«Детское музыкальное творчество, как основа для самовыражения ребёнка»
статья по музыке

Марейчева Наталья Александровна

Детское музыкальное творчество остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx21.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

«Детское музыкальное творчество, как основа для самовыражения ребёнка»

Детское музыкальное творчество остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.

Творчество–не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Анализ современной практики школьного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности школьного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

Творчество–это желание и возможность найти себя в новом качестве, индивидуальном для каждого ребёнка. В данном случае творчество понимается как создание детьми чего-то принципиально нового и ценного для них. Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем возрасте.

Н.А.Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются друг с другом. Творчество детей возникает на основе овладения определёнными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания, раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции.

Детское музыкальное творчество–это сочинения и импровизация: песенные, танцевальные, инструментальные. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребёнка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариантности, оригинальности.

Детское музыкальное творчество проявляется во всех видах музыкальной деятельности:

–пение

–ритмика

–игра на детских музыкальных инструментах

–импровизация

–творческие задания на сочинение мелодий, ритмических рисунков и танцев

–создание простейших обработок народных песен

Необходимые условия возникновения детского творчества:

–накопление впечатлений от восприятия искусства

–накопление опыта исполнительства

Этапы развития детского творчества:

–задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности (измени, придумай, сочини)

–задания, способствующие освоению способов творческих действий, поиски решений

–задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей (исполнение сочинённых мелодий)

Успешность творческих проявлений зависит от:

–певческих навыков

–умения выражать в пении определённые чувства, настроения

–петь чисто, владеть элементарными навыками игры на музыкальных инструментах

–умения принять свой опыт в новых условиях

–умения импровизировать

Одним из основных стимулов к творчеству является создание на уроке проблемной ситуации, которая максимально активизирует творческое мышление детей. В области музыки это и узнавание музыкальных жанров по их характерным признакам, и узнавание мелодии в разном тембровом звучании, и самостоятельное определение ладовой структуры мелодии в нотной записи, и нахождение нужных исполнительских красок, соответствующих исполнительскому замыслу.

Анализ детской творческой деятельности осуществляется в процессе создания детьми инструментальных, вокальных и танцевально-пластических импровизаций.

В школьном возрасте ребёнок охотно пробует свои силы в различных импровизациях.

В импровизациях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет всё то, что усвоил в процессе обучения.

Импровизация – одно из самых любимых занятий младших школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребёнок как бы раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень не легко. Выступая с собственной мелодией, ребёнок не боится спеть её неверно и продемонстрировать тем самым своё неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребёнка к пению бывает легче именно в ходе импровизации. Направленный на всё более полное самовыражение, саморазвитие и индивидуализацию способов систематизации полученных знаний этот вид деятельности обязателен на каждом уроке.

Импровизации разделяются на:

–мелодические (вокальные и инструментальные)

–ритмические (с использованием шумовых музыкальных инструментов и звучащих предметов)

–пластические (создание двигательных, танцевально–пластических композиций под музыку)

В учебный процесс включаются следующие виды вокальной импровизации:

–импровизирование мелодий без текста, в заданном характере

–мелодизация стихотворных текстов

–сочинение подголосков к известным песням

К импровизированию мелодий в заданном характере относятся следующие задания:

–"музыкальный разговор"

–импровизирование мелодий в характере песни, танца, марша

–досочинение начатой мелодии

Иногда импровизации связаны с играми и творческими заданиями, иногда выступают в качестве самостоятельной формы творческой деятельности.

Творческие задания на сочинение мелодий, ритмических рисунков и танцев являются логическим продолжением импровизаций. Они характеризуются более высоким уровнем сложности и важны для дальнейшего развития детей.

Практический опыт введения импровизации в уроки музыки показывает не только большую заинтересованность ребят процессом творчества, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие учащихся. В импровизации, как и в любом другом виде музыкальной деятельности, органически сплетаются два момента: радость творчества и тот музыкальный опыт, который выражается в конкретном освоении ребёнком музыкального языка, в приобретении и усвоении им определённых музыкальных знаний.

Накопление, обогащение музыкальных впечатлений – непременное условие творческих проявлений детей, их самовыражение. Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности, побуждают детей к вариативным самостоятельным действиям.

