Изучение средств музыкальной выразительности при работе над образностью в разнохарактерных пьесах на уроках фортепиано
методическая разработка по музыке (3 класс)

Методическая разработка открытого урока на тему "Изучение средств музыкальной выразительности при работе над образностью в разнохарактерных пьесах на уроках фортепиано" посвящена формированию у учащихся представлений о различных видах музыкальной выразительности - мелодия, аккомпанемент, фактура, ритм, темп, штрихи, динамические оттенки, регистры, тембр, лад - и их значении в раскрытии музыкальной образности исполняемых произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya-razrabotka-23_doc.doc1022.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №235 с углубленным изучением отдельных учебных предметов им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор  ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д. Шостаковича

                                                   ____________________ Т.В. Стаховский

                                                                                                                                           10.04.2022 г.

Методическая разработка открытого урока

педагог ОДОД    

Калентьева Наталья Вадимовна

(высшая квалификационная категория) 

Тема урока:

«Изучение средств музыкальной выразительности при работе над образностью в разнохарактерных пьесах на уроках фортепиано»

Дата проведения урока: 06.12.2023 г.

Учащаяся: Скопидарова Марта 9 лет

Место проведения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №235 с углубленным изучением отдельных учебных предметов им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

На уроке присутствовали педагоги:

Гоноболина Лариса Николаевна – завуч начальной школы

Силачева Анна Николаевна

Углова Александра Валентиновна

Специальность: фортепиано

Образовательная программа: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа обучения игре на фортепиано «Форте. Старт.»

Тема: Изучение средств музыкальной выразительности при работе над образностью в разнохарактерных пьесах на уроках фортепиано.

Вид урока: практическое занятие, беседа

Тип урока: комбинированный.

Форма организации урока: индивидуальная.

Продолжительность урока: 40 мин

Цель урока: формирование представлений учащейся о различных видах музыкальной выразительности – мелодия, лад, фактура, регистр, темп, штрихи, динамические оттенки, форма – и их значении в раскрытии художественного образа музыкальных произведений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать знания об основных видах средств музыкальной выразительности.
  2. Научить использовать музыкальною терминологию применительно к исполняемым произведениям.
  3. Дать музыкально-образную характеристику исполняемых произведений.

Развивающие:

  1. На конкретном музыкальном материале сформировать навык анализа используемых композитором средств музыкальной выразительности для создания художественного образа.
  2. Сформировать навык практически использовать полученные знания о средствах музыкальной выразительности в достижении художественного и яркого образного исполнения.
  3. Развитие аналитических навыков в области музыкального мышления.
  4. Развитие навыка выделять главное в средствах музыкальной выразительности при работе над музыкальным произведением.
  5. Расширение кругозора учащейся, развитие творческого воображения, воспитание навыка образного мышления и образного слышания и видения музыки.

 Воспитательные:                

1.Способствовать единству формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, гармоничности развития личности. 2.Способствовать воспитанию и расширению музыкально-эстетического кругозора учащейся.  

3.Сформировать интерес к предмету и инструменту.
4.Воспитывать понимание произведений различных форм, жанров, эпох, стилей, характера.

5.Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда.
6.Воспитывать чувство самоконтроля за результаты своих действий.

Методы ведения урока:  

  1. Словесный (беседа, объяснение)
  2. Практический
  3. Репродуктивный
  4. Метод наблюдения
  5. Метод самостоятельной работы
  6. Метод анализа

Оборудование: инструмент фортепиано, стул фортепианный с регулировкой высоты, подставка под ноги.

Ноты музыкальных произведений:

О.А. Геталова «Утро в лесу», Д. Кабалевский «Клоуны»

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

Представление ученицы, сообщение темы урока.

  1. Введение в тему.

Беседа об особенности музыки, как одного из вида искусств, определение средств музыкальной выразительности, которые используются в композиторской и исполнительской практике.

  1. Основная часть  

Работа с ученицей над пьесами О.А. Геталовой «Утро в лесу» и Д. Кабалевского «Клоуны». Работа над интонированием, звуковедением, музыкальной формой, штрихами, динамикой, темпом. Анализ средств музыкальной выразительности.  

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока.

           

Педагог беседует с ученицей по теме. У каждого искусства есть свой особый язык, свои особенные средства выразительности.  Например, в живописи это цвет и оттенки цвета, насыщенность цвета, также колорит – соотношение цветов, линии, форма, композиция.  Благодаря владению средствами живописной выразительности художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово, рифмы, размер стиха — это выразительное средство искусства поэзии. В искусстве танца инструментом для выражения различных эмоций и образов становятся движения человеческого тела.

У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, аккомпанемент, лад, фактура, регистр, темп, штрихи, динамические оттенки, форма, используя которые композитор создает красивые пьесы.

Ученице предлагается исполнить пьесу «Утро в лесу» и ответить на вопрос: какие картины и образы возникают при прослушивании произведения? Это один образ или чередование разных образов?

