Развитие точности и чистоты интонирования у детей дошкольного возраста
статья по музыке

Вагнер Ирина Александровна

Основным видом музыкальной деятельности детей является пение – оно доступно детям с дошкольного возраста и занимает ведущее место в музыкальном воспитании. При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии песни, так как неверное исполнение мелодии искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании песни, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей. Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала в передовой практике и в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»

Развитие точности и чистоты интонирования у детей дошкольного возраста

Выполнила: педагог д/о Вагнер И.А.

г. Новокузнецк, 2024

Введение

Основным видом музыкальной деятельности детей является пение – оно доступно детям с дошкольного возраста и занимает ведущее место в музыкальном воспитании. При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии песни, так как неверное исполнение мелодии искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании песни, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей.

Воспитывающее влияние пения возрастает и углубляется, когда дети правильно передают мелодию. Поэтому понятна важность задачи развития чистоты интонации в пении детей с раннего возраста.

Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала в передовой практике и в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики.

Чистота певческой интонации зависит от многих факторов, в первую очередь, от степени развития музыкального слуха, а также степени развития профессиональных певческих навыков.

Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала в передовой практике и в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики.

Чистота интонации и музыкальные способности

В теории и практике музыкального воспитания и образования умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха.

Однако специальные исследования показали, что умение петь отнюдь не является единственным доказательством музыкальной одарённости. Кроме того, есть и другие признаки наличия музыкальных способностей.

Согласно данным исследованиям Б. М. Теплова, «основными музыкальными способностями являются:

  1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения…
  2. Способность к слуховому «представливанию» (термин Б. М. Теплова), т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение…
  3. Музыкально – ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний…».

Б. М. Теплов доказывает, что умение петь зависит от степени развития способности к слуховому «представливанию», но не меньшее значение для определения музыкальности имеют и две другие способности – ладовое и музыкально-ритмическое чувство.

Эти положения имеют существенное значение потому, что ими опровергается неправильная точка зрения, согласно которой дети, не умеющие петь, считались не музыкальными.

Б. М. Теплов доказывает, что основные музыкальные способности могут проявляться с различной силой, но все они поддаются развитию, совершенствованию. Музыкальные способности развиваются особенно успешно в результате планомерного педагогического воздействия на детей, если при этом учитываются индивидуальные особенности их музыкальности.

Успех педагогической работы зависит от знания индивидуальных особенностей музыкальности детей. Педагог ускоряет музыкальное развитие ребёнка, обращая особое внимание на развитие той способности, которая проявляется слабее, чем другие.

Отсутствие чистоты интонирования еще не указывает на неспособность к пению. Особенно это высказывание относится к дошкольному и младшему школьному возрасту, когда большинству детей очень сложно правильно передать мелодию песни только потому, что они ранее совсем не пели или не задумывались над правильной интонацией.

Способность чистоты интонирования может быть развита как и остальные музыкальные способности.

Умение правильно передавать мелодию связывается с развитием  мелодического  слуха,  который определяется как «музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии».

Главные компоненты мелодического слуха:

  • Ладовое чувство — эмоциональный компонент музыкального слуха.
  • Музыкальные и слуховые представления.

    Одно из проявлений ладового чувства у детей и у взрослых — интерес и любовь к слушанию музыки. Ладовое чувство так же проявляется в узнавании мелодии, в чувствительности к точности музыкальной интонации. Ладовое чувство — основа осмысленного, правильного восприятия музыки. Исследования доказали, что при восприятии мелодии у слушающего имеется ладовая настройка, благодаря которой он воспринимает мелодию как нечто целое, а не как простую последовательность отдельных интервалов. Проведённые опыты доказали, что не только взрослые, но и дети воспринимают мелодию как комплекс звуков в их соотношении с тоникой.

Развитие ладового чувства осуществляется на основе развития музыкальных представлений в процессе неоднократного восприятия музыки.

Представление – след восприятия, чувственное отражение действительности, образ предметов и явлений, которых в данный момент не воспринимаем.

Пение мелодии невозможно без определённого её представления, т. е. представления её звуковысотного и ритмического движения. Представление мелодии должно быть точным, иначе воспроизведение мелодии будет неправильным.