Следует ещё раз подчеркнуть, что все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали ни малейшего насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно, непосредственно и были удовлетворены своими результатами.

Творческие импровизированные задания

Задание 1. Цель–средствами танцевально–пластической импровизации создать образ, соответствующий менуэту.

Работа над Менуэтом И.С.Баха. Класс делится на две группы. 1-я группа поёт мелодию тактов 1 - 16 , а 2-я группа в это время танцует. Затем 2-я группа поёт мелодию следующих 16 тактов, а 1-я группа в это время танцует.

Задание 2. Учитель объясняет, что ученики только что разучивали песни; теперь им предоставляется возможность сочинить, симпровизировать мелодию песни. Стихотворные тексты для песни подобраны по принципу контраста: один из них является частью стихотворения А.Фета, другой – взят из русской народной поэзии. Сначала учащиеся выразительно читают стихотворения вслух, одно за другим. Они обычно замечают, что текст А.Фета рисует свирепую, злую зиму; настроение народного стиха, напротив, более светлое, радостное. Педагог предлагает детям выбрать для песни тот текст, который им более близок. По желанию ученики могут использовать только часть каждого стиха. Затем педагог просит учеников чётко проговорить ритм стиха, обозначить ударные и безударные слоги, тем самым задать музыкальный размер и ритм предполагаемой импровизации.

Задание 3. Зеркальная импровизация детьми предложенных педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением (это может быть песня, исполненная педагогом, или грамзапись какой - либо мелодии). Дети имитируют движения педагога вначале точно, "как в зеркале". Затем учитель резко меняет темп и характер исполнения той же мелодии, варьируя её с новыми движениями вроде марша, колыбельной, весёлой плясовой. Дети перестраиваются на ходу – каждый по–своему – на новое пластическое настроение. В дальнейшем роль ведущего могут играть учащиеся, а учитель может исполнять на инструменте известную мелодию с вариациями в любом порядке.

Творчество при восприятии музыки

Задание 1. «Рисую музыку»

Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности: это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из "Времен года" Вивальди, некоторые музыкальные картинки "Карнавала животных" К. Сен-Санса) или произведения для детей русских и советских классиков: А. Римского-Корсакова, И. Мусоргского, П. Чайковского, А. Лядова, С. Прокофьева, Д. Кабалевского.

Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось произведение–так же, как начиналось, или по-другому? Какие настроения и переживания оно разбудило?

Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

Задание 2. «Подбери инструмент»

Пропойте с ребенком "Песенку о весне". Положите перед малышом несколько музыкальных инструментов: треугольник, металлофон, дудочку, свистульку.

Предложите украсить песню, сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.

Подобные задания предоставляют ребенку необходимую для него возможность творческого самовыражения.

Задание 3. «Нарисуй песню»

Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему. Попросите его передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

Задание 4. «Времена года цвете и звуке»

Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения.

Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Теперь надо закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Лучше использовать для этого акварель. Задание можно видоизменить, закрасив прямоугольники не одним каким-то цветом, а сочетанием разных цветов, подходящих к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, чёрточки, круги, цветные пятна.

Теперь, глядя на свои творения, ребёнок, проявив фантазию, должен спеть "зимний", "летний", "осенний", "весенний" напевы со словами или без слов. Кстати, можно при этом аккомпанировать на чём угодно (барабане, щёлкать пальцами, хлопать в ладоши и т.д.).

Игровые задания для развития песенного творчества

1. Попросить ребёнка петь, самостоятельно находят то высокие интонации (поёт маленькая кукушка, мяукает котёнок и т.д.), то более низкие (поёт большая кукушка, мяукает кошка и т.д.).

2. Импровизировать простые попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).

3. Играть на металлофонах самим придуманные сочинения интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в песни.

4. Петь своё имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации.

5. Вести певческую перекличку. Взрослый поёт: "Ау, ты где?" Ребёнок отвечает: "Я здесь". Затем очерёдность меняется. Придумываются новые интонации.

6. Импровизировать мотив из 2–3-х звуков на слоги "ля-ля", взрослый или другой ребёнок придумывает свой мотив. Идёт соревнование: кто больше придумает попевок.

