Урок музыки на тему:«Три кита в музыке – песня, танец, марш»
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Самигуллина Эльвина Маратовна

Урок музыки на тему:«Три кита в музыке – песня, танец, марш» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vo_2_klasse_tri_kita_.docx19.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Три кита в музыке – песня, танец, марш»

У: Окружающий нас мир полон звуков. Звук – это одно из самых ярких проявлений жизни, действия, движения. Даже с закрытыми глазами, лишь по звуку можно угадать, что происходит вокруг. У каждого звука есть своё лицо.

Все на свете люди знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть ещё другие:

Ни шуршания, ни стука –

Музыкальные есть звуки.

У: Что вы поняли из этого стихотворения?

Д: Звуки бывают шумовые и музыкальные.

У: Подумайте и приведите примеры шумовых звуков.

Д: Скрип двери, шелест листвы, шум дождя, топот, крик, гул самолёта.

У: А теперь приведите примеры музыкальных звуков.

Д: Пение, игра на каком-либо инструменте, звучание оркестра.

У: А ведь музыка не появляется сама по себе. Её кто- то придумывает, сочиняет.

  • Может кто – нибудь из вас знает, как называют человека, который сочиняет музыку?

Д: Композитор.

(на доске появляется карточка со словом «композитор»).

У: Хорошо, композитор сочинил и записал свою музыку с помощью специальных знаков – нот. Вот посмотрите, у меня в руках несколько сборников с музыкой композиторов.

(показ нотных сборников).

  • Вы слышите эту записанную композитором музыку?

Д: Нет.

У: А что же с ней нужно сделать?

Д: Музыку нужно спеть или сыграть.

У: А кто это может сделать?

Д: Певцы и музыканты, играющие на различных инструментах.

У: Правильно, одним словом, нам нужны исполнители.

(на доске карточка со словом «исполнитель»).

У: Но сочиненная и исполненная это ещё не музыка. Ведь её кто-то должен услышать её. Вся музыка сочиняется людьми и для самих же людей. Поэтому для музыки нужны ещё и слушатели.

(на доске карточка со словом «слушатель»).

  • Итак, давайте ещё раз назовём трёх главных людей, без которых не может существовать музыка.

Д: Композитор – Исполнитель - Слушатель.

У: Для того чтобы стать композитором, нужно много учиться, но не каждый из вас может им стать. А вот исполнителями и слушателями вы должны.

Музыка появилась с незапамятных времён. Даже первобытный человек умел извлекать музыкальные звуки из камня, тростника и лука. В то время люди думали, что наша Земля круглая и плоская и держится на спинах трёх китов. В музыке тоже есть свои три кита.

Давайте послушаем про них сказку.

С бирюзового неба скатилась звёздочка. Она перепрыгнула через розовую тучку, мелькнула среди деревьев музыкальной рощи и спряталась в родничке – мотивчике, что вытекал из-под корней берёзы. Родничок вздрогнул, прислушался: кто-то шёл по роще. Ближе, ближе. Вокруг становилось всё светлее и светлее. Кусты раздвинулись, и к родничку вышла румяная, в венке из весенних цветов Мелодия. Она наклонилась над родничком и протянула руки к воде. Родничок боялся щекотки и потому зажурчал, заплескался. Его услышал Соловей. Выпорхнул из гнезда, отряхнул с крыльев росу и запел:

  • Дрозд, Дрозд, вставай. Ночь уходит. Чуешь? Топ –топ -топ.
  • А я уже встал, встал я!

Мелодия умылась. Обрызгала родниковой водой венок и побежала к морю, где ждал его кит –Песня. Увидел кит мелодию и запел.

(звучит мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла»).

А в эту минуту в музыкальной роще под ореховым кустом завозился маленький Зайчонок. Он проскакал всю ночь, замёрз. Начал он притопывать ножкой - то одной, то другой. И побежали ножки, сами по дорожке:

Я шагаю, я шагаю, я шагаю

И не страшно, и не страшно мне ничуть!

Всё на свете, всё на свете я узнаю!

Ну, а если и не всё, то что-нибудь, -

Весело пел Зайчонок.

