Урок в 4 классе по теме "Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Глушкова Екатерина Евгеньевна

Проектирование фрагмента урока "Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка" с использованием стратегии развития визуальной коммуникации (рассмотрение эскиза декорации А.Н. Бенуа к балету И.Ф. Стравинского "Петрушка").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ko_-_beseda_po_kartine_-_glushkova_e.e.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проектирование фрагмента урока с использованием стратегии развития визуальной коммуникации.

Рассмотрение эскиза декорации А.Н. Бенуа к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1911)

Ф.И.О. учителя: Глушкова Екатерина Евгеньевна

ГБОУ СОШ: №557, Невский район

Тема раздела: «В музыкальном театре»

Тема урока: Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка»

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 4-й

I этап взаимодействия с картиной (контактный) – эмоциональная настройка на картину

II этап взаимодействия с картиной (ориентировочно-аналитический)

- Что вы видите на этой картине? Что на ней происходит?

(город, праздник, много людей вышли на улицу)

- Что еще можно увидеть на этой картине?

 (театр, торговцы; лавочки с пряниками и сластями; дымящийся огромный самовар)

- Что мы видим на заднем плане картины?

(горка, катальные горки с затейливыми башенками, на которых развиваются флаги)

III этап взаимодействия с картиной (качественный анализ образов)

- Как вы думаете, для чего предназначались все эти сооружения?

(для увеселения народа, для народных зрелищ)

- Можете ли вы подробнее рассказать о людях, изображенных на картине?

(все они разные (богатые и из бедного сословия; дети и взрослые), люди толпятся у входа, ждут представление)

- Художник изобразил «безликую толпу» или можно выделить какие-нибудь характерные группы?

(на заднем плане – очертания людей; на переднем плане отдельные группы с определенным характером, историей)

- Что объединяет всех этих людей?

(всех объединяет общее веселье: они смеются, весело разговаривают)

- Как вы думаете, когда происходит то, что изображено на картине?

(возможны разные варианты: солнечный день; конец 19- начало 20 века; зимой)

- Почему вы решили, что это солнечный день?

(солнечные блики на снегу; светлое небо; все освещено солнцем)

- Почему вы решили, что это зимний день?

(большое количество снега)

- Почему вы решили, что это конец 19 – начало 20 века?

(одежда людей того времени, старинные надписи)

- Какой город изображен? Почему вы так решили?

(Санкт-Петербург, Адмиралтейство на заднем плане)

- Какое же событие изобразил художник? Почему вы так решили?

(народный праздник – масленица; народное гулянье, катальная горка, театр; происходит зимой)

- Что ещё на картине помогает понять, что изображено масленичное гулянье?

(общее веселье – настроение праздника)

- С начала XIX века на просторном Адмиралтейском лугу устраивали народные гулянья на Масленицу.

- Что являлось центром развлечения на Масленице? Что находится в центре площади?

(театр)

- На картине один театр или несколько? Чем они отличаются? Чем украшены?

(по размеру: богатые, победнее; по убранству, по доступности; украшены флагами, вывесками, картинами, афишами) 

- Кто-нибудь знает, как раньше назывались эти театральные представления?

(балаганы)

- Слово «балаган» первоначально обозначало легкую временную пристройку к дому, разборную торговую постройку. Потом это слово стали применять к театрализованным зрелищам – ярмарочным спектаклям.

- Давайте внимательно рассмотрим балаганы? Что интересного увидели в каждом из них?

(в балагане слева на балкончике можно увидеть актеров)

- Что они делают?

(зазывают зрителей в театр, расхваливая зрелище)

- Чем интересен балаган, который находится с другой стороны площади?

(лестница, на которой толпятся люди, дожидаясь очереди, чтобы попасть на представление)

- Что же интересного могут увидеть в этом балагане люди? Какие ещё зрелища, кроме театральных, предлагались на Масленицу?

(цирковые представления, «комната смеха»)

- А какое представление увидят в маленьком балагане в центре картины? Почему вы так решили?

(кукольный театр; надпись «театр живых фигур»)

IV этап взаимодействия с картиной (анализ отношения и взаимодействия героев)

- Как художник показывает яркость и красочность праздника? Какой контраст он использует? Что служит фоном?

(праздничный яркий цвет на фоне неподвижной белой массой снега)

- Для чего это нужно? Что помогает показать?

(настроение праздника; пестротой праздничного движения)

V этап взаимодействия с картиной (формулировка обобщенных смыслов)

Как вы думаете, что привлекло художника в этом сюжете?

(проводы зимы – это особый народный праздник, один из самых любимых на Руси)

- Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник?

(общее праздничное веселье объединяет всех собравшихся людей; любовь художника к этому празднику – картина полна жизни, очень светлая, яркая, эмоциональная, полная событий и впечатлений)

- А чем необычна эта картина?

(расположенные по бокам дома; в окнах второго этажа — обыватели; арка, через которую открывается вид на площадь; занавес)

- На что же похожа эта картина?

(она похожа на изображение сцены; на декорацию)

- Это действительно эскиз декорации. Но чем здесь необычно оформление сценического пространства? 

(обычно декорации располагаются по периметру сцены)

- Почему же автор выбрал именно такую форму декорации? Какого эффекта он хотел добиться?

(через арку декораций смотрим на реальную жизнь; достигается пространство, полное цвета, света, воздуха)

- Декорация построена по принципу «картина в картине»; на сочетании постоянного и сменяющихся в его проеме картин.

- Что такое эскиз декорации?

(эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения; декорация - живописное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене)

- Для чего же художник создал этот эскиз?

(для театрального представления)

- Удалось ли ему в своем эскизе передать место, обстановку и время, в которых будет происходить действие спектакля?

(да; художник показал реальную жизнь)

VI этап взаимодействия с картиной (выход из контакта)

- Картина, над которой мы сегодня работали – произведение Александра Николаевича Бенуа. Он создавал этот эскиз по своим детским воспоминаниям петербургских масленичных гуляний и балаганных театров.

- Про свою работу художник говорил: «Но еще более меня соблазняла идея изобразить на сцене театра — «Масленицу», милые балаганы, эту великую утеху моего детства… соорудить балаганам какой-то памятник».

- Эта картина является одним из эскизов к произведению композитора И.Ф. Стравинского, о котором мы сегодня будем с вами говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова

КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...