ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Музыке», для обучающихся 4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа» (УМК «Школа России»), авторов: Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. - М., Просвещение, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Документы федерального уровня:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”
Документы школьного уровня:
1. Положение «О рабочей программе педагога МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17»;
2. Образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО;
3. Учебный план МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» на 2022 - 2023 учебный год.
Рабочая программа позволит учителю реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, мета предметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования; определить обязательную (инвариантную) часть содержания учебного курса по музыке; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» в соответствии с ФГОС НОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); основной образовательной программой начального общего образования; Программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Программа составлена для учащихся 4 класса на 2022 –2023 учебный год.
Учебник – Автор: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Музыка, 4 класс.
Программно-методические материалы Учебник «Музыка» 4 класс, Е.Д.Критская, Г.Н.Сергеева, Т.С.Шмагина- М: Просвещение, 2018г Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс. (в электронном виде на сайте издательства) Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Е.Д.Критская, Г.Н.Сергеева Уроки музыки. 1-4 классы: пособие для учителя/ Г.Н.Сергеева.-М.: Просвещение, 2016
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Актуальность. Изучения предмета «Музыка» в начальной школе определена важностью непрерывного образования и развития личности и направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, еѐ жанрово-стилистические особенности.
Цели программы:
1. формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
2. воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
3. развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
4. обогащение знаний о музыкальном искусстве;
5. овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
1. развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
2. понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
3. освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
4. изучение особенностей музыкального языка;
5. формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА Учебный план МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17» отводит 34 часа для обязательного изучения учебного курса «Музыка», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа учебного курса «Музыка» рассчитана на 34 часа в год. Объём программы:
Общая трудоёмкость
| Количество часов на год
| Количество часов по триместрам
| I триместр
| II триместр
| III триместр
| 4 класс
| 34
| 10
| 12
| 12
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
4 класс (34 ч) Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Вокализ. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности: песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки. Вариации. Инструментальная и вокальная музыка. Различные виды музыки: вокальная, сольная. Зарубежные композиторы-классики: Ф. Шопен, Л. Бетховен Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.
Симфонический оркестр. Балет. Оперетта и мюзикл. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка в народных обрядах и обычаях. Жанры фортепианной музыки. Гитара. Интонация.»
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий» (5 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4 часов)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (5 часов)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале» (6 часов)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (7 часов)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
-нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки. Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Ученик получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
-соотносить различные произведения по настроению и форме;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогии;
-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится:
-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения;
-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
-различать язык музыки разных стран мира.
Ученик получит возможность научиться:
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| № | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Контрольные и проверочные работы, тесты |
|
| Тема 1. Россия-Родина моя. | 3 ч |
|
|
| Тема 2.О России петь, что стремиться в храм. | 4 ч |
|
|
| Тема 3 День, полный событий. | 5 ч |
|
|
| Тема 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло. | 4 ч | 1 |
|
| Тема 5. В концертном зале. | 7 ч | 1 |
|
| Тема 6. В музыкальном театре. | 4 ч |
|
|
| Тема 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 7ч |
|
|
| Итоговая контрольная работа. |
| 1 |
|
| Итого | 34 ч | 3 ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|