Развитие вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста.
статья по музыке

В материале представлены этапы развития певческого голоса детей младшего школьного возраста, с их особенностями и возможностями. А так же развитие вокально- хоровых навыков: дыхание, артикуляция, звуковедение и элементы упражнений, помогающих добиться легкого и звонкого звучания в хоре. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Развитие вокально-хоровых навыков

                       детей младшего школьного возраста.

Хоровое пение- искусство массовое, оно предусматривает главное- коллективное исполнение музыкальных произведений. А это значит, что большая группа людей объединена одной идеей, подчинена единому художественно-исполнительскому замыслу. Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается красиво и хорошо, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором звучит выразительнее и ярче, чем если бы он спел ее один,- осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Младший школьный возраст - это определяющий этап в формировании личности. От того какой "фундамент" будет заложен в данном возрасте, зависит все дальнейшее развитие ребенка. Это касается как его общечеловеческих качеств, так и его музыкального развития, в частности , готовности к певческой деятельности.

На первых занятиях хормейстер вводит детей в "мир прекрасного"- рассказывает им о музыке, хоре, хоровых певцах, дирижере. Дети младшего школьного возраста весьма эмоциональны, их легко увлечь, сделать участниками беседы. Прежде  чем начинать вокально-хоровую работу, следует научить детей правильно держаться при пении, т.е. принимать нужную певческую установку. Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу. Ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок- это ведет к неправильной манере пения (у малышей такое явление можно увидеть довольно часто). Затем надо в доступной форме рассказать детям о голосовом аппарате, технике дыхания. Возможности певческих голосов в младшем школьном возрасте ограничены. Хормейстер должен знать, что красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полетности, эмоциональности. Не следует увлекаться нюансом форте. Слишком громкое пение ведет к форсированному звучанию, что приносит вред голосу. Наиболее ярко голоса малышей звучат в нюансе mp, mf, умеренном f. Младший хор характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. "До" первой октавы- "Ре-ми" второй. Главная задача- добиться унисона. Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них : внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т.д. Особое внимание уделяется дыханию- широкому дыханию по фразам. Разучивание песни может проходить с голоса ( по слуху), особенно на первом этапе, т.к. чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий, но затем нужно вернуться к нотам.

Единственным верным путем совершенствования певческого голоса служит систематическая работа над развитием музыкального слуха. Верным и могучим помощником в развитии музыкального слуха является музыкальная грамота. Разучивание песни, быстрота и точность освоения ее музыкального содержания облегчаются в значительной степени умением читать голосом ноты. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, "слушать тишину". На начальном этапе развития вокального слуха следует научить детей разбираться в качестве звучания, используя самые простые, легко определимые моменты: звук красивый- не красивый; льющийся- зажатый; округлый- плоский и т.д. При этом надо объяснять детям, почему получается то или иное звучание, учить их анализировать свои внутренние ощущения. Правильный показ манеры пения и отдельных певческих приемов очень нагляден, т.к. дает установку для формирования звука у ребенка. У руководителя детского хора должен быть очень хорошо развит вокальный слух, чтобы определить правильно или не правильно работает голосовой аппарат ребенка.

Мягкое и светлое звучание- это основные природные свойства детского певческого голоса.  Для того, чтобы от года к году оба эти драгоценные свойства развивались правильно, надо с первого же занятия внимательно следить за тем, чтобы ничто им не повредило. Страшной опасностью является пение на крике, которое разрушает самое ценное в певческом звучании - кантилену. Громкие звуки воспринимаются труднее, чем тихие и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание, а отсюда теряется чистота интонации. Весьма важное влияние на звукообразование оказывают носовые полости. Любые заболевания носовых полостей сразу же отражаются на качестве звука и на дикцию поющего. Поэтому детей с простудными заболеваниями следует освобождать от пения.

Дыхание в пении имеет исключительное значение: от дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным. Не все дети младшей группы хора сразу понимают, как нужно дышать и многие из них, делая вдох, поднимают плечи. Такое дыхание ведет крикливому пению. Хормейстер должен рассказать и наглядно показать детям, как надо дышать, чтобы работали мышцы живота, а также нижних и верхних отделов грудной клетки. В процессе дыхания большую роль играют моменты вдоха и выдоха. Вдох должен быть коротким, энергичным, обязательно с небольшой задержкой, которая закрывает дыхание "на замочек". Задержка при дыхании активизирует вдох и вместе с тем служит предпосылкой одновременного вступления хора по руке дирижера. Выдох должен быть постепенным, равномерным, продолжительным, чтобы связки при этом были плотно сомкнуты ( в противном случае звук будет сиплый, тяжелый). Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке руководителя, умение распределить дыхание по музыкальным фразам. Впоследствии в хоре, как правило, практикуется смешанное дыхание при участии рта и носа (в отдельных случаях предпочтение отдается дыханию через нос, даже при пении со словами). Момент образования звука называется атакой. Различаются 3 вида атаки: твердая, мягкая, придыхательная. Твердая атака- связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Мягкая атака- связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Придыхательная атака- связки смыкаются не полностью, пропускают воздух. В младшем хоре наряду с использованием мягкой атаки можно применять и твердую, т.к. она активизирует певческий процесс. Придыхательная атака применяется как изобразительное средство, необходимое для создания художественного образа. Своеобразной проверкой правильного певческого дыхания служит цепное дыхание. От перебора дыхания появляется зажатость артикуляционного аппарата, напряжение в голосе, что приводит к быстрому утомлению певцов.