                        C:\Users\LAPSY\Desktop\открытый урок2.jpg

Ученица: Мне представляются разные образы в разных частях пьесы.  Открывает пьесу вступление – здесь дан образ спящего леса, отголоски ночи, первые лучи солнца. В первой части – легкий летний ветерок, ласковый солнечный свет, плавное движение волн лесного озера. Во второй – пение птиц, плеск резвящихся рыбок. В третьей – возвращаются образы первой части – это реприза.

Педагог: Ты очень точно описала картины. Давай теперь ответим на вопрос: какими средствами музыкальной выразительности достигается образ спящего леса во вступлении. Что можно сказать о темпе и о ритме? Что такое ритм и темп?  

Ученица: Ритм – это чередование различных длительностей. Темп – скорость движения в музыке. Темп во вступлении медленный – адажио. Ритм очень спокойный, ровный, мелодия изложена ровными крупными половинными длительностями – медленное равномерное движение создает образ спящего леса, природы.

Педагог: а что можно сказать о штрихах? Что такое штрихи?

Ученица: штрихи – это способ извлечения и соединения звуков. Во вступлении используются штрихи легато и нон легато.

Педагог: темп адажио, спокойный ритм, штрихи легато и нон легато – те средства выразительности, которые способствуют созданию медленного равномерного движения и образа спящего леса, характер музыки спокойный и величественный.

Педагог: Что можно сказать о регистрах? Что такое регистр? Какие регистры использованы во Вступлении?

Ученица: Регистр – это ряд однородных по высоте звуков, бывают высокий, средний и нижний регистр. Во вступлении использованы все три регистра. Мелодия исполняется в высоком регистре и по образу напоминает проблески света, появление первых лучей солнца, нижний голос звучит в глубоком басу, мне напоминает образ уходящей ночи. Аккомпанемент звучит в среднем регистре, он связывает крайние регистры, изложен ровными восьмыми длительностями, напоминает спокойный характер колыбельной.  

Педагог: Ты используешь правую педаль, какой эффект создает  педаль?

Ученица: Правая педаль продлевает звучание

Педагог: В результате все три регистра звучат одновременно. Какой выразительный эффект дает нам правая педаль и совмещение всех трех регистров?  

Ученица: Эффект пространства, безбрежных просторов русской природы. На рисунке я попыталась передать те образы, которые представляю себе во Вступлении:

                    C:\Users\LAPSY\Desktop\Вступление.jpg               

                         C:\Users\LAPSY\Desktop\открытый урок1.jpg

Педагог: ты назвала три важнейших средства музыкальной выразительности: мелодия, бас, аккомпанемент. Существует ли специальный музыкальный термин для совместного определения всех элементов музыкальной ткани?

Ученица: Да, музыкальная фактура.

Педагог: что можно сказать о динамике Вступления? Что такое динамика?

Ученица: динамика – это степень громкости звучания в музыке.

Педагог: а с какой динамикой ты исполняешь все голоса фактуры во Вступлении? Степень громкости одинаковая?

Ученица: нет, степень громкости разная для разных голосов фактуры, мелодия исполняется громче, бас чуть тише, средние голоса – тихо.

Педагог: какой выразительный эффект дает разное исполнение по динамике голосов фактуры?

Ученица: разнообразная динамика позволяет создать разные краски в исполнении, сделать исполнение более красочным, разнообразным, объемным.

Педагог: Различные планы в музыкальной фактуре можно сравнить с искусством живописи: в композиции могут присутствовать разные планы передний план, средний и дальний план. На твоем рисунке мы также видим несколько планов: озеро на переднем плане, лес на среднем плане, небо и звезды на дальнем плане.

Педагог: Использование разнообразной динамики, регистров что создают в музыке?

Ученица: Динамика и регистры создают неповторимый тембр звучания, то есть краску звучания.  

Педагог: Теперь попробуй дать характеристику 1-ой части пьесы с точки зрения образности и средств музыкальной выразительности: темп, ритм, фактура, динамика, тембр, штрихи.  

Ученица: В первой части я представляю себе картину просыпающейся природы: чувствую много движения: это движение летнего теплого ветра, легкое волнение лесного озера, шум зеленой листвы, шум луговых трав. Я нарисовала образ, который вижу в первой части:

C:\Users\LAPSY\Desktop\первая часть.jpg

Педагог: что создает движение в музыке?

Ученица: Образ движения в природе создается разными средствами музыкальной выразительности: это более подвижный темп – piu animato и новый ритм, ритм становится более активным, появляется более мелкая пульсация восьмыми длительностями.

Педагог: а что можно сказать о фактуре?

Ученица: можно выделить два голоса: мелодию и аккомпанемент. Левая рука движется по звукам длинных арпеджио в среднем регистре восьмыми длительностями, напоминает движение волн. Мелодия и аккомпанемент исполняются легато, движутся очень плавно. Мелодия и аккомпанемент движутся в противоположном направлении – мелодия в нисходящем, аккомпанемент в восходящем, вместе они напоминают плавное движение и игру волн – восходящая волна и нисходящая волна.

