Урок музыки в 3 классе на тему «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама»
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Технологическая карта урока музыки в 3 классе на тему «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_mama.docx32.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Елена Геннадьевна Скулкова,

учитель музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.З. Петрашова» г. Курска

Урок музыки в 3 классе на тему «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама»

Технологическая карта

Предмет

музыка

Класс  

3

Программа:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательных учреждений.1-4классы. – М.: Просвещение, 2013г.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок – рефлексия

Раздел

О России петь - что стремиться в храм.

Тема урока

Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.

Цель урока

Сформировать представления обучающихся об образе мамы, представленном в разных видах искусства.

Задачи урока

  1. 1.Обучающие:

показать образ мамы в разных видах искусства;

формировать у обучающихся представления о связи разных видов искусства: музыки и живописи, музыки и литературы;

  1. сопоставить картину художника Ренуара с музыкальным произведением «Мелодия» П.И.Чайковского;
  2. определить «проблему» в литературном отрывке из произведения и найти решения выхода из сложившейся ситуации;
  • прийти к выводу о том, что произведения искусства, воздействуя на человека, находят эмоциональный отклик;
  • учить обучающихся применять в жизни имеющиеся и полученные на уроке знания о музыке, живописи, литературе;
  •  закрепить наглядные представления о музыкальных инструментах;
  • обогащать музыкально-эстетический словарь.

2.Воспитывающие:

формировать музыкальную культуру обучающихся через взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств;
  • воспитывать чувства любви к изобразительному и музыкальному и литературному искусствам;

3.Развивающие:

  • развивать умение воспринимать музыку, живопись, литературу и выражать свое отношение к произведениям;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов в разных искусствах; интонационно-образное мышление, ассоциативное мышление;
  • совершенствовать певческие навыки; речевую активность; звуковысотный слух; музыкальную память, эмоциональную отзывчивость, умение откликаться на музыку с помощью простейших движений;
  • активизировать творческий потенциал обучающихся.

Планируемые

результаты

Предметные:

Умение воспринимать музыку, живопись и литературу, выражать свое отношение к произведениям искусства;

Развитие художественного вкуса и интереса к разным видам искусства разных эпох и народов;

Умение выявлять характерные особенности музыки русского народа;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Усвоение дидактических единиц: земля, мелодия; солист, оркестр, имена композиторов (П.И.Чайковский, В.Гаврилин)

Демонстрация уровня сформированности певческих исполнительских умений (интонация, дикция, дыхание, звукообразование, понимание дирижерского жеста учителя);

Метапредметные:

Размышлять о роли музыки, живописи и литературы в жизни человека.

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Ориентироваться в информационных текстовых источниках.

Развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных жанров.

Мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий.

Сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих, проблемных задач.

Применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие), эмоциональной отзывчивости;

Расширение песенного репертуара и возможность исполнения, выученных на уроке песен в повседневной жизни;

Расширение знаний о музыке, композиторах, художниках, писателях и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;

Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.

Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.  

Личностные УУД:

  • понимание значения музыки в жизни общества, человека;
  • усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;
  • осознание особенностей деятельности композитора, художника, писателя.

Познавательные УУД:

  • усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;
  • овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;
  • осмысление символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;
  • выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера

Регулятивные УУД:

  • опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
  • планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;
  • прогнозирование результата музыкальной деятельности (качество и коррекция недостатков исполнения);
  • оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке и изобразительном искусстве;
  • умение строить речевое высказывание в устной форме («эмоциональный словарь»);
  • освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой работе в паре при восприятии и исполнении музыки;
  •  осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном исполнении музыкальных произведений.

Методы

общедидактические методы:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа);

- наглядные (наглядно-зрительные, наглядно-слуховые);

- практические (упражнения);

- проблемно-поисковые;

- анализа, сравнения;

- междисциплинарных взаимодействий;

методы музыкального воспитания: метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки, метод эмоциональной драматургии; создание ситуации успеха; метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу; метод «художественного движения»; системно-деятельностный подход.

