Музыкальное творчество младших школьников в группе продленного дня
статья по музыке

В докладе представлена информация о целесообразности занятий музыкой в ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_tvorchestvo.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему:

«Музыкальное творчество младших школьников в группе продленного дня»

                          Подготовила:

                             воспитатель группы продленного дня

                             МБОУ «Поселковская средняя школа № 1»

                             Свойкина Т.В.

Ноябрь

2019 г.

Творчество является не только уделом избранных гениев. Большая часть того, что нас окружает, сделана и спроектирована неизвестно кем. Задача педагога - показать ребенку на что он способен и кем он сможет стать в жизни. Эти задачи стоят перед каждым педагогом, в том числе и воспитателем ГПД. От того, насколько умело и талантливо будет педагог обучать своих учеников, зависит решение этих задач.

Творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок. Усилия ученых, изучающих творческий процесс, сконцентрированы главным образом на изучении творчества, продукты которого имеют объективную ценность, т.е. такую, которая оказывает влияние на развитие науки или культуры в целом. Но при этом следует учитывать важность детского субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.

Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Детское творчество, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от педагога, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Он побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников он предлагает им творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила игры и сюжетная подсказка. Игра же создает атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей.

Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.

При оценке выполненного задания необходимо учитывать степень понимания музыкального образа, стремление к совершенствованию композиции в процессе сочинения, способность "автора" выразительно ее повторить.

Воспитатель должен уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Вначале младшие школьники успешнее справляются с творческими заданиями, связанными с движениями под музыку и игрой на простейших музыкальных инструментах. Свои "сочинения" (выразительные интонации, ритмическое сопровождение к пьесам, песням, характерные движения) учащиеся обдумывают, совершенствуют, свободно и выразительно повторяют.

Трудности, которые дети испытывают при выполнении творческих заданий в пении (отсутствие координации между слухом и голосом), постепенно устраняются. "Непоющие" дети могут проявлять свои творческие возможности в движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а поющие - ив пении. Главное, чтобы педагог использовал самые разные по видам деятельности творческие задания.

Разнообразные и систематические творческие задания помогают учащимся успешно справляться с поставленными перед ними задачами. Надо отметить, что детский музыкальный фольклор вызывает большой интерес у учащихся. Так, знакомые им песни "Заинька", "Солнышко" и другие они не только поют, но и подбирают мелодии на металлофоне, ксилофоне. К одним песенкам ребята сочиняют ритмическое сопровождение, к другим играют аккомпанемент, предложенный учителем. К таким песням можно давать два-три варианта сопровождения, каждый из которых исполняют разные группы, что является предпосылкой формирования у детей представлений о принципе вариационности и форме вариаций.

Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Воспитатель побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации.

Музыкальная культура ребенка формируется постепенно, переходя от положительных эмоциональных реакций и эмоциональной отзывчивости на музыку, через творческое развитие. В этом ему помогает педагог.

Ориентируясь на творчество воспитателя, школьник понимает, что окружающий мир бесконечно богат и может быть осмыслен с самых разных позиций, что часто на один вопрос можно дать огромное количество альтернативных ответов, что может быть множество мнений по тому или иному поводу и каждое должно цениться, уважаться, приниматься к сведению, что мир позволяет утвердить в общении воспитателя и ученика как оптимальную форму – диалог, где кругозор педагога взаимодействует с кругозором ученика и процесс воспитания протекает на личностно-значимом уровне, превращаясь в межличностный процесс.

В процессе музыкально-творческой деятельности, у детей:

-развивается умение самостоятельно и творчески применять разные художественные средства (краски, формы, музыкальные звуки, поэтические выражения для воплощения одного и того же замысла);

-накапливается опыт совместной работы, формируются нравственные основы взаимоотношений между детьми;

-наглядно выделяются результаты творческого развития всех детей, а также проявляются интересы и способности каждого ребенка в отдельности;

-создается радостная и творческая атмосфера общения коллектива взрослых и детей, благоприятная обстановка для проявления эстетических качеств.