Восприятие выразительности музыки возможно только в единстве её звуковысотной и ритмической сторон. Вместе с тем и представление мелодии только тогда становится точным, когда в нём сохраняются и звуковысотные, и ритмические соотношения.

Поэтому нельзя развивать ладовое чувство и музыкальные представления отдельно от музыкально-ритмического чувства.

Умение чисто интонировать возникает только на определённом этапе развития музыкальных представлений, сначала при опоре на непосредственное восприятие мелодии, когда пение поддерживается инструментом или голосом педагога, дающим точное звучание.

Более высокой ступенью является самостоятельное пение знакомых мелодий без сопровождения. Здесь отсутствует опора на непосредственное восприятие мелодии (фортепиано или педагога).

Когда мелодия поётся сразу после прослушивания, но без сопровождения, можно считать, что уже есть элементы пения по представлению, но близко связанные с восприятием и поющий опирается на свежее впечатление.

Значительно труднее припомнить и спеть знакомую мелодию, опираясь лишь на её представление, вызванное в памяти. Это возможно только при наличии произвольного или «свободного» представления мелодии. Этим обстоятельством объясняется сравнительная трудность достижения правильного пения «а капелла», как сольного, так и ансамблевого.

Способность произвольно, т. е. сознательно, по своему желанию, пользоваться слуховыми представлениями без опоры на их восприятие определяется рядом музыкантов как «внутренний  слух». Пение без сопровождения возможно только при развитом «внутреннем слухе».

Путь развития у детей «внутреннего слуха» в случае слабой способности пользоваться слуховыми представлениями: наиболее целесообразно начинать развивать внутренний слух с наиболее естественной и лёгкой формы его проявления – с представлений, непосредственно связанных с восприятием и имеющих опору в реальном звучании. Но это является лишь этапом, за которым должна следовать работа по воспитанию «свободных» представлений, «чистого внутреннего слуха».

У детей с сильным слуховым (репродуктивным) компонентом музыкального слуха «свободные» представления ярко проявляются уже в ранние годы, тогда как у других они возникают лишь в результате большой педагогической работы.

Пути развития чистоты интонации

В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать  от развития голоса и слуха. Эта зависимость является общей для любых возрастов.

Вместе с тем развитие у детей умения чисто интонировать нельзя рассматривать вне связи с конкретными задачами воспитания и развития, так как обучение пению является частью общего процесса музыкального воспитания детей.

Основная цель музыкального воспитания – способствовать всестороннему развитию детей, совершенствуя не только музыкальные способности, но и такие стороны  личности,  которые  могут  ярче проявляться  под  влиянием  музыки, песни.

Обучение умению чисто интонировать прежде всего необходимо рассматривать как часть всего процесса обучения пению. В содержание обучения пению входит не только развитие у детей любви и интереса к музыке, не только сообщение им круга элементарных знаний о музыке, но и воспитание элементарных зачатков художественного вкуса.

Всё это определяет пути развития навыка чистого интонирования у детей.

Главная задача педагога по вокалу – способствовать общему и музыкальному развитию детей. Развитие слуха и обучение элементарным певческим навыкам, ведущее к развитию чистоты интонации, – средства для выполнения этой задачи.

Итог

Навык чистого интонирования зависит не только от развития мелодического слуха, но и от развития голоса и речи. Поэтому в содержании обучения этому навыку необходимо предусмотреть развитие певческого голоса.

Если не все дети к началу учебного года поют правильно, нужно выяснить основные причины  недостатков певческого развития не только со стороны голоса, чтобы, применяя соответствующую методику, постараться научить детей к концу года петь, чисто интонируя.

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1973.
  2. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников. М.: Просвещение, 1985.
  3. Клюева Е. В, Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении. Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.
  4. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М.: Просвещение, 1985.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 - 30.
  7. Развитие   чистоты   интонации   в  пении   дошкольников.   А.  Д.  Войнова. Москва – 1960.
  8. Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 1978.
  9. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное воспитание, 1992, стр.39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста.

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста....

ОПЫТ РАБОТЫ «Пластическое интонирование через музыкальные образы способствует развитию творческого воображения детей дошкольного возраста »

Выявляет индивидуальные возможности и задатки ребенка на основе диагностических исследований. Создает благоприятные условия детям  для развития музыкально-творческих способностей, для самостоятел...

Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной г...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

По мнению ученых, самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Имен...