Формирование универсальных учебных действий при обучении игре на фортепиано с помощью современных образовательных технологий
статья по музыке

В рамках реализации ФГОС второго поколения использование в дополнительном образовании современных образовательных технологий способствует формированию УУД, что неразрывно связано с общеобразовательным процессом, где ставятся те же цели и задачи для достижения желаемых  предметных, метапредметных и личностных результатов и  способствует повышению эффективности и качеству обучения наших учеников. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.55 КБ
Microsoft Office document icon statya_2.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Авдюкова Е.Н.

МАОУ СОШ № 32

с  углублённым изучением

отдельных предметов

г. Екатеринбург

Формирование универсальных учебных действий при обучении игре на фортепиано с помощью современных образовательных технологий

  Запросы общества ставят новые цели перед образованием: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России.

      В соответствии требованиям ФГОС второго поколения в рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием УУД, выступающих основой образовательного  и воспитательного процесса.

     Функция музыкального образования заключается в том, чтобы помочь обучающимся выявить меру своего таланта и сделать выбор дальнейшего пути. Важную роль в этом процессе должно сыграть изменение подхода к обучению игре на любом музыкальном инструменте с использованием инновационных методов обучения, способствующих развитию у детей интереса к музыке и творческих сил.

       Одним из условий эффективности формирования УУД при обучении игре на фортепиано является организация учебной  деятельности  с помощью технологий личностно ориентированного (Г.Г. Кравцова, Т.А. Матис, Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, В.И. Слободчиков, А.В. Петровский и другие),  проблемного и развивающего обучения (Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская,  М. А. Данилов, М. Н. Скаткин,  Д. В. Вилькеев, и др.), игровых технологий.

Апробация различных  технологий определяется по направлению видов  деятельности  и форме обучения юных музыкантов.

       Основными  видами  деятельности при обучении игре на фортепиано являются: изучение теоретических основ фортепианного исполнительства; слушание музыки; овладение пианистическими навыками; разучивание и исполнение разнохарактерных музыкальных произведений; подбор по слуху; транспонирование; аккомпанемент;  участие в публичных выступлениях различного уровня; посещение концертных и  выставочных  залов, театров.

        Представляется примерный обзор технологий при обучении игре на фортепиано:

        1.Технология проблемного обучения, игровые технологии.

Форма обучения: индивидуальное занятие.

Методы и приёмы: эвристический диалог; исследовательский метод;  методы музыкального образования: метод музыкального обобщения (Э.Абдуллин), метод сравнения и анализа (Э.Абдуллин, Е.Николаева), метод наблюдения за музыкой (Б.Асафьев), метод стилеразличения у подростков (Ю.Алиев, С.Старобинский), метод контрастных сопоставлений, метод уподобления характеру  (О.Радынова) и  т.д.; задания проблемного и дискуссионного характера; игры для развития логического мышления, интеллекта.

       2.Технология сотрудничества, технология проблемного обучения.

 Форма обучения: индивидуальное занятие, ансамблевое музицирование, внеурочная деятельность: школьные филармонические концерты,  тематические концерты в форме музыкально – поэтических композиций с элементами театрального действия, конкурсы, фестивали, викторины – концерты и т.д.  

Методы и приёмы: партнёрство (педагог – ученик, ученик – ученик, педагог – родители – ученик, ученик и одноклассники); эвристический диалог; методы музыкального образования: метод побуждения к сопереживанию (Н.Витлугина), метод размышления о музыке (Д.Кабалевский), метод создания обстановки внутреннего эмоционального приятия (Б.Лихачев), метод интонационно – стилевого постижения музыки и моделирования художественно – творческого процесса (Е.Критская, Л.Школяр) и т.д.

      3.Проектная технология, технология сотрудничества, технология проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальное занятие, ансамблевое музицирование,

 внеурочная деятельность: школьные филармонические концерты,  тематические концерты в форме музыкально – поэтических композиций с элементами театрального действия, конкурсы, фестивали, викторины – концерты и т.д.  

Методы и приёмы: эвристический диалог; исследовательско – поисковый метод; организация, планирование, анализ, рефлексия, самооценка познавательной деятельности, поиск источников информации; партнёрство

 ( ученик – педагог (тьютер)): сочинение музыкального произведения, аранжировка, подбор по слуху и подбор аккомпанемента.

     4.Здоровьесберегающие технологии,  игровые технологии.

Форма обучения: индивидуальное занятие, ансамблевое музицирование,

 внеурочная деятельность: школьные филармонические концерты,  тематические концерты в форме музыкально – поэтических композиций с элементами театрального действия, конкурсы, фестивали, викторины  и т.д.

