Методическая копилка приёмов для уроков музыки
методическая разработка по музыке

Творческие задания для уроков музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka_korolevskaya_ev.docx27.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Учитель музыки: Королевская Е.В.

«Я - ПОЭТ»

Первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять главное:

  1. «Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.
  2. «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.

Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти учащихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:

  1. «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые). На уроке в 1 классе на тему «Музыка осени» дети рисовали под музыку Чайковского «Осенняя песнь». Я очень часто использую этот вид задания.
  2. «Цветная гамма». После прослушивания и исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки. На уроке в 3 классе по теме «Маршевость в инструментальной музыке» дети рисовали под музыку Грига «В пещере горного короля».
  3. «Я - поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.
  4. «Я - композитор». Сочините музыку к предложенным рисункам.

«НАРИСУЙ МУЗЫКУ»

При выполнении заданий этого блока, дети учатся обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.

Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:

  1. «В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий. На уроке в 5 классе тема «Стань, музыкой слово!» на прослушанное произведение Моцарта симфония № 40 дети сочинили сказку.
  2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.
  3. «Я - артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.
  4. Творческое задание для 7 класса: написать сочинение по прослушанному произведению с использованием средств музыкальной выразительности. Тема урока была «Вариационная форма», разговор на уроке шел о блокаде Ленинграда, о выживании людей и после дети прослушали 7 симфония Д. Шостаковича и им было дано это задание. Хочется сказать, что дети очень прониклись этой темой.

Задания творческого характера по музыке

1. Создание голосом или на инструменте движение звука: вверх, вниз, кружение, прыжки.

2. Выражение своих мыслей и чувств звуками.

Передать с помощью звука заданное учителем психо-эмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…). Другой вариант - в виде игры, когда ребёнок загадывает эмоциональное состояние, остальные дети – отгадывают.

3. Сочинение мелодии на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть использовано в качестве домашней работы.

4. Графическое, цветовое моделирование музыки.

5. Мимически, пластически создать образ героя данного музыкального произведения.

Например, слушая пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга»; С. С. Прокофьева «Прогулка» и т. д. (поле деятельности очень обширное).

6. Создание литературного «перевода» с языка музыки на язык слов.

Пример: в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, предлагаю ребятам представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц личного дневника, в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать литературную интерпретацию музыки.

7. Создание звуковых картин: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».

Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. (Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку).

«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.

«Дятел стучит» - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла:

«День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук-тук-тук-тук-тук».

Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.

Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»: слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).

Пример 3: картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т. д. После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И. Стравинского «Петрушка».

8. Снять свой рисованный фильм, который состоит всего из 3-4 кадров, но последовательно раскрывает настроение музыки.

9. Пластическая импровизация.

Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке «Петя и волк» С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

10. Вокальная импровизация.

В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.

11. Иллюстрации к музыкальным произведениям.

Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т. к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

12. Сочинение-миниатюра.

Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка.

13. «Перевод на язык другого вида искусства».

После прослушивания и анализа музыкального произведения его нужно «перевести» на язык красок или движения. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

14. Мозговой штурм.

Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова.

Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);

в) сюита, Бах, танец (И. С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

15. Синквейн. Пишем синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль.

Первая строка – тема произведения, выраженная одним словом, обычно существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное обобщение, повторяющее суть музыкального образа.

Например:

П.И. Чайковский «Детский альбом»

1) Кукла.

Грустная, печальная.

Болеет, плачет, не выздоравливает.

Девочка волнуется за свою куклу.

Жалко.

2) Солдатики.

Оловянные, серьёзные.

Идут, чеканят, стараются.

Солдатики гордо маршируют по площади.

Красиво!

16. Ассоциативный ряд.

После прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение.

Дифференцированные задания

Тестирование

Содержание тестов может быть разнообразным, но всегда исходит из объёма изученного материала. Степень сложности задания зависит от уровня одарённости.

Одарённых детей я выявляю путём тестирования в разной возрастной категории, чаще в начальной школе. Тестовый вариант для таких детей даётся в более высокой степени сложности.

Например:

для обычных:

В 1 классе в процессе знакомства с нотами учащимся предлагаю выполнить тест, заполнив пропущенные слоги названиями нот.

Например:

Ко _ _ ска, по _ _ на, _ _ гушка, Ко _ _ , _ _ ры, _ _ р.

