открытие нового знания (15 мин) | -Ребята, скажите какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? -Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет». А что такое опера? (это спектакль, где действующие лица поют) -Назовите известные оперы. -А что такое балет? (спектакль, где действующие лица танцуют) -Назовите известные балеты -Но прежде чем мы пойдем в театр, нам необходимо узнать, как же надо себя там вести. Какие существуют правила поведения в театре? -Молодцы, с правилами мы определились. -А как мы узнаем о предстоящем спектакле? -Посмотрите, перед входом в театр висит что? -А кто знает, что такое афиша? (афиша – это красочное объявление о спектакле). (смотрим иллюстрации) -А какую информацию мы можем узнать из афиши? -Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. -Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят») -Знакомо ли вам это название? (Да, это сказка) -Правильно в основе оперы лежит сказка. А - кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) -Абсолютно верно! -Давайте войдем в театр…. -Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению. -Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят» (мама Коза, козлята, Волк). -В сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные. Как звали козлят? (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш) Звучит общая песенка козлят: Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят: Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке, Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. 4.1Исполнение песни «Семеро козлят» с танцевальными движениями - Сейчас мы с вами попробуем исполнить песню «Семеро козлят», но прежде нам нужно подготовить свой голос. - Сели ровно, спина к спинке стула, распевка гаммы, закрытый слог «м», скороговорка «Ехал Грека». Дети поют хором песню «Семеро козлят» с танцевальными движениями. -Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. -О чем они говорят? (О характере козлят). 4.2 Физминутка - Мы немного устали, я предлагаю нам встать и немного поиграть; Упражнение «Жирафик», зарядка с элементами развития речи на звук (Брр) губы сомкнуты, но расслабленны, рисуем жирафа. 4.3Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением каждого из козлят. -Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. (Идет поочерёдное прослушивание и исполнение песен). 1.Песенка Всезнайки. -Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки: А я знаю за лежанкой Прячет мать с вареньем банку. А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют, В сладком толк Всезнайка знает. (разучивают слова песни с сопровождением) 2. Песенка Топтушки. -Козлёнок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке: Я на венике верхом Объезжаю всё кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, Ну, догонишь или нет? -Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать. 3. Песенка Бодайки. -Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!" 4. Песенка Болтушки. -Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка: Вот Всезнайка и Топтушка Говорят, что я Болтушка, говорят, что много вру, а я правду говорю. -Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш. -Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? -Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. -Вот какие слова в его песенке: Стойте, друзья, Командиром стал я. По команде сдвойте ряд. Начинаем наш парад. -После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша. -Молодцы! Итак, мы познакомились с козлятами, узнали какие они разные по характеру. -А вот и мама Коза пришла. Послушаем ее песню. Спи, дочурочка, Болтушка, Спи, забавник, Топотушка, Не бодайся мой Бодайка, Баю-баюшки, Всезнайка, Перестань шалить Дразнилка Не мешай уснуть Мазилке, Крепко спи меньшой Малышка, Тише, детки, тише, тише. -Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. -Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; владеть опытом обобщения по теме урока; Регулятивные: уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; анализировать свою творческую деятельность, выполнять учебные действия, ставя задачи, определяя этапы выполнения заданий. Личностные: осмысление взаимодействия искусств (музыки и изобразительного искусства) Регулятивные: -выполняют действия в качестве слушателя, исполнителя; -выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: ставят вопросы, формулируют проблемы; осуществляют сбор информации; применяют и представляют информацию Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии; умеют вести диалог; слушают собеседника; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
5.Введение новых знаний в опыт (10 мин) | 5.1 Беседа -Ребята мы говорили с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске). -что мы видим? Кто изображён на фотографии? -На фотографии изображён симфонический оркестр. -Что такое симфонический оркестр? (Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения). -А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре? 5.2Работа с учебником. -Откроем учебник на стр.80. А кто стоит во главе симфонического оркестра? Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре - президент! (Дирижёр.) -Кто такой дирижёр? (Дирижёр – это руководитель оркестра). -А как он руководит оркестром? С помощью чего? -Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра. -Посмотрите на фотографию дирижёра. -Как вы думаете, какую музыку исполняет дирижёр на фотографии? -Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало? -Какие у него движения? -Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. -Что за помощница в руке у него? -А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. 5.3 Слушание пластическое движение. Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского -Что прозвучало? -Что вам подсказало, что это марш? -Откуда к нам пришел марш? -А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? Как звучит мелодия? В чём особенность? -Кто композитор? (П.Чайковский) -А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с маршем П.Чайковского, похожа ли музыка или она отличается. (Слушание «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка) -Чем отличается? -Какими жестами вы показали музыку? -Почему ваши жесты были разными? | Познавательные: осуществлять поиск информации, самостоятельно предполагать. Какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, развивать эмоциональное восприятие произведений искусств Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: умение оценить свою работу на уроке, свои знания. Познавательные: понимание особенностей музыкального театра Регулятивные: умения анализировать и оценивать свою деятельность; осознание качества и уровня усвоения знаний. |
6.Введение знаний в систему опыта (5 мин) | Игра «Снежок» Учитель бросает снежок, дети называют ключевые слова урока: театр, опера, солист, хор, балет, марш, дирижер, оркестр, жесты | |
7.Подведение итогов. Рефлексия Домашнее задание (5 мин) | -Наш урока подошел к концу! Скажите, что вам больше все понравилось на уроке? - Что нового в сегодня узнали? -Оцените свою работу (На доске предложенные фразы) - Вы сегодня очень хорошо поработали, собенно мн понравилось, как вы рассуждали, отвечали на вопросы, пели. Запишем домашнее задание. Спасибо за урок! | Личностные: формирование ответственности и самостоятельности в выполнении д/з, расширение музыкального и общего культурного кругозора. Умение оценить свою деятельность на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Опера "Снегурочка"
Конспект урока разработан в технологии Способа диалектического обучения...
Конспект урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"
На моейм сайте можно найти презентацию к этому уроку....
конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...
Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы....
Конспект урока музыки в 2 классе "Опера Руслан и Людмила"
Конспект урока музыки в 2 классе...
Музыка: "Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»". 3 класс
Конспект урока по музыке 3 класс по теме "Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»"...