Технологическая карта урока музыки по теме "Частушка"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Давыдова Елена Петровна

 «Музыка» для 2 – 4 классов , авторы Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов; технологическая карта урока музыки в 4 классе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Частушка..

Класс: 4

Цель: познакомить учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушка.

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1.Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству;

2.Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе  знакомства

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке ее содержания (ПУУД)

2.Формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа.(РУУД)

3.Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений (КУУД)

4.Формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности(КУУД).

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.

Оснащение занятия:

Материалы для учащихся: игра «Продолжи частушку».

Материалы для учителя: технологическая карта, раздаточный материал.

Музыкальный ряд: мелодии частушки

Литературный ряд: интересная информация о частушке, тексты частушек.

Зрительный ряд: презентация, 

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения и воспитания

Планируемые результаты

(формируемые

на данном этапе занятия)

  1. Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята, Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке музыки! Он обещает быть интересным, полным разных открытий. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Мы начинаем урок.

Приветствуют учителя

-Слушают учителя

- Создание ситуации успеха в обучении;

- Формирование готовности восприятия учебного материала;

ЛУУД (Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству);

2. Актуализация знаний

-Уже несколько уроков подряд мы говорим о музыке своего народа. Вспомните что такое «фольклор»

-Назовите жанры русской народной песни: былины, исторические песни, трудовые , колыбельные, лирические, солдатские, обрядовые, …

-Сейчас я прочитаю несколько характеристик нового жанра , а вы попробуйте понять что это за жанр и назвать его.

  • 1) Этот жанр любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в нём можно также услышать и печаль, и душевные переживания.
  • 2) Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал данный жанр. Он создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.
  • 3) Исполнение данного жанра – весёлая русская забава, пользующаяся популярностью и в наши дни.
  • 4) Слово, обозначающее этот жанр, образовалось от слова «ЧАСТЫЙ», т. е. много раз повторяющийся. Он основан на одном коротком мотиве, который повторяется с разными текстами.

У.: Как вы думаете, ребята, о каком жанре русской народной песни сегодня пойдет речь?

(ответы детей).

У.: Верно, это частушки.

Давайте попытаемся составить определение что же такое частушка?

Слушают учителя

- Беседа;

- Метод проблемной ситуации;

-Метод наблюдения за музыкой.

КУУД(Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений);

3. Организация музыкальной познавательной деятельности

3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения)

Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке  свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер,  то прямо указывающим на место ее рождения.(Деревенские-сельские-городские; Волгоградские-Ярославские-…; русские-мордовские-) Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.

Ребята, существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. В разных областях России частушки называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка, проходная и т. д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.

Слушают учителя

- Подводящий диалог

- Рассказ;

- Беседа;

КУУД(Формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности);

ПУУД (Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке ее содержания )

3.2. Построение проекта выхода из затруднения

Ребята, частушки подразделяют на разные типы :

1.Лирические частушки (припевки) — четырехстрочная частушка на разные темы.

(Слушание)

2.Плясовые -четырехстрочные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа.

(Слушание)

3.Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.

(Слушание)

4.Частушки, названные по зачину — «Семеновна». Это двухстрочные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. В частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30—40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.

(Слушание)

5.Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек так обращались к своим возлюбленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Размер — четырёхстопный хорей. Строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев.

(слушание)

Слушают ,записывают в тетрадь

- Рассказ;

- Метод эмоциональной драматургии;

- Демонстрация;

- Метод наблюдения за музыкой;

- Метод стимулирования занимательным содержанием;

- Метод наблюдения за музыкой;

РУУД(Формировать умение овладения логическими действиями сравнения,анализа)

КУУД (Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях     языка музыкальных произведений);

Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус (П1).

Частушка тесно связана с литературой. Долгое время бытовали 8 строчные, затем 6 и 5строчные и только потом частушка укоротилась до 4- строк( четверостишья), а страдания до 2-х строчек.

-Важным  моментом в частушке является совпадение окончаний. Существуют 2 основных варианта литературных строф.

Перекрёстная     -         Парная

А я умница, да я разумница,

Про то знает вся улица.

Петух да курица, кот да кошечка,                     

Мой друг Ермошечка да я немножечко !

(парная)

Вам частушки мы пропели, 

А теперь торопят нас.

До свиданья, чтоб успели                           

К вам прийти ещё не раз.

(перекрёстная)

Объяснение

3.3.Реализация построенного проекта через виды музыкальной деятельности

(игра, диффиринцированная работа в группах)

Ребята, вот видите  как много разных частушек бывает! И ведь в каждом из них поётся о чём-то своём. Одной из самой популярной темой частушек является тема любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.

Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Продолжи частушку»(Приложение №1)

Исполнение частушек получившихся в итоге игры.

-Ребята, предлагаю поработать в группах

1группа – «Частушки про школу».

2 группа – «Частушки про семью».

3 группа-«Частушки про любимые занятия, игры»

слушают

Подбирают к началу частушки ее продолжение

- Создание эффекта удивления;

- Рассказ;

-Игра

-Исполнение

-Практическая работа в группах

ПУУД(Формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания);

КУУД(Формирование умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений);

РУУД(формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений);

ЛУУД (Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе  знакомства)

3.4. Включение в систему знаний и повторение(рефлексия)

- Итак ребята, чем мы с вами сегодня занимались?

- Какая тема нашего сегодняшнего занятия?

- Отвечают на вопросы учителя;

- Подводят итог занятия

-Повторение и обобщение

- Беседа;

Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус (П1)

Ребята, какие же вы молодцы!. А как вам? Понравилось? Мне тоже. –Ребята, что вам запомнилось на уроке и что понравилось.

Домашнее задание: к следующему уроку сочинить частушку про дружбу.

Спасибо за занятие. До свидания.

- Слушают учителя;

Даа

- Прощаются с учителем;

- Создание ситуации успеха в обучении;

ЛУУД (Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству);



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Технологическая карта урока  музыки в 4  классепо программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.Сеу4.Шмагиной...

Технологическая карта. Урок музыки.Тема: Цвет и звук:"Музыка витража"

Урок муыки 4 класс, на тему Цвет и звук: "Музыка витража". УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А

Технологическая карта урока музыки Мир музыки Бетховена Батищева Н.А...