Творчество в движениях

Задание 1. «Танец розы»

Под красивую мелодию (использовать грамзапись, собственный напев) исполняется танец удивительно прекрасного цветка – розы. Ребёнок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра "заморозил прекрасную розу". Ребёнок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза "застывания, замёрзшей розы".

Задание 2. "Кто лучше?"

Игра развивает воображение и творчество в движениях.

Предложите ребёнку придумать танец под хорошо знакомую музыку. Это может быть популярный шлягер или что-нибудь более мелодичное и спокойное. Характер движений в любом случае должен соответствовать звучащей музыке.

Посоревнуйтесь с ребёнком: чей танец получится лучше, чьи движения окажутся интереснее и выразительнее.

Творчество в игре на музыкальных инструментах

Задание 1. «Сравниваем»

Игровое задание развивает фантазию и воображение в процессе знакомства с тембром различных музыкальных инструментов.

Возьмите металлофон. Научите ребёнка молоточком легко ударять по пластинкам инструмента. Пусть ребёнок прислушается к звучанию каждой пластинки. Теперь спросите ребёнка, чем отличается звук металлофона от звука барабана? Есть ли в звуке барабана такая же звонкость и тягучесть? Есть ли металлический или "хрустальный" призвук? Можно ли суховатый, щёлкающий звук барабана заменить звуком металлофона? И, наконец, как отличается звук барабана и металлофона по высоте? Покажите ребёнку схему и спросите, где изображена высота звуков барабана, а где металлофона.

1. 2.

Задание 2. «Гроза»

Прежде чем разыгрывать такую музыкальную картинку, ещё при первом знакомстве с соответствующими инструментами, нужно предварительно наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы: "На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?"

Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель (играть тихо на треугольнике), входит в силу и постепенно прекращается (можно изобразить и внезапный дождь).

Затем находим, как сделать порыв ветра (маракасы, погремушки), молнию (удар металлическими палочками по тарелкам), раскаты грома (барабан).

Разрабатываем "сценарий": сначала – порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельного громкого, звук также постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в этой картинке. Важно соблюсти меру, чтобы картинка не превратилась в хаотический шум. Поэтому развитием "грозы" дирижирует взрослый, показывая каждому участнику вступление, изменение темпа и динамики. Издалека слышны раскаты грома (барабаны). Постепенно они приближаются (обычно гром постоянно не гремит, поэтому и барабаны вступают периодически). После кульминации гроза идёт на убыль и постепенно затихает. И снова сияет солнце, пастушок играет на дудочке.

Психотерапевтическое значение творческого акта велико. Например, самостоятельно написанное стихотворение к данной музыке помогает справиться с определённой ситуацией. Так, в процессе арт–терапии происходит коррекция эмоциональных проблем. Главным и важным для самовыражения ребёнка является: создать творческую атмосферу, поощрять любые творческие проявления личности ребёнка, поддерживать его творческую инициативу, подавая ему в этом пример. Раскрывая творческие способности ребёнка, учитель сможет обнаружить собственные, до этой поры скрытые, творческие резервы, например, начать писать музыку.

Очень важно посмотреть на ребёнка как на эмоциональную, творческую личность, откликнуться на его всеохватывающие чувства – и всё получится. Ведь не зря французский философ Анри Бергсон считал, что творчество рождается из эмоций.

Использованная литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество на уроках музыки. – М.: Просвещение, 1967.

2. Юдина Е. Азбука музыкально–творческого саморазвития. – М., 1994.

3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.–240с.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей Избранные труды: 2т – М., 1985.

5. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.–240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творим по законам красоты (Детское литературное творчество)

В статье описан опыт работы по развитию детского литературного творчества.Здесь можно познакомиться с детскими работами....

Неделя детской книги. Творчество А.Л. Барто.

Сценарий открытия и закрытия Недели детской книги. Творчество А.Л. Барто. Для 1-4 классов....

Рабочая программа факультативного курса "Развитие речи и детского речевого творчества".

Программа факультативного курса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской "Детская риторика. Речь, культура общения" и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса....

Музыкальное творчество младших школьников в группе продленного дня

В докладе представлена информация о целесообразности занятий музыкой в ГПД....

Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....