Педагог: теперь дадим характеристику второй части.

Ученица: Во второй части образы можно увидеть, музыка как и изобразительное искусство может нарисовать музыкальную картину. Мне представляется волшебное озеро: игра и плеск волн, резвящиеся рыбки, брызги воды, а можно представить и танец фантастических персонажей – эльфов и фей.  Вот рисунок, на котором я попыталась нарисовать те образы, которые мне представились:

C:\Users\LAPSY\Desktop\вторая часть.jpg

Педагог: что можно сказать о темпе и ритме, штрихах?

Ученица: Во второй части темп еще более подвижный: Con moto. Giocoso. – Оживленно и шутливо. Ритм в отличие от вступления и первой части очень активный и разнообразный – появляется движение шестнадцатых длительностей! Появляется новый штрих – стаккато!

Педагог: А что можно сказать о строении мелодии?

Ученица: Мелодия движется не плавно, не поступенно, как в предыдущих частях, а широким интервальными скачками: на квинту, на квинту через октаву. Средства музыкальной выразительности полностью изменяются и изменяют образность.  В репризе возвращается образ первой части.

Педагог: а что ты можешь сказать о композиторе, создавшем эту пьесу?

Ученица: композитор Ольга Александровна Геталова. Пьеса входит в цикл 11 детских пьес «Летом в деревне».

Следующая пьеса «Клоуны» Д.Б.  Кабалевского. Ученице предлагается исполнить пьесу.

Педагог: Какой характер, какие образы ты представляешь?

Ученица: Я представляю клоунов в ярких костюмах, один в веселой маске, а другой в грустной маске. Это не безымянные герои, а Арлекин и Пьеро – маленькие артисты из тетра Карабаса Барабаса в сказке о Буратино. Вот как я представила героев моей пьесы на рисунке:

C:\Users\LAPSY\Desktop\клоуны.jpg

Педагог: а почему в музыке мы слышим именно два персонажа, два образа? Какими средствами музыкальной выразительности создается образ двух масок?

Ученица: образ двух масок создается средствами лада, в мелодии звучит то мажорная терция, то минорная терция – до диез – до бекар, ля бекар – ля бемоль.

Педагог: что еще можно сказать о образах и характере музыки?

Ученица: Это очень энергичная танцевальная музыка: темп подвижный, в аккомпанементе и в мелодии используется штрих стаккато, много интервальных скачков и в мелодии, и в аккомпанементе – все перечисленные средства музыкальной выразительности создают картину причудливого танца масок.

Педагог: меняется ли характер музыки на протяжении всей пьесы или остается неизменным?

Ученица: в середине пьесы появляется новый образ и новая музыка – ля минор, аккорды в аккомпанементе – я представляю себе здесь появление Карабаса-Барабаса – директора театра, в котором работают Арлекин и Пьеро, он сердит на своих маленьких артистов, топает ногами и машет хлыстом, но они от него быстро убегают и вновь начинают танцевать. Я изобразила всех героев пьесы на рисунке:

                     C:\Users\LAPSY\Desktop\Карабас.jpg

Педагог: Домашнее задание: определить в вариациях В.А. Моцарта на тему из оперы «Волшебная флейта», которую ты подготовила для исполнения на экзамене,  характер темы и двух вариаций, ответить на вопрос – какими  средствами музыкальной выразительности композитор создает разные образы и настроения.

Литература

  1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» Москва Музыка, 1978 г.
  2. Булатова Л.Б. «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной» Москва Музыка, 1976 г.
  3.  Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» М. Классика-XXI 2002г.
  4.  Гольденвейзер А.Б. «О музыкальном искусстве: Сборник статей.» М. Музыка,1975г.
  5.  Шмид-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков» М. Классика -XXI 2007г.
  6.  Либерман Е.Я. «Работа над фортепианной техникой» М. Классика –XXI 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по средствам музыкальной выразительности

В работе предлагается выполнить 3 задания, одно из которых практическое, учитель сам выбирает на свое усмотрение произведение для слушания...

раздаточная карточка на урок музыки "Средства музыкальной выразительности"

На листе А4  получатся две раздаточные карточки "Средства музыкальной выразительности". Я пользуюсь ими в начальных классах на уроках музыки до тех пор , пока дети не запомнят и не научатся свобо...

Урок музыки во 2 классе "Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности".

Технологическая карта урока по теме: "Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности" во 2 классе....

«Средства музыкальной выразительности». Разработка урока по музыке

Разработка урока по музыке «Средства музыкальной выразительности»....

Урок музыки по теме "Средства музыкальной выразительности:тембр"

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки во 2-м классе в рамках изучения темы "Средства музыкальной выразительности"...

Методическая разработка плана-конспекта занятия «Игровой подход в изучении темы «Средства музыкальной выразительности»

Данная работа представляет собой план - конспект занятия по предмету сольфеджио, или музыкальная литература в учреждениях дополнительного образования для учащихся 1 года обучения. Занятие является обо...