«Балет И. Ф. Стравинского Петрушка»
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №154» | Учитель музыки: Бардин С. Д. |
Дата: | Руководитель практики: Шелепова Д. А. |
Класс: 4 «В» | Преподаватель фортепиано: Литвяк А. А. |
Студентки 30 группы Шиповаловой Александры | Преподаватель вокала: Муталиева Л. С. Преподаватель дирижирования: Седлецкая И. К. |
Тема: «Балет И. Ф. Стравинского Петрушка»
Цель: Знакомство учащихся на примере фрагментов балета «Петрушка» с творчеством русского композитора И. Стравинского
Задачи:
- Образовательная: Провести анализ 2 фрагментов произведений: «Мазурка»из оперы Иван Сусанин, сцена Сусанина и поляков, сцена Сусанина и поляков в лесу, дать понятия: мазурка.Продолжить знакомство с творчеством М. И. Глинки. Вспомнить пройденные музыкальные термины – опера, увертюра. Закрепить знание песни «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы.
- Развивающая: Развивать навык слушания произведений, развивать умение анализировать прослушанное произведение, развивать навык чистого интонирования, развить способность различать характер музыки.
- Воспитательная: Формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: словесный метод (рассказ, подводящий диалог), наглядный метод (иллюстрации), метод проблемной ситуации, Метод стимулирования занимательным содержанием.
Материалы, оборудование: фортепиано, компьютер, экран, презентация, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы. « Иван Сусанин», фрагменты из Балета «Петрушка».
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Рефлексия
- Итог урока
Челябинск, 2024
№ | Этап | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1. | Организационный момент | 3 минуты | Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное путешествие в музыкальный театр. А пропускным билетом будет выполненное вами домашнее задание.Что вы проходили на прошлом уроке? Что слушали? Какие особенности восточной музыки вы узнали? Хорошо, задание в тетрадях я соберу позже. А сейчас мы переходим к нашему уроке! | Здравствуйте. Ответы детей. | ||||
2. | Организация слушательской деятельности | 22 минут | Посмотрите на доску. Что вы видите? Это афиша, вы знаете что такое афиша? Прочитайте , что нам рассказывает афиша? Прочитайте, как называется музыкальный спектакль, с которым мы сегодня познакомимся? («Петрушка») Кто композитор? («И.Ф. Стравинский»). Давайте вместе сформулируем тему урока: «Балет И. Ф. Стравинского «Петрушка». А вы знаете , что такое балет? Балет это - вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Откройте свои тетради, запишите число и тему урока. - Ребята,, чтобы отправиться в музыкальный театр и посмотреть какой-либо спектакль нужно подготовиться. Что значит «подготовиться к спектаклю?» Надо знать краткое содержание спектакля – либретто. А кто знает , что означает слово «либретто» в переводе с итальянского? Правильно – это «маленькая книжечка». И. Ф. Стравинский - русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского. В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту. Обратите внимание, на доске изображен портрет Александра Бенуа – это художник, автор сценария, костюмов и декораций к балету «Петрушка». Я раздала вам распечатки , это наше с вами либретто, посмотрите в них и расскажите кто будет главными героями балета? (дети читают названия героев и сами называют Арапа, Балерину и Петрушку). Из скольких картин состоит действие? (4) .Правильно. Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка. Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка? (как вы представляете себе ярмарку?…вам поможет иллюстрация на экране) (Ответы детей.) Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года. Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!» На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, разыгрывали театральные представления. Вернемся к нашему спектаклю. Барабанный бой возвещает о начале фокуса. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивленью толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс. Начинается представление. После прослушивания скажите мне, как звучала музыка этой сцены? Прослушивание фрагмента «Русский танец» Чтобы передать эту картину И.Ф.Стравинский написал множество мелодий, которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши. Поэтому особенность музыки Стравинского в том, что она написана в народном стиле. Музыка в народном стиле – композиторская музыка, но очень похожая на народную. Продолжим знакомство с содержанием балета: 2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки. Кто такой Петрушка? (Петрушка – народный шут, веселит людей). В данном произведении Петрушка влюблен в балерину, но любовь его безответная. Игра «Я- композитор» -Давайте вместе попробуем сочинить музыкальное произведение «Петрушка». Подумаем, какое настроение будет у нашего произведения? (Из предложенных прилагательных выберите подходящие) На доске прикрепить по одному прилагательному, соответствующему образу Петрушки. Зачитать, что получилось. А теперь послушаем, какой образ Петрушки, получился у композитора Игоря Федоровича Стравинского -Сопоставьте образ Петрушки композитора и тот, который получился у нас. (Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского) 1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось? 3 картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки.(словарная работа) Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся. 4-я картина – «Смерь Петрушки» Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует». Прослушиваем фрагмент . Петрушка | Ответы детей. Афиша это - реклама спектакля . | ||||
3. | Организация исполнительской деятельности | 10 минут | Давайте для начала распоёмся. Распеваю детей, даю артикуляционные упражнения. Попрошу вас встать для того чтобы начать петь. Поём песню от начала до конца под минус (я помогаю) . Молодцы, ребята., а теперь спойте без моей помощи. Пение. Исправляю проблемные места в пении. Молодцы ребята, на следующем уроке мы продолжим разучивание песни. | Подготовить голос к пению. Распевание. Дети поют песню. | ||||
| ||||||||
4. | Рефлексия | 3 минуты | На этом наш урок окончен? Что вам понравилось больше всего? Что вы сегодня узнали? Кого хотите похвалить? | Ответы детей | ||||
5. | Итог урока | 2 минуты | Давайте подведём итог занятия. 1. Что такое балет? 2. Назовите композитора балета «Петрушка». 3. Перечислите героев балета «Петрушка». 4. В чем особенность музыки И.Ф. Стравинского? Молодцы , сейчас вам раздам ваше домашнее задание и на этом мы завершим наш урок. Спасибо за урок, до свидания! | Дети отвечают на вопросы и получают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе по теме "Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
Проектирование фрагмента урока "Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка" с использованием стратегии развития визуальной коммуникации (рассмотрение эскиза декорации А.Н. Бенуа к балету И.Ф. Ст...

Презентация "Балет И.Ф.Стравинского "Петрушка"
В презентации даны биография И.Ф.Стравинского, краткое содержание балета, КИМ....

Внеурочное занятие по ритмической гимнастике. Тема: Балет «Петрушка»
Внеурочное занятие по ритмической гимнастике в начальной школе. Тема: "Балет "Петрушка" (презентация и конспект)...

Балет. Фрагмент балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
План-конспект урока по музыке в 1 классе на тему "Балет. Фрагмент балета С.С. Прокофьева "Ромео и Джульетта"....

Презентация к уроку музыки на тему "Балет Петрушка" 4 класс
Презентация к уроку музыки на тему "Балет Петрушка" 4 класс...
Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме: Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
Методическая разработка урока музыки в 4 классе по теме: Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка". На данном уроке учащиеся впервые знакомятся с творчеством композитора И.Ф.Стравинского и его бале...

