Развитие музыкальных способностей у младших школьников с ОВЗ в процессе музыкально-игровой деятельности.
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Силютина Элина Владимировна

Развивая музыкальные способности средствами игры, мы, прежде всего, должны раскрыть перед ребёнком образную сторону музыкального искусства, и он сам, включаясь в непосредственную музыкальную деятельность, усваивает доступные ему способы воплощения образов. Всё это происходит в процессе выполнения детьми специальных  игровых заданий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей у младших школьников с ОВЗ в процессе музыкально-игровой деятельности.

Музыкальная  деятельность занимает одно из ведущих направлений  в формировании художественной культуры  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исследования психологов и педагогов доказывают возможность и необходимость  развития у детей с ОВЗ музыкальных способностей. Что же такое музыкальность? Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющих ребенку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. В основе детского музыкального творчества лежит игра. Игра- оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет влиять на развитие ребенка.

Воздействие музыки в игре на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах:

Физиологический- музыка и ритмические движения повышают жизненный тонус, регулируют деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем.

Психологический- музыка воздействуя на эмоционально- личностную сферу, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Педагогический- посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобрести социальный опыт.

Развивая музыкальные способности средствами игры, мы, прежде всего, должны раскрыть перед ребёнком образную сторону музыкального искусства, и он сам, включаясь в непосредственную музыкальную деятельность, усваивает доступные ему способы воплощения образов. Всё это происходит в процессе выполнения детьми специальных  игровых заданий.

 Мною разработаны приемы по развитию музыкальных способностей у детей с ОВЗ  в процессе музыкально - игровой деятельности.

1.Сочинение сказок с темброво-шумовыми импровизациями на детских музыкальных инструментах. Прежде чем заниматься игрой на музыкальных инструментах, нужно предварительно познакомить детей с ними. Как они называются, как звучат, какой  может быть звук. Что можно изобразить с его помощью. Сочиняем сказку, которую изображают звуки детских музыкальных инструментов.

Сказка  «Остров сокровищ».

Мы плывём на корабле к необитаемому острову, где зарыт клад. Свистульки изображают пение птиц. Начались порывы ветра - маракасы покачиваем  из стороны в сторону и увеличиваем  силу звука с тихого до громкого. Звук постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов. Издалека слышны раскаты грома (барабан). После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольники), вот они зачастили и превратились в ливень. Сверкает молния (трещотки). После кульминации гроза идёт на убыль и постепенно затихает. Мы идём по острову. Скрип мокрого песка (мешочек с крахмалом), открываем старый сундук (провести по струне гитары), звон монет. С найденными сокровищами  возвращаемся на корабль. Скрип песка, шум моря, пение птиц. Чтобы сказка не превратилась в хаотический шум, я дирижирую, показывая вступление каждого участника, изменение темпа и динамики.

2. Интонационно - речевые и вокальные игры.

 «Солнышко проснулось».

С какими интонациями можно произнести фразу «солнышко проснулось». Отыскиваем с детьми как можно больше вариантов.

«Певческая перекличка»

Я пою: «Как тебя зовут?» Ребёнок поёт: «Меня зовут (имя)»

«Тесто»

Произносим звуки (е,ё,ю,я) очень протяжно, как тянется тесто, делаем движения руками снизу вверх, как будто их трудно поднять.

«Бокс»

Произносим звуки ( е,ё,ю,я )очень резко, отрывисто, делаем движения руками, как будто боксируем.

« Воздушный шарик»

Произносим звуки ( е,ё,ю,я ) очень легко, отрывисто, делаем движения руками, как будто подкидываем  воздушный шарик.

3. Рисование под музыку. Я считаю, что предлагаемые мной задания призваны связать воедино зрительное и слуховое образное восприятие.

 «Нарисуй песню»

Передать содержание любимой песни с помощью рисунка.

«Какую линию выбрать» Под  звучание музыкального произведения прошу начертить на листе бумаги разные линии: плавные,  волнообразные под медленную и спокойную музыку. Прямые, прерывные - под легко, отрывисто звучащую музыку.

« Какого цвета музыка»

Прошу подобрать цвет к звучащей музыке, если злая,  грубая – темные цвета, если добрая, ласковая – светлые.

4. Музыкальные игры.

 «Зеркало»

Игра исполняется в парах, где один ребёнок - зеркало, повторяющее все движения другого ребёнка. Затем меняются ролями. Музыка: Д. Кабалевский «Клоуны».

«Игра с платком»

Развивает выразительность движения. Предлагаю с помощью платка и движений, изобразить:

принцессу (Мясковский «Вроде вальса»)

фокусника (Т. Назарова «Звездная ночь»)

бабушку (Ю.Левитин «Осень»)

больного с зубной болью (П. Чайковский «Болезнь куклы»)

«Фигура замри».

Под музыку (С. Рахманинов «Итальянская полька») группа детей исполняет танцевальные движения, когда музыка остановится, дети замирают в какой- либо фигуре. Другая группа ребят выбирает самую интересную фигуру.

Разработанные приёмы даны по всем видам музыкальной  деятельности, которые  тесно взаимосвязаны с игровыми заданиями.

 Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить музыку. На уроках музыки решаются и коррекционные задачи.  Нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, координации движений.  Развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности. Воспитание уверенности в своих силах.

Наблюдая за детьми на занятиях, можно отметить, что детям нравится демонстрировать свои музыкальные способности  и работать над игровыми  заданиями, так как каждый ребёнок может проявить себя в той степени, в какой умеет и хочет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников.

Предлагаю программу по развитию творческих способностей младших школьников с приложением, где представлены разработки занятий....

Развитие музыкального слуха у младших школьников на уроках музыки (из опыта работы в ГОУ СОШ № 185)

Данная научная статья посвящена развитию музыкального слуха у младших школьников посредством синтеза абсолютной и относительной сольмизаций  в работе с детьми. В настоящее время статья готовится ...

Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...

Тренинг «Развитие сенситивных способностей у младших школьников».

1. Название: Тренинг «Развитие сенситивных способностей у младших школьников».2. Краткая аннотация: Сенситивный тренинг направлен на гармонизацию образной и логической сфер сознания. Ученик, обладающи...

Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...

Статья развитие математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предмето...

Игра как метод развития музыкальных способностей у младших школьников

Статья о необходимости внедрения на уроках хора для младших школьников игровые приемы, благодвря ктороым восприятие музыки, а такжеисполнительская, музыкально-творческая,музыкально-образовательная дея...