Формы организации учебной деятельности

- коллективная (слушание музыки; хоровое исполнение песен, музыкальные игры; пластическое интонирование, творческие задания, работа над анализом литературного отрывка);

- индивидуальная (высказывания о музыке; пение сольное, индивидуальный опрос).

- рефлексия (оценивание собственной деятельности обучающимися после каждого этапа урока)

Музыкальный репертуар

«Мама- первое слова, главное слово в каждой судьбе» муз.Ж.Буржоа, Т.Попа, сл.Ю.Энтина

«Мелодия» П.И.Чайковский,

«Мама» муз.В.Гаврилина сл.В.Шульгиной из вокально-инструментального цикла «Земля»

Литературное произведение

«Мамины руки» Б.А.Емельянов

Оборудование

Фортепьяно, музыкальный центр, мультимедийное оборудование с проектором, раздаточный материал, картина О.Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми», литературный текст, опорные таблицы.

Сценарный

план урока

I. Организационный момент. Обучающиеся заходят под песню «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама», музыкальное приветствие.

На доске картина с изображением мамы с детьми, в руках которой букет цветов. Его нужно будет собрать в течении работы на уроке с использованием трафаретов цветов красного цвета (правильные ответы на вопросы или правильное выполнение заданий на уроке), желтые цветы (неправильные ответы, допущены ошибки при выполнении заданий)

II. Сообщение темы, проблемы, определение цели урока. Слайд 1. Тема урока.

После каждого этапа урока проводится рефлексия деятельности обучающимися.

III. Основное содержание урока:

1. Работа с таблицей. (Групповая работа, групповая рефлексия). Соединить стрелками слова: Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь со словами Матушка, Мать, Материнская, подходящими по смыслу друг другу.

2. Исполнение песни. (Индивидуальная рефлексия) «Мама- первое слова, главное слово в каждой судьбе» муз.Ж.Буржоа, Т.Попа, сл.Ю.Энтина. Выразительное исполнение песни, обратить внимание на протяжный, лирический характер произведения. Определение вида искусства.

3. Картина О.Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми», сделать описание картины, подобрать музыку, подходящую для этого сюжета. Определить вид искусства.

4. П.И.Чайковский «Мелодия» (групповая рефлексия) – определение характера произведения, средств музыкальной выразительности, определение и нахождение солирующего музыкального инструмента, назвать другие инструменты, использование раздаточного материала, работа в группе.

5. П.И.Чайковский «Мелодия» (динамическая пауза) пластическое интонирование с изображением игры на скрипке.  (Видео Леонид Коган «Мелодия» произведение для скрипки с оркестром).

6. «Мамины руки» Б.А.Емельянов (групповая рефлексия) - чтение отрывка, ответы на вопросы, определение проблемной ситуации, нахождение выхода из нее.

7. «Мама» муз.В.Гаврилина сл.В.Шульгиной из вокально-инструментального цикла «Земля» (индивидуальная рефлексия)  выразительное исполнение песни, обратить внимание на сложный ритмический рисунок произведения.

8. Работа по группам (групповая рефлексия). Подобрать из представленных картин ту, которая наиболее точно подходит для исполненной песни «Мама». Найти общее и разное.

IV. Подведение итогов урока.

Вопросы. Выводы обучающихся.

V. Оценивание работы учащихся на уроке. Рефлексия. В конце урока обучающиеся рассматривают картину, расположенную на доске, отмечают ее изменение, делают выводы о своей работе на уроке.

У каждого обучающегося на уроке иллюстрация: нарисован портрет его мамы. Если урок понравился и информация нужная, важная, новая и пригодится в окружающей жизни обучающиеся выбирают красную ромашку.  Наклеивают ее на портрет в виде брошки или заколки на волосы, если информация на уроке не пригодится и урок не понравился тот обучающиеся выбирают желтую ромашку.

