Методическая разработка занятия для 1 класса Педагог доп. образования: Смирнова Г.А. «Хороводная, лирическая и плясовая песня»
план-конспект занятия по музыке (1 класс)

Тема занятия: «Хороводная, лирическая и плясовая песня»

Цель: Возрождение народных традиций, любовь к русским песням и хороводам.

 Ты откуда, русская, зародилась музыка?

 То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

 В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

 Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

 В чьём ты сердце билась с самого начала?

 Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

 Пролетели утки – уронили дудки.

 Пролетели гуси – уронили гусли.

 Их порою вешней нашли. Не удивились.

 Ну, а песня? С песней на Руси родились!

 Геннадий Серебряков 

 Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное),инструментальное, музыкально – танцевальное творчество народа. 

Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней.

«Сказка сладка, песня – быль», - говорит пословица.

 

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами – сказителями, они хранятся в памяти народа. Со времён глубокой древности произведения народного музыкально – поэтического искусства творились непосредственно в процессе живого исполнения и передавались затем от одного музыканта – певца к другому, из одного поколения в другое. В те далёкие времена ещё отсутствовала письменность, и другого способа распространения музыкальных и поэтических произведений не было. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально – поэтического творчества.

Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них – хороводные и плясовые песни.

На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов.

 

В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки, рощи, луговицы за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли «посиделками». На этих вечеринках также пелись хороводные песни.

К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, жарили яичницу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.

С течением времени главными в хороводных песнях стали человеческие взаимоотношения.

Есть и другие, скорые хороводные песни. Мелодии и ритм у них оживлённые, чаще всего подвижный темп. Такие шуточные хороводные песни бывают с пляской, притоптыванием, с шуткой, игрой, с более разнообразными движениями. 

Никакие праздники и гуляния не обходились без этих весёлых, озорных, шутливых песенок. 

 

ЗАДАНИЕ:

Физминутка.

 1. Предлагаю поплясать и фото нам прислать

Носок- пятка, перетоп,

Носок- пятка, перетоп,

Вот какие молодцы-

Мы танцоры удальцы.

 2. Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем.

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко.

 3. Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя-

Замечательная.

 4. Пятки вместе, носки врозь-

Потанцуй, лениться брось!

5. Послушайте загадку что это за инструмент?

1.У нее есть три струны,

 Их рукой щипать должны,

Можно под нее плясать

 И по- русски приседать! (….)

2. Ду-ду, ду-ду-ду,

Да-да, да-да-да.

 Вот так поет она всегда!

 Не полочка, не трубочка,

 А что же это… (……)

3. У него рубашка в складку

 Любит он плясать вприсядку.

Он и плачет и поет-

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак и буян

Голосистый мой (…)

4. Чьи мы слышим перекаты?

Словно гром гремит- раскаты.

В ряд пластинки - будто щетки,

А звучит сейчас - (……..)

6. Сделать иллюстрацию к любой понравившейся песни, хоровода или игры

7. Доскажи словечко.

  • Оркестр народных (……)

  • Я с комариком … (….)

  • Русская народная… (…..)

  • Ой, вставала я … (….)

  •  «Русская, народная, игровая, хороводная…»

8. Найди лишнее слово из перечисленных.

Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.

 

Педагог доп. образования: Смирнова Г. А.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

для 1 класса Педагог доп. образования:

Смирнова Г.А. «Хороводная, лирическая и плясовая песня»

Тема занятия: «Хороводная, лирическая и плясовая песня

Цель: Возрождение народных традиций, любовь к русским песням и хороводам.

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

 То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

 В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

 Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

 В чьём ты сердце билась с самого начала?

 Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

 Пролетели утки – уронили дудки.

 Пролетели гуси – уронили гусли.

 Их порою вешней нашли. Не удивились.

 Ну, а песня? С песней на Руси родились!

 Геннадий Серебряков

 Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное),инструментальное, музыкально – танцевальное творчество народа.

Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней.

«Сказка сладка, песня – быль», - говорит пословица.

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами – сказителями, они хранятся в памяти народа. Со времён глубокой древности произведения народного музыкально – поэтического искусства творились непосредственно в процессе живого исполнения и передавались затем от одного музыканта – певца к другому, из одного поколения в другое. В те далёкие времена ещё отсутствовала письменность, и другого способа распространения музыкальных и поэтических произведений не было. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально – поэтического творчества.

Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них – хороводные и плясовые песни

На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов.

В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки, рощи, луговицы за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли «посиделками». На этих вечеринках также пелись хороводные песни.

К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, жарили яичницу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.

С течением времени главными в хороводных песнях стали человеческие взаимоотношения.

Есть и другие, скорые хороводные песни. Мелодии и ритм у них оживлённые, чаще всего подвижный темп. Такие шуточные хороводные песни бывают с пляской, притоптыванием, с шуткой, игрой, с более разнообразными движениями.

Никакие праздники и гуляния не обходились без этих весёлых, озорных, шутливых песенок.

Педагог дополнительного образования:Смирнова Г. А.

ЗАДАНИЕ:

Физминутка .

 1 Предлагаю поплясать и фото нам прислать

Носок- пятка, перетоп,

Носок- пятка, перетоп,

Вот какие молодцы-

Мы танцоры удальцы.

 2 Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем.

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко.

 3 Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя-

Замечательная.

 4 Пятки вместе, носки врозь-

Потанцуй, лениться брось!

5 Послушайте загадку что это за инструмент?

1.У нее есть три струны,

 Их рукой щипать должны,

Можно под нее плясать

 И по- русски приседать! (….)

2. Ду-ду, ду-ду-ду,

Да-да, да-да-да_.

 Вот так поет она всегда!

 Не полочка, не трубочка,

 А что же это… (……)

3. У него рубашка в складку

 Любит он плясать вприсядку.

Он и плачет и поет-

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак и буян

Голосистый мой (…)

4. Чьи мы слышим перекаты?

Словно гром гремит- раскаты.

В ряд пластинки- будто щетки,

А звучит сейчас- (……..)

6. Сделать иллюстрацию к любой понравившейся песни, хоровода или игры

7. Доскажи словечко.

Оркестр народных (……)

Я с комариком … (….)

Русская народная… (…..)

Ой, вставала я … (….)

 «Русская, народная, игровая, хороводная…»

8. Найди лишнее слово из перечисленных.

Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с педагогами

Методическая разработка психологического мероприятия для педагогов "Сказочное путешествие"...

Конспект занятия "Острова" (Методическая разработка занятия, педагог Иванова Ольга Борисовна)

Данный конспект занятия направлен на равитие коммуникативных навыков детей, развитие пластики, мимики и пантомимики....

Методическая разработка занятия дополнительного образования "Песня хранит память".

Занятие по хоровому пению. Работа с материалами музея "А музы не молчали"....

Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования Начальное техническое моделирование. Тема: «изготовление пасхальной композиции из папье-маше: зайчик, корзинка, яйцо на подставке».

Данная методическая разработка будет полезна для занятий декоративно -прикладному творчеству, по программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование". Работа в разделе...

Методическая разработка занятия для детей 7-9 лет. Моделирование. Работа в технике "папье-маше". Дополнительное образование.

Данная  методическая разработка будет полезна педагогами начальной школы и дополнительного образования. Моделирование из бумани, изготовление изделий в технике "папье-маше"....

Методическая разработка занятия 2 класса (обучающихся с легкой умственной отсталостью) "Путешествия по островам здоровья".

Пояснительная записка  Тема: «Путешествие по островам Здоровья» Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В п...