Формирование универсальных учебных действий посредством смыслового чтения
материал (2 класс) на тему

Ямалутдинова Эльвира Рафиковна

Практика вопроса смыслового чтения "Методика составления загадок". на мой взгляд данная методика может быть использована не только на разных уроках, но и на разных его этапах. цель данной методики - обогащение словаря учащихся и активное употребление новых слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методика составления загадок22.27 КБ

Предварительный просмотр:

«В стране загадок»

Методика обучения детей составлению загадок

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы пассивно наблюдают. Логопед выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время дает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А. Нестеренко разработал модели составления загадок для детей школьного возраста. Их адаптированный вариант позволяет научить составлять загадки и дошкольников.

Обучение начинается с 3,5 лет, причем используются три основные модели составления загадок.

Модель 1. «Какой? Что бывает таким же?»

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект – самовар. Далее дети дают образные характеристики по заданным логопедом признакам.

Учитель. Какой самовар по цвету?

Дети.  Блестящий.

Логопед записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

У. Какой самовар по действиям?

Д. Шипящий.

Заполняется вторая строчка левой части таблицы.

У. Какой он по форме?

Д. Круглый.

Заполняется третья строчка левой части таблицы.

Логопед просит детей дать сравнения к перечисленным признакам и заполнить правую колонку таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы): блестящий – монета, но не простая, а начищенная и т.д.

Таблица может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички логопед предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки: как или но не.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей ил каким-либо одним ребенком.

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар:

Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз.

Рекомендации

1. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовать объект. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово целиком.

2. После освоения модели «Какой? Что бывает таким же?» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?»

Методика работы с этой моделью аналогична работе с предыдущей. Перед детьми вывешиваются таблицу, которая так же постепенно заполняется:

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика.

У. Что делает ежик?

Д. Пыхтит, собирает, семенит.

У. Пыхтит, как кто или как что?

Д. Пыхтит, как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

– Пыхтит, как старый чайник (сравнение на «занижение»).

– Собирает, как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).

– Собирает, как жадина (сравнение на «занижение»).

– Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

– Семенит, как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Пыхтит

Старый чайник. Новенький паровозик

Собирает

Жадина. Хорошая хозяйка

Семенит

Старый гном. Ребенок, который учится ходить

Далее детям предлагается составить загадку целиком, используя связки: как, но не.

Составление загадки про ежика с приемом «завышение»:

Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить.

Составление загадки про ежика с приемом «занижение»:

Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном.

Модель 3. «На что похоже? Чем отличается?»

(Особенность освоения этой модели в том, что ребенок, сравнивая один объект с другим, находит между ними общее и различное.)

На что похоже?

Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб

У. На что похож гриб?

Д. На мужичка.

У. А чем он отличается от мужичка?

Д. У гриба нет бороды.

У. Еще на что похож?

Д. На дом, но без окон.

У. А еще на что похож?

Д. На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

На что похоже?

Чем отличается?

Мужичок

Нет бороды

Дом

Нет окон

Зонтик

Толстая ножка

Далее логопед предлагает составить загадку целиком, используя связки: как, или но на, на или но без.

Текст получившейся загадки:

Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке.

«В стране загадок»

Дидактическое пособие

Аннотация

Дидактическое пособие «В стране загадок» составлено на основе методики А.А. Нестеренко «Страна загадок» в виде карт-моделей с приложением картинного материала и карт-схем для подбора слов-признаков и слов-действий.

Оно позволяет научить детей составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Обучение можно начинать с 3,5 лет.

Рекомендовано к использованию учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Цели: ознакомление детей с моделями составления загадок; развитие связной речи и лексико-грамматических категорий; формирование мыслительных действий ребенка.

Инструкция по обучению

Чтобы составить загадку, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.), выбрать карту-модель.

Модель 1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос какой?, и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.

Например: «Репейник (какой?) колючий, как еж (кактус, елочка). Лохматый, как собака (шуба, медведь). Приставучий, как липучка (жвачка, смола)».

Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки как или но не сравниваются с другими объектами.

Итог: «Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола».

Модель 2. Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.

Например: «Лягушка (что делает?) прыгает, как заяц (мяч). Ныряет, как водолаз (утка). Плавает, как лодочка (рыба)».

Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки как или но не сравниваются с другими объектами.

Итог: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает, как лодочка».

Модель 3. Выбранный объект сравнивается с другим, похожим на него, и ними находится между общее и различное.

Например: «Гриб. На что похож гриб? – На мужичка. А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды. – Еще на что похож? – На дом, но без окон. – А еще на что похож? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка».

Строится содержание загадки, используя связки как, или но на, на, или но без.

Итог: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Советы педагогам

 Работа с загадками является пропедевтикой этапу составления образных характеристик объектов.

 При совместном составлении загадок окончательный текст читает взрослый, а дети его повторяют.

 Сочинять загадки целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг объектов для сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий посредством обучения в действии и движении

В статье описываются наглядные пособие при изучении чисел первого и второго десятка....

«Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»

Многие учителя начинают осознавать  понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание....

«Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий»

Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя....

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".

Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования  универсальных учебных действий"....

Формирование универсальных учебных действий посредством обучения игре на ДМИ

Федеральные государственные образовательные стандарты по предмету «Музыка» предполагают применение различных форм музыкально-практической деятельности учащихся как основы формирования унив...