Методы и приёмы: мотивация ведения здорового образа жизни: гимнастика «пятиминутка», аутогенные тренировки, инструктажи по охране здоровья, создание обстановки психологического комфорта, ситуации успеха (принцип успешности), график проветривания кабинета и т.д.; игры (ролевые, викторины и т.д.)

     5.Технология портфолио (результаты учебной творческой  деятельности).

Форма обучения: индивидуальное занятие.

Методы и приёмы: индивидуальные планы, диагностические матрицы оценки качества результата образования по предмету «Специальный инструмент (фортепиано)», зачётные книжки, дневники самонаблюдения и самооценки (Е.Авдюкова: авторская разработка для обучающихся игре на фортениано), результаты внеурочной деятельности (участие в концертах, победы в конкурсах, фестивалях и т.д. различного уровня).

   6.Арт - педагогические технологии (работа с одарёнными детьми), технологии проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальное занятие, ансамблевое музицирование,

 внеурочная деятельность: школьные филармонические концерты,  тематические концерты в форме музыкально – поэтических композиций с элементами театрального действия, конкурсы, фестивали, викторины  и т.д.

Методы и приёмы: эвристический диалог; исследовательско – поисковый метод; развитие эмоциональной сферы: метод побуждения к сопереживанию (Н.Ветлугина), метод соперживания (А.Мелик- Пашаев), метод создания обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения (Б.Лихачев); метод сочинения уже сочинённого (В.Усачева), метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе (Е.Николаева) и т.д.; самореализация творческой деятельности: внеурочная деятельность, авторские музыкальные сочинения и т.д.; межпредметные связи: занятие живописью, кружки прикладной направленности, спортивные секции, участие  в хореографических коллективах, в области литературы сочинение стихов, рассказов и т.д.

   7.Информационные технологии, проектная технология, технология проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальное занятие.

Методы и приёмы: эвристический диалог; исследовательско - поисковый метод; создание музыкальных презентации; концертный проект.

       Использование  данных  образовательных технологий способствует  формированию  универсальных учебных действий,  достижению личностных (развитие музыкально - эстетического вкуса, реализация творческого потенциала, мотивация к учебной деятельности и личное осмысление учения), метапредметных (освоение проблем творческого и поискового характера, сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль и оценивание учебных действий и т.д.)   и предметных (развитие творческой инициативы, формирование устойчивого интереса к музыке, формирование исполнительских умений и навыков) результатов у обучающихся по предмету «Специальный инструмент (фортепиано)», а также совершенствованию профессионального мастерства педагога.

       К положительным результатам  применения перечисленных технологий относится:  стабильный   уровень  успеваемости; положительная динамика роста  качества образования; успехи  детей  в творческих конкурсах, фестивалях района и города; раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной  деятельности.

       В рамках реализации ФГОС второго поколения использование в дополнительном образовании современных образовательных технологий способствует формированию УУД, что неразрывно связано с общеобразовательным процессом, где ставятся те же цели и задачи для достижения желаемых  предметных, метапредметных и личностных результатов и  способствует повышению эффективности и качеству обучения наших учеников.  

Литература

      1. Асмолов А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

      2. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Учебное пособие/ - СПб.: Композитор.  Санкт – Петербург, 2007. – 544 с.



Предварительный просмотр:

Авдюкова Е.Н.

МАОУ СОШ № 32

с  углублённым изучением

отдельных предметов

г. Екатеринбург

Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий  учащихся в процессе обучения  игре на фортепиано  в рамках ФГОС второго поколения

Развитие общества на современном этапе актуализирует проблему формирования и развития творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению. Выдвижение в образовании  на первый план личностной парадигмы находит отражение в государственных документах, в частности ФГОС второго поколения. Инвариантное содержание учебных предметов дополнено программой развития универсальных учебных действий –  личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Формирование целостной системы УУД обеспечивает реализацию ключевой компетенции учащихся – умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Ряд авторов (В.А. Болотов, В.В.Сериков, С.Е.Шишов, И.Г.Агапов, А.А.Хуторской, И.А. Зимняя) раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе.

УУД возможно формировать и развивать не только в рамках основного общего образования, но и в рамках дополнительного образования, в частности в процессе обучения игре на фортепиано.

Так, А.В. Хуторским была выделена следующая иерархия ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного совершенствования.

В связи с этим возникла необходимость согласовать формирование ключевых компетенций с УУД.

Для  решения обозначенной проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Определить содержательные аспекты ключевых компетенций и УУД в классе специального инструмента (фортепиано);

2. Внести изменения в программу дополнительного образования «Специальный  инструмент» (фортепиано);

           3.Разработать инструментарий для выявления уровня  сформированности ключевых компетенций в классе специального инструмента (фортепиано).