Для одарённых задание усложняется, вместо пропущенных слогов ставится нотный стан на котором нота, её название является пропущенным слогом:

Ко _ _ ска, по _ _ на, _ _ гушка, Ко _ _ , _ _ ры, _ _ р.

Для учащихся 2 класса предлагаю более сложный вариант задания, в котором заложено определение жанров музыки. Предварительно читаю вслух ключевые слова и задание, делает остановку на слове «в котором», дети продолжают мысль, записывая недостающее по смыслу слово.

Например:

а) Опера- это музыкальный спектакль, в котором _____________________

б) Балет- это музыкальный спектакль, в котором____________________

(танцуют, поют).

Для одарённых задание даю в виде слушания произведений - отрывки из опер и балетов.

Задание на опознание автора произведения предлагаю выполнить учащимся 3 класса.

Для учащихся обычной степени подготовки:

Звучит произведение «Три подружки» Д.Кабалевского, прослушав этот произведение, дети отмечают в тесте вариант а) или б)

Для одарённых учащихся предлагаю более сложные варианты вопросов.

Например: Учащиеся определяют на слух название и автора произведения.

Предварительно, познакомившись с творчеством норвежского композитора Э.Грига, учащимся предлагаю определить образ утра, который создан композитором в увертюре «Пер Гюнт». Учащиеся знакомятся с вариантами ответов, затем слушают музыку и подчёркивают правильный вариант ответа.

Например:

Что изображено в музыкальной картине Э.Грига (слушают)

1) Заход солнца;

2) Северное сияние;

3) Утро.

Одаренным детям предлагаю задание: звучит музыка, после чего следует вопрос:

Назовите произведение и его автора?

Учащиеся 4 класса предпочитают работать с заданиями с выбором ответа, где есть вариант неправильного ответа, похожего на правильный, так называемым ошибкой - дистрактор (ошибка-дистрактор- неправильные ответы, но похожие на правильные и потому правдоподобные).

Например:

Учитель читает задание и 4 варианта ответов для детей разного уровня подготовки, а в листах для одаренных предлагается 10 вариантов, после чего, ученики должны подчеркнуть правильные ответы.

Какие из инструментов входят в состав русского народного оркестра:

для детей разного уровня подготовки

для одаренных детей

1) скрипка

1) скрипка

2) балалайка

2) балалайка

3) кларнет

3) кларнет

4) домра

4) домра

5) труба

6) свистульки

7) ложки

8) флейта

9) свирель

10) жалейка

Изучая творчество П.И.Чайковского, его музыкой к балетам. Четвероклассникам нравится задание, связанное с творчеством этого композитора. В данном тесте все предложенные варианты основаны на сказочных сюжетах. Учитель читает задание для обычного уровня детей. Они отмечают правильные ответы.

Например:

Какие из балетов принадлежат П.И.Чайковскому:

а) «Спящая красавица»; б) «Лебединое озеро»; в) «Золушка»;

г) «Щелкунчик».

Для одарённых учащихся предлагается задание более сложной степени.

Например:

Кому из композиторов относятся произведения?

1)П.Чайковский а) «Золушка»

2)С.Прокофьев б) «Лебединое озеро»

3)И.Бах в) «Щелкунчик»

4)В.Моцарт г) «спящая красавица»

Варианты ответов: 1а, 2б, и т.д.

Учащиеся обычной подготовки всегда имеют возможность по желанию пройти тест для одарённых учащихся.

Одарённые дети могут играть роль помощников учителя в 5-7 классах. Для этого возраста свойственно познание и демонстрация знаний среди сверстников. В исследовательскую деятельность можно включить одарённых детей 5-7 классов. Они самостоятельно подбирают материал по заданной теме учителя. Изучив материал, учащиеся тестируются для того чтобы проверить освоенный материал. Затем одарённые дети, пройдя благополучно тестирование усвоенного материала, могут продемонстрировать свои знания в виде подачи нового материала на уроке.

Для обычных и одарённых детей тестовый материал даётся разной степени трудности. Для одарённых учащихся в основном тестирование сопровождается слушанием музыкального материала, основываясь на богатый накопленный слуховой опыт.

Например, для обычного уровня подготовки учащиеся 5 класса знакомятся с музыкальными спектаклями: оперой и балетом, поэтому для учащихся с обычной подготовкой предлагается ряд заданий:

Например:

1.Как переводится слово опера:

а)спектакль; б)сочинение; в)пение.

2.Родиной оперы является:

а)Греция; б)Испания; в)Италия.

3.Опера возникла в:

а)14-15вв.; б)15-16вв.; в) 16-17вв.

4.Продолжите: либретто- это…(краткое изложение сюжета оперы, балета, мюзикла)

5.Балет в переводе означает:

а)двигаюсь; б)танцую; в)изображаю.

Для одарённых детей предлагается задание, которое объединяет несколько вопросов в один.

Например:

Определить слова, относящиеся к опере и к балету: сочинение, Италия, 16-17вв., либретто, танцую, дирижёр, балетмейстер, режиссёр, вокалисты, балерина.

К опере: сочинение, Италия, 16-17 вв.., либретто, дирижёр, режиссёр, вокалисты.

К балету: Италия, либретто, танцую, дирижёр, балетмейстер, балерина.

В 6 классе учащимся обычного уровня подготовки предлагается выполнение теста на соответствие композитора и его произведения. Прослушивание музыки не является обязательным. Учащимся требуется разъяснить правильность записи ответов, как указано ниже (цифра-композитор; буква- произведение).

Например:

Кому из композиторов относятся произведения:

1)М.Гаврилин; а) «Реквием»;

2)К.Орф; б) симфония «Перезвоны»;

3)В.Моцарт; в)кантата «Кармина Бурана»;

4)В.Кикта; г) «Токката и фуга»;

5)И.Бах; д) симфония «Фрески Софии Киевской».

Ответы: 1а, 2б т.д.

Для одарённых детей предлагается это задание, но со слушанием произведений и указанием последовательности звучания. Например звучит под номером 1 композитор В.Кикта, ставим в ответе 1-4д.

Кому из композиторов относятся произведения:

М.Гаврилин; а) «Реквием»;

1)К.Орф; б) симфония «Перезвоны»;

2)В.Моцарт; в)кантата «Кармина Бурана»;

3)В.Кикта; г) «Токката и фуга»;

4)И.Бах; д) симфония «Фрески Софии Киевской».

Ответы: 1-4д; 2-2а и т.д.

Для учащихся 7 классов обычной подготовки после изучения тем «Симфоническая музыка», «Инструментальный концерт предлагаются тесты:

1.Что означает слово «симфония» в переводе с греческого:

а)сочинение; б)созвучие; в)согласие.

2.Кто из композиторов является создателем жанра симфонии?

а)Й.Гайдн; б)В.Моцарт; в)И.Бах.

3.Сколько частей имеет классическая симфония?

а)четыре; б)пять; в)шесть.

4. Что означает в переводе слово концерт?

а)выступление; б) согласие; в)созвучие.

5. В каком веке возник жанр инструментального концерта?

а)15в.; б)16в.; в)17в.

Для проверки знаний у одарённых детей предлагаются тесты с усложнённым вариантом:

Записать в разные колонки ключевые слова, фамилии композиторов и страну относящиеся к симфонии и к концерту: созвучие, согласие, Д.Шостакович, Германия, С.Рахманинов, Россия, П.Чайковский, Армения, Й.Гайдн, А.Хачатурян, Л.Бетховен, И.Бах, Австрия.

Ответ:

Симфония Концерт

созвучие согласие

Й.Гайдн-Австрия И.Бах- Германия

П.Чайковский-Россия П.Чайковский-Россия

Л.Бетховен-Германия С.Рахманинов- Россия

Д.Шостакович-Россия А.Хачатурян- Армения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема: «Использование игровых технологий и приёмов на уроках музыки».

Методическая тема - эффективная форма организации работы учителя. По окончании работы над темой педагог должен написать отчёт, проанализировав свою деятельность и сделав выводы, а также рекоменда...

методическая разработка.Презентация к уроку музыки во 2 классе «Молитва»

Методическая разработка. Презентация к уроку музыки во 2 классе по теме «Молитва»...

Методическая копилка для проведения уроков русского языка в начальной школе.

Загадки про части речи, шарады, ребусы, дидактическая игра, игра "Поработай корректором"....

Методическая копилка (материала к урокам литературного чтения на родном языке")

Материалы к урокам литературного чтения на родном языке....

методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...

Методическая копилка приёмов смыслового чтения при работе с текстом.

В настоящее время проблема смыслового чтения является особенно актуальной. Сегодня усиливается тенденция отказа детей от чтения книги предпочтение других источников информации. Детям трудно читать и в...