Рекомендуемые задания и упражнения:

1. “Конструкция”

листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый.

2. “Три словечка”

Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, используя эти слова. Например: Кот летел на самолете за мячом.

  • Кот играл мячом в самолете.
  • На мяче кот летел, как самолет. И т.д.

3. “Каракули”

Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно” выделить его.

4. “Сочинение загадок но алгоритму”

Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице:

Какой?

Что же такое?

 

Алгоритм:

1. Выбрать объект,

2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: “Какой?”

3. Заполнить правую часть таблицы: “Что такое же?”

4. Вставить слова -связки “...но не...”

5. Прочитать готовую загадку: Белый, по не снег, сладкий, но не мед.

5. “Рисовалка”

Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что сказал им педагог на ухо разное. И смотрим, что получилось.

6. “Рифма”

Подобратьрифму к слову. Например: овечка - словечко - сердечко.

7. “Как сказать иначе?”

Отыскать как можно больше синонимов к словам:

  • Глупый: бестолковый, недалекий, тупой, тупоголовый, безмозглый…
  • Важный: весомый, значительный, существенный, принципиальный...
  • Печальный: скорбный, угрюмый, тоскливый, грустный...
  • Друг: приятель, товарищ, коллега…
  • Испуганный: охваченный страхом, струсивший, боязливый, обеспокоенный и т.д.
  • Смешной: забавный, комичный, потешный, уморительный, веселый, остроумный....
  • Привлекательный: обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный, притягательный и т.д.
  • Самоуверенный: самонадеянный, знающий себе иену, бесцеремонный...

8. “Полный спектр.”

Составить списки из тридцати взаимосвязанных слов в алфавитном порядке, например:

  • Профессии: архитектор, бухгалтер, врач...
  • Города: Анапа, Байкал, Воронеж.
  • Музыкальные инструменты: аккордеон, балалайка, виолончель...
  • Пища: ананас, булка, виноград...
  • Деревья: акация, береза, верба....
  • Животные и т.д.

9. «Да и нет»

Отгадать героя сказки, задавая вопросы на которые можно ответить только “Да или нет”, но прямых вопросов задавать нельзя (например –«Это кошка?»).

10. “Фигурка”

Обвести геометрическую фигуру и дорисовать так, чтобы получилось животное.

Задания для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)

Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

Для установления уровня развития чувства ритма:

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, nonlegato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Игра «Сказочное заклинание».

Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура, замри! Поиграйте с ребенком в игру. Пусть он представит, что эти слова - сказочное заклинание. Необходимо произнести его на разные лады, то громким и страшным голосом, как злодей, то печально и жалобно, как козленочек в сказке "Сестрица Аленушка", то пропищать тоненько, как мышонок. То есть использовать разные интонации. Произнести можно завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами. Можно покартавить, сказать в нос. Очень интересное сочетание дает чередование говорения и пропевания. Определите, от имени какого персонажа сказочное заклинание звучало выразительнее и интереснее.

Таким образом, анализ педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал всю роль музыкального искусства в процессе творческого развития детей.

У младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Детское творчество, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие младшего школьника в группе продленного дня

Обобщение опыта работы в группе продлённого дня.  Презентация защиты....

актуальность духовно-нравственного воспитания младших школьников в группе продленного дня

Этот материал о духовно-нравственном воспитании младших школьников в ГПД...

Здоровьесбережение младшего школьника в группе продленного дня

Актуальность  применения здоровозберегающих технологий в ГПД...

« Развитие творческого потенциала младших школьников в группе продленного дня»

Обобщение опыта                                                     ...

Статья "Организация деятельности младших школьников в группе продленного дня в рамках ФГОС"

Доклад для круглого стола по теме: Организация деятельности младших школьников в группе продлённого дня....

Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...