9.  Домашнее задание. Подобрать к портрету мамы стихотворение и написать его.

Деятельность учителя

- мотивация, организация, руководство и оценивание деятельности обучающихся (музыкально-познавательной, исполнительской, игровой, творческой);  

- аккомпанирование детскому хоровому и сольному исполнению;

- пение с детьми индивидуально, показ образцов исполнения;

- проведение содержательного и сравнительного анализа произведений искусства.

Деятельность учащихся

- слушают музыку, размышляют, сравнивают, высказывают собственное отношение к музыке, оценочные суждения;

- читают литературный текст, отвечают на вопросы учителя, находят выход из проблемной ситуации;

- поют, выполняют творческие задания;

- сравнивают произведения искусства межу собой;

- размышляют, сравнивают, сопоставляют, обобщают, анализируют, делают выводы, дают оценку своей работе (рефлексия).

Познавательные задания. Дидактические игры

-заполнить таблицу;

- определить, назвать по иллюстрациям музыкальные инструменты;

- сравнить произведения разного жанра искусства;

- найти слова для определения характера музыки;

- исполнение пьесы (пластическое интонирование) с изображением игры на музыкальном инструменте;

Развитие умений учащихся

Предметные:

- певческие (распределять дыхание, правильно интонировать в составе группы и индивидуально; дикционно внятно, отчетливо и выразительно исполнять текст песен);  

- моторно-двигательные (умение водить смычком под музыку, «исполняя» пьесу); дослушивать музыкальное произведение до конца, эмоционально откликаться на музыку разного характера.

Метапредметные: отвечать полным ответом; воспроизводить образец (в пении, движении и пр.); сравнивать произведения искусства между собой.

Основные понятия, термины урока

(дидактические единицы)

- жанр искусства (музыка, живопись, литература, скульптура);

- мелодия, аккомпанемент;

- строение песни (куплет, запев, припев, вступление);

- имена композиторов, художника, писателя (П.И.Чайковский, В.Гаврилин, Б.Емельянов, О.Ренуар)

- наименования музыкальных произведений для слушания, песен, музыкальных творческих заданий, картины, литературного произведения.

Итоги урока

- яркие впечатления детей о произведениях искусства, показывающих образ мамы;

- ответ на проблему урока;

- освоение и демонстрация программных навыков в различных видах музыкально-познавательной деятельности;

- усвоение информации о видах искусства, их связи; - освоение дидактических единиц, понятий;

Оценивание обучающихся

- устная оценка работы учащихся на уроке;

- рефлексия (самооценка обучающихся групповая и индивидуальная).

Ресурсы

Технические средства обучения:

Мультимедийное оснащение.

Методическое обеспечение

- фоно-видео и аудиозаписи музыкальных произведений;

- картина художника;

- опорные карточки для определения настроения, характера произведения;

- иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;

- мультимедийная презентации к уроку.

Литература:

1.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования. Сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2007.

2.Критская Е.Д., Сергеева Г.П.Шмагина Т.С. Музыка: 1-4 классы. Методическое пособие. – М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"

разработка урока  по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...

урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"

Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....

Урок музыки 1 класс по теме "Звучащие картины"

Технологическая карта урока в 1 классе по теме "Звучащие картины". Обобщение материала предыдущих уроков.Урок может быть использован, как методический материал для учителей музыки общеобразовательных ...

Урок музыки 1 класс по теме "Колобок"

Урок музыки 1 класс по теме "Колобок"...

Конспект урока по музыке в 3 классе "Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»

Конспект урока по музыке в 3 –м  классе. УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Урок музыки по теме: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»...

Презентация к уроку музыка 3 класс по теме "Природа и музыка"

На уроке рассказывается о взаимосвязи природы и музыки. представлены композиторы, которые сочиняли музыкальные произведения о природе....