Формирование универсальных учебных действий посредством обучения игре на ДМИ
статья по музыке на тему

Ерохина Наталья Александровна

Федеральные государственные образовательные стандарты по предмету «Музыка» предполагают применение различных форм музыкально-практической деятельности учащихся как основы формирования универсальных учебных действий (УУД) в системе всеобщего музыкального образования,  с решением задач развития музыкальных способностей,  становления творческого мышления и воспитания чувства ответственности и коллективизма,  на формирование которых направлен весь образовательный процесс в школе,  в том числе музицирование на музыкальных инструментах.

 

Выдвигающиеся новыми ФГОС требования закладывают, а вернее даже обобщают основные методические принципы, которые лежали и будут лежать в организации и реализации современного урока музыки: ученик в процессе обучения становится не пассивным, а активным субъектом учебно-познавательной, учебно- практической, творческой деятельности – первый, ведущий деятельностный принцип; эмоциональное восприятие музыки,  лежащее в основе уроков музыки дает импульс к развитию личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческому самовыражению, активному включению в процесс художественно- образного музицирования – все это пробуждает у ребенка увлеченность музыкой.

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения и  является игра на ДМИ. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

посредством обучения игре на ДМИ

Ерохина Н.А.,

учитель музыки МБОУ «Губинская СОШ»

Федеральные государственные образовательные стандарты по предмету «Музыка» предполагают применение различных форм музыкально-практической деятельности учащихся как основы формирования универсальных учебных действий (УУД) в системе всеобщего музыкального образования,  с решением задач развития музыкальных способностей,  становления творческого мышления и воспитания чувства ответственности и коллективизма,  на формирование которых направлен весь образовательный процесс в школе,  в том числе музицирование на музыкальных инструментах.

Выдвигающиеся новыми ФГОС требования закладывают, а вернее даже обобщают основные методические принципы, которые лежали и будут лежать в организации и реализации современного урока музыки: ученик в процессе обучения становится не пассивным, а активным субъектом учебно-познавательной, учебно- практической, творческой деятельности – первый, ведущий деятельностный принцип; эмоциональное восприятие музыки,  лежащее в основе уроков музыки дает импульс к развитию личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческому самовыражению, активному включению в процесс художественно- образного музицирования – все это пробуждает у ребенка увлеченность музыкой.

Одной из наиболее доступных форм творческого самовыражения и  является элементарное музицирование. Этот термин получил широкое распространение в связи с системой  детского музыкального воспитания австрийского композитора Карла Орфа, который считал, что музыкальное воспитание детей не должно ограничиваться пением и слушанием музыки, так как потребность в творчестве заключена в самой природе ребёнка. В элементарном музицировании ребёнок является творцом, а педагог только умело его направляет. В этом случае важен не результат его творческих проявлений, а сам процесс. Элементарное музицирование предполагает участие в нём каждого ребёнка, независимо от способностей. В контексте реализации системно-деятельностного подхода в учебники включены разнообразные виды музыкальной деятельности.

Изменения в новой ПООП для начального образования  особенно касаются этого вида деятельности.

ПООП НО как целевые ориентиры устанавливает нам следующее (с конкретным указанием требований):

Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы

Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)

Обучающийся:

1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.

2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.

3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.

4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.

Это результат, который ожидают от нашей работы

В содержательном разделе ПООП НОО прописаны более конкретные пожелания  к видам деятельности - это ритмические игры,  игра в детском  шумовом  оркестре.

И мы должны понимать, каким образом линия развития этого вида деятельности вписывается в УМК, по которым мы работаем

Если работать с музыкальными инструментами, с чего следует начинать.

Это звучащие жесты.  Это работа с ритмом. Сначала потопают и похлопают, научатся чувствовать ритм, в нем жить, одновременно с одноклассниками.

Перед нами стоят следующие задачи :

1. Повысить у детей интерес к урокам музыки (созданы все условия, чтобы ребёнок творил свою музыку).

2. Показать в простой форме связь музыки с жизнью.

3. В игровой форме развивать чувство ритма, координацию движений, приобретение навыков игры на детских  музыкальных инструментах.

4. Развивать  у детей образно-ассоциативное  мышление  с использованием всех видов ассоциаций (зрительных, речевых, сенсорно-моторных).

5. Формировать взаимосвязь  между эмоциональным состоянием и сознательным.

Практическое музицирование – реальный и увлекательный путь для решения этих задач- принципов: в конкретной деятельности школьники с увлечением осваивают мир звуков, создают свои мелодии, доводят до совершенства исполнительские навыки на элементарных музыкальных инструментах и уже совершенно по-другому слушают и слышат музыку.

С точки зрения психологии ключ к умственному развитию ребёнка лежит в его эмоциональной сфере. А каждое новое сыгранное ребенком произведение – это праздник души, радость, счастье.

Значительно развивается воображение детей, растёт объём непроизвольного внимания, что фиксируется не только на уроках музыки, но и на всех остальных дисциплинах.

Воспитание чувства ответственности и коллективизма через реализацию задачи «класс – хор, класс – оркестр» происходит в процессе решения чисто художественных задач. Во время классной вокально-хоровой работы и игры на ДМИ дети делают одно общее дело, качество и результат которого зависят от каждого ребёнка. Осознание коллективного труда приводит к сплочению детского коллектива, воспитанию коммуникативных компетенций, радости совместного творчества. Ребёнок начинает осознавать ответственность за своё исполнение не только перед учителем, но и перед своими товарищами. Появляется стремление к общению, воспитывается чувство коллективизма.

Таким образом, возможность освоения музицирования на ДМИ  решается простыми и доступными средствами. Игра на ложках  способствует получению предметных, метапредметных и личностных результатов школьников, что и отвечает требованиям ФГОС.

В процессе появляется возможность творческой самореализации, формируются универсальные учебные действия:

предметные:

 формирование исполнительских навыков игры на  ударных инструментах;

 развитие музыкального слуха в целом;

коммуникативные:

 обучение навыкам игры в музыкальном коллективе – инструментальном ансамбле;

личностные:

 развитие креативных способностей: фантазия, импровизация, художественное сочинительство.

регулятивные:

 умение планировать свою деятельность;

 проводить слуховой анализ качества исполнения;

 осуществлять оценочно-рефлексивные действия

Детские  музыкальные инструменты вполне доступны для всеобщего музыкального образования. Программы по музыке для  общеобразовательных школ предусматривают их применение на уроках музыки. Следует подчеркнуть, что включение музицирования в учебный процесс вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий посредством обучения в действии и движении

В статье описываются наглядные пособие при изучении чисел первого и второго десятка....

Формирование универсальных учебных действий при обучении английскому языку в начальной школе.

В данной статье рассматривается вопрос формирования УУД на уроках английского языка на примере УМК "Forward" под редакцией проф. М.В.Вербицкой и учебного комплекта"Гарри и Салли" изд. "Спектра" ....

Формирование универсальных учебных действий посредством смыслового чтения

Практика вопроса смыслового чтения "Методика составления загадок". на мой взгляд данная методика может быть использована не только на разных уроках, но и на разных его этапах. цель данной методики - о...

Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»

Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает  особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...

Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».

quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Формирование универсальных учебных действий при обучении игре на фортепиано с помощью современных образовательных технологий

В рамках реализации ФГОС второго поколения использование в дополнительном образовании современных образовательных технологий способствует формированию УУД, что неразрывно связано с общеобразовательным...