Звук, образующийся в гортани, в момент своего образования очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходят во время попадания звука в пространства (полости), называемые резонаторами. Верхний резонатор (головной)- это полости глотки, носа, рта. Нижний резонатор (грудной)- полости бронхов и трахеи. В младшем хоре у детей преобладает верхний резонатор. На различной высоте, т.е. в разных регистрах наблюдается большее и меньшее действие грудного и головного резонаторов. Контролю учителя подлежат лишь дыхание и резонирование звука. Так, например, зажатость горла, легко обнаружить на горловом звуке. Носовой звук, также очень явно слышимый при пении , происходит в следствии задержки звуковой волны в области носа. В задачу хормейстера входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей. Специфические вокальные термины- "высокая позиция", "головное звучание" и др. связаны именно с процессом резонирования. Можно ли научить детей воздействовать на резонаторы при помощи внутренних ощущений? Да, можно. У детей развита фантазия, мышление их образно. Можно использовать сравнение резонаторов со своеобразными "микрофончиками", данными нам природой, объясняя ребятам, что если звук попадает в "микрофончик", он становится ярче и красивее- это помогает сохранить правильную вокальную позицию. Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Это серьезная, трудная и очень важная задача, потому что хороший унисон в хоре- основа чистого многоголосного пения.

Артикуляция- важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и т.д. Артикуляционный аппарат у детей младшего возраста нуждается в развитии и активизации. Здесь важно все: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту- все это влияет на качество исполнения. У участников младшего хора на первых порах часто встречается такая ошибка: у них возникает желание быстрее спеть следующий слог, отсюда теряется протяжность, напевность мелодии. Хормейстер должен объяснить и на  примере своего пения показать, что поются только гласные звуки, а не согласные. Согласные произносятся предельно кратко, однако при краткости необходимо четкое, даже утрированное их произношение. Пение гласных должно происходить в единой манере звучания, для этого необходимо сохранение устойчивого положения гортани.

В младшем хоре основная задача- выявление головного регистра, собственно головной регистр для детей 7-10 лет естественен, они поют фальцетом. При не форсированном , напряженном пении дети в этот период могут петь легко довольно высокие ноты- до,ре,ми и даже фа второй октавы. И наоборот, нижний регистр таит в себе значительную опасность "посадить"голос, лишить его природной легкости, звонкости. Употребление гласных Е,Ё,Ю,Я в упражнениях способствует светлому головному звучанию. Значительно звонче сделает звук гласная И- но пользоваться ею нужно осторожно, чтобы не появился в хоре резкий открытый тембр. Полезно пропевать различные скороговорки с употреблением различных словосочетаний. Развитию заднего отдела артикуляционного аппарата способствуют упражнения на гласные О, У. Развитию мягкого нёба способствуют упражнения исполняемые закрытым ртом с переходом на слоги МА, НА. Подбор и систематизация вокальных упражнений должны отвечать следующим задачам:

а) выработки мягкой атаки звука и верной (высокой ) позиции;

б) укрепление среднего регистра голоса и развития (очень постепенного) его диапозона;

в )развития гармонического слуха;

г) раскрепощения артикуляционного аппарата и выработки правильной, четкой дикции;

д) формирование навыка "кантиленного" пения и работы над укреплением дыхания;

е) контрастного пения

Вокальное воспитание в хоре- важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе. Основное условие правильной постановки вокального воспитания- подготовленность руководителя для занятия пением. Важнейший принцип во всей хоровой работе- индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого поющего. Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. "Внимание- это направленность психической деятельности и сосредоточенность на объекте, имеющем для личности определенную значимость". Воспитание вокально- хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству , необходимо учиться терпеливо и настойчиво. Детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка. Хормейстеру обязательно нужно учитывать психологические и физические особенности младшего школьного возраста. Это период, который должен вобрать в себя то, что наиболее характерно для условий воспитания ребенка до школы, укреплять все полезное для дальнейшего обучения и создавать благоприятные условия для усвоения того нового, что вытекает из обстоятельств и условий на новой ступени развития ребенка.

Хормейстер с первых же занятий должен строить работу с младшим хором так, чтобы хоровые занятия носили форму стройной системы, в процессе которой не только отрабатывались отдельные вокально-хоровые приемы и навыки, но и накапливался опыт, развивались музыкальные способности, воспитывался устойчивый интерес к музыке, к хоровому пению, формировалась ярко выраженная направленность к хоровой деятельности. Это и составит основу готовности ребенка к участию в хоре более высокого уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"

Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи  у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

Статья "Развитие вокально-хоровых навыков в младшем хоре"

В статье представлены формы и методы работы педагога дополнительного образования из собственного опыта...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...