Изучение ФГОС второго поколения и учет специфики обучения  в классе специального инструмента (фортепиано) определили следующие содержательные аспекты ключевых компетенций и УУД.

Так формирование личностных УУД как реализация ценностно- смысловых компетенций, заключалось в качественном подборе репертуарного исполнительского плана, включавшего: лучшие образцы народного творчества,  шедевры мирового музыкального исполнительского искусства. Содержание программы определялось возможностью формирования у обучающихся ценностных ориентиров и жизненных приоритетов на основе ценностей культуры и искусства.

Формирование регулятивных УУД как учебно-познавательных компетенций, осуществляется через:

-  организацию самостоятельной познавательной деятельности;

- планирование и организацию домашних заданий и их самоконтроль;

- самоанализ публичных выступлений (академические концерты, конкурсы, фестивали);

- овладение навыками антистрессовой саморегуляции.

Для формирования регулятивных УУД необходимо развитие эстетических ЗУН:

- изучение жизни и творчества композиторов, жанровых и стилистических особенностей  в искусстве, литературе, живописи и т.д.;

- формирование музыкальной грамотности и расширению понятийного аппарата в различных видах музыкальной деятельности (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, аранжировка, ансамблевое музицирование, аккомпанемент и т. д.).

Формирование познавательных УУД к рамках реализации общекультурных компетенций, осуществляется через:

-  знакомство обучающихся  с творчеством отечественных и зарубежных композиторов;

-  развитие музыкального вкуса;

-  воспитание  исполнительской  и слушательской   культуры, художественного вкуса;

- привлечение родителей к творческому учебно- познавательному процессу их детей;

-  организацию досуговой деятельности (посещение картинной галереи, передвижной выставки, концертов классической музыки, культурно – исторических мест);

-  выработку навыков  работы со справочной литературой, музыкальными текстами;

- овладение  навыками работы с воспроизводящими техническими средствами;

-  формирование  мотивации  к развитию критического мышления, используя информационные источники как ресурса для совершенствования интеллекта.

Формирование коммуникативных УУД как реализация коммуникативных  компетенций  включает:

-  овладение навыками  музыкальной профессиональной терминологии  – культуры речи (владение литературным языком, грамотное выражение законченной мысли) на уровне профессионального общения;

- формирование общей культуры общения на основе морально – нравственных ценностей путем выстраивания отношений в коллективе (со сверстниками и взрослыми) в различных ситуациях;

-  развитие  мотивации к совместной творческой деятельности (ансамблевое музицирование, репетиции, подготовка сценариев праздничных мероприятий, концертные выступления, конкурсы, фестивали и т.д.);

-  совместное посещение с педагогом и родителями  учреждений     культуры.

На основе выделанного нами содержания УУД в рамках реализации целого ряда компетенций были внесены коррективы в образовательную программу  «Специальный инструмент (фортепиано)».

Результатом ее освоения является формирование  у обучающихся личностных УУД:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его роли в жизни человека и общества;

- реализация  творческого потенциала в процессе  обучения игре на фортепиано при воплощении музыкальных образов;

- развитие мотивации к учебной деятельности и личностного осмысления обучения;

- умение осуществлять продуктивное сотрудничество  при  решении творческих задач в процессе  музыкальных занятий  и во внеурочной  деятельности (филармонические концерты, конкурсы различного уровня, спектакли, фестивали и т.д.).

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в общественной  музыкальной жизни (класса, школы, города и т.д.);

 регулятивные:

- формирование и развитие способностей  понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах творческой деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

- использование знаково – символических средств;

- формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха;

- определение наиболее эффективных способов достижения результата в  творческой деятельности;

познавательные:

- формирование  устойчивой  мотивации  к фортепианному исполнительству  и различным видам музыкальной  деятельности;

- формирование представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно – нравственном развитии человека;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

- формирование исполнительских умений и навыков в процессе обучения игре на фортепиано;

- формирование и развитие музыкального интеллекта, расширение кругозора и понятийного аппарата;

коммуникативные:

- умение осуществлять продуктивное сотрудничество  при  решении творческих задач в процессе  музыкальных занятий  и во внеурочной  деятельности (филармонические концерты, конкурсы различного уровня, спектакли, фестивали и т.д.).

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в общественной  музыкальной жизни (класса, школы, города и т.д.).

Были разработаны:

- задания проблемного и дискуссионного характера, а также таблица распределения заданий поурочно согласно учебно- тематическому планированию;

- матрицы  оценки качества результата образования для педагога и самооценки  для учащихся 14-15 лет, где наряду с показателями профессиональных компетенций введены показатели ключевых (общепредметных) компетенций.

