Музыка моего народа
план-конспект урока по музыке

Митина Майя Сапарбаевна

Урок с использованием игровых технологий, направленных на поисковую и творческую деятельность обучающихся

Цель: через яркие музыкальные произведения воспитать любовь к музыке моего народа.

Задачи:

  • обобщить знания обучающихся русской народной песни и выросшей из нее композиторской музыки;
  • развивать вокально-хоровые навыки, творчество, фантазию ребят;
  • воспитывать интерес и любовь к русской музыке, используя поисковую деятельность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока23.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка моего народа

Урок  с использованием игровых технологий, направленных на поисковую и творческую деятельность обучающихся

Цель: через яркие музыкальные произведения воспитать любовь к музыке моего народа.

Задачи:

  • обобщить знания обучающихся русской народной песни и выросшей из нее композиторской музыки;
  • развивать вокально-хоровые навыки, творчество, фантазию ребят;
  • воспитывать интерес и любовь к русской музыке, используя поисковую деятельность учащихся.

Тип урока: обобщающий.

Методы: игра +диалог +поиск + творчество.

Формы: интеграция через театрализацию песен, пластику, мимику, рисунки, музицирование, сочинение частушек.

План урока

  1. Организационный момент. Ввод в игру.
  2. Этап проведения игры: регламент, правила игры, формирование групп, групповая работа над заданием, подготовка материального обеспечения.
  3. Этап анализа и обобщения: вывод из игры, анализ, оценка и самооценка, рефлексия.

Оборудование: доска, разделенная на три части, для ведения ответов и подсчетов результатов игры каждой группы. Музыкальные инструменты: ложки, бубны, треугольники, и. т.д. Фломастеры, бумага, разноцветные косынки, жетоны.

Ход урока.

Ребята входят в класс, не догадываясь о том, что урок будет необычным. Вход под музыку «Солдатушки, бравы, ребятушки» (2 минуты)

Установка учителя:  Сегодня у нас будет необычный урок. Наш класс превратится в мастерскую, где учитель будет мастером. Кем ребята будете вы? Кто помогает мастеру? Кого он обучает творить Чудеса? (Дети называют) Я предлагаю разделиться на 3 группы

Ученики расставляют стулья так, чтобы удобно было общаться, обсуждать, творить (1 – 2 минуты)

Учитель: Теперь вам необходимо дать название каждой группе и нарисовать эмблему вашей мастерской. Проявите свою фантазию (Дети дают названия своим мастерским и рисуют эмблему) (5 минут)

Учитель: Сейчас, ребята, мы с вами попадем на большой праздник. Это фестиваль, на котором собрались люди разных национальностей. Наша с вами задача показать и рассказать всё, что мы знаем о музыке нашего народа и русских композиторах. Каждая группа будет называть всё, что она знает по этому вопросу, не повторяя ответов других групп.

На доске записана тема урока: «Музыка моего народа» и вопрос: «Что вы знаете о музыке своего народа?» (2 минуты)

Работа идет по группам. Варианты ответов записывает мастер на доске. Доска разделена на части, по количеству групп. За каждый ответ группа получает поощрение (жетончики, наклейки). Например, мастерские:

«Клякса» «Веселые» « Лирики»

Второй вопрос на доске: « Какие чувства выражает музыка?» (2 минуты)

Работа ведется аналогично первому заданию. За каждое новое высказывание ребята получают жетон.

Подводя итоги по проделанной работе, учащиеся делают вывод:

«Русская народная и композиторская музыка выражает чувства народа, рассказывает о его жизни».

Учитель: Вы знаете, ребята, что любой праздник не обходится без музыки, без песен. Для наших гостей вы должны исполнить песни, которые сочинил наш народ. Но прежде чем их исполнить, каждая мастерская превращается в лабораторию. Чтобы определить какую песню вы должны спеть, необходимо выполнить два задания.

Задание №1 (5 минут)

Познакомьтесь со словами русской народной песни и по ней определите, к какому жанру песен она относится.

Дети получают карточки со словами из русских народных песен разных жанров: трудовые, частушки, солдатские, и. т.д. Если им будет сложно определить жанр песни, в помощь дается еще одна карточка.

Например, группе «Клякса» дается карточка со словами:

«По долинам и по взгорьям

Шла дивизия вперед,

Чтобы с боем взять Приморье

Белой армии оплот».

Или в помощь:

«Гулял по Уралу Чапаев - герой

Он соколом рвался с полками на бой»

Например, группе «Весёлые» дается карточка со следующим текстом:

«Я на камушке сижу,

Я топор в руках держу.

Ай, люли, ай люли

Я топор в руках держу».

Или:

«Уж мы сеяли, сеяли ленок

Уж, мы сеяли, приговаривали,

С боку на бок переворачивали».

Группе «Лириков» предлагается карточка со словами:

«Ёлочки, сосёночки,

Зелёные, колючие,

А ребята в нашей школе

Звонкие, певучие».

Или:

«Ой, запоем, подружки, песню

Запоем, так, запоем.

А мы кого любить задумали

Того и подберем!»

Задание №2 (5 минут)

Определив слова, вспомните, какие песни вы знаете в этом жанре. Исполните их с движениями, выразительно, выбирая и используя нужные музыкальные инструменты для создания образа. Можно петь, всей группой, можно петь с запевалой или выставить солиста от мастерской. Чем больше песен пропоет каждая группа, тем больше получит жетонов.

(В этом задании можно использовать и композиторскую музыку).

Задание №3 направленно на творчество ребят (15 минут)

Всем учащимся дается одна тема, на которую они должны сочинить свою коллективную частушку. Учитель выразительно читает текст и поет самый простой мотив частушки. Для театрализованного действия, дети могут использовать цветные косыночки.

Пример текста:

«А» и «Б» сидели на трубе,

«А» упала, «Б» пропала…

Но не надолго - вернулась

С целой охапкой слов.

Дети поют свою частушку, используя движения и мимику лица. Отмечаются жетоном наиболее удачные, интересные.

Например:

«А» и «Б» сидят и спорят

Кто, куда, зачем пойдет?

Если не договорятся,

Выходной-то пропадет.

Или частушка страдания:

«А» и «Б», да «А» и «Б»

Ох, сидели на трубе,

Нет начала алфавита,

Голова у букв разбита.

(3 минуты)

В конце урока, учитель проводит рефлексию, выявляя с каким настроением, уходят с урока дети. Какие впечатления остались у них после урока-творчества. Что нового узнали? Хотелось бы им еще участвовать в таких мастерских и быть настоящими мастерами?

Домашнее задание: придумать частушку на свободную тему или спеть частушку, которую поют дома родственники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока «Музыка моего народа»

Фрагмент урока «Музыка моего народа», 4 класс...

Музыка моего народа

Урок-викторина по музыке в 4 классе...

Музыка моего народа. Государственный гимн Российской Федерации

Материал предназначен для уроков музыки в 1 классе. Дети знакомятся с понятием гимна, его применением и датой создания....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Календарно-тематическое планирование 4 класс "Мир музыки моего народа"

Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе М.С. Красильниковой "Гармония"...

Урок. Музыка моего народа

Урок можно использовать для 3-ого класса основной школы и в дополнительном образовании...

Конспект урока по музыке "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы

Конспект урока музыки. Тема: "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы.Слушание произведения Римского-Корсакова "Океан-море синее". Использование дидактического пособия - к...