И так у него это весело и чётко получалось! А дорожка всё бежала и бежала и привела его к морю. Вынырнул из моря кит: «Как весело поёшь, Зайчонок! Хочешь, я научу тебя шагать под музыку, слушать и слышать разные марши».

«Хочу, - отвечает Зайчонок, - а ты кто?»

  • Я кит – Марш, на мне и моих друзьях держится огромный мир «Музыка».

(звучит «Марш» Кабалевского из «Примеров трёх китов»).

Не испугался Зайчонок воды, прыгнул он на спину киту, и поплыли они за мелодией и китом- песней.

Солнышко поднималось всё выше и выше. Потрогало своим лучиком Щенка за ушко. Вскочил он, лапками глазки протёр, осмотрелся и побежал по дорожке к морю, распевая, кувыркаясь и подпрыгивая. А у берега его ждал кит - Танец: «Тебя-то я и жду! Поплыли со мной в страну «Музыка». Там ты научишься петь и танцевать».

(Звучит «Вальс» Кабалевского из «Примеров трёх китов»).

У: Итак, каких же трёх китов вы узнали из сказки.

Д: Кит – песня, кит – танец, кит – марш.

У: А раньше вы слышали эти названия?

Конечно, только вы не знали, что они называются китами в музыке.

А похожи ли они между собой? Или они разные?

Д: Они абсолютно разные.

У: Учиться узнавать «трёх китов» мы будем на уроках музыки так же, как вы на других уроках учитесь «буквы разные писать, тонким пёрышком в тетрадь».

  • Знакомы ли вам эти слова?
  • Из какой они песни?

Д: «Чему учат в школе».

У: Сегодня мы будем разучивать с вами эту замечательную песню композитора В.Шаинского, который написал огромное количество песен не только для детей, но и для взрослых.

(показ портрета).

  • Послушайте её и скажите, какие же главные слова в этой песне?

(слушание песни «Чему учат в школе» В.Шаинского).

Д: «Учат в школе, учат в школе, учат в школе».

У: А какой характер у этой песни?

Д: Весёлый, добрый, жизнерадостный.

У: А кто исполнял эту песню?

Д: Детский хор и солист.

У: Кого мы называем солистом.

Д: Исполнитель, который поёт песню один.

У: Давайте попробуем исполнить эту песню следующим образом:

Я – учитель, буду солистом, а вы – хор. Я буду исполнять куплет, а вы будете подпевать главные слова «Учат в школе….».

(исполнение песни в предложенном варианте).

У: А теперь посмотрите на эти схемы – картинки. В них зашифрованы слова этой замечательной песни. Давайте их попробуем правильно расположить и спеть по ним всю песню целиком.

(учитель вместе с детьми развешивает схемы- картинки в правильном порядке).

(исполнение песни с помощью опорных схем – картинок).

Обобщение:

Подводя итог урока, давайте вспомним:

  • Какие звуки нас окружают? (шумовые и музыкальные)
  • Какие люди нужны, чтобы в нашем классе зазвучала музыка? (композитор, исполнитель, слушатель).
  • С какими тремя китами мы познакомились сегодня на уроке? (кит-песня, кит-марш, кит-танец).

Домашнее задание: слушать музыку и узнавать в ней трёх китов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в I классе. Обобщение по теме «Песня, танец, марш».

Iкласс. Обобщение по теме «Песня, танец, марш».Тип урока:  урок-сценарий, комбинированный.Цель:  Обобщить знания детей, полученные на уроках IIIчетверти.Задачи:...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Урок музыки в 1 классе "Песня, танец, марш"

Урок музыки в 1 классе "Песня, танец, марш"...

Беседа-концерт на тему: «Песня, танец, марш- «три кита»в музыке»

О музыке можно говорить очень много, и по-разному: о композиторах и исполнителях, о музыкальных инструментах и о многом другом.В этом уроке -беседе пойдет  разговор – о «трех китах в музыке -это ...

Песня, танец, марш перерастают в песенную, танцевальную, маршевую музыку.

Открытый урок (обобщающий), в котором использованы как ране изученные песни, так и новые, а также предлагается различные  музыкальные произведения,  для закрепления изученного материала за п...

Урок музыки по теме "Музыкальные жанры: песня, танец, марш"

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки в 1-м классе общеобразовательной школы в рамках изучения темы "Музыкальные жанры"...