Показатели профессиональных компетенций:

- знание жанрово – стилевых особенностей исполняемых произведений (особенности  вида музыкального жанра, композиторского стиля, средства музыкальной выразительности);

- знание текста исполняемых произведений (точность воспроизведения);

- метроритмические навыки (чувство темпа, метра, ритмического рисунка);

-  эмоциональная отзывчивость/выразительность;

- умение слушать собственное исполнение музыкального произведения;

- умение проявлять волевые качества при исполнении музыкального произведения (целеустремленность, настойчивость, внимательность, собранность, активность).

Показатели ключевых ( общепредметных)  компетенций:

- мотивационные качества (интерес, желание заниматься духовной, интеллектуальной и физической деятельностью);

- умение ставить цели и задачи перед выполнением, какой -  либо деятельности, например учебной;

- самоорганизация (умение планировать свою деятельность, выполнение распорядка дня и др.);

- самоконтроль (умение наблюдать за своей  деятельностью, делать выводы, умение контролировать своё психологическое состояние);

- самооценка (умение адекватно оценивать себя, ведение дневника самоконтроля и самооценки);

 - уровень культуры (уровень сформированных морально-  нравственных качеств: доброта, терпимость, сострадание, отзывчивость, доверие, уважение, взаимопомощь, ответственность; знание и выполнение норм поведения, принятых в обществе; эрудиция; чтение научно – познавательной и художественной литературы; посещение культурных мероприятий: театры , музеи, концерты, выставки, филармония и др.);

- уровень информационно - коммуникативной культуры (умение общаться с взрослыми и детьми разного возраста; грамотная, выразительная, полная, точная письменная и устная речь; умение работать  с информационными источниками: Интернет, библиотека, книги и т.д.).

В конце каждой четверти педагог и ученик заполняют матрицы, затем данные соотносятся, и выставляется отметка за четверть. Ученики  выставляют  себе не только количественную отметку в матрице, но и проводят самооценку, записывая результаты в личном дневнике самоконтроля и самооценки. В конце учебного года результаты оценки педагога и самооценки ученика необходимо обобщить, после чего выставить предварительную оценку, затем предстоит провести собеседование с учащимся и выставить итоговую отметку.

 Методика апробировалась в классе  специального инструмента (фортепиано) и, проанализировав её эффективность, подведены предварительные итоги и сделаны выводы.

 Положительным результатом новой формы работы можно считать формирование у детей рефлексии собственной учебной деятельности. Благодаря проведению данной работы у детей повысилась мотивация к занятиям. Также положительным является тот факт, что детям такая работа понравилась.

 Снижается субъективность педагога при выставлении оценки ученику, т. к. появилась возможность увидеть и понять, как себя оценивает сам ученик. Отрицательным моментом является то, что учащиеся не понимают в полном объеме смысл (содержательную сторону) компетентностного подхода, не владеют понятиями, такими как планирование, целеполагание, уровень культуры и др. У некоторых учеников самооценка завышенная, не соответствует очевидной действительности.

Поэтому результаты апробации этой методики  являются стимулом для продолжения исследовательской работы в классе специального инструмента (фортепиано)  по формированию и развитию универсальных учебных действий.

         Обучение игре на фортепиано, как  дополнительное образование, помогает  учащимся в  процессе формирования ключевых компетенций и овладением  УУД, что неразрывно связано с общеобразовательным процессом, где ставятся те же цели для успешного достижения желаемых результатов.

Общее и дополнительное образование помогают  учащимся выявить особенности своего дарования и сделать правильный выбор дальнейшего жизненного пути.

Литература

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. ред. А.Г.Асмолова. 2-е изд.  М.: Просвещение, 2011. 159 c.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. М.: Центр «Эйдос», 2002.

          Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО [Электронный ресурс] Интернет-журнал «Эндос». 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm.

Блохина М.А. Содержательные аспекты в формирования ключевых компетенций в сфере начального музыкального образования [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/637701/.

© 2014 Издательский дом «Первое сентября» 

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Раздел: преподавание музыки.

Для ссылок: 
Хуторской А.В.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий посредством обучения в действии и движении

В статье описываются наглядные пособие при изучении чисел первого и второго десятка....

Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...

Формирование универсальных учебных действий при обучении английскому языку в начальной школе.

В данной статье рассматривается вопрос формирования УУД на уроках английского языка на примере УМК "Forward" под редакцией проф. М.В.Вербицкой и учебного комплекта"Гарри и Салли" изд. "Спектра" ....

Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Тема «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»...

Формирование универсальных учебных действий посредством обучения игре на ДМИ

Федеральные государственные образовательные стандарты по предмету «Музыка» предполагают применение различных форм музыкально-практической деятельности учащихся как основы формирования унив...

Понятия универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий

Понятия универсальных учебных